РП коррекционной работы ОВЗ 6.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ»

.
Рассмотрено
Протокол заседания
кафедры
начального образования
от .08. 2022 года №
зав. кафедрой_________
Н.А. Павловская

Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______________ С.Д. Головская
.08. 2022 года

Утверждаю
Директор МБОУ
«Школа-гимназия №1 имени
Героя Советского Союза Е.И.
Дёминой»
Приказ № от .08.2022г.
_______Л.И. Тютюнник
.08.2022года

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00EE1AA98F79E1BBB66402043C488C8247
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 25.05.2023 до 17.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающих занятий «Развитие навыков произвольной регуляции
деятельности » для обучающихся с ОВЗ
Уровень образования начально общее образование (ФГОС)
Класс: 1
Количество часов : 2 часа в неделю , 66ч.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Головенкова М.А. педагог –
психолог
Программа разработана на основе методических рекомендаций : «Разработка
адаптированных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями
здоровья». Методическое пособие Симферополь, 2017
Автор-составитель:
Комарова О.А., методист центра качества образования, преподаватель кафедры психологии
и педагогики ГБОУ ДП РК КРИППО

Пояснительная записка
Актуальность программы
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет
особое значение.
Развитие возможности управлять своим поведением – один из существенных
моментов, определяющих психологическую готовность ребёнка к обучению в
школе. Недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности
является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а
также одной из основных причин, порождающих трудности в учебнопознавательной деятельности. Внешне эти проблемы проявляются по-разному:
одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанный, действуют импульсивно,
необдуманно; другие - несколько замедленны, вялы, недостаточно активны,
неорганизованны и рассеянны, не могут успешно следовать указаниям учителя, не
выслушивают до конца задание, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения.
Объединяют тех и других трудности организации внимания, неумение планировать
и контролировать свои действия. Наличие данных особенностей предопределяет
трудности в усвоении знаний на уроках и позиции школьника, в успешности
школьного обучения и взаимодействия в целом. Причинами является ярко
выраженная дефицитарность развития произвольной регуляции на уровне функций
программирования и контроля деятельности, при этом следует учитывать
незначительные особенности и недостаточность предыдущего уровня - регуляции
двигательной активности. В младшем школьном возрасте это приводит к
феноменам трудностей освоения ребенком базового школьного компонента, а
также дезадаптации в целом.
Работа психолога по формированию и развитию осознанной саморегуляции
познавательной деятельности у детей с ОВЗ ведется в нескольких направлениях,
связанных с формированием определенного комплекса умений:
− ставить и удерживать цель деятельности;
− планировать действия; определять и сохранять способ действий;
− использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
− осуществлять словесный отчет о процессе и результатах
деятельности;
− оценивать процесс и результат деятельности.
Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности
осознанной саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная
область психолого-педагогического воздействия, а также разработаны направления
и содержание групповых и
индивидуальных
коррекционно-развивающих
занятий
в
рамках
психологического сопровождения.
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части,
цель которой расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить
школьника на предстоящую работу: создать положительное эмоциональное
состояние и личную заинтересованность в выполнении каждого занятия, а также
заключительная часть, основу которой составляет рефлексивная практика. С
помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с какими эмоциями
ребенок уходит с него (положительными – удовлетворение от работы,
нейтральными – работа не вызвала никаких эмоций, отрицательными –
неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы специалистапсихолога имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения»,

«Термометр чувств», «Эмоциональные модальности» и другие игровые
упражнения.
Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что
первично предлагаются занятия по развитию высших психических функций:
формирование эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной
деятельности, восприятия и умственных способностей ребенка.
Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в виде
сюжетно-игрового занятия и занятия по сказочному сюжету. Это способствует
созданию доброжелательной атмосферы в группе «специалист-ребенок»,
эмоциональной сплоченности всех участвующих в коррекционно- воспитательном
процессе, что способствует более эффективной результативности программы.
Данная программа направлена на развитие у детей способности к эмоциональной
регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований,
необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь,
произвольности. Программа применима для работы с группой младших
школьников с ОВЗ, а также для индивидуальной работы.
Данная программа составлена на основе рекомендаций территориальной ПМПК.
Цель программы:
деятельности.

-

развитие

произвольной

регуляции

психической

Задачи:
Учить планировать деятельность, определять и сохранять способ действий.
Учить использовать самоконтроль на всех этапах деятельности.
Осуществлять словесный отчѐт о процессе и результатах деятельности.
Оценивать процесс и результат деятельности.
Обучать способам расслабления (релаксация-визуализация, дыхательные
упражнения).

Содержание программы
Программа состоит из четырёх этапов. Каждый этап представляет собой
серию усложняющихся заданий, направленных на развитие произвольной
регуляции деятельности того или иного уровня и не ограничен какими-либо
жесткими сроками. В случае затруднений возможен возврат к предыдущим этапам
работы.

1 этап - работа с телом, мышечными ощущениями детей. Последовательная работа с
отдельными мышечными комплексами: напряжение и расслабление в четкой
последовательности.

2 этап - работа над последовательной серией произвольных движений сначала по
образцу и развернутой речевой инструкции. Далее серии движений выполняются
по речевой инструкции, контроль за правильностью выполнения распределяется
между специалистом и детьми. В заключительной части данного этапа задание
выполняется ребенком самостоятельно только по названию, с собственным
контролем.

3 этап - включает ранее усвоенные движения с дополнением новых более сложных.
4 этап - сочетает в себе двигательные задания и произвольное владение речевой
активностью. Используются

различные

виды

вербальных

и

групповых

двигательных игр.

5 Каждое занятие имеет определенную структуру и включает: разминку, оценку
степени закрепления отработанных заданий, овладение новым материалом,
игровой этап, адекватный уровню развития учащихся, в ходе которого
происходит формирование произвольности, как на двигательном уровне, так и
произвольности ВПФ.
Завершающий этап - релаксационный, с использованием имеющихся и
формирующихся умений.
Диагностика преимущественно осуществляется методами включенного
наблюдения в ходе проведения занятий , а также анкетированием участников
сопровождения
Общая характеристика коррекционного курса
Занятия по коррекционному курсу «Развитие навыков произвольной
регуляции деятельности» проводятся 2 раз в неделю. На них ведущая роль
принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают
возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную
самостоятельность.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с расчетом 2 час в неделю, 66 часа в
год.
Формы и методы, применяемые на занятиях:
− подвижные игры, направленные на снятие эмоционального и
физического напряжения;
− игры и упражнения, направленные на развитие памяти,
внимания, мышления, воображения,речи;
− дыхательное упражнение;
− упражнения для развития мелкой моторики рук;
− игры и упражнения, направленные на развитие произвольной
саморегуляции;
− игры
и
упражнения,
направленные
на
развитие
коммуникативной сферы, умения работать вкоманде;
− релаксационные упражнения,
эмоционального напряжения.

направленные

на

снятие

Тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе
«Развитие навыков произвольной регуляции деятельности»
№
1
.

Тема

Содержание темы

Коллич
ество часов
-Произвольная регуляция
Отработка
полного
8
мышечного тонуса
мышечного расслабления и
-Произвольная регуляция напряжения.
мы-шечного тонуса отдельных
мышечных комплексов.

2
.

3
.

4
.

- Произвольная регуляция
последовательной
серии
произвольных
движений.
Произвольная
регуляция
внимания, запоминания
Произвольная регуляция
силы мышечного тонуса и
направления приложения силы.
-Произвольная
регуляция
последовательных
движений
конечностей всего тела.
-Произвольная регу-ляция
высших психических функций.
-Произвольное вла-дение
речью.
-Эмоциональная
регуляция деятельности.
Ожидаемые результаты:

Отработка элементарных
двигательных программ по
образцу и речевой инструкции
с постепенным усложнением.

8

Отработка
регуляции
усложненных движений с
приложением силы.

42

Отработка произвольной
регуляции
двигательных
заданий в
сочетании
с
произвольным
владением
речью.

8

− Способность ребѐнка к произвольной регуляции деятельности и двигательной
активности.
− способность ребѐнка самостоятельно составлять план собственной деятельности
и работать понему; оценивать результат деятельности.
− способность к самоконтролю деятельности
− Способность ребѐнка самостоятельно применять различные упражнения для
расслабления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».