РП коррекционной работы ОВЗ 2.2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ»

.
Рассмотрено
Протокол заседания кафедры
начального образования от .08.
2022 года №
зав. кафедрой_________ Н.А.
Павловская

Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______________ С.Д. Головская
.08. 2022 года

Утверждаю
Директор МБОУ
«Школа-гимназия №1 имени
Героя Советского Союза Е.И.
Дёминой»
Приказ № от .08.2022г.
_______Л.И. Тютюнник
.08.2022года

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00EE1AA98F79E1BBB66402043C488C8247
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 25.05.2023 до 17.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающих занятий «Развитие пространственных представлений, памяти и
внимания, развитие коммуникативной сферы», для обучающихся с ОВЗ

Уровень образования начально общее образование (ФГОС)
Класс: 1
Количество часов : 2 часа в неделю , 66ч.
Рабочая программа составлена на Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития
младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов). — М.: «Ось-89», 2006.
Программа разработана на основе методических рекомендаций : «Разработка адаптированных
общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья». Методическое
пособие Симферополь, 2017
Автор-составитель:
Комарова О.А., методист центра качества образования, преподаватель кафедры психологии и
педагогики ГБОУ ДП РК КРИППО

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы являются:
▪
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников;
▪
примерная образовательная программа МО РФ.
▪
общеобразовательная программа МБОУ и АОП.
▪
методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению
учащихся в учебно-образовательном процессе в условиях модернизации образования
▪
программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших
школьников»
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности
познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать
программу и т. д. даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс,
показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны
потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе
представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в
начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период
адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем
учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной
активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный
период развития.» (В. В. Давыдов). Успешность освоения учебной деятельности, прежде
всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном
освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры
расширяется
кругозор,
формируется
воображение,
произвольность
поведения,
вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму,
формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с
учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в
теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной
деятельности. В контексте психологической готовности к школе и формирования учебной
мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л. С. Выготским —
спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение, прежде всего, характерно для
детей, организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию,
стремлению. Такие стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит
от многих субъективных факторов. Школьная практика опирается на реактивное обучение, т.
е. на способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе, но
наличие способности к реактивному обучению вовсе не означает, что ребенок психологически
готов учиться в школе.
Важно понять, что умение учиться только по чужой программе
ставит перед учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только
сиюминутным интересам, т. с. спонтанно. Зачастую подача содержания урока является
приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются
вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные,
психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются.
Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение
образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих
занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе,
принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать
познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.

Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших
школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и
развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе
учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных
на занятиях по задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:
познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с
книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и
опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «яконцепции»).
ЦЕЛЬ: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для учащихся с ТНР
и успешное формирование и развитие у них учебных, социальных и познавательных
навыков для полноценного развития личности.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать у детей когнитивные умения и способности, необходимые для успешного
обучения в начальной школе.
2. Формировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной Я-концепции детей,
устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с
педагогами.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 30мин., темп и продолжительность занятий выбираются в
зависимости от возрастной группы и особенностей класса.
4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются;
5. Наращивание темпа выполнения заданий;
6. Смена разных видов деятельности.
Так же в структуру занятий включены
кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции
школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что
школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие.
Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление,
связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении.
Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического
мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит
чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при
торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария,
появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие

недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность,
непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы
упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках
урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются
упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально
организованного пространства, просты в выполнении.
Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего
развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону
актуального развития.
Структура занятия:
Материал каждого занятия рассчитан на 30минут.
1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой
деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно
доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных
психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём
памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят
определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы
разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на
сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и
подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
3.
ТРЕНИРОВКА
ПСИХИЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМОВ,
ЛЕЖАЩИХ
В
ОСНОВЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ,
МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только
способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся
соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и
приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания
подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не
только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно.
5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы,
«добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными
средствами русского языка.
6. КОРРЕ ГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты
зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта
7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная
память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое
мышление, активизируются творческие способности.
или РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.
8. РЕФЛЕКСИЯ.
Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю. Занятия можно проводить в
группах по 8-10 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы
можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры.

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений,
восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же
формирование
психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких
психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность
осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в
словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным
указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно
развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возраста
(внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без
опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только
двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием,
вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность
поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход
своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной
мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие
детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только
выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет,
форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия
мыслительную деятельность.
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и
распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или
больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является
формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания
вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение
расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства,
устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой
системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию
мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение,
абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При
развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков
психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое
воображение.
Ожидаемые результаты по окончанию курса:
На момент
поступления в
школу

На момент
окончания 1
класса

На момент
окончания 2
класса
Личностные УУД
Проявляет
Проявляет
Проявляет
самостоятельнос самостоятельнос самостоятельнос
ть в игровой
ть в разных
ть в некоторых
деятельности.
видах детской
видах учебной
Пытается
деятельности,
деятельности.
оценивать себя и оценивает
Оценивает
свои поступки
деятельность и
деятельность
поступки не
литературных
только свои, но
персонажей
и своих
пытается

На момент
окончания 3
класса

У выпускников
начальной школы

Проявляет
самостоятельнос
ть в учебной
деятельности,
оценивает
поступки детей
и взрослых,
аргументирует
свой ответ

Понимает цель
обучения,
планирует
результат своей
деятельности
способен
работать на
результат с
отсрочкой его
достижения.

сверстников.
Открыто
относиться ко
внешнему миру,
не всегда
чувствует
уверенность в
своих силах

Относиться
открыто ко
внешнему миру,
чувствует
уверенность в
своих силах во
внеурочной
деятельности

Взаимодействуе
т со
сверстниками и
взрослыми через
участие в
совместных
играх. В игре
способен вести
переговоры.
Пытается
сдерживать свои
эмоции

Взаимодействуе
т со
сверстниками и
взрослыми через
совместную
игровую или
учебную
деятельность.
Способен
договариваться
и учитывать
интересы
других,
сдерживает свои
эмоции

В рамках игры
обсуждает
возникающие
проблемы,
правила, может
поддержать
разговор на
интересующую
его тему

Обсуждает
проблемы
возникающие в
учебной игровой
деятельность,
может
поддержать
разговор на
интересующую
его тему

Положительно
относится к себе
и окружающим.
Отзывчив к
переживаниям
другого
человека

Понимает
чувства других
людей и
сопереживает
им, понимает
оценки учителей
своим и чужим
поступкам

обосновывать
свои мысли
Относиться
открыто ко
внешнему миру,
чувствует свою
уверенность не
только в игровой
деятельности,
умеет
адаптироваться к
новым
ситуациям

Относиться
открыто ко
внешнему миру,
чувствует
уверенность в
своих силах в
учебной
деятельности,
умеет
адаптироваться
к новым
ситуациям в
учебной
деятельности
Взаимодействуе Взаимодействуе
т со взрослыми и т со
сверстниками на сверстниками и
основе любой
взрослыми даже
совместной
не имея
деятельности
совместной
умеет
деятельности,
договариваться о имея целью
совместных
достигнуть
действиях и
какой-либо
плане
личной цели (Нсовместной
Р, получить
деятельности
нужную
информацию,
совершить
покупку)
Обсуждает
Обсуждает
проблемы
проблемы ,
возникающие в
избегает
интересующей
конфликты, с
его сфер, с
интересом
интересом
обсуждает
обсуждает
интересующие
интересующие
его вопросы,
его вопросы,
расспрашивает
расспрашивает
взрослых о том.
взрослых
Что для него
важно
Способен
Доброжелательн
сочувствовать и о реагирует на
сопереживать,
замечания
принимает
способен
оценку своим
исправиться в
поступкам от
ответ на
сверстников
предложение
взрослого

Умеет
адаптироваться к
динамично
меняющемуся
миру, способен
сделать
личностный
выбор на основе
норм морали

Ориентируется в
социальных
ролях умеет
выстраивать
межличностные
взаимоотношения
.

Умеет находить
выход из
конфликтной
ситуации,
договариваться о
взаимовыгодном
сотрудничестве,
обмене
коллекций и т.п.

Строит свои
отношения со
сверстниками и
взрослыми на
основе
взаимопонимания
и поддержки

Проявляет
инициативу и
самостоятельнос
ть в различных
видах детской
деятельности

Принимает и
сохраняет
учебную задачу

Умеет выбирать
себе род занятий
и выстраивать
внутренний план
действий в
игровой
деятельности

Переносит
навыки
построения
внутреннего
плана действий
из игровой
деятельности из
игровой
деятельности в
учебную

Проявляет
умения
произвольности
предметных
действий

Овладевает
способами
самооценки
выполнения
действий

Активно
взаимодействует
со сверстниками
и взрослыми на
основе общей
деятельности

Проявляет
любопытство ко
всему новому и
необычному

Регулятивные УУД
С помощью
Способен сам
педагога ставит
поставить
учебную задачу задачу в
творческой
деятельности
связанной с
учебной
Совместно с
учителем
учитывает
выделенные
педагогом
ориентиры для
построения
внутреннего
плана действия в
учебном
материале
Адекватно
принимают
оценку своей
деятельности со
стороны

Ставит учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися, и
того, что еще не
известно
Способен
Самостоятельно
самостоятельно
определяет
выстроить
ориентиры в
внутренний план новом материале,
действий в
прогнозирует
некоторых видах результат
учебной
учебной
деятельности
деятельности

Планирует свои
действия
совместно с
учителем,
анализирует
проблемы и
результат

Коммуникативные УУД
Имеет
Формируются
Планирует
первоначальные навыки
учебное
навыки работы в совместной
сотрудничество
группе:
учебной
совместно с
совместное
деятельности
учителем,
обсуждение
над проектом:
принимает
правил,
выполнение
участие в
распределение
роли, заданной
контроле чужой
ролей.
учителем,
деятельности,
помощь
осуществляет
товарищам по
рефлексию
проекту
Умеет задавать
вопросы,
проявляет не
только

Умеет задавать
вопросы, чем
проявляет свою
любознательнос

Умеет
сотрудничать со
сверстниками и
взрослыми в

Умеет
планировать
последовательнос
ть
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата,
вносит изменения
в план с учетом
результата
предыдущего
действия
Планирует
учебное
сотрудничество
со сверстниками:
участвует в
распределении
ролей,
составлении
плана
деятельности,
обсуждении
результатов.
рефлексии
Способен
поставить задачи
для
инициативного

любопытство, но
и
любознательнос
ть
Умеет
выслушать и
понять точку
зрения другого,
отстаивать свою

ть, умеет
слушать

поисках
интересующей
информации

сотрудничества
при поиске и
сборе
информации
Способен
Частично
Чувствуя
Владеет
договариваться,
владеет
приближения
способами
учитывать
навыками
конфликта
разрешения
интересы других
преодоления
способен его
конфликта, может
в игровой
конфликта
избежать или
стать
деятельности
быстро
посредником в
нивелировать
разрешении
Результатом прохождения занятий по данной программе является повышение качества
усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно
актуально в рамках введения ФГОС второго поколения.

ЛИТЕРАТУРА
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников.
Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.:
«Ось-89», 2006.
Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.:
Издательство «Экзамен», 2011.
Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания,
мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, — 2008.

Содержание программы.
1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на
формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача
достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают
преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового
запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания,
выполнение которых предполагает использование практических действий.
№

Цель занятия

Содержание

Знакомство.

1

занятия
1

Пояснение целей и задач занятий.
Установление контакта.

2

Развитие концентрации внимания.

5

Развитие пространственного восприятия
и сенсомоторной координации
Развитие навыков саморегуляции.
3

Тренировка внимания

5

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
4

Тренировка слуховой памяти.

5

Совершенствование мыслительных
операций

5

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.

5

6

Развитие логического мышления.

5.

Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
7

Совершенствование воображения.

5

Развитие наглядно-образного мышления.

8

Развитие быстроты реакции.

5

Совершенствование мыслительных
операций.

32-33

Подведение итогов.

2

Выявление уровня развития внимания,
памяти, воображения, мышления.
Примечание. Количество занятий в 1-х классах по учебному плану составляет 33ч в связи с
дополнительными каникулами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».