МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ » РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры начального обучения Заместитель директора по УВР Протокол №4 от 31.08.2023г. 31.08.2023г. Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» _____ Водопьянова С. Д. Зав.каф._____ Н.А.Павловская Пр.№271 от 31.08.2023г. ________ Тютюнник Л. И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР вариант 8.4 1 дополнительный класс (66 часов) г.Керчь2023 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Рабочая программа «Окружающий природный мир» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (в части, не противоречащей действующему законодательству, в переходный период до введения ФГОС основного общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями); • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1598; • санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15); • Уставом МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся начальной школы - это обучающиеся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, речевою патологией, соматической патологией. Все обучающиеся класса - дети-инвалиды с умеренной интеллектуальной недостаточностью, имеющие сложный дефект развития. Специфические особенности данной категории обучающихся 1 дополнительного класса: • выраженное недоразвитие мыслительной деятельности; • нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического; • ограниченное восприятие обращенной речи и ее ситуативного понимания; • внимание крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий; • процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена; • трудность вычленение главного и установление причинно-следственных связей, перенос знакомых сформированных действий в отличную от школьной среду; • замедленный темп, пассивность, заторможенность движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью; трудность в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений; выраженные нарушения и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др.; эмоциональная сфера определяется не только недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности; неразвитостью волевых процессов; низкая мотивация к предлагаемым заданиям. • • • • • Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: Занятия по данной программе проводятся в форме урока (1 полугодие- 35 минут, 2 полугодие - 40 мин). Основные типы уроков: • комбинированные уроки; • уроки повторения изученного материала; • урок систематизации и обобщения знаний; • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием дидактических и ролевых игр, средств ТСО. • нестандартные уроки (уроки-игры и т.п.) Основными методами урока являются: • Словесные - объяснение, работа с листом-заданием. • Наглядные - наблюдение, демонстрация, пример. • Практические - выполнение заданий, соблюдая заданный алгоритм. Технологии: игровые, здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференциации, индивидуального подхода, проблемного обучения, ИКТ. Формы работы: сопоставление изображенного на сюжетной картинке предмета с таким же реальным предметом, выбор по словесной инструкции изображений действий или предметов. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Введение в АООП для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми и множественными нарушениями учебного предмета «Окружающий природный мир», который входит в предметную область «Окружающий мир», обусловлено тем, что он способствует расширению представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой и неживой природы и человека. Обучение этому предмету носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и подготовкой обучающихся, так и с другими учебными дисциплинами. Предмет «Окружающий природный мир» вносит существенный вклад в развитие и коррекцию речи, психических процессов и способствует адаптации обучающихся в социуме. Учебный материал, предложенный в программе, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы для подготовки обучающихся данной категории к максимально возможной самостоятельной жизни в современном обществе. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего социального мира, изобразительной деятельности и труда, предметом человек и альтернативной коммуникации. Учебному предмету «Окружающий природный мир» в 1 дополнительном классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели). Продолжительность урока по предмету «Окружающий природный мир» в I полугодии 35 минут, во II полугодии - 40 минут. Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с ОВЗ. «Окружающий природный мир» - важный общеобразовательный предмет, который развивает чувство сопричастности к жизни природы и общества, является системообразующим предметом. Цель рабочей программы: формирование у обучающихся c ОВЗ первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе. Задачи обучения: • формировать представления об объектах и явлениях живой и неживой природы; • формировать представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях; • воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру; • способствовать развитию у обучающихся с ОВЗ заинтересованности в изменениях растительного и животного мира; • способствовать формированию жизненных компетенций в семье и в социуме; • корректировать и развивать личностные качества обучающихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность). Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления. Модель учащегося, поступившего в 1 дополнительного класса, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка. Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет низкий уровень физического развития, может выполнять несколько простых элементов утренней гимнастики по показу, не полной мере владеет основными гигиеническими навыками. Коммуникативный потенциал предполагает, что обучаемый понимает и выполняет простые инструкции только знакомого ему взрослого, положительно реагирует на различные просьбы. Частично понимает и выполняет простые инструкции педагога. Познавательный потенциал предполагает, что обучаемый может воссоздавать целостное изображение предмета из 2-х частей, группировать предметы по образцу и словесной инструкции, отзываться на свое имя. Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что обучаемый включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого. Планируемые результаты изучения курса. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты АООП по предмету «Окружающий природный мир» включают освоение обучающимися с ОВЗ специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения дома и школе. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями, несмотря на безоценочную систему обучения, - в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень предусматривает уменьшенный объём умений, обозначенных в рабочей программе. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Окружающий природный мир» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся 1 дополнительного класса и сложностью структуры дефекта. Достаточный уровень • различать по пиктограммам и сюжетным картинкам времена года по вербальной инструкции педагога; • составлять рассказ, используя наглядный материал, к каждому времени года; • выстраивать алгоритм ухода за комнатными растениями; • различать овощи и фрукты, объяснять, где растут; • различать домашних и диких животных, знать кто где живет; • правильно называть изученные объекты и явления. Минимальный уровень: • называть, используя САК, изученные объекты и явления; • выбирать из 2-х предложенных пиктограмм времен года одну по вербальной инструкции; • выстраивать алгоритм ухода за комнатным растением, состоящий из 2-3 пиктограмм; • называть овощи и фрукты, домашних и диких животных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с ОВЗ социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями. владеть социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; развитие положительных свойств и качеств личности. Диагностико-пропедевтические задачи: 1. Выявить индивидуальные возможности каждого обучаемого, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками; 2. Сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП; 3. Сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время. Характеристика базовых учебных действий, формируемых в 1 дополнительном классе Г руппа БУД Учебные действия и умения Минимальный уровень освоения Личностные учебные действия - осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью; - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия - вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Регулятивные учебные действия Познавательные учебные действия Достаточный уровень освоения - осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе). - вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - обращаться за помощью и принимать помощь, в том числе используя САК; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды. - адекватно соблюдать ритуалы школьного - принимать цели и произвольно поведения (поднимать руку, вставать и выходить включаться в деятельность, из-за парты и задвигать за собой стул); следовать предложенному плану - активно участвовать в специально и работать в общем темпе; организованной деятельности (игровой, - соотносить свои действия и их творческой, учебной). результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. - делать простейшие сравнения, классифицировать на наглядном материале; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности. Краткий учебный курс Раздел № п/п 1. Сезонные изменения в природе Кол-во часов Краткое содержание курса 24 2. Растения 20 3. Животные 12 4. Птицы 10 Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (осень - желтеют и опадают листья, часто идёт дождь, зима - холодно, идет снег, весна - тает снег, появляются листья и первые цветы - подснежники, лето - тепло, много цветов). Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц. Одежда людей в разное время года. Игры детей в разные сезоны года. Солнце, облака, дождь, снег, луна, ветер. Узнавание и называние объектов неживой природы. Овощи. Фрукты. Внешний вид, называние, дифференциация, место произрастания. Растения комнатные. Уход. Деревья: клён, берёза, рябина, дуб, ель. Узнавание деревьев по характерным признакам: цвет ствола, листья, плоды. Грибы. Хорошие и плохие. Место произрастания. Животные домашние. Кошка, собака, корова, лошадь (узнавание, называние, детёныши, что едят). Уход за питомцами. Дикие животные: заяц, белка, лиса, медведь, волк (узнавание, называние, детёныши, как передвигаются, особенности в разное время года: заяц зимой белый, летом серый, медведь зимой спит в берлоге). и перелетные. Строение птицы, чем Зимующие покрыто ее тело. Чем питаются перелетные и зимующие птицы. Узнавание и называние птиц, слушание их голосов. Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Окружающий природный мир» является создание развивающей предметно-пространственной среды: Направления коррекционно-развивающей работы Коммуникация Развивающая предметно-пространственная среда Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы) Мыслительные операции Дидактический материал Марии Монтессори Слуховое и зрительное восприятие, внимание и Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, разрезные картинки память Пространственные представления Модели, предметные и сюжетные картины Временные представления Схемы, модели, календари, материал по альтернативной коммуникации Конструктивный праксис Конструкторы, природный материал, разрезные картинки, мозаика, сборно-разборные дидактические игрушки Развитие общей и тонкой моторики Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарнотематическом планировании. Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир» в 1 дополнительном классе № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Дата 04.09 07.09 11.09 14.09 18.09 21.09 25.09 28.09 02.10 05.10 09.10 12.10 16.10 Тема Диагностика. Выявление познавательного уровня Осень пришла. Экскурсия, сбор листьев и плодов на пришкольном участке Признаки времени года «Осень» Признаки времени года «Осень». Рассказ с использованием САК Погодные явления осенью Изменения в растительном мире осенью Изменение в животном мире осенью Повторение изученного материала на основе мнемотаблицы «Осень» Сбор урожая. Огород Овощи Овощи Сбор урожая. Сад Фрукты 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 19.10 23.10 26.10 07.10 09.10 13.10 16.10 20.10 23.10 27.10 30.10 04.11 07.11 11.12 14.12 18.12 21.12 25.12 28.12 09.01 12.01 15.01 18.01 22.01 25.01 29.01 01.02 05.02 08.02 12.02 15.02 26.02 29.02 04.03 07.03 11.03 14.03 19.03 21.03 01.04 04.04 08.04 11.04 15.04 18.04 22.04 25.04 13.05 14.05 16.05 17.05 20.05 23.05 Фрукты Сортировка овощей и фруктов Ягоды Ягоды Дидактическая игра «Найди и собери ягоды» Дары леса. Г рибы Съедобные и несъедобные грибы Лес Береза, ель, клен, дуб Береза, ель, клен, дуб, рябина. Сбор листьев на пришкольном участке Зимние приметы Природа зимой Зимние забавы Составление рассказа о признаках наступления зимнего времени года Рассказ по мнемотаблице о зиме Праздник Новый год Закрепление знаний по пройденному материалу Зимующие птицы Строение птиц на примере голубя Строение птиц на примере голубя Чем питаются зимующие птицы Слушание голосов зимующих птиц Комнатные растения Составление алгоритма по уходу за комнатными растениями Практический урок по уходу за комнатными растениями Строение цветкового растения Строение древесного растения Весна. Признаки наступления весеннего времени года Составление рассказа о весеннем времени года Контроль знаний по мнемотаблице «Весна» Перелетные птицы Растительный мир в весеннее время года Животный мир в весеннее время года Забавы детей весной Одежда людей в зимнее и весеннее время года Обувь в зимнее и весеннее время года Слушание голосов перелетных птиц Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за птицами Знакомство с алгоритмом по посадки рассады на пришкольный участок Составление алгоритма посадки растений на пришкольный участок Посадка рассады на пришкольный участок Алгоритм ухода за высаженными в открытый грунт растениями Уход за высаженными в открытый грунт растениями Повторение изученного материала Лето. Признаки летнего времени года Диагностика Резервный урок Резервный урок Резервный урок Резервный урок Резервный урок Резервный урок Резервный урок Контрольно-оценочная деятельность Достаточный уровень Минимальный уровень Дата 1 четверть Ответы на вопросы по теме Показ соответствующих картинок. 2 четверть Ответы на вопросы по теме Показ соответствующих картинок. 3 четверть Ответы на вопросы по теме Показ соответствующих картинок. 4 четверть Ответы на вопросы по теме Показ соответствующих картинок. __________________Контрольно-измерительные материалы. __________________ 1 четверть ________________________________________________________________ 1. Назвать/показать время года. 2. Составить рассказ об осени, используя САК. 3. Соотнести овощи и фрукты с их изображением. 4. Показать ядовитые и съедобные грибы 2 четверть ________________________________________________________________ 1. Назвать/показать ягоды. 2. Составить рассказ о зимнем времени года. 3. Назвать/показать зимующих птиц. 4. Назвать/показать животных. 3 четверть ________________________________________________________________ 1. Выложить алгоритм по уходу за комнатными растениями 2. Составить рассказ по сюжетным картинкам о весеннем времени года 3. Показать признаки наступления весны. 4 четверть ________________________________________________________________ 1. Назвать/показать перелетных птиц 2. Выложить алгоритм по уходу за рассадой, высаженной в открытый грунт 3. Назвать/показать одежду, соответствующую зимнему и весеннему времени года 4. Составить рассказ, используя САК, о признаках наступления летнего времени года. Учебно-методический комплекс: 1. Кудрина С. В. Мир природы и человека. 1 дополнительный класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. М.: Владос, 2017. 2. Кудрина С. В. Мир природы и человека. 1 дополнительный класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. М.: Владос, 2017. 3. Кудрина С. В. Методическое пособие, программа и тематическое планирование к учебнику "Мир природы и человека" 1 дополнительный класс для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. М.: Владос, 2017. 4. Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова Ознакомление с окружающим миром. 1 дополнительный класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2017. 5. Дидактический материал по темам: «Время года», «Природные явления», «Ягоды», «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Птицы».