АРП Лит.чт. 2.2. 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ
№1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
начального обучения

Заместитель директора по УВР

Зав.каф._____ Н.А.Павловская

_____ Водопьянова С. Д.
от 31.08.2023г.

Директор МБОУ г.Керчи РК
«Школа-гимназия №1 имени
Героя Советского Союза Е.И.
Дёминой»

Протокол №2 от 31.08.2023г.

________ Тютюнник Л. И.
пр.№271 от 31.08.2023г.

Адаптированная рабочая программа (вариант 2.2.)
(ID880465)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 2 классов
основного общего образования

Керчь 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" на
уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших
обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения
АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
федеральной программы воспитания.
Как и русский язык, литературное чтение предстает в качестве одного из
ведущих предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного
изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской
грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Благодаря
чтению
художественной
литературы
обучающиеся
приобщаются к гуманистическим культурным ценностям, что является
важным для формирования гармонично развитой личности, отличающейся
потребностью в познании себя и других, обогащении эмоционального и
духовного опыта, в конструктивном взаимодействии с окружающим миром.
Уроки литературного чтения стимулируют развитие у слабослышащих и
позднооглохших обучающихся словесной речи, представляющей собой
базовую ценность в языковом сознании личности. Являясь важнейшим
средством общения и инструментом познания, речь выступает в качестве
жизненной опоры для субъекта, обеспечивая овладение языковой картиной
мира, а также способностью формировать и выражать мысли, поддерживать
конструктивные интеракции с окружающими людьми, осваивать социальный
опыт. Овладение обучающимися словесной речью является средством
коррекции и компенсации имеющегося у них вторичного нарушения.
Содержание обучения:
1. Виды речевой деятельности отражены в разделе XX Содержательный
раздел ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.2) (пункт 48.1.2).
2. Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение
скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения (при наличии возможности - с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся). Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить

в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов
чтения: факта, описания, дополнения высказывания.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах
текста (художественный, учебный, научно-популярный) и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного
текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления других обучающихся, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и
иллюстративных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга
как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало
книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью педагогического работника). Осознание того, что
фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия "Родина", представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть
тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное
воспроизведение
эпизода
с
использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам

педагогического работника), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью
педагогического работника) мотива поступка персонажа. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев
(с помощью педагогического работника).
Характеристика героя произведения. Портреты, характеры героев,
выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей по визуальным опорам).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов,
в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения.
Работа с учебными, научно-популярным и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих
особенностей текстов былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам).
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли
текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста).
3. Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: понимание вопросов, умение отвечать на них и самостоятельно
задавать вопросы по тексту; умение выслушивать, не перебивая, собеседника
и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (учебному, научно-познавательному, художественному).
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или
собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их

многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение
основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного
или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от
художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное
построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом
особенностей монологического высказывания.
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
4. Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в
сочинениях-миниатюрах (повествование, описание, элементы рассуждения),
рассказ на заданную тему, отзыв.
5. Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX - XX вв., классиков
детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом
многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступные для восприятия обучающихся.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая,
научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения.
6. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью педагогического работника) средств выразительности: синонимов,
антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема;
герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к
герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения
разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые,
волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах.
7. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными
способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий:
соблюдение поэтапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметная область "Русский язык и литературное чтение" представлена
как интегративная область, включающая учебные предметы "Обучение
грамоте", "Формирование грамматического строя языка", "Предметнопрактическое обучение". Результаты освоения предметной области "Русский
язык и литературное чтение" (учебных предметов "Русский язык",
"Литературное чтение") могут быть оценены только в совокупности, как
целостный единый результат овладения языком. Выделение отдельных
предметных результатов не предусматривается.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к
предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение во 2 классе отводится 68 часа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

О нашей Родине

5

2

Фольклор (устное народное творчество)

3

1

3

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (осень)

4

1

4

О детях и дружбе

8

1

5

Мир сказок

8

6

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (зима)

6

1

7

О братьях наших меньших

8

1

8

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (весна и лето)

8

1

9

О наших близких, о семье

8

1

10

Зарубежная литература

8

1

11

Библиографическая культура (работа с

2

https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК

детской книгой и справочной
литературой)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/7f411a40

68

9

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Сборник текстов 1-4 для проверки техники чтения аудирования.Л.И.Кизина.
Поурочные разработки по обучению грамоте.В.Г.Горецкий «Школа России»
Поурочные разработки по литературному чтению.Л.Ф.Климановой «Школа России»
Внеклассное чтение 1 класс «Школьная библиотека» составитель М.В.соколов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/
ЯКласс
https://www.yaklass.ru/
Библиотека цифрового образовательного контента
https://m.edsoo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».