МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И.ДЕМИНОЙ» . Рассмотрено Протокол заседания кафедры художественно-спортивного цикла от 30 августа 2023 года №3 зав. кафедрой ___________Горюнова Т.Н. Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ Семченко Н.В. «31» августа 2023 года Утверждаю Директор МБОУ «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Деминой» Приказ от 30108.2023 №271 ____________Л.И. Тютюнник «31» августа 2023года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По физической культуре Уровень образования среднее общее образование (ФГОС) Класс 11 Количество часов 3 часа в неделю (102 часа) Программа разработана на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и авторской программой «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов». Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях кандидат педагогических наук А.А.Зданевич. Базовый уровень Линия учебников: Предметная линия учебников В.И.Лях «Физическая культура 10-11 классы»— М. : Просвещение, 2014. 2023-2024 учебный год 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Физическая культура и здоровый образ жизни Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры. Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности занятий. Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство. Формы организации занятий физической культурой. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Современное состояние физической культуры и спорта в России. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Физкультурно-оздоровительная деятельность Оздоровительные системы физического воспитания. Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно ориентированных двигательных навыков и умений. Индивидуально ориентированные здоровье сберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительная ходьба и бег. Физическое совершенствование Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и длинные дистанции; прыжки в длину с разбега; метание гранаты; технические приемы и команднотактические действия в командных (игровых) видах; техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта. Прикладная физическая подготовка: полосы препятствий; кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования. Спортивные игры (48 ч.) Основная направленность Баскетбол (18 ч.) На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек На совершенствование ловли и передач мяча На совершенствование техники ведения мяча На совершенствование техники бросков мяча На совершенствование техники защитных 11 класс Комбинации из освоенных элементов техники передвижений Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях) Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника Действия против игрока без мяча и с мячом действий (вырывание, выбивание, перехват, накрывание) На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие Комбинации из освоенных элементов техники кондиционных и координационных перемещений и владения мячом способностей Индивидуальные, групповые и командные тактические На совершенствование тактики игры действия в нападении и защите Игра по упрощенным правилам баскетбола. На овладение игрой и комплексное развитие психомоторньх способностей Игра по правилам Волейбол (18 ч.) На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек На совершенствование техники приема и передач мяча На совершенствование техники подач мяча На совершенствование техники нападающего удара На совершенствование техники защитных действий На совершенствование тактики игры На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей Футбол (12 ч.) На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек Комбинации из освоенных элементов техники передвижений Варианты техники приема и передач мяча Варианты подач мяча Варианты нападающего удара через сетку Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам Комбинации из освоенных элементов техники передвижений Варианты ударов по мячу ногой и головой без На совершенствование техники ударов по сопротивления и с сопротивлением защитника. мячу и остановок мяча Варианты остановок мяча ногой, грудью На совершенствование техники ведения Варианты ведения мяча без сопротивления и с мяча сопротивлением защитника На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие Комбинации из освоенных элементов техники кондиционных и координационных перемещений и владения мячом способностей На совершенствование техники защитных Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, действий отбор, перехват) Индивидуальные, групповые и командные тактические На совершенствование тактики игры действия в нападении и защите На овладение игрой и комплексное Игра по упрощенным правилам на площадках разных развитие психомоторных способностей размеров. Игра по правилам На совершенствование координационных Упражнения по овладению и совершенствованию в способностей (ориентирование в технике перемещений и владения мячом, метания в пространстве, быстрота перестроения цель различными мячами, жонглирование двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию иритму) На развитие выносливости На развитие скоростных и скоростносиловых способностей На знания о физической культуре На овладение организаторскими умениями Самостоятельные занятия (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10—13 с, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность Терминология избранной спортивной игры, техника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости игровые упражнения по совершенствованию технических приемов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми Гимнастика с элементами акробатики (18 ч.) Основная направленность На совершенствование строевых упражнений На 11 класс Юноши Девушки Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте совершенствование и в движении общеразвивающих упражнений без предметов На совершенствование С набивными мячами (весом до общеразвивающих Комбинации упражнений со скакалкой. 5 кг). упражнений с предметами Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; На освоение и Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на руках с помощью; совершенствование стойка на лопатках. кувырок назад через стойку на акробатических руках с помощью. Переворот упражнений Комбинации из ранее освоенных элементов боком; Комбинации из ранее освоенных элементов Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то На развитие же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических координационных упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастической способностей стенке. Акробатические упражнения. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. На развитие силовых способностей и силовой выносливости Лазанье по двум канатам без помощи ног и поодному канату с помощью ног на Упражнения в висах и упорах, скорость.Лазанье по общеразвивающие упражнения без гимнастической лестнице,стенке предметов и с предметами, в парах без помощи ног.Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с набивными мячами На развитие скоростно-силовых Прыжки со скакалкой, метания набивного мяча способностей Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных На развитие суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, гибкости с предметами Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на На знания о телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с физической младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. культуре Оказание первой помощи при травмах На овладение Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение организаторскими занятий с младшим и школьниками умениями Самостоятельные Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и занятия упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями Легкая атлетика (36 ч.) Основная направленность На совершенствование техникиспринтерского 11 классы Юноши Девушки Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м.Эстафетный бег бега На совершенствование Бег в равномерном и переменном Бег в равномерном и переменном техники длительного бега темпе 20—25 мин. темпе 15—20 мин. Бег на 3000 м Бег на 2000 м На совершенствование техники прыжка в длину с Прыжки в длину с 13— 15 шагов разбега разбега Метание мяча 150 г с 4—5 Метание теннисного мяча и мяча 150 г бросковых шагов с полного с места на дальность, с 4—5 бросковых разбега на дальность в коридор шагов с укороченного и полного 10 м и заданное расстояние; в разбега на дальность и заданное горизонтальную и вертикальную расстояние в коридор 10 м; в цель (1х1 м) с расстояния до 20 горизонтальную и вертикальную цель На совершенствования м. техники метания в цель и (1х1 м) с расстояния 12—14 м. на дальность Бросок набивного мяча (3 кг) Бросок набивного мяча (2 кг) двумя двумя руками из различных руками из различных исходных исходных положений с места, с положений с места, с одного — одного — четырех шагов впередчетырех шагов вперед-вверх на вверх на дальность и заданное дальность и заданное расстояние расстояние Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с На развитие выносливости Длительный бег до 20 мин гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка На развитие скоростноПрыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из силовых способностей разных и. п., набивных мячей, круговая тренировка На развитие скоростных Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной способностей скоростью, изменением темпа и ритма шагов Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, На развитие способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; координационных прыжки через препятствия и на точность приземления; метание способностей различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при На знания о физической занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение культуре легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований На совершенствование Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических организаторских умений соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования Самостоятельные занятия основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Разделы, темы Авторская программа Рабочая программа по классам 11 1. 2. 3. 4. 4.1 4.2 4.3 Знания о физической культуре В процессе уроков 36 Легкая атлетика 18 Гимнастика 48 Спортивные игры: Волейбол Баскетбол Футбол Резерв Итого В процессе уроков 30 14 48 18 18 12 10 102 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; – знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; – знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; – характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития; – характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения; – составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры; – выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания; – выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; – практически использовать приемы самомассажа и релаксации; – практически использовать приемы защиты и самообороны; – составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности; – определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств; – проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями; – владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга; – выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования; – проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга; – выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта; – выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); – осуществлять судейство в избранном виде спорта; – составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки. Демонстрировать: Физические способности Скоростные Силовые Выносливость Физические упражнения Бег 30 м Бег 100 м Подтягивание из виса на высокой перекладине Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз Прыжок в длину с места, см Кроссовый бег на 3 км Юноши Девушки 5,0 с 14,3 с 10 раз 5,4 с 17,5 с — — 14 раз 215 см 170 см 13 мин 50 с — Кроссовый бег на 2 км — 10 мин 00 с Двигательные умения, навыки и способности: В метанаях на дальность и на меткость: метать метательные снаряды с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четьтрехшажного варианта бросковых шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальнук цель 2,5 х 2,5 м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши). В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов; лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши). В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр. Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний. Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкой атлетике; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта. Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях. Уровень физической подготовленности обучающихся 16 – 17 лет № Физичес- Контрольное п/п кие способности упражнение (тест) Воз раст , лет Низкий 1 Скоростные Бег 30 м, с 16 5,2 и ниже 17 5,1 2 Координационные 3 Скоростно -силовые Челночный бег3х10м, с Прыжки в длину с места, см 16 17 16 17 4 Выносливость 6-минутный бег, м 16 1100 и ниже 17 1100 5 Гибкость 6 Силовые Наклон вперед из положения стоя, см Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) Уровень Юноши Средний Высокий Низкий 5,1-4,8 4,4 и выше 6,1 и ниже 5,0-4,7 4,3 6,1 8,2 и ниже 8,0-7,7 7,3 и выше 8,1 7,9-7,5 7,2 180 и ниже 195-210 230 и выше 190 205-220 240 1300- 1500 и 1400 выше 1300-1400 1500 Девушки Средний Высокий 5,9-5,3 4,8 и выше 5,9-5,3 4,8 9,7 и ниже 9,3-8,7 8,4 и выше 9,6 9,3-8,7 8,4 160 и ниже 170-190 210 и выше 160 170-190 210 900 и ниже 900 1050- 1300 и выше 1200 1050-1200 1300 16 5 и ниже 17 5 9-12 9-12 15 и выше 15 7 и ниже 7 12-14 12-14 20 и выше 20 16 4 и ниже 17 5 8-9 9-10 11 и выше 12 6 и ниже 6 13-15 13-15 18 и выше 18