АРП 6.1. музыка 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи
Республики Крым "Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза
Е.И.Дёминой"

РАССМОТРЕНО
на
заседании
кафедры
начального обучения
________________________
Павловская Н.А.
Протокол №4 от «31» 08
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
________________________
Головская С.Д.
Приказ №271 от «31» 08
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ
г.Керчи
Республики
Крым
"Школагимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И.Дёминой"
________________________
Тютюнник Л.И.
Приказ №271 от «31» 08 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ВАРИАНТ 6.1.)
(ID 3866548)

учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 2 классов

Керчь 2023-2024

Пояснительная записка
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия,
универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для
становления личности обучающихся на уровне начального общего образования
— как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного
мировосприятия.
На уровне начального общего образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного
человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть
представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы
массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом
наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов
музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов
и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной
терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является
главным. Значительно более важным является формирование эстетических
потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний,
отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка
как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим
героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным
психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося
опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в
себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень,
соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания
является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется
эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий н уровне начального
общего образования принадлежит игровым формам деятельности, которые
рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне
присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и
театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на

освоение жанровых особенностей,
композиционных принципов.

элементов

музыкального

языка,

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития обучающихся
младшего школьного возраста. Признание самоценности творческого развития
человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся с НОДА. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется
по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся с НОДА в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения,
художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей обучающегося с НОДА,
развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами на уровне начального общего образования
являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное
в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир,
гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через
доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных
образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования. Введение обучающегося в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец,
двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России;
присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Кроме этого учебный предмет «Музыка» на уровне начального общего
образования обучающихся с НОДА решает ряд коррекционно-развивающих
задач:
1. Развитие слухового восприятия: способности различать звуки и
мелодии опираясь на средства музыкальной выразительности: высоту,
силу, длительность, тембр.
2. Формирование чувства ритма у обучающихся с НОДА.
3. Развитие музыкальной памяти: способности запоминания и
воспроизведения мелодии, что влияет на развитие памяти в целом.
4. Коррекция пространственных нарушений через музыкальнопластические, ритмические движения (пение с движением,
музыкальные игры).
5. Коррекция речевых нарушений через развитие вокальной
деятельности.
6. Обогащение представлений обучающихся об окружающем мире,
расширение музыкального и общего культурного кругозора, что
является дефицитарным звеном у обучающихся с НОДА из-за
социальной депривации, вызванной двигательными нарушениями,
ограничивающими взаимодействие с окружающим миром.
7. Использование музыкально-терапевтических методов и приемов для
регуляции психического состояния обучающихся с НОДА.
В процессе обучения музыке обучающихся с НОДА необходимо
учитывать особенности их речевого развития, связанные с возможными
нарушениями просодики, голосообразования, фонематического слуха и др. В
процессе обучения педагог должен определить индивидуальные возможности
обучающихся в части воспроизведения, исполнения музыкальных произведений.
При недостаточном уровне развития речи, голоса и слуха, связанным с
первичным диагнозом, необходимо использовать специальные методы текущего
и промежуточного контроля знаний обучающихся, позволяющие объективно
оценивать результаты их обучения.
В процессе освоения учебного предмета «Музыка» посредством
музыкально-творческой
деятельности
(слушание
музыки,
пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.) реализуется

коррекционно-компенсаторная направленность в обучении и воспитании
обучающихся с НОДА, в том числе коррекция и компенсация психомоторных
функций.
Характеристика особых образовательных потребностей
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и
невербальной коммуникации на уроках музыки;
- обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
- необходимо использование опор с детализацией в форме алгоритмов для
конкретизации действий при самостоятельной работе, например, план разбора
музыкального произведения, план составления презентации о деятельности
великих музыкантов и т. п.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья учебный предмет «Музыка» входит в предметную
область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в
подготовительном и в 1 - 4 классах.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения
модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения
содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью
модулям (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой дошкольного и основного общего образования,
непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего учебного курса:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить образцом
при составлении рабочих программ по предмету. Образовательная организация
может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной
вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей
внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента

Программы воспитания образовательной организации. При этом необходимо
руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной
нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю.
2 класс-33 часа в год.
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка»
образовательная организация вправе использовать возможности сетевого
взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного
образования детей, учреждениями культуры, организациями культурнодосуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах,
концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы,
как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир»,
«Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика
эстетического
содержания
предмета
«Музыка»
обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп
результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся с НОДА руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России
и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций
республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление
участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание
индивидуальности
каждого
человека;
проявление
сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться
принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным
традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в

жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях
художественной и научной картины мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде с учетом двигательной патологии
обучающихся; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и
физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес
к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение
к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей
вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
– сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения,
жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять
элементы музыкального звучания по определённому признаку;
– определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать
предложенные
объекты
(музыкальные
инструменты, элементы музыкального языка, произведения,
исполнительские составы и др.);
– находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за
звучащим музыкальным материалом на основе предложенного
учителем алгоритма;
– выявлять недостаток информации, в том числе слуховой,
акустической для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
– устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях
музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
– на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв
между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений,
в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских
навыков;
– с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и
слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей
музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
– сравнивать
несколько
вариантов
решения
творческой,
исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
– проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина —
следствие);
– формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме
двигательного
моделирования,
звукового
эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
– прогнозировать возможное развитие музыкального процесса,
эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
– выбирать источник получения информации;
– согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
– распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки;
– соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей)
обучающихся)
правила
информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
– анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
– анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по
предложенному учителем алгоритму;
– самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
– воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться
понять
эмоционально-образное
содержание
музыкального высказывания;
– выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или

в коллективе) при наличии возможности с учетом двигательного
развития и развития просодической стороны речи обучающихся с
НОДА;
– передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению при наличии возможности с учетом
двигательного развития обучающихся с НОДА;
– осознанно пользоваться интонационной выразительностью в
обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации
в повседневном общении при наличии возможности с учетом
развития просодической стороны речи обучающихся с НОДА.
Вербальная коммуникация:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде при
наличии возможности с учетом
развития речи обучающихся с
НОДА;
– проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
– признавать возможность существования разных точек зрения;
– корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей при наличии возможности с учетом
развития речи
обучающихся с НОДА;
– создавать устные (с учетом речевого развития) и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование);
– готовить небольшие публичные выступления при наличии
возможности с учетом развития речи обучающихся с НОДА;
– подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
– стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в
ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
– переключаться между различными формами коллективной,
групповой и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия
при решении поставленной задачи;
– формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

– ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат;
– выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на
предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
– планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
– выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
–
устанавливать
причины
успеха/неудач
учебной деятельности;
– корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным
искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу
своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
предмету «Музыка»:
– с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных
музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку,
знают правила поведения в театре, концертном зале при наличии
возможности с учетом двигательного развития и развития речи
обучающихся с НОДА;
– сознательно стремятся к развитию своих музыкальных
способностей;
– осознают разнообразие форм и направлений музыкального
искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов,
исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
– имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров,
творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
– с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной
культуры;

– стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений:
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:
– классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные,
короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
– различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр,
динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить
значение соответствующих терминов;
– различать изобразительные и выразительные интонации, находить
признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
– различать на слух принципы развития: повтор, контраст,
варьирование;
– понимать значение термина «музыкальная форма», определять на
слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и
трёхчастную репризную, рондо, вариации;
– ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
–
исполнять
и
создавать
различные
ритмические рисунки при наличии возможности с учетом развития моторики
обучающихся с НОДА;
– исполнять песни с простым мелодическим рисунком при наличии
возможности с учетом развития речи обучающихся с НОДА .
Модуль № 2 «Народная музыка России»:
– определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных
произведений к родному фольклору, русской музыке, народной
музыке различных регионов России;
– определять на слух и называть знакомые народные музыкальные
инструменты;
– группировать народные музыкальные инструменты по принципу
звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
– определять принадлежность музыкальных произведений и их
фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
– различать манеру пения, инструментального исполнения, типы
солистов и коллективов — народных и академических;
– создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах
при исполнении народной песни при наличии возможности с учетом
развития моторики обучающихся с НОДА;
– исполнять народные произведения различных жанров с
сопровождением и без сопровождения;
– участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной,

инструментальной,
танцевальной)
на
основе
освоенных
фольклорных жанров при наличии возможности с учетом развития
моторики просодической стороны речи обучающихся с НОДА.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
– различать на слух и исполнять произведения народной и
композиторской музыки других стран;
– определять на слух принадлежность народных музыкальных
инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых
инструментов;
– различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных
народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из
числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
– различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные,
танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль № 4 «Духовная музыка»:
– определять характер, настроение музыкальных произведений
духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
– исполнять доступные образцы духовной музыки при наличии
возможности с учетом
развития просодической стороны речи
обучающихся с НОДА;
– уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях
звучания духовной музыки Русской православной церкви
(вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной
традиции).
Модуль № 5 «Классическая музыка»:
– различать на слух произведения классической музыки, называть
автора и произведение, исполнительский состав;
– различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня,
танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки
песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
– различать концертные жанры по особенностям исполнения
(камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать
их разновидности, приводить примеры;
– исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами)
сочинения композиторов-классиков при наличии возможности с
учетом развития моторики обучающихся с НОДА;
– воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером,
осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием,
уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
– характеризовать
выразительные
средства,
использованные
композитором для создания музыкального образа;

– соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи,
литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса
выразительных средств.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:
– иметь представление о разнообразии современной музыкальной
культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
– различать и определять на слух принадлежность музыкальных
произведений, исполнительского стиля к различным направлениям
современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
– анализировать, называть музыкально-выразительные средства,
определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно
пользоваться
музыкально-выразительными
средствами
при
исполнении;
– исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая
певческую культуру звука при наличии возможности с учетом
развития просодической стороны речи обучающихся с НОДА .
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:
– определять и называть особенности музыкально-сценических жанров
(опера, балет, оперетта, мюзикл);
– различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор,
увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные
произведения (фрагменты) и их авторов;
– различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров,
хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов,
уметь определять их на слух;
– отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального
спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант,
дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»:
– исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики,
школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне,
песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие
разнообразные эмоции, чувства и настроения при наличии
возможности с учетом развития речи обучающихся с НОДА;
– воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия
жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика),
танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность,
эпос (связь со словом);
– осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания,
замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к
развитию и удовлетворению эстетических потребностей.

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием
примерного количества учебного времени. Для удобства вариативного
распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют
буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает
перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества
учебных часов между блоками с учетом двигательного развития и развития речи
обучающихся с НОДА. При необходимости можно сокращать какие-то
тематические блоки, а какие-то увеличивать с учетом индивидуальных
особенностей развития обучающихся в классе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно
расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных
мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над
исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов,
отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной
деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением
внеурочной деятельности. Виды деятельности, которые может использовать в
том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной,
внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».
Тематическое планирование
2 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России

1.1

Край, в котором
ты живёшь:
русские
народные песни
«Во поле береза
стояла», «Уж как
по мосту,
мосточку»;
В.Я.Шаинский
«Вместе весело
шагать»

1.2

Русский
фольклор:
русские
народные песни
«Из-под дуба, изпод вяза»

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

1.3

Русские
народные
музыкальные
инструменты:
Русские
народные песни
«Светит месяц»;
«Ах вы, сени,
мои сени»

1.4

Сказки, мифы и
легенды:
«Былина о
Вольге и
Микуле», А.С.
Аренский
«Фантазия на
темы Рябинина
для фортепиано
с оркестром»;
Н.Добронравов
М. Таривердиев
«Маленький
принц» (Кто тебя
выдумал,
звездная
страна…)

1.5

Народные
праздники:
песни-колядки
«Пришла
коляда», «В
ночном саду»

1

1.6

Фольклор
народов России:
народная песня
коми
«Провожание»;
татарская
народная песня
«Туган як»

1

1.7

Фольклор в
творчестве
профессиональн
ых музыкантов:
Хор «А мы просо
сеяли» из оперы

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Н.А. РимскогоКорсакова
«Снегурочка»,
П.И. Чайковский
Финал из
симфонии № 4
Итого по разделу

7

Раздел 2. Классическая музыка

2.1

Русские
композиторыклассики:
П.И.Чайковский
«Немецкая
песенка»,
«Неаполитанская
песенка» из
Детского
альбома

2.2

Европейские
композиторыклассики: Л. ван
Бетховен
«Сурок»;
Концерт для
фортепиано с
оркестром № 4,
2-я часть

2.3

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель: Н.
Паганини каприс
№ 24; Л. Делиб
Пиццикато из
балета
«Сильвия»; А.
Вивальди
Концерт для
виолончели с
оркестром сольминор, 2 часть

1

2.4

Вокальная
музыка: М.И.
Глинка
«Жаворонок»;

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

"Школьный
вальс" Исаака
Дунаевского

2.5

Программная
музыка: А.К.
Лядов
«Кикимора»,
«Волшебное
озеро»; М.П.
Мусоргский.
«Рассвет на
Москве-реке» –
вступление к
опере
«Хованщина»

1

2.6

Симфоническая
музыка: П.И.
Чайковский
Симфония № 4,
Финал; С.С.
Прокофьев.
Классическая
симфония (№ 1)
Первая часть

1

2.7

Мастерство
исполнителя:
Русская
народная песня
«Уж, ты сад» в
исполнении Л.
Руслановой; Л.
ван Бетховен
Патетическая
соната (1-я
часть) для
фортепиано в
исполнении С.Т.
Рихтера

1

2.8

Инструментальн
ая музыка: Р.
Шуман «Грезы»;
С.С. Прокофьев
«Сказки старой
бабушки»

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
1

8

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Раздел 3. Музыка в жизни человека

3.1

Главный
музыкальный
символ: Гимн
России

1

3.2

Красота и
вдохновение:
«Рассветчародей» музыка
В.Я.Шаинского
сл.
М.С.Пляцковско
го; П.И.
Чайковский
«Мелодия» для
скрипки и
фортепиано,
А.П. Бородин
«Ноктюрн из
струнного
квартета № 2»

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

2

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

Диалог культур:
М.И. Глинка
Персидский хор
из оперы
«Руслан и
Людмила»; А.И.
Хачатурян
«Русская пляска»
из балета
«Гаянэ»; А.П.
Бородин
музыкальная
картина «В
Средней Азии»;
Н.А. РимскийКорсаков «Песня
индийского
гостя» из оперы
«Садко»

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
2

2

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Раздел 2. Духовная музыка

2.1

Инструментальн
ая музыка в
церкви: И.С. Бах
Хоральная
прелюдия фаминор для
органа, Токката
и фуга ре минор
для органа

1

2.2

Искусство
Русской
православной
церкви: молитва
«Богородице
Дево Радуйся»
хора братии
Оптиной
Пустыни; С.В.
Рахманинов
«Богородице
Дево Радуйся» из
«Всенощного
бдения»

1

2.3

Религиозные
праздники:
колядки
«Добрый тебе
вечер», «Небо и
земля»,
Рождественские
песни

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

3

Раздел 3. Музыка театра и кино

3.1

Музыкальная
сказка на сцене,
на экране:
фильм-балет
«Хрустальный
башмачок»
(балет
С.С.Прокофьева
«Золушка»);
aильм-сказка
«Золотой

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

ключик, или
Приключения
Буратино»,
А.Толстой, муз.
А.Рыбникова

3.2

Театр оперы и
балета: отъезд
Золушки на бал,
Полночь из
балета С.С.
Прокофьева
«Золушка»

1

3.3

Балет.
Хореография –
искусство танца:
вальс, сцена
примерки
туфельки и
финал из балета
С.С. Прокофьева
«Золушка»

1

3.4

Опера. Главные
герои и номера
оперного
спектакля: Песня
Вани, Ария
Сусанина и хор
«Славься!» из
оперы М.И.
Глинки «Иван
Сусанин»; Н.А.
РимскийКорсаков опера
«Сказка о царе
Салтане»: «Три
чуда», «Полет
шмеля»

3.5

Сюжет
музыкального
спектакля: сцена
у Посада из
оперы М.И.
Глинки «Иван
Сусанин»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

3.6

Оперетта,
мюзикл: Ж.
Оффенбах
«Шествие
царей» из
оперетты
«Прекрасная
Елена»; Песня
«До-Ре-Ми» из
мюзикла Р.
Роджерса «Звуки
музыки»

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

7

Раздел 4. Современная музыкальная культура

4.1

Современные
обработки
классической
музыки: Ф.
Шопен
Прелюдия миминор, Чардаш
В. Монти в
современной
обработке

4.2

Джаз: С.
Джоплин
регтайм «Артист
эстрады». Б.
Тиэл «Как
прекрасен мир!»,
Д. Херман «Hello
Dolly» в
исполнении Л.
Армстронга

4.3

Исполнители
современной
музыки:
О.Газманов
«Люси» в
исполнении
Р.Газманова (6
лет); И. Лиева, Э.
Терская «Мама»
в исполнении
группы «Рирада»

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

4.4

Электронные
музыкальные
инструменты: Э.
Артемьев темы
из кинофильмов
«Раба любви»,
«Родня». Э.
Сигмейстер.
Ковбойская
песня для
детского
ансамбля
электронных и
элементарных
инструментов

Библиотека ЦОК
1

Итого по разделу

4

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

https://m.edsoo.ru/f5e96
68a

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Музыка: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П.,
Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
– Переверзева И.А. «Вопросы дистанционного консультирования обучаемых
по

предметной области «Искусство» на уровне основного общего образования» в
сб. «Введение
– Переверзева И.А. Развитие познавательных интересов дошкольников и
школьников в процессе музицирования на свирели. (Кафедральный
вариативный модуль –72 час.). / Программы дополнительного
профессионального образования. / Предметная область «Искусство» / Сост.и
отв. ред. Г.П. Сергеева – М.: ГБОУ Педагогическая академия, 2012.
– Переверзева И.А. Развитие познавательных интересов учащихся в
художественно-эстетической деятельности. (Кафедральный вариативный
модуль – 36 час.). /
Программы дополнительного профессионального образования: предметная
область «Искусство» / Сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева – М.: ГБОУ
Педагогическая академия, 2012.
– Переверзева И.А. Становление личности школьников в процессе развития их
познавательных интересов на музыкальных занятиях. / Воспитание
подрастающего поколения в современных социокультурных условиях:
проблемы и перспективы развития:
материалы Международной научно-практической конференции. 22-23 октября
2013 г. –
АСОУ, 2013. – 548 с. – С. 295-299.
– Примерные программы внеурочной деятельности/под ред. В.А. Горского. –
М.:
Просвещение, 2010.

– Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности. – М.:
Просвещение,
2017.
– Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в
образовательных
учреждениях: Учебное пособие. / Г.П. Сергеева – М.: ГОУ Педагогическая
академия, 2010.
– Сергеева Г.П. Детское музицирование в учебно-методическом комплекте
«Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений. / Г.П. Сергеева //
Начальная школа.– 2011. – № 11. – С. 90-95.
– Сергеева Г.П. Учебники на уроке музыки: теория и практика: моногр. / Г.П.
Сергеева. – М.: Триумф, 2016.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/56/03
https://resh.edu.ru/subject/6/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».