МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» . Рассмотрено Протокол заседания кафедры начального образования от .08. 2022 года № зав. кафедрой_________ Н.А. Павловская Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ С.Д. Головская .08. 2022 года Утверждаю Директор МБОУ «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Приказ № от .08.2022г. _______Л.И. Тютюнник .08.2022года ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00EE1AA98F79E1BBB66402043C488C8247 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 25.05.2023 до 17.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий «Развитие навыков произвольной регуляции деятельности » для обучающихся с ОВЗ Уровень образования начально общее образование (ФГОС) Класс: 1 Количество часов : 2 часа в неделю , 66ч. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Головенкова М.А. педагог – психолог Программа разработана на основе методических рекомендаций : «Разработка адаптированных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие Симферополь, 2017 Автор-составитель: Комарова О.А., методист центра качества образования, преподаватель кафедры психологии и педагогики ГБОУ ДП РК КРИППО Пояснительная записка Актуальность программы На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять своим поведением – один из существенных моментов, определяющих психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебнопознавательной деятельности. Внешне эти проблемы проявляются по-разному: одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанный, действуют импульсивно, необдуманно; другие - несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованны и рассеянны, не могут успешно следовать указаниям учителя, не выслушивают до конца задание, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. Объединяют тех и других трудности организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия. Наличие данных особенностей предопределяет трудности в усвоении знаний на уроках и позиции школьника, в успешности школьного обучения и взаимодействия в целом. Причинами является ярко выраженная дефицитарность развития произвольной регуляции на уровне функций программирования и контроля деятельности, при этом следует учитывать незначительные особенности и недостаточность предыдущего уровня - регуляции двигательной активности. В младшем школьном возрасте это приводит к феноменам трудностей освоения ребенком базового школьного компонента, а также дезадаптации в целом. Работа психолога по формированию и развитию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ОВЗ ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: − ставить и удерживать цель деятельности; − планировать действия; определять и сохранять способ действий; − использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; − осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; − оценивать процесс и результат деятельности. Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная область психолого-педагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического сопровождения. Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить школьника на предстоящую работу: создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в выполнении каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными – удовлетворение от работы, нейтральными – работа не вызвала никаких эмоций, отрицательными – неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы специалистапсихолога имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения», «Термометр чувств», «Эмоциональные модальности» и другие игровые упражнения. Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что первично предлагаются занятия по развитию высших психических функций: формирование эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, восприятия и умственных способностей ребенка. Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в виде сюжетно-игрового занятия и занятия по сказочному сюжету. Это способствует созданию доброжелательной атмосферы в группе «специалист-ребенок», эмоциональной сплоченности всех участвующих в коррекционно- воспитательном процессе, что способствует более эффективной результативности программы. Данная программа направлена на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь, произвольности. Программа применима для работы с группой младших школьников с ОВЗ, а также для индивидуальной работы. Данная программа составлена на основе рекомендаций территориальной ПМПК. Цель программы: деятельности. - развитие произвольной регуляции психической Задачи: Учить планировать деятельность, определять и сохранять способ действий. Учить использовать самоконтроль на всех этапах деятельности. Осуществлять словесный отчѐт о процессе и результатах деятельности. Оценивать процесс и результат деятельности. Обучать способам расслабления (релаксация-визуализация, дыхательные упражнения). Содержание программы Программа состоит из четырёх этапов. Каждый этап представляет собой серию усложняющихся заданий, направленных на развитие произвольной регуляции деятельности того или иного уровня и не ограничен какими-либо жесткими сроками. В случае затруднений возможен возврат к предыдущим этапам работы. 1 этап - работа с телом, мышечными ощущениями детей. Последовательная работа с отдельными мышечными комплексами: напряжение и расслабление в четкой последовательности. 2 этап - работа над последовательной серией произвольных движений сначала по образцу и развернутой речевой инструкции. Далее серии движений выполняются по речевой инструкции, контроль за правильностью выполнения распределяется между специалистом и детьми. В заключительной части данного этапа задание выполняется ребенком самостоятельно только по названию, с собственным контролем. 3 этап - включает ранее усвоенные движения с дополнением новых более сложных. 4 этап - сочетает в себе двигательные задания и произвольное владение речевой активностью. Используются различные виды вербальных и групповых двигательных игр. 5 Каждое занятие имеет определенную структуру и включает: разминку, оценку степени закрепления отработанных заданий, овладение новым материалом, игровой этап, адекватный уровню развития учащихся, в ходе которого происходит формирование произвольности, как на двигательном уровне, так и произвольности ВПФ. Завершающий этап - релаксационный, с использованием имеющихся и формирующихся умений. Диагностика преимущественно осуществляется методами включенного наблюдения в ходе проведения занятий , а также анкетированием участников сопровождения Общая характеристика коррекционного курса Занятия по коррекционному курсу «Развитие навыков произвольной регуляции деятельности» проводятся 2 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Место предмета в учебном плане В учебном плане предмет представлен с расчетом 2 час в неделю, 66 часа в год. Формы и методы, применяемые на занятиях: − подвижные игры, направленные на снятие эмоционального и физического напряжения; − игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения,речи; − дыхательное упражнение; − упражнения для развития мелкой моторики рук; − игры и упражнения, направленные на развитие произвольной саморегуляции; − игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативной сферы, умения работать вкоманде; − релаксационные упражнения, эмоционального напряжения. направленные на снятие Тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе «Развитие навыков произвольной регуляции деятельности» № 1 . Тема Содержание темы Коллич ество часов -Произвольная регуляция Отработка полного 8 мышечного тонуса мышечного расслабления и -Произвольная регуляция напряжения. мы-шечного тонуса отдельных мышечных комплексов. 2 . 3 . 4 . - Произвольная регуляция последовательной серии произвольных движений. Произвольная регуляция внимания, запоминания Произвольная регуляция силы мышечного тонуса и направления приложения силы. -Произвольная регуляция последовательных движений конечностей всего тела. -Произвольная регу-ляция высших психических функций. -Произвольное вла-дение речью. -Эмоциональная регуляция деятельности. Ожидаемые результаты: Отработка элементарных двигательных программ по образцу и речевой инструкции с постепенным усложнением. 8 Отработка регуляции усложненных движений с приложением силы. 42 Отработка произвольной регуляции двигательных заданий в сочетании с произвольным владением речью. 8 − Способность ребѐнка к произвольной регуляции деятельности и двигательной активности. − способность ребѐнка самостоятельно составлять план собственной деятельности и работать понему; оценивать результат деятельности. − способность к самоконтролю деятельности − Способность ребѐнка самостоятельно применять различные упражнения для расслабления.