РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от 28.08.2023г. №1 СОГЛАСОВАНО на заседании Совета МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Протокол от 28.08.2023г. №1 УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» от 31.08.2023г. № 271 Директор _________ Л.И. Тютюнник ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И.ДЁМИНОЙ» НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности составлен для основной образовательной программы основного общего образования в соответствии: - с пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; - ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370. - Письмом Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; -Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023г. №3980/01-14. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности. В связи с тем, что в школе в 2023/2024 учебном году осваивать ООП ООО по ФГОС- 2021 будут только 5–7-е классы, план внеурочной деятельности сформирован с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов только для 5–7-х классов. При формировании содержания внеурочной деятельности учитывается: - условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав; - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды, национальные и культурные особенности региона, где находится школа. Между урочной и внеурочной деятельностью предусмотрен перерыв не менее 30 минут. Продолжительность занятий: - в 5-7 классах – 45 минут. Для недопущения перегрузки обучающихся 6-7 классов допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул: - по курсу внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» - экскурсии на производство, в учебные заведения высшего и среднего специального образования города Керчи. При проведении внеурочных занятий допускается объединение в группы обучающихся из нескольких классов. Общее количество часов за пять лет обучения – до 1750 часов Направления и цели внеурочной деятельности. В соответствии с решением педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации в 2023/2024 учебном году реализуется следующая модель плана внеурочной деятельности: - модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению 2 учебной деятельности. Для всех классов 1 час в неделю отведён на: - внеурочное занятие «Разговоры о важном»; - в 6-7 классах – 1 час на внеурочное занятие «Россия – мои горизонты». Цель: Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Форма организации: Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Цель: Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты» - формирование готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся 6–7-х классов. Формы организации: беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. Остальные часы внеурочной деятельности в 2023/2024 учебном году распределены следующим образом: 1.Внеурочная деятельность по учебным предметам ООП представлена следующими курсами: - «Твой друг – французский язык!» Цель: курс внеурочной деятельности «Твой друг – французский язык» знакомит учащихся с французским языком и культурой Франции, помогает постичь систему ценностных нормативов народа страны изучаемого языка, а также проблемы, волнующие французских детей, предоставляет учащимся возможность сопоставить факты французской культуры с фактами родной культуры, выразить свое мнение по обсуждаемой проблеме и сравнить его с мнением представителей французских детей. Форма организации: система практических занятий, дискуссионный клуб. - «Хочу изучать немецкий язык!» Цель: формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной; закрепление базы знаний, полученных на уроках немецкого языка и на дальнейшее изучение иностранного языка; освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне первого года обучения; создание условий для достижения личностных результатов начального общего образования. Форма организации: система практических занятий, дискуссионный клуб. - «Занимательный английский» Цель: развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком позже; создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка. Форма организации: система практических занятий, дискуссионный клуб. - «Говорим по-английски» Цель: создание условий для интеллектуального развития ребенка, качеств его личности, формирование коммуникативных и социальных навыков через игровую деятельность посредством английского языка; развитие творческих способностей каждого ребенка во внеурочной деятельности; повышение общего уровня владения английским языком. Форма организации: система практических занятий, дискуссионный клуб. - «Занимательная история» 3 Цель: формирование познавательной потребности в освоении исторического материала; воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России; освоения знаний о важнейших событиях отечественной и всемирной истории их взаимосвязи и хронологической преемственности. Форма организации: практическая работа, анализ исторических источников, дискуссия, игровые формы. - «Спортивные игры» Цель: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, о снов спортивной техники избранных видов спорта. Форма организации: практические занятия, соревнования. - «Физика вокруг нас» Цель: развитие и активизация творческого мышления учащихся, овладение ими научных методов познания природы через систему творческих заданий, проведение наблюдений естественнонаучного содержания. Понимание учащимися физических явлений; умение применять научные методы исследования; развитие научного стиля мышления; формирование целостного представления о физических величинах, различных системах единиц измерения; развитие способности к исследовательской деятельности через систему творческих заданий, проведение наблюдений естественнонаучного содержания овладение ими научных методов познания природы; оказание помощи ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения. Форма организации: практико-теоретические занятия. 2.Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности представлена следующими курсами: - «Математическая грамотность» Цель: развитие математической грамотности обучающихся как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Формы организации: практические занятия. - «Школьная библиотека» Цель: формирование представления об информационно-библиотечной культуре, развитие рациональных приемов работы с типами и видами литературы, привитие навыков поиска, анализа и синтеза информации. Формы организации: беседа, литературные чтения, конкурсы, викторины. 3.Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей представлена следующими курсами: - «Театр песни «КлубОК» Цель: театральное воспитание и образование, выполняющее познавательную, воспитательную и развивающую функции. Форма организации: практические занятия, музыкальный спектакль. - «Команда добрых дел» Цель: формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности. Форма организации: беседы, встречи с людьми различных профессий, социальные акции. 4. Внеурочная деятельность по организации педагогической поддержки представлена следующим курсом: - «В мире отношений» Цель: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Форма организации: беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, тренинги общения. 4 5. Внеурочная деятельность по обеспечению благополучия детей представлена следующими курсами: - «Мир, в котором мы живём» Цель: формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации и самоутверждения в мире; создание условий для получения учащихся знаний о правилах поведения в обществе, социальных ролях человека, опыта участия в проектной социальноориентированной деятельности. Форма организации: теоретические, практические занятия, индивидуальная и групповая работа, экскурсии, творческие мастерские, акции. 2. Формы промежуточной аттестации. Курс внеурочной деятельности Формы промежуточной аттестации «Твой друг – французский язык!» Тестирование «Хочу изучать немецкий язык!» Тестирование «Занимательный английский» Тестирование «Говорим по-английски» Тестирование «Занимательная история» Образовательная игра «Спортивные игры» Соревнования, турниры «Физика вокруг нас» Проектная работа «Математическая грамотность» Олимпиады, конкурсы «Школьная библиотека» Выставки, читательская конференция «Разговоры о важном» Проектная работа, конкурсы Театр песни «КлубОК» Музыкальный спектакль «Команда добрых дел» Отчёт о выполненной работе «Россия – мои горизонты» Проектная работа «В мире отношений» Диагностика нравственной воспитанности «Мир, в котором мы живём» Проектная работа Направления внеурочной деятельности Курсы внеурочной деятельности Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы «Твой друг – французский язык!» «Хочу изучать немецкий язык!» «Занимательный английский» «Говорим поанглийски» «Занимательная история» «Спортивные 3. Сетка часов Недельная сетка часов (пятидневная неделя) Форма оргаКоличество часов низации вне- 5-а 5-б 5-в 6-а 6-б 6-в 7-а урочной деятельности система прак1 тических занятий система прак1 1 1 тических занятий дискуссион1 ный клуб, система практических занятий система практических занятий учебный курс 1 система прак- 1 7-б 7-в 1 1 1 5 игры» «Математическая грамотность» тических занятий система практических занятий система практических занятий «Школьная библиотека» «Разговоры о важном» литературные чтения Разговор, беседа Театр песни «КлубОК» система практических занятий, концертные выступления волонтёрские проекты и акции «Физика вокруг нас» Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий Внеурочная деятельность по развитию личности, её способностей, самореализации обучающихся через реализацию социальных практик (в том числе волонтёрство) Внеурочная деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся Внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы Итого на реализацию курсов «Команда добрых дел» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Россия – мои горизонты беседа, экскурсия на производство «В мире отношений» беседа, коллективные творческие дела 1 экскурсия, система практических занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 5 5 5 5 5 5 «Мир, в котором мы живём» 1 1 1 6 внеурочной деятельности Годовая сетка часов (пятидневная неделя) Направления внеурочной деятельности Курсы внеурочной деятельности Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы «Твой друг – французский язык!» «Хочу изучать немецкий язык!» «Занимательный английский» «Говорим поанглийски» «Занимательная история» «Спортивные игры» «Математическая грамотность» система практических занятий система практических занятий система практических занятий «Школьная библиотека» «Разговоры о важном» литературные чтения Разговор, беседа Театр песни «КлубОК» система практических занятий, концертные выступления «Физика вокруг нас» Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий Внеурочная деятельность по развитию личности, её способностей, самореализации Форма организации внеурочной деятельности система практических занятий система практических занятий дискуссионный клуб, система практических занятий система практических занятий учебный курс 5-а 5-б Количество часов 5-в 6-а 6-б 6-в 7-а 7-б 7-в 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 7 обучающихся через реализацию социальных практик (в том числе волонтёрство) «Команда добрых дел» волонтёрские проекты и акции «Россия – мои горизонты беседа, экскурсия на производство Внеурочная деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся Внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы «В мире отношений» беседа, коллективные творческие дела 34 экскурсия, система практических занятий 34 34 34 34 34 34 136 136 136 170 170 170 Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живём» 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 170 170 170 34 8