МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры начального обучения Заместитель директора по УВР Зав.каф._____ Н.А.Павловская _____ Водопьянова С. Д. от 31.08.2023г. Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Протокол №2 от 31.08.2023г. ________ Тютюнник Л. И. пр.№271 от 31.08.2023г. Адаптированная рабочая программа (вариант 2.2.) (ID880465) учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2 классов основного общего образования Керчь 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" на уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания. Как и русский язык, литературное чтение предстает в качестве одного из ведущих предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся. Благодаря чтению художественной литературы обучающиеся приобщаются к гуманистическим культурным ценностям, что является важным для формирования гармонично развитой личности, отличающейся потребностью в познании себя и других, обогащении эмоционального и духовного опыта, в конструктивном взаимодействии с окружающим миром. Уроки литературного чтения стимулируют развитие у слабослышащих и позднооглохших обучающихся словесной речи, представляющей собой базовую ценность в языковом сознании личности. Являясь важнейшим средством общения и инструментом познания, речь выступает в качестве жизненной опоры для субъекта, обеспечивая овладение языковой картиной мира, а также способностью формировать и выражать мысли, поддерживать конструктивные интеракции с окружающими людьми, осваивать социальный опыт. Овладение обучающимися словесной речью является средством коррекции и компенсации имеющегося у них вторичного нарушения. Содержание обучения: 1. Виды речевой деятельности отражены в разделе XX Содержательный раздел ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) (пункт 48.1.2). 2. Чтение. Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения (при наличии возможности - с учетом особых образовательных потребностей обучающихся). Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста (художественный, учебный, научно-популярный) и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления других обучающихся, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью педагогического работника). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия "Родина", представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам педагогического работника), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью педагогического работника) мотива поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев (с помощью педагогического работника). Характеристика героя произведения. Портреты, характеры героев, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей по визуальным опорам). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения. Работа с учебными, научно-популярным и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). 3. Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимание вопросов, умение отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. 4. Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в сочинениях-миниатюрах (повествование, описание, элементы рассуждения), рассказ на заданную тему, отзыв. 5. Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX - XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия обучающихся. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. 6. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью педагогического работника) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. 7. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение поэтапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Предметная область "Русский язык и литературное чтение" представлена как интегративная область, включающая учебные предметы "Обучение грамоте", "Формирование грамматического строя языка", "Предметнопрактическое обучение". Результаты освоения предметной области "Русский язык и литературное чтение" (учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение") могут быть оценены только в совокупности, как целостный единый результат овладения языком. Выделение отдельных предметных результатов не предусматривается. Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. На литературное чтение во 2 классе отводится 68 часа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 О нашей Родине 5 2 Фольклор (устное народное творчество) 3 1 3 Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) 4 1 4 О детях и дружбе 8 1 5 Мир сказок 8 6 Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) 6 1 7 О братьях наших меньших 8 1 8 Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) 8 1 9 О наших близких, о семье 8 1 10 Зарубежная литература 8 1 11 Библиографическая культура (работа с 2 https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК детской книгой и справочной литературой) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.ru/7f411a40 68 9 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Сборник текстов 1-4 для проверки техники чтения аудирования.Л.И.Кизина. Поурочные разработки по обучению грамоте.В.Г.Горецкий «Школа России» Поурочные разработки по литературному чтению.Л.Ф.Климановой «Школа России» Внеклассное чтение 1 класс «Школьная библиотека» составитель М.В.соколов. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Библиотека цифрового образовательного контента https://m.edsoo.ru/