АРП 6.1. русский язык 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи
Республики Крым "Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза
Е.И.Дёминой"

РАССМОТРЕНО
на
заседании
кафедры
начального обучения
________________________
Павловская Н.А.
Протокол №4 от «31» 08
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
________________________
Головская С.Д.
Приказ №271 от «31» 08
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г.Керчи
Республики
Крым
"Школагимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И.Дёминой"
________________________
Тютюнник Л.И.
Приказ №271 от «31» 08 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ВАРИАНТ 6.1.)
(ID 3864508)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 2 классов

Керчь 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Русский язык» на уровне начального общего образования для
обучающихся с нарушениями-опорно-двигательного аппарата составлена
на основе требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной
программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий на материале русского языка
станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а
также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания
действительности обеспечивает развитие и коррекцию интеллектуальных
и творческих способностей обучающихся с НОДА, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является
основой всего процесса обучения начального общего образования, успехи
в изучении этого предмета во многом определяют результаты
обучающихся с НОДА по другим учебным предметам.
Учебный предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом
в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её
компонентов,
как
языковая,
коммуникативная,
читательская,
общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с
системой русского языка, богатством его выразительных возможностей,
развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной
социализации обучающегося с НОДА. Русский язык, выполняя свои
базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное
и
социальное
взаимодействие,
способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных

традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное
владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом
определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей,
чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека
областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно­нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося с НОДА непосредственно связаны с
осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи
языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты
русского языка.
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Русский
язык» используется для решения следующих коррекционных задач: развитие
всех видов речи (внутренней и внешней) обучающихся с НОДА, развитие
всех ее функций, особенно коммуникативной и познавательной; развитие и
автоматизация графо-моторного навыка, развитие мелкой моторики рук; при
отсутствии или выраженных ограничениях моторного компонента письма
проведение работы по формированию навыка пользования различными
клавиатурами, как традиционными, так и виртуальными, в процессе
выполнения письменных упражнений; развитие высших психических
функций обучающихся с НОДА на основе учебного материала. Содержание
предмета «Русский язык» должно обеспечивать связь приобретаемых
филологических знаний с практической деятельностью и повседневной
жизнью обучающихся через использование различных практических
упражнений, формирующих метапредметные связи, и решение проблемных
задач.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
приобретение обучающимся с НОДА первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской

Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя
общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом с
учетом индивидуального уровня развития устной речи обучающихся с
НОДА и их моторики рук.
овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения является признание равной значимости работы по
изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных
правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков
использования
усвоенных норм русского
литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе
устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию
речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом
«Литературное чтение».
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
позволит педагогическому работнику:

реализовать в процессе преподавания русского языка современные
подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО ОВЗ;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Русский язык» по годам обучения в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ;
разработать календарно­тематическое планирование с
учётом
особенностей
конкретного
класса,
используя
рекомендованное
распределение учебного времени на изучение определённого
раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной
деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
В федеральной рабочей программе определяются цели изучения
учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего
образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета
«Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и
метапредметные результаты представлены с учётом методических
традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне
начального общего образования. Предметные планируемые результаты
освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский
язык».
Программа устанавливает распределение учебного материала по
классам, основанного на логике развития предметного содержания и учёте
психологических и возрастных особенностей обучающихся, а также объём
учебных часов для изучения разделов и тем курса. При этом для
обеспечения возможности реализации принципов дифференциации и
индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и
интересов обучающихся с НОДА количество учебных часов может быть
скорректировано за счёт резервных уроков.
Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет
возможности для реализации различных методических подходов к
преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения
обязательной части его содержания с учетом образовательных
потребностей обучающихся с НОДА.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что
достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных

результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении
областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного
предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и
подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего
образования, формирование готовности обучающегося с НОДА к
дальнейшему обучению.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
—

Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’];
обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции
букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
— Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки.
— Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки.
— Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный
ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.
— Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в
конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
— Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё,
ю, я (в начале слова и после гласных).
— Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
— Использование
знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами,
— знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в
пределах изученного).
Орфоэпия
—

Произношение звуков и сочетаний звуков (при наличии возможности),
ударение в словах в соответствии с нормами современного русского

литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического
словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и др.), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение,
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.

вопросы

Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).

Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного
из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания:
вопросительные, побудительные предложения.

повествовательные,

Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена,
фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения;
перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы.
Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря
учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи: для ответа
на заданный вопрос, для выражения собственного мнения (при наличии
возможности с учетом уровня развития устной речи). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
др.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой
работы (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи).
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы (при
наличии возможности с учетом уровня развития устной речи) .
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений
в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста.
Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей
текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации (при наличии возможности с
учетом уровня развития устной речи).
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов
с опорой на вопросы (при наличии возможности с учетом уровня развития
устной речи).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во 2
классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом
метапредметных результатов.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы;
однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями:
называть признаки сходства и различия;
— сравнивать значение однокоренных (родственных) слов: указывать
сходства и различия лексического значения;
— сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов:
выявлять случаи чередования;
— устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос
отвечают, что обозначают;
— характеризовать звуки по заданным параметрам;
— определять признак, по которому проведена классификация звуков,
букв, слов, предложений;
— находить закономерности в процессе наблюдения за языковыми
единицами;
— ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст);
соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
—

проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми
единицами (слово, предложение, текст);
— формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова
являются / не являются однокоренными (родственными).
Работа с информацией:
—

выбирать источник получения информации: нужный словарь
учебника для получения информации;
— устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
— анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в
схеме, таблице;
— с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы,
таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
—

Общение:
воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога (при наличии возможности с учетом уровня
—

развития устной речи);
— признавать возможность существования разных точек зрения в
процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
— корректно
и аргументированно высказывать своё мнение о
результатах наблюдения за языковыми единицами (при наличии
возможности с учетом уровня развития устной речи) ;
— строить
устное диалогическое выказывание (при наличии
возможности с учетом уровня развития устной речи);
— строить устное монологическое высказывание на определённую тему,
на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации (при наличии возможности с учетом уровня развития устной
речи);
— устно (при наличии возможности с учетом уровня развития устной
речи) и
письменно формулировать простые выводы на основе
прочитанного или услышанного текста.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать с помощью учителя действия по решению
орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных
действий.
Самоконтроль:
—

устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при
выполнении заданий по русскому языку;
— корректировать с помощью учителя свои учебные действия для
преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при
списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность:
—

строить действия по достижению цели совместной деятельности при
выполнении парных и групповых заданий на уроках русского языка:
распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и
высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно
принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе
с помощью учителя);
— совместно обсуждать процесс и результат работы;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат.
—

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять
объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых
единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать
языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять
недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать
запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
—

выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
—

согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности
при
поиске
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
—

Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося формируются коммуникативные универсальные
учебные действия с учетом уровня развития их устной речи.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде (при
наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии (при наличии возможности с учетом
уровня развития устной речи);
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение (при
наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
(при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);
— создавать устные (при наличии возможности с учетом уровня
развития устной речи) и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания (при наличии возможности с
учетом уровня развития устной речи);
—

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
—

Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося
формируются
регулятивные
универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
— Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
—

Совместная деятельность:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
—

—

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 класс:

осознавать язык как основное средство общения;
— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости;
согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
— определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том
числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
— находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать
их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
— определять
вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные
звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках
животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с
именами существительными, разделительный мягкий знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями
учебника;
—
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации (при наличии возможности с
учетом уровня развития устной речи) ;
—

формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно (при наличии возможности с учетом уровня развития
устной речи) и письменно (1—2 предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
— определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы;
— объяснять
своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
—

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка, развития
речи», – 98 часов (3 часа в неделю).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2
класс.
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
https://catalog.prosv.ru/attachment/306f5429-2f3b-11e7-affc-0050569c7d18.pdf
Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2
классы.
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
https://nachalka.online/wp-content/uploads/2020/07/diktanty-1-2-klass.pdf
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
ЯКласс
https://www.yaklass.ru/
Библиотека
цифрового
образовательного
контента
https://m.edso.r

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

1
2

Количество часов
Наименование
разделов и тем
Контрольн Практичес
Всего
программы
ые работы кие работы
Общие сведения о
языке
Фонетика
и
графика

1
6

3

Лексика

10

4

Состав слова

14

5

Морфология

19

2

6

Синтаксис

8

1

7

Орфография
пунктуация

24

7

8

Развитие речи

и

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
98
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

10

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik#program-2-klass
https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik#program-2-klass
https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik#program-2-klass
https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik#program-2-klass
https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik#program-2-klass
https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik#program-2-klass
https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik#program-2-klass
https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik#program-2-klass


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».