МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ » РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры начального обучения Заместитель директора по УВР Протокол №4 от 31.08.2023г. _____ Водопьянова С. Д. Зав.каф._____ Н.А.Павловская 31.08.2023г. Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Пр.№271 от 31.08.2023г. ________ Тютюнник Л. И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ вариант 8.4 1 дополнительный класс (99 часов) г.Керчь2023 1 Пояснительная записка. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при РАС затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации. Введение данной программы в школе связано со спецификой социальной адаптации умственно отсталых детей, с поиском новых технологий воспитания и с профилактикой психофизической и социальной защиты. Цель программы: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных). Задачи: Образовательные: 2 - формирование умения слушать и понимать собеседника; - формирование умения выполнять несложные инструкции; - формирование умения отвечать на вопросы; - формирование правильной артикуляции и дикции; - формирование умения употреблять слова и выражения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях; - формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»; - обучение умению делить слова на слоги - обучение правильной посадке при письме; - обучение правильному захвату карандаша; - обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий; - обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру. Коррекционно - развивающие: - развитие речи; - развитие слухового и зрительного восприятия; - развитие памяти; - развитие внимания; - развитие зрительно-двигательной координации; - развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук; Воспитательные: - воспитывать интерес к процессу обучения; - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; - воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля; - воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. 1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью. В 1 дополнительный класс приходят дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем, использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Наблюдается замедленный темп, вялость, неловкость движений. Или же, наоборот, наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений. Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным 3 оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Особенности обучения. Занятия по предмету «речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока- занятия, с учетом уровня развития речи детей. В основу программы образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы: - принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы); - принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а — «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире. Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире. Успешность обучения детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от методов и приёмов обучения. Их выбор зависит от содержания уроков, уровня возможностей детей. В процессе обучения используются игровые, наглядные, словесные, практические методы и приемы. Наиболее уместны такие приемы, как наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек; рассматривание картин и картинок; рассматривание пиктограмм; показ 4 предметов, игрушек, материалов; показ процесса рисования учителем; соотнесение предметов, игрушек, картинок; наблюдения на прогулках и экскурсиях за живыми объектами и явлениями природы, предметами окружающего мира; словесные: песенка, потешка, стихотворение, чтение, рассказ, объяснение, использование художественного слова (песенка, потешка, стихотворение, чтение); практические: тактильное обследование предметов, материалов и игрушек; прикладывание и сличение предметов и игрушек; соотнесение; упражнения; совместное рисование; особое место занимают игровые приемы: введение игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа; дидактическая игра; пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра и др.; игры с природными материалами, муляжами, игровыми аналогами предметов. 1.2. Место предмета в учебном плане. На предмет «речь и альтернативная коммуникация» в первом дополнительном классе отводится 3 часа в неделю (99 ч./ в год). 2. Планируемые результаты освоения программы. В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с РАС (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 2.1. Личностные результаты: - проявление положительного отношения и поддержание доступным способом взаимодействия со знакомым взрослым, - проявление эмоционально-двигательных средств общения, понимание значения отдельных слов и простых выражений для поддержания и продолжения ситуации общения, - понимание элементарных знаков (символов) для коммуникативных целей, - использование доступных коммуникативных умений (невербальных и вербальных, альтернативных) для решения простых житейских задач в соответствии с возрастом. 5 2.2. Предметные результаты: Критерий Коммуникация Коммуникация использованием средств. Минимальный уровень Достаточный уровень Уметь устанавливать зрительный Уметь выражать благодарность с контакт с собеседником. (словом, предложением). вербальных Уметь реагировать на Уметь отвечать на вопросы собственное имя. словом (предложением). Уметь Уметь приветствовать задавать вопросы предложением. собеседника звуком (словом, Уметь поддерживать зрительный предложением). Уметь контакт с собеседником, привлекать к себе внимание соблюдать дистанцию звуком (словом, предложением). (очередность) в разговоре. Уметь выражать свои желания Уметь прощаться с собеседником звуком (словом, предложением). звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств. Уметь указывать взглядом на Уметь выражать согласие объект при выражении своих (несогласие), удовольствие желаний, ответе на вопрос. (неудовольствие), благодарность, Уметь выражать мимикой своих желаний, приветствие согласие (несогласие), (прощание), обращение за удовольствие (неудовольствие); помощью, ответы на вопросы, приветствие (прощание) с задавание вопросов с использованием мимики. Уметь использованием карточек с выражать жестом согласие напечатанными словами. (несогласие), удовольствие Уметь выражать согласие (неудовольствие), благодарность. (несогласие), удовольствие Уметь приветствовать (неудовольствие), благодарность, (прощаться) своих желаний, приветствие Уметь обращаться за помощью. (прощание). Уметь привлекать внимание Уметь выражать согласие звучащим предметом (выражать (несогласие), удовольствие удовольствие и неудовольствие, (неудовольствие), благодарности, благодарность, обращение за своих желаний, приветствие помощью) (прощание), обращение за помощью. Импрессивная речь. Уметь понимать простые по звуковому составу слова (мама, папа, дядя и др.). Уметь реагировать собственное имя. 6 Уметь понимать слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.). на Уметь понимать слова, обозначающие признак Уметь узнавать (различать) имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов. Уметь понимать слова, обозначающие предмета (цвет, величина, форма предмет (посуда, мебель, и др.). игрушки, и Уметь понимать слова, др.). обозначающие признак действия, Уметь понимать простые состояние (громко, тихо, быстро, предложения. медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Уметь понимать слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Уметь понимать слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.). Экспрессивная речь. Уметь называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы. Уметь называть (употреблять) простые по звуковому составу Уметь называть (употреблять) слова (мама, папа, дядя и др.). слова, обозначающие действия Уметь называть собственное имя. предмета (пить, есть, сидеть и Уметь называть имена членов др.). семьи (учащихся класса, Уметь называть (употреблять) педагогов класса). Уметь слова, обозначающие признак называть (употреблять) слова, предмета (цвет, величина, форма обозначающие предмет (посуда, и др.). мебель, игрушки и Уметь называть (употреблять) др.). слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро и др.). Уметь называть (употреблять) слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.). Экспрессия с использованием Уметь использовать графическое Уметь сообщать собственное имя средств невербальной изображение для обозначения посредством напечатанного коммуникации. предметов и объектов (посуда, слова. мебель, игрушки, и др.). Уметь сообщать имена членов Уметь использовать графическое семьи (учащихся класса, изображение для обозначения педагогов класса) посредством действия предмета (пить, есть, напечатанного слова. сидеть и др.). Уметь использовать Уметь использовать графическое напечатанные слова для изображение для обозначения обозначения слова, признака предмета (цвет, указывающего на предмет, его величина, форма и др.). признак (я, он, мой, твой и др.). 7 Чтение и письмо Глобальное чтение. Уметь узнавать (различать) Уметь использовать карточки с напечатанные слова, напечатанными словами как обозначающие имена людей. средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному Уметь узнавать (различать) Уметь выполнять графические чтению и письму. действия с использованием образы графемы (буквы),(А). элементов графемы: печатание Уметь использовать графические действия с использованием буквы (А). элементов графем: обводка, штриховка, печатание буквы (А). Начальные навыки чтения и Уметь выполнять написание письма. Уметь узнавать звук в слоге буквы (А), штриховать, обводить предметы по контуру. (слове), (А). Уметь соотносить звук с буквой (А). Уметь узнавать графическое изображение буквы в слоге (А), штриховать, обводить предметы по контуру с помощью педагога. Уметь называть букву (А). 2.3. Базовые учебные действия. • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора. 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; карандаша, мела 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; 8 • • • • • • • - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцупедагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнитьпосильное задание от начала до конца. 3. Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с РАС по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в дополнительном классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП. Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповом виде работы - учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями. В индивидуальном виде работы - учитель при необходимости помогает выполнять предметнопрактическое действие. Промежуточная аттестация Задание 1. «Послушай стих «Наша Таня громко плачет». Цель: выявить умение соотносить прослушанное содержание сказки с соответствующей иллюстрацией (эмоциональной реакцией). Оборудование: иллюстрации к стихотворению. Инструкция: «Послушай стихотворение, найди нужную картинку». Задание дифференцировано для детей каждой группы. Задание 2. «Штрихуем предмет в горизонтальном направлении» Цель: определить умение держать карандаш в руке, выполнять графо - моторные задания. Оборудование: 3 типа заготовок - изображений на листе А4- контуры геометрических фигур. Итоговая аттестация Задание 1. «Послушай стих «Мишка косолапый». Цель: оценить умения обучающегося понимать вопрос и отвечать на него в доступной форме. Оборудование: сюжетная картинка, пиктограмма, предметы (мишка, шишка). Задание 2. «Буквы» Цель: выявить способность соотносить акустический образ языковой единицы (буквы) с графическим. Оборудование: карточки с буквой А, картинки на букву А. Инструкция: Предлагается найти букву А, положить ее на нужную картинку (можно с напечатанной такой же буквой). 4. Содержание программы Содержание программы состоит из следующих разделов: 1. Коммуникация. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации. 2. Импрессивная речь. Формирование умения понимать произнесенные слова, 9 словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова 3. «Экспрессивная речь. Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания. Темы тесно переплетаются с предметами «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», на которых обучающиеся получают представления о себе и предметах ок ружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек, активно работают с пиктограммами. 4. Чтение и письмо. Формирование навыков ручной и мелкой моторики. Формирование умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации. Расширение возможностей элементарных графо моторных умений. Развитие слухового внимания и слухового восприятия. Развитие интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым. Раздел, тема Краткое содержание Всего часов Раздел 1. Коммуникация Первичное знакомство детей с 6 учителем в классе. Запоминание имени отчества учителя. Выполнение игровых действий с мячом, называние имен детей. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом. Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания. 10 Форма организации занятия Теор Прак ия 2 тика 4 Раздел 2. Импрессивнаяречь. Самостоятельно и с помощью учителя 9 называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (мама, папа, дети, класс, учитель). 6 Раздел 3. Использование средств невербальной Экспрессивнаяречь. коммуникации для обозначения Раздел 4. Чтение иписьмо. Раздел 5. Коммуникация Раздел 6. Импрессивная речь. предметов и объектов. Конструировать по образцу или 1 методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги. Ознакомление со средствами 7 коммуникации для выражения своих желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о зимних явлениях, побуждение детей к вербальным высказываниям. Понимание обобщающих понятий (игрушки, название игрушек, одежда, обувь,) Участие в играх-имитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек. 3 6 2 4 0,5 0,5 3 4 3 1 2 Раздел 7. Экспрессивная речь. Самостоятельно и с помощью учителя 4 называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (игрушки, одежда, обувь). 1 3 Раздел 8. Чтение и письмо. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звука А выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук А. 6 9 11 15 Раздел 9. Коммуникация. Побуждение к диалогической речи в 3 совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать жестом и словом); подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний 1 2 2 Понимание обобщающих понятий животные и птицы. Участие в играх -имитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек. 1 1 Раздел 11. Экспрессивная речь. Самостоятельно и с помощью учителя 3 называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий. 1 2 Раздел 12. Чтение и письмо. Формирование зрительных эталонов 16 буквы А: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание буквы из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. 6 10 3 3 2 4 Раздел 10. Импрессивная речь. Раздел 13. Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих 6 функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Раздел 14. Экспрессивная Ответы на вопросы по содержанию 6 речь. текста. Определение последовательности событий. 12 Раздел 15. Чтение и письмо. Формирование зрительных эталонов 12 буквы А: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. Формирование понятийного аппарата в категории: «время года, лето». Итого в год: 99 13 5 7 37,5 61,5 Критерии оценки уровня сформированности навыка Баллы 0 1 Уровень сформированности навыка Навык или умение отсутствует Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что - либо делать с ним) 5.1. Система оценки предметных результатов. 2 Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого 3 4 Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно 5 Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно 5.2. Система оценки базовых учебных действий. 0 баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл — смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации. 65-50 баллов 49-34 баллов Высокий уровень сформированности БУД 33-18 баллов Средний уровень сформированности БУД 17-0 баллов Низкий уровень сформированности БУД БУД не сформированы 6. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса. Технологии обучения. 1. Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. 14 2. Игровые технологии - направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением 3. Технология развивающего обучения - взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. 4. Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Методы обучения Методы мотивации учебной деятельности Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Рассказ, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра. Методы формирования новых умений Упражнения, практикум, игра (дидактическая, ролевая, имитационная). Методы обобщения и систематизации изученного Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др. Методы контроля результатов обучения Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций. Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др. Учебно-методический комплекс. Графические средства для альтернативной коммуникации: - таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; - электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.); - информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; - аудио и видеоматериалы. Материально-техническое обеспечение: - мультимедийное оборудование; - экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, слайд-альбомы, презентации, медиафайлы, кинофрагменты; - графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм); - алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального 15 чтения»). Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной. Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства: - Музыкальная книга. Буквы русского алфавита. - Аудиокассеты с записями различных звуков. - Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур. - Разрезные и парные картинки. - Дидактическая игра «Бусы». - Дидактическая игра «Форма и цвет». - Трафареты, шаблоны. - Штриховки. - Рамки-вкладыши. Литература. Кириллова Е.В. Логоредическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М: ТЦ Сфера Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) - М.: АСАДрМА, 2001. Учебно-методическая: 1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы - М.: Владос, 2010. 2. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. 3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие - М.: АСАДЕМА, 2001. 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008. Учебно-практическая: 1. Волина В. В. Праздник Букваря / В. В. Волина. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с. 2. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал. - Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. - 38с. 3. Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. - М.: Аквариум, СПб. : Дельта, 1995. - 384 с. 4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: АСАДЕМА, 200г. 200с. 5. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. - М.: Аквариум, 1996. - 384 6. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 216 с. 7. Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. - Волгоград: Учитель, 2005. - 252 с. 8. Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей: дидактический материал / Т. 16 В. Туманова; под ред. Т. Б. Филичевой. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 96 с. 9. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. / Авт. - сост. В. Н. Иванкова. - М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. - 256 с. 17 Календарно-тематическое планирование предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 1 дополнительный класс Тема урока Дата урока Содержание Основные виды деятельности Кол-во № п/п Раздел 1. Коммуникация 6 ч. 1 Установление контакта с собеседником, приветствие. 3 Меня зовут.... Реагирование на собственное имя Урок-игра: «Это кто?» 4 Сказка про имена. 2 5-6 7 Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Развитие словаря по теме «Семья». часов 1 1 1 1 2 1 Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с Понимание слов, обозначающих собеседником, учет эмоционального объекты и явления природы, состояния собеседника. объекты рукотворного мира и 05.09 Называть (реагировать на) свое имя, деятельностьчеловека. фамилию, называть имена других детей по • Умение самостоятельно 07.09 фотографии, понимать значение слов «моё», использовать усвоенный лексико«не моё». грамматический материал в 11.09 Слушать сказку, внимательно слушать учебных и коммуникативныхучителя. целях. Выражение своих желаний звуком (словом, • Качество сформированности 12.09 устной речи в соответствии с предложением). 17.09 возрастными показаниями Обращение с просьбой о помощи, выражая • Понимание обращенной речи, её звуком (словом, предложением). понимание смысла рисунков, Выражение согласия (несогласия) звуком фотографий, пиктограмм, других (словом, предложением) Выражение мимикой согласия (несогласия), графических знаков. • Умение пользоваться удовольствия (неудовольствия); приветствие средствами альтернативной (прощание) с использованием мимики. коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроиз водящими (синтезирующими) речь устройствам и (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Раздел 2. Импрессивнаяречь 9 ч. 04.09 18.09 Подражает выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям. 18 Рассматривает предметные картинки по теме. 8-9 Узнавание (различение) имён членов семьи. 10-11 Узнавание учащихся класса. 12-13 Узнавание и называние» слов категории «Семья». 14-15 Узнавание (различение) школьных принадлежностей. 16 Игра: «Повтори за мной» 17-18 «Называние» отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. 19 20 21 22 «Называние» простых по звуковому составу слов. «Называние» своего имени. Узнавание и называние» слов категории «Школа». Развитие зрительного восприятия (конструирование). 2 19.09 21.09 2 25.09 26.09 28.09 02.10 2 (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.). Повторяют за учителем отдельные звуки, звукокомплексы в индивидуальном и групповом порядке. Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (семья, мама, папа, дети, класс, ручка, школа). 2 03.10 05.10 Раздел 3. Экспрессивная речь 6 ч. 1 09.10 2 10.10 12.10 1 16.10 1 17.10 1 19.10 Использование средств невербальной коммуникации (сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства), сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства), использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов. Раздел 4. Чтение и письмо 1 ч. 1 23.10 Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги. Рассматривать сюжетные картинки, , соотносить с соответствующей предметной картинкой. 19 Раздел 5.Коммуникация 7 ч. 23-24 Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). 2 25-26 Узнавание игрушек. 2 27-28 Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы». 2 29 Игра: «Общение» 1 30 1 16.11 1 20.11 1 21.11 «Игрушки» 31 «Одежда. Обувь» 32 Сказка «Курочка Ряба». Установление контакта с собеседником Коммуникация с использованием • Умение пользоваться вербальных (ответы на вопрос звуком, доступными средствами словом, предложением) и невербальных коммуникации в практике средств (Выражение жестом согласия 07.11 экспрессивн ой и импрессив- ной (несогласия), удовольствия 08.11 речи для решения соответ(неудовольствия), благодарности, своих ствующих возрасту житейских желаний; приветствие (прощание), 09.11 задач. обращение за помощью, ответы на вопросы • Мотивы коммуниакации: 13.11 с использованием жеста.) Использование в познавательные интересы, речи слов «спасибо», «пожалуйста». общение и взаимодействие в Практическое знакомство со словом, как 14.11 разнообразных видах детской единицей речи: выделение слова в ряду деятельности. других слов (хлопки, сигнальные карточки и • Умение вступать в контакт, др.); называние слов по заданию учителя (с поддерживать и завершать его, опорой на предметные и сюжетные используя невербальные и картинки, личный опыт детей). вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. • Умение использовать средства альтернативной коммуни - кации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивид- дуальных потребностей; Раздел 6. Импрессивнаяречь 3ч. 24.10 26.10 Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой. Понимание обобщающих понятий (игрушки, название игрушек, одежда, обувь, платье, рубашка, штаны, юбка, пальто, шуба, шапка, сапоги, туфли, 20 21 Раздел 7. Экспрессивная речь 33 Игра: «Послушай и повтори» 4ч. 1 23.11 Подражает выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.). Повторяют за учителем отдельные звуки, звукокомплексы в индивидуальном и групповом порядке. Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (игрушки, одежда, обувь,). 34 «Называние» слов категории «Игрушки». 1 27.11 35 «Называние» слов категории «Одежда. Обувь». 1 28.11 36 Составление рассказа по сюжетным картинкам. 1 30.11 15 ч. Раздел 8. Чтение и письмо. босоножки, кроссовки) Участие в играх-имитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек. Выполнение двигательных упражнений типа «Покажи, как это делают» Выполнение аудиальных и двигательных упражнений типа «Слушай и делай вместе со мной». Выполнение простых инструкций педагога. Использование средств невербальной коммуникации (сообщение собственного имени, сообщение имён членов семьи, учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства), использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов. 22 37-38 Звук и буква Аа. 39 Рисование вертикальных линий от начальной точки. Рисование горизонтальных линий от начальной точки. Рисование красками «Дорожка для машины» 40 41 1 04.12 05.12 07.12 1 11.12 1 12.12 2 42-43 Проведение горизонтальных и вертикальных линий. 2 14.12 18.12 44-45 Праздник «Новый год» 2 19.12 21.12 46-47 Повторение. Звук и буква А. 2 25.12 26.12 48 Зрительные упражнения с картинками «Покажи». Рисование горизонтальных линий по начальной точке: разной, одинаковой длины, длиннее или короче образца. Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). 1 28.12 1 09.01 1 10.01 1 11.01 49 50 51 Рассматривать сюжетные картинки, находить нужный объект по словесной инструкции, соотносить с соответствующей предметной картинкой. Выполнять аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной». Повторение за учителем пальчиковой гимнастики под словесные инструкции и музыку. Внимательно слушают рассказы со слов учителя, аудио и видео- носителей. Формирование зрительного эталона буквы А: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков. Рассматривать сюжетные картинки, находить нужный объект по словесной • Узнавание и различение инструкции,соотносить с соответствующей напечатанных слов, предметной картинкой. Выполнять обозначающих имена людей, аудиальные и двигательные упражнения названия хорошо известных типа «Слушай и делай вместе со мной». предметов и действий. Повторение за учителем пальчиковой • Использование карточек с гимнастики под словесные инструкции и напечатанными словами как музыку. Внимательно слушают рассказы со средства коммуни кации. слов учителя, аудио и видео- носителей. • Узнавание и различе ние букв. Формирование мелкой и крупной моторики. •Копирова ние с образца отдель Формирование зрительного эталона буквы ных букв, слогов, слов. А: нахождение заданной буквы среди других • Начальные навыки чтения и букв или знаков. письма. • Понимание слов, обоз начающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. • Умение самостоятельно использо - вать усвоенный 23 Раздел 9. Коммуникация 3 ч. 52 53 54 Использование в речи этикетных выражений. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. 1 1 1 15.01 Коммуникация с использованием вербальных (ответы на вопрос звуком, словом, предложением) и невербальных средств (Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия 18.01 (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.) Использование в речи слов «спасибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания». Практическое знакомство со словом, как единицей речи: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей). Раздел 10. Импрессивная речь 2 ч. 16.01 24 лексико - грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. • Качество сформирова нности устной речи в соответ - ствии с возрастными показаниями • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. • Умение пользоваться средствами альтерна - тивной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными тетрадями, 55 56 Обобщающая категория: «Животные» Обобщающая категория: «Птицы» 59 «Называние» слов категории «Животные» «Называние» слов категории «Птицы» Игра: «Угадай кто?» 60-61 Время года. Зима. 57 58 62-63 Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай». 64-65 Весна. Составление рассказа по сюжетным картинкам 66 Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки. 67 Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки. Рисование прямых наклонных 68 линий по двум точкам 69-70 Печатание буквы А. 1 1 1 1 1 Понимание обобщающих понятий (животные, заяц, волк, лиса, птицы, ворона, сорока, воробей, голубь) Участие в играх 23.01 имитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек. Раздел 11. Экспрессивная речь 3 ч. 22.01 Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по 29.01 звуковому составу слова из изученных категорий (животные, заяц, волк, лиса, птицы, ворона, сорока, воробей, голубь) 30.01 Раздел 12. Чтение и письмо 16 ч. 25.01 2 01.02 05.02 2 06.02 08.02 2 12.02 13.02 1 15.02 1 26.02 1 27.02 2 29.02 04.03 Рассматривать сюжетные картинки, находить нужный объект по словесной инструкции, соотносить с соответствующей предметной картинкой. Выполнять аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной». Повторение за учителем пальчиковой гимнастики под словесные инструкции и музыку. Внимательно слушают рассказы со слов учителя, аудио и видео - носителей. Формирование зрительного эталона буквы А: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное 25 71 72 73-75 Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года». Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Закрепление изученного материала. 1 05.03 1 07.03 3 11.03 12.03 14.03 развитие. Формирование понятийного аппарата в категории: «время года, весна». Раздел 13. Импрессивная речь 6 76-77 Понимание слов, обозначающих действия предмета. 2 78-79 2 21.03 01.04 2 02.04 04.04 Понимание слов, обозначающих признак предмета. 80-81 Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние. 19.03 20.03 Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Раздел 14. Экспрессивная речь 6 82-84 Составление рассказа по последовательно продемонстрированным 3 08.04 09.04 11.04 Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих 26 • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правилкоммуникации. • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых,голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потреб ностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, с графическими изображениями объектов действиям. 85-87 88 89-90 Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). Повторение буквы (А) Письмо линий по образцу. 91-92 Печатание элементов изученной буквы. Печатание изученной буквы. 93 Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Веселые ладошки" 94 Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Дорожки" 95-96 Время года. Лето. 97-99 Обобщение изученного материала. Повторение состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.).. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Раздел 15. Чтение и письмо 12 3 15.04 16.04 18.04 1 22.04 2 23.04 25.04 2 13.05 14.05 1 15.05 1 16.05 2 20.05 21.05 3 22.05 23.05 24.05 Рассматривать сюжетные картинки, находить нужный объект по словесной инструкции, соотносить с соответствующей предметной картинкой. Выполнять аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной». Повторение за учителем пальчиковой гимнастики под словесные инструкции и музыку. Внимательно слушают рассказы со слов учителя, аудио и видео- носителей. Формирование зрительного эталона буквы А, нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. Формирование понятийного аппарата вкатегории: «время года, лето». 27 28 29