МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Дёминой" РАССМОТРЕНО на заседании кафедры начального обучения ________________________ Павловская Н.А. Протокол №4 от «31» 08 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Головская С.Д. Приказ №271 от «31» 08 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г.Керчи Республики Крым "Школагимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Дёминой" ________________________ Тютюнник Л.И. Приказ №271 от «31» 08 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ВАРИАНТ 6.1.) (ID 3866548) учебного предмета «Музыка» для обучающихся 2 классов Керчь 2023-2024 Пояснительная записка ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности обучающихся на уровне начального общего образования — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. На уровне начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий н уровне начального общего образования принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, композиционных принципов. элементов музыкального языка, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития обучающихся младшего школьного возраста. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся с НОДА. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся с НОДА в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей обучающегося с НОДА, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшими задачами на уровне начального общего образования являются: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. 2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания. 4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты. 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. Кроме этого учебный предмет «Музыка» на уровне начального общего образования обучающихся с НОДА решает ряд коррекционно-развивающих задач: 1. Развитие слухового восприятия: способности различать звуки и мелодии опираясь на средства музыкальной выразительности: высоту, силу, длительность, тембр. 2. Формирование чувства ритма у обучающихся с НОДА. 3. Развитие музыкальной памяти: способности запоминания и воспроизведения мелодии, что влияет на развитие памяти в целом. 4. Коррекция пространственных нарушений через музыкальнопластические, ритмические движения (пение с движением, музыкальные игры). 5. Коррекция речевых нарушений через развитие вокальной деятельности. 6. Обогащение представлений обучающихся об окружающем мире, расширение музыкального и общего культурного кругозора, что является дефицитарным звеном у обучающихся с НОДА из-за социальной депривации, вызванной двигательными нарушениями, ограничивающими взаимодействие с окружающим миром. 7. Использование музыкально-терапевтических методов и приемов для регуляции психического состояния обучающихся с НОДА. В процессе обучения музыке обучающихся с НОДА необходимо учитывать особенности их речевого развития, связанные с возможными нарушениями просодики, голосообразования, фонематического слуха и др. В процессе обучения педагог должен определить индивидуальные возможности обучающихся в части воспроизведения, исполнения музыкальных произведений. При недостаточном уровне развития речи, голоса и слуха, связанным с первичным диагнозом, необходимо использовать специальные методы текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся, позволяющие объективно оценивать результаты их обучения. В процессе освоения учебного предмета «Музыка» посредством музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.) реализуется коррекционно-компенсаторная направленность в обучении и воспитании обучающихся с НОДА, в том числе коррекция и компенсация психомоторных функций. Характеристика особых образовательных потребностей - необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; - специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации на уроках музыки; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; - необходимо использование опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе, например, план разбора музыкального произведения, план составления презентации о деятельности великих музыкантов и т. п. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в подготовительном и в 1 - 4 классах. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулям (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего учебного курса: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить образцом при составлении рабочих программ по предмету. Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательной организации. При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. 2 класс-33 часа в год. При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурнодосуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы). Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся с НОДА руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде с учетом двигательной патологии обучающихся; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: – сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; – определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); – находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; – выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; – устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: – на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; – с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; – сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); – проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); – формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); – прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: – выбирать источник получения информации; – согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; – распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; – соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; – анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; – анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; – самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: – воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; – выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе) при наличии возможности с учетом двигательного развития и развития просодической стороны речи обучающихся с НОДА; – передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению при наличии возможности с учетом двигательного развития обучающихся с НОДА; – осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении при наличии возможности с учетом развития просодической стороны речи обучающихся с НОДА. Вербальная коммуникация: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде при наличии возможности с учетом развития речи обучающихся с НОДА; – проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; – признавать возможность существования разных точек зрения; – корректно и аргументированно высказывать своё мнение; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей при наличии возможности с учетом развития речи обучающихся с НОДА; – создавать устные (с учетом речевого развития) и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); – готовить небольшие публичные выступления при наличии возможности с учетом развития речи обучающихся с НОДА; – подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): – стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; – переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; – формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; – ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; – выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: – планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; – выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: – устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; – корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: – с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале при наличии возможности с учетом двигательного развития и развития речи обучающихся с НОДА; – сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; – осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; – имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; – с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; – стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль № 1 «Музыкальная грамота»: – классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; – различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; – различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; – различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; – понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; – ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; – исполнять и создавать различные ритмические рисунки при наличии возможности с учетом развития моторики обучающихся с НОДА; – исполнять песни с простым мелодическим рисунком при наличии возможности с учетом развития речи обучающихся с НОДА . Модуль № 2 «Народная музыка России»: – определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; – определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; – группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; – определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; – различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; – создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни при наличии возможности с учетом развития моторики обучающихся с НОДА; – исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; – участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров при наличии возможности с учетом развития моторики просодической стороны речи обучающихся с НОДА. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: – различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; – определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; – различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); – различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. Модуль № 4 «Духовная музыка»: – определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; – исполнять доступные образцы духовной музыки при наличии возможности с учетом развития просодической стороны речи обучающихся с НОДА; – уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль № 5 «Классическая музыка»: – различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; – различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; – различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; – исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков при наличии возможности с учетом развития моторики обучающихся с НОДА; – воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; – характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; – соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»: – иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; – различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); – анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; – исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука при наличии возможности с учетом развития просодической стороны речи обучающихся с НОДА . Модуль № 7 «Музыка театра и кино»: – определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); – различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; – различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; – отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»: – исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения при наличии возможности с учетом развития речи обучающихся с НОДА; – воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); – осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием примерного количества учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками с учетом двигательного развития и развития речи обучающихся с НОДА. При необходимости можно сокращать какие-то тематические блоки, а какие-то увеличивать с учетом индивидуальных особенностей развития обучающихся в классе. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением внеурочной деятельности. Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно». Тематическое планирование 2 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всег о Контрольн ые работы Практическ ие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Во поле береза стояла», «Уж как по мосту, мосточку»; В.Я.Шаинский «Вместе весело шагать» 1.2 Русский фольклор: русские народные песни «Из-под дуба, изпод вяза» Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a 1.3 Русские народные музыкальные инструменты: Русские народные песни «Светит месяц»; «Ах вы, сени, мои сени» 1.4 Сказки, мифы и легенды: «Былина о Вольге и Микуле», А.С. Аренский «Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром»; Н.Добронравов М. Таривердиев «Маленький принц» (Кто тебя выдумал, звездная страна…) 1.5 Народные праздники: песни-колядки «Пришла коляда», «В ночном саду» 1 1.6 Фольклор народов России: народная песня коми «Провожание»; татарская народная песня «Туган як» 1 1.7 Фольклор в творчестве профессиональн ых музыкантов: Хор «А мы просо сеяли» из оперы Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Н.А. РимскогоКорсакова «Снегурочка», П.И. Чайковский Финал из симфонии № 4 Итого по разделу 7 Раздел 2. Классическая музыка 2.1 Русские композиторыклассики: П.И.Чайковский «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из Детского альбома 2.2 Европейские композиторыклассики: Л. ван Бетховен «Сурок»; Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2-я часть 2.3 Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель: Н. Паганини каприс № 24; Л. Делиб Пиццикато из балета «Сильвия»; А. Вивальди Концерт для виолончели с оркестром сольминор, 2 часть 1 2.4 Вокальная музыка: М.И. Глинка «Жаворонок»; 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a "Школьный вальс" Исаака Дунаевского 2.5 Программная музыка: А.К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»; М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина» 1 2.6 Симфоническая музыка: П.И. Чайковский Симфония № 4, Финал; С.С. Прокофьев. Классическая симфония (№ 1) Первая часть 1 2.7 Мастерство исполнителя: Русская народная песня «Уж, ты сад» в исполнении Л. Руслановой; Л. ван Бетховен Патетическая соната (1-я часть) для фортепиано в исполнении С.Т. Рихтера 1 2.8 Инструментальн ая музыка: Р. Шуман «Грезы»; С.С. Прокофьев «Сказки старой бабушки» Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 1 8 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 Главный музыкальный символ: Гимн России 1 3.2 Красота и вдохновение: «Рассветчародей» музыка В.Я.Шаинского сл. М.С.Пляцковско го; П.И. Чайковский «Мелодия» для скрипки и фортепиано, А.П. Бородин «Ноктюрн из струнного квартета № 2» 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a 2 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 Диалог культур: М.И. Глинка Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»; А.И. Хачатурян «Русская пляска» из балета «Гаянэ»; А.П. Бородин музыкальная картина «В Средней Азии»; Н.А. РимскийКорсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» Итого по разделу Библиотека ЦОК 2 2 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Раздел 2. Духовная музыка 2.1 Инструментальн ая музыка в церкви: И.С. Бах Хоральная прелюдия фаминор для органа, Токката и фуга ре минор для органа 1 2.2 Искусство Русской православной церкви: молитва «Богородице Дево Радуйся» хора братии Оптиной Пустыни; С.В. Рахманинов «Богородице Дево Радуйся» из «Всенощного бдения» 1 2.3 Религиозные праздники: колядки «Добрый тебе вечер», «Небо и земля», Рождественские песни Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a 3 Раздел 3. Музыка театра и кино 3.1 Музыкальная сказка на сцене, на экране: фильм-балет «Хрустальный башмачок» (балет С.С.Прокофьева «Золушка»); aильм-сказка «Золотой Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a ключик, или Приключения Буратино», А.Толстой, муз. А.Рыбникова 3.2 Театр оперы и балета: отъезд Золушки на бал, Полночь из балета С.С. Прокофьева «Золушка» 1 3.3 Балет. Хореография – искусство танца: вальс, сцена примерки туфельки и финал из балета С.С. Прокофьева «Золушка» 1 3.4 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: Песня Вани, Ария Сусанина и хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; Н.А. РимскийКорсаков опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда», «Полет шмеля» 3.5 Сюжет музыкального спектакля: сцена у Посада из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 2 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a 3.6 Оперетта, мюзикл: Ж. Оффенбах «Шествие царей» из оперетты «Прекрасная Елена»; Песня «До-Ре-Ми» из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки» Итого по разделу Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a 7 Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 Современные обработки классической музыки: Ф. Шопен Прелюдия миминор, Чардаш В. Монти в современной обработке 4.2 Джаз: С. Джоплин регтайм «Артист эстрады». Б. Тиэл «Как прекрасен мир!», Д. Херман «Hello Dolly» в исполнении Л. Армстронга 4.3 Исполнители современной музыки: О.Газманов «Люси» в исполнении Р.Газманова (6 лет); И. Лиева, Э. Терская «Мама» в исполнении группы «Рирада» Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a 4.4 Электронные музыкальные инструменты: Э. Артемьев темы из кинофильмов «Раба любви», «Родня». Э. Сигмейстер. Ковбойская песня для детского ансамбля электронных и элементарных инструментов Библиотека ЦОК 1 Итого по разделу 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 https://m.edsoo.ru/f5e96 68a 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Музыка: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – Переверзева И.А. «Вопросы дистанционного консультирования обучаемых по предметной области «Искусство» на уровне основного общего образования» в сб. «Введение – Переверзева И.А. Развитие познавательных интересов дошкольников и школьников в процессе музицирования на свирели. (Кафедральный вариативный модуль –72 час.). / Программы дополнительного профессионального образования. / Предметная область «Искусство» / Сост.и отв. ред. Г.П. Сергеева – М.: ГБОУ Педагогическая академия, 2012. – Переверзева И.А. Развитие познавательных интересов учащихся в художественно-эстетической деятельности. (Кафедральный вариативный модуль – 36 час.). / Программы дополнительного профессионального образования: предметная область «Искусство» / Сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева – М.: ГБОУ Педагогическая академия, 2012. – Переверзева И.А. Становление личности школьников в процессе развития их познавательных интересов на музыкальных занятиях. / Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. 22-23 октября 2013 г. – АСОУ, 2013. – 548 с. – С. 295-299. – Примерные программы внеурочной деятельности/под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности. – М.: Просвещение, 2017. – Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: Учебное пособие. / Г.П. Сергеева – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – Сергеева Г.П. Детское музицирование в учебно-методическом комплекте «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений. / Г.П. Сергеева // Начальная школа.– 2011. – № 11. – С. 90-95. – Сергеева Г.П. Учебники на уроке музыки: теория и практика: моногр. / Г.П. Сергеева. – М.: Триумф, 2016. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/56/03 https://resh.edu.ru/subject/6/