МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО на заседании кафедры общественно-гуманитарных наук протокол от 31.08.2023г. №3 зав.кафедрой______Л.С. Рогоза СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Н.В. Семченко 31.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» _________Л.И. Тютюнник Приказ от 31.08.2023г. №271 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Основы поэтики» для обучающихся 10 классов Уровень образования: среднее общее образование Количество часов: 34 часов, из них: в 10 классе – 34 часа, 1 час в неделю; Керчь 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Программы элективного курса «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста». Автор Е.А. Зинина. М.: «Дрофа», 2007год. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и ориентирован на углубление знаний по литературе и подготовку к выпускному экзаменам по литературе за курс средней школы. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе. Программа элективного курса составлена на основе требований к планируемым результатам обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Предметом изучения элективного курса «Поэтика литературы» являются важнейшие категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретаций художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность обучающихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается обучающимися через опыт самостоятельного анализа художественных произведений; при этом особое внимание уделяется развитию монологической речи, как устной, так и письменной. Материал для практической работы составляет русская классическая литература XIX—XX вв., при этом делается упор на текстуальное, а не на обзорное рассмотрение отобранных произведений. Программа элективного курса позволяет познакомить учащихся с некоторыми особенностями поэтики В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, М. Горького, М. А. Булгакова, А. П. Платонова и др. В рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. В программе определен круг теоретико-литературных понятий, без освоения которых невозможно формирование читательской культуры школьника, однако освоение этого круга знаний не становится самоцелью: знания по теории литературы рассматриваются как необходимая основа для постижения художественной специфики рассматриваемых произведений. Таким образом, учебный материал структурирован с опорой на важнейший круг терминов и понятий, а сама логика его изложения подчинена последовательному освоению учащимися основных принципов анализа художественного текста. Итогом работы по данной программе становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказаминиатюры или стихотворения. Защита исследования проходит в конце учебного года. Предлагаемый курс ориентирован на учащихся старших классов. Будучи тесно связанным с основным, обязательным программным материалом, данный курс обладает определенной содержательной автономностью и не предполагает тесной связи с программой какого-либо класса. Это дает возможность свободного включения курса в учебный процесс на различных этапах литературного образования. Обращенный к поэтике как в широком смысле (изучение законов внутреннего взаимодействия различных уровней художественного целого), так и в ее приложении к частным, конкретным элементам художественного текста, данный курс призван расставить необходимые акценты в обширной области литературных знаний, расширить представления старшеклассников о литературоведении как науке. Подобная методологическая направленность элективного курса будет содействовать обеспечению преемственности ступеней образования «школа — гуманитарный вуз», решению задач предпрофильной подготовки обучающихся в области гуманитарных знаний. Вместе с тем курс может быть полезен и тем старшеклассникам, которые не связывают выбор будущей профессии с этой сферой деятельности. ЦЕЛИ КУРСА повышение общей культуры ученика-читателя развитие у обучающегося художественного вкуса, пробуждение в нем стремления к вдумчивому чтению формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова формирование умения строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, соотнося различные точки зрения, информационно перерабатывать текст формирование чувства причастности к отечественным культурным традициям осознание обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка, развитие представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных текстах Реализация вышеназванных методологических установок в целом направлена на развитие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер личности ученика-читателя. В программе нашел отражение Деятельностный, личностно-ориентированный подход, который, прежде всего, проявляется в установке на формирование у школьников потребности и способности личностнозначимого, творческого чтения как эстетической деятельности. Освоение конкретного литературного материала предусматривает личностную трактовку учащимися художественного произведения, т. е. собственную интерпретацию текста при учете существующих точек зрения на конкретное произведение. Курс ориентирован на решение следующих задач: дальнейшее постижение обучающимися специфики литературы как вида искусства; систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, расширение терминологического багажа, отработка навыка использования термина и понятия на инструментальном уровне; обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма; формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций; дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей; содействие в области профессионального самоопределения. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 1. Введение Предмет и задачи элективного курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и строение литературного произведения, его художественная целостность. Лекция учителя с элементами беседы, работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного произведения. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: И. А. Бунин. Красавица; ■ для самостоятельного анализа: А. П Чехов. Пари. 2. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения Литературоведение в ряду других научных дисциплин (эстетика, история, культурология, семиотика, лингвистика, социология, теория межличностного общения, религиоведение, философия, учение о мифотворчестве). Поэтика как наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о художественном использовании средств языка. Историческая, частная и общая поэтика. Различные контексты употребления термина «поэтика». Л. Н. Толстой об авторском и читательском видении идеи произведения. А. А. Потебня об идее смысловой неопределенности художественного произведения. Идея доступности содержания художественного произведения научному знанию, сформулированная А. П. Скафтымовым. Точка зрения М. М. Бахтина на вопрос о взаимодействии автора и читателя. Диалог между автором, читателем и исследователем. Лекционное изложение материала с включением дискуссионных вопросов: Нужна ли наука о литературе и есть ли у вас потребность в обращении к ней? (С привлечением материала статьи Л. Н.Толстого «Что такое искусство?».) Какая часть наиболее ценна в художественном произведении — форма или содержание? Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории {жанр, тематика, средства художественной выразительности и др.). Литературный материал: ■ для анализа на уроке: А. С. Пушкин. «Напрасно я бегу к сионским высотам...»; ■ для самостоятельного анализа: Ф. И. Тютчев. «С горы скатившись, камень лег в долине...», Последний катаклизм. 3. Природа искусства как исходная категория поэтики Обращенность поэтики к проблеме творчества (греч. poietike techne — творческое искусство). Тайна творчества. Познание, созидание, самовыражение и общение как основа творчества. Художники его творение. Творчество как сплав осознанного и непреднамеренного. Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о природе творчества, биографических фактов из жизни писателей, отображающих особенности творческого процесса. Обсуждение дискуссионного вопроса: подвластно ли творение творцу? Литературный материал: ■ для анализа на уроке: анализ фрагмента из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: сцена с художником Михайловым (ч. 5, гл. X); А. А. Фет. «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...»; ■ для самостоятельного анализа: М.Ю.Лермонтов. Поэт (1828). Вопрос о назначении искусства Сущность и назначение искусства слова как вечная тема в литературе. Проблема соотнесения искусства и действительности. Обыденная жизнь и творчество как две реальности человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе. Урок-исследование, включающий анализ стихотворения и рассказа с привлечением ранее изученных произведений на тему «искусство и жизнь». Литературный материал: ■ для анализа на уроке: Н. С. Гумилев. Слово; И. А. Бунин. Книга; ■ для самостоятельного анализа: А. С. Пушкин. Египетские ночи (фрагмент); М. Ю. Лермонтов. «Есть речи - значенье...»; В. В. Вересаев. Состязание. 5. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения Художественное произведение как целостная система. Выделение и систематизация элементов художественного текста. Законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. Форма и содержание как философские категории и литературоведческие понятия. Единство формы и содержания. Содержание как органичный сплав изображенного и выраженного. Форма как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии. Понятие целостности художественного произведения. Проблема дисгармоничного и гармоничного соотношения формы и содержания. Анализ художественного произведения: условность выделения отдельных элементов художественной формы и содержательных планов произведения. Формальные элементы художественного текста (стиль, жанр, композиция, ритм). Элементы художественного текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства, идея, проблема и др.). Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых формы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художественной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и содержания. Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: стихотворения В. К. Тредиаковского, А. А. Фета, В. Я. Брюсова, А. Крученых, В. Хлебникова, И. А. Бунина; И. С. Тургенев. Нищий; М. Горький. Вывод; ■ для самостоятельного анализа: С. А. Есенин. «Шел Господь пытать людей в любови...»; А. П. Чехов. Казак. 6. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения Герменевтика как наука о понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации. Происхождение понятия «герменевтика». Воззрения немецкого философа и филолога Ф. Шлейермахера на проблему понимания. Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов: ■ Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «правильное» прочтение художественного произведения? ■ Что значит «понять произведение»? ■ В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и читатель? ■ В каком случае читателя можно назвать творцом и соавтором ? ■ Как соотносятся индивидуальное начало исследователя и смысл произведения, вложенный в него автором? Литературный материал: ■ для анализа на уроке: В. М. Гаршин. Attalea princeps; ■ для самостоятельного анализа: В. М. Гаршин. Красный цветок. 7. Автор в художественном произведении Автор — повествователь — писатель. Образ автора в художественном произведении, его духовнобиографический опыт. Голос автора в произведении и авторская позиция. Способы введения авторской оценки. Позиция автора с учетом жанрово-родового аспекта. Типы авторской эмоциональности: героический пафос, трагический пафос, ироническая интонация, саркастическое восприятие мира, благодарное приятие жизни, идиллический настрой. Степень «самоустраненности» автора. Отношения между автором и героем. Повествователь в его отношении к персонажам, способы повествования (авторское повествование, сказ). Композиция способов повествования. Сказ. Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н. С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повествования. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: привлечение произведений, входящих в программу основной школы курса «Литература» (А. С. Пушкин. Повести Белкина; Н. С. Лесков. Левша; рассказы М. М. Зощенко); Ф. М. Достоевский. Сон смешного человека; ■ для самостоятельного анализа: Н. С. Гумилев. Скрипка Страдивариуса. 8. Сюжет художественного произведения Сущность триады: сюжет — обстоятельства — действие. Внешнее и внутреннее действие. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула. Источники сюжетов: заимствованные сюжеты, исторические факты, биографический материал, авторский вымысел. Функции сюжета: выявление характера героя, скрепление изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий. Сюжетосложение. Компоненты сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. «Необязательные» компоненты сюжета: пролог, предыстория, лирическое отступление, эпилог, послесловие. Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л. Н. Андреева с точки зрения особенностей сюжета и фабулы. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: Л. Н. Андреев. Что видела галка; ■ для самостоятельного анализа: Л. Н. Андреев. Предстояла кража. 9. Композиция художественного произведения Композиция как расположение и соотнесенность компонентов художественной формы: система персонажей, сюжетосложение, смена точек зрения в повествовании, соотношение сюжетных и внесюжетных элементов, соотнесенность деталей. Композиционные приемы: обрамление повествования, антитеза и контраст, нарушение хронологии, умолчание, стык эпизодов. Способы описания особенностей композиции, применимость понятия «архитектоника» произведения. Урок-практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: Л. Н. Толстой. Три смерти; ■ для самостоятельного анализа: Л. Н. Толстой. Чем люди живы. 10. Роль и место конфликта в поэтике произведения Конфликт как функция сюжета. «Вечные конфликты». Классификация конфликтов с точки зрения проблематики произведения (философский, социальный, нравственно-психологический, семейнобытовой), соотношение участников конфликта (конфликт между героями или группами героев, между героем и социальной средой, противоречия в душе героя, т. е. внутренний конфликт). Классификация конфликтов с точки зрения их разрешимости: замкнутый (локальный) и устойчивый (неразрешимый). Типы конфликтов применительно к их развитию (неизменный и трансформирующийся). Связь конфликта с пафосом: трагический, комический, героический пафос. Идиллия как отсутствие противоречий. Проблема конфликта в историческом ракурсе. Общность конфликтов в произведениях, принадлежащих одной эпохе или направлению: античность, средневековье, Возрождение, эпоха классицизма, романтизм, реализм. Роль конфликта в драматическом произведении. Урок-исследование, формирующий умение выделять конфликтные отношения, описывать совокупность конфликтов, определять главный, ведущий, сюжетообразующий конфликт {с привлечением широкого круга ранее изученных произведений). Характеристика особенностей конфликта в романах М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин», повести Н. В. Гоголя «Шинель», комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и драме А. Н. Островского «Гроза». Аспектный анализ рассказа М. А. Булгакова и «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина с точки зрения особенностей конфликта. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: А. С. Пушкин. Скупой рыцарь; М. А. Булгаков. Красная корона. ■ для самостоятельного анализа: А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери; И. А. Бунин. Убийца. 11. Художественный образ Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции: обобщение и объяснение действительности, выражение авторской оценки, преображение явления действительности. Образная система произведения. Классификация образов по объекту изображения: образ автора, образ героя, образ времени, образ народа, образ природы и др. Классификация образов по смысловой обобщенности: образы индивидуальные, характерные, типические. Урок-практикум с привлечением ранее изученного материала. Анализ образной системы рассказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: И. А. Бунин. Роман горбуна; ■ для самостоятельного анализа'. И. А. Бунин. Волки. 12. Образ человека в литературе и аспекты его анализа Литературный герой (действующее лицо, персонаж, индивидуальный образ, характер, тип, собирательный образ). Аспекты анализа образа человека в художественном произведении (способ введения персонажа в текст, место в системе персонажей, именование героя, воспитание, образование, среда, портрет, интерьер и др.). Герой за рамками произведения, герой в контексте творчества писателя, типическое и индивидуальное в герое, герой в контексте литературной традиции. Ситуация раскрытия характера: неожиданная, экстремальная, обыденная, круговорот исторических событий. Связь героя с другими персонажами: контрастное сопоставление, антитеза, «двойничество», соотнесенность характеров без противопоставления. Психологизм в литературе. Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: И. С. Тургенев. Щи; ■ для самостоятельного анализа: И. С. Тургенев. Живые мощи. 13. Пейзаж и его функции в произведении Образ природы в литературе. Способы его создания. Соотнесенность трех планов: человек, природа, космос. Пейзаж по объекту изображения: природный, урбанистический, космический. Пейзаж и его связь с литературными направлениями: сентиментальный, романтический, реалистический. Характеристика пейзажа: лирический, экзотический, идиллический, условный, символический, философский. Функции пейзажа: фон действия, создание настроения, действующее лицо, символическое обобщение и др. Урок-практикум с опорой на изученное в основной школе и в рамках данного курса. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: Н. М. Карамзин. Бедная Лиза (фрагмент)', А. С. Пушкин. Капитанская дочка (фрагмент: описание бурана); М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (фрагмент из повести «Бэла»); Н. В. Гоголь. Мертвые души (фрагмент)', И. С. Тургенев. Отцы и дети (фрагмент из главы XI); стихотворение в прозе И. С. Тургенева. «Природа»; Ф. И. Тютчев. «Природа — сфинкс. И тем она верней...»; Н. Г. Чернышевский. Что делать? (фрагмент: начало четвертого сна Веры Павловны); А. П. Чехов. Волк (фрагмент)' ■ для самостоятельного анализа: И. А. Бунин. Смарагд. 14. Функция портрета в художественном произведении Задачи введения портрета в текст произведения: зрительное представление героя, указание на его внутреннюю сущность, выявление его психологического состояния, заострение внимания на авторской оценке. Типы литературного портрета: многоплановый, идеализирующий. Возможные компоненты портретной характеристики: статическая часть (особенности фигуры, черты лица, одежда), динамическая часть (мимика, позы, манера держаться, жест, выражение лица). Способы введения портрета в художественный текст: локализованный портрет, «разбитый» портрет. Некоторые принципы создания литературных портретов, степень изменчивости портретной характеристики, степень детализации портретной зарисовки, сосредоточенность на изображении «внешнего» или «внутреннего» человека через портретную характеристику, особенности психологизма, проявленные в портрете. Общий принцип портретной характеристики персонажа — установка на читательскую активность. Урок-семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: В. Ходасевич. Встреча; ■ для самостоятельного анализа: А. П. Чехов. Красавицы. 15. Художественная деталь. Символ. Подробность текста Роль «бесконечно малых моментов текста» (Л. Н. Толстой) в системе многочисленных компонентов художественного произведения. Художественная деталь в историческом аспекте: усложнение функции детали. Отличие подробности от детали. Классификация подробностей и деталей: детали быта, пейзажные подробности, детали интерьера, портретные детали, психологическая подробность и др. Символ как знак, несущий иносказательный смысл. Отличие символа от аллегории. Урок-практикум с опорой на детальный текстовой анализ произведения. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: И. А. Бунин. Старуха; ■ для самостоятельного анализа: А. П. Чехов. Рассказ старшего садовника. 16. Стиль Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства. Влияние особенностей эпохи, литературного направления на стиль писателя. Признаки стиля: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, явственность или приглушенность авторского голоса, метафоричность, темп изложения, место диалога в произведении, особенности композиции, своеобразие сюжетной формы. Предметная изобразительность (характер портрета, пейзажа, интерьера и др.), символизация, особенности пространства и времени, наличие нескольких стилевых пластов. Великие индивидуальные стили в русской классической литературе. Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: А. И Платонов. Котлован (фрагменты); ■ для самостоятельного анализа: А. И Платонов. Котлован (фрагменты). 17. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы Виды тропов. Сравнение. Эпитет. Метафора: метафорический эпитет, глагольная и вещественная метафоры, овеществление и олицетворение. Метонимия. Синекдоха. Стилистические фигуры: инверсия, бессоюзие, многосоюзие, апосиопеза (умолчание), анафора, эпифора, параллелизм (прямой и отрицательный), риторический вопрос, эллипсис, оксюморон, гипербола, литота, ирония. Урок-семинар с опорой на работу с фрагментами текстов. Литературный материал: ■ для анализа на уроке \ подборка цитат из разных произведений русской литературы; ■ для самостоятельного анализа: лирика (по выбору учащегося) 18. Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения Проза и поэзия как две формы художественной речи. Понятие литературного рода как важнейшая категория поэтики. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы. Проблема анализа стихотворения. Условность плана анализа стихотворения. Лирический сюжет. Лирический герой. Принципы ритмической организации стихотворного текста. Системы стихосложения. Строфа. Поэтический синтаксис. Звукопись. Музыкальность стихотворения. Размеры. Рифма и способы рифмовки. Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала. Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово-родовую принадлежность. Урок-практикум на основе анализа поэтического текста. Литературный материал: ■ для анализа на уроке: И. С. Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы...»; И. А. Бунин. «В пустом, сквозном чертоге сада...» и произведения из программы основного курса; ■ для самостоятельного анализа: Ф. И. Тютчев. «Тени сизые смесились... » и др. стихотворения. 19. Контрольная работа (Зачет): комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов изучения курса ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение элективного курса в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. В процессе реализации данной программы обучающиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова. Личностные результаты сознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев; готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни; Метапредметные результаты самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности; владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе; Предметные результаты знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации; вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении; уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов; владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование тем программы Количество часов ЭОР Всего Контрольные работы Раздел 1. Поэтика как наука 1 Введение. Предмет и задачи курса 1 https://1-sept.ru/ 2 Поэтика как одна из старейших 1 https://1-sept.ru/ дисциплин литературоведения 3 Природа искусства как исходная 2 https://resh.edu.ru/ категория поэтики. Вопрос о назначении искусства 4 Структурная организация 2 https://1-sept.ru/ художественного текста. Форма и содержание художественного произведения 5 Герменевтика. Интерпретация 2 https://1-sept.ru/ художественного произведения. Итого по разделу 8 Раздел 2. Элементы структуры художественного произведения 6 Автор в художественном 2 https://1-sept.ru/ произведении 7 Сюжет художественного 2 https://resh.edu.ru/ произведения 8 Композиция художественного 2 https://resh.edu.ru/ произведения 9 Роль и место конфликта в поэтике 2 https://resh.edu.ru/ произведения 10 Художественный образ 2 https://resh.edu.ru/ 11 Образ человека в литературе и 2 https://resh.edu.ru/ аспекты его анализа 12 Пейзаж и его функции в произведении 2 https://1-sept.ru/ 13 Функции портрета в произведении 2 https://resh.edu.ru/ 14 Художественная деталь. Символ. 2 1 https://1-sept.ru/ Подробность текста 15 Стиль 2 https://new.gramota.ru/ Итого по разделу 20 Раздел 3. Средства выразительности 16 Средства выразительности в языке. 2 https://resh.edu.ru/ Стилистические фигуры и тропы 17 Роды литературы. Проза и поэзия. 3 https://resh.edu.ru/ Основы стиховедения 18 Подведение итогов изучения курса 1 1 https://resh.edu.ru/ Итого по разделу 6 Итоговые контрольные работы 2 https://resh.edu.ru/ Резервные уроки 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 34 ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Основная литература для учителя Зинина Е. А. «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста». 10 – 11 кл.: учеб. пособие/ Зинина Е. А. – М.: Дрофа, 2007г. Дополнительная литература 1. Введение в литературоведение/ под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999г. 2. Бореев Ю. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003г. 3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970г. 4. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л.,1974 г. 5. Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2004г. В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006. 6. Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007. 7. А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994. 8. Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008. 9. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М. : Издательство МГУ, 1998 . 10. С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003. 12. С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителейсловесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. 13. Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа, 2000. 14. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001г. 15. Т. В. Матвеева. От звука до текста. - Екатеринбург, 2004. 16. Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008. 17. Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС, №2, 999 18. П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007. ЭОР https://new.gramota.ru/ https://resh.edu.ru/ https://1-sept.ru/