МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ » РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры начального обучения Заместитель директора по УВР Протокол №2 от 31.08.2023г. 31.08.2023г. Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» _____ Водопьянова С. Д. Зав.каф._____ Н.А.Павловская Пр.№271 от 31.08.2023г. ________ Тютюнник Л. И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий учащегося дополнительного класса (вариант 8.4) по предмету: Адаптивная физкультура г.Керчь 2023 I. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний. Общая характеристика учебного предмета: Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний. Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов: «Плавание», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм». Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. В 1- м дополнительном классе все 6 разделов реализовать не представляется возможным в силу недостаточного материально – технического обеспечения образовательного процесса. Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. В соответствии с учебным планом предмет «Адаптивная физкультура» изучается в дополнительном 1 классе 1 час в неделю, 33 часов в год II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные планируемые результаты: Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых. «Чувства, желания, взгляды» - различает эмоции людей на картинках; - показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки. «Социальные навыки» - учится устанавливать и поддерживать контакты; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Мотивационно – личностный блок - принимает новые знания (на начальном уровне); - отзывается на просьбы о помощи. Биологический уровень - формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: - формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений; Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); - стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу. Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Предметные результаты: - готовятся к уроку физкультуры; - правильно перестраиваются и знают свое место в строю; - правильно передвигаются из класса на урок физкультуры; - ориентируются в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы); - знают простейшие исходные положения при выполнении общеукрепляющих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз); - знают приемы правильного дыхания (по показу учителя); - выполняют простейшие задания по словесной инструкции учителя; - выполняют ходьбу и бег в строю, в колонне по одному; - умеют прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги); - правильно захватывают различных предметов, передача и переноски их; - метают, бросают и ловят мяч; - ходят в заданном ритме под хлопки, счет, музыку; - преодолевают различные препятствия; - выполняют целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх; - формируется восприятие собственного тела; - освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей; - совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; - формирование умения радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал…; - освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, плавание и др.; - формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности. Группа БУД Личностные учебные действия Коммуникатив Характеристика базовых учебных действий, формируемых в 1 дополнительном классе Учебные действия и умения Минимальный уровень освоения Получит возможность: - осознать себя как ученика; - положительно относиться к окружающей действительности; - проявлять самостоятельность в выполнении простых учебных заданий; - проявлять элементы личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - возможность вступать в контакт и Достаточный уровень освоения - осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. - вступать в контакт и работать в ные учебные действия работать в паре «учитель-ученик»; - предпосылки для социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям, вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; Регулятивные учебные действия - сформулировать представление об ритуалах школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - возможность участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). - делать простейшие сравнения, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Познавательны е учебные действия № Название тем и содержание III. Содержание учебного предмета Кол-во Краткое содержание курса часов Ознакомительноориентировочные действия в предметно- развивающей среде 3 2 Построение и перестроения 8 Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме 3 Ходьба и упражнения в равновесии 8 Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме; 1 Ориентировка в зале по конкретным ориентирам; Различать оборудование для уроков физкультуры Последовательность движений с предметами, правила безопасности Ходить в заданном ритме, выполнять простейшие задания по словесной инструкции 4 Бег 3 Целенаправленные действия; бегать в заданном ритме, выполнять простейшие задания по словесной инструкции 5 Прыжки 3 Координацию толчка двумя ногами; Мягко приземляться в прыжках 6 7 Катание, бросание, ловля округлых предметов 5 Ползание и лазанье 2 Правильно захватывать мяч; Координация движений двумя руками Последовательность движений; Знать движения в различных пространственных направлениях, невербальное общение 8 Резерв 1 IV.Календарно-тематический план № Дата Тема урока п/п Примеча ние план факт 1. 01.09 Знакомство с физкультурным залом 2. 08.09 Упражнения в построении парами 3. 15.09 Ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами 4. 22.09 Бег вслед за учителем 5. 29.01 Прокатывание мяча двумя руками друг другу 6. 06.10 Организация взаимодействия с оборудованием для физкультурных занятий 7. 13.10 Упражнения в построении по одному в ряд 8. 20.10 Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки 9. 27.10 Ловля мяча, брошенного учителем (бросание мяча учителю) 10. 10.11 Упражнения в проползании на четвереньках под дугой 11. 17.11 Совместные с каждым учащимся игры с мячом 12. 24.11 Упражнения в построении в колонну друг за другом 13. 01.12 Упражнения в построении в колонну друг за другом 14. 08.12 Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия (веревку, невысокие предметы) с помощью учителя 15. 15.12 Упражнения в прокатывании мяча двумя руками между предметами 16. 22.12 Упражнения в построении парами 17. 12.01 Упражнения в перешагивании из круга в круг 18. 19.01 Бег между объемными модулями 19. 26.01 Бег между объемными модулями 20. 02.02 Упражнения в прокатывании мяча двумя руками друг другу 21. 09.02 Ползание на четвереньках по прямым линиям 22. 16.02 Ползание на четвереньках по прямым линиям по словесной инструкции учителя 23. 01.03 Упражнения в построении по одному в ряд 24. 15.03 Упражнения в переходе от ходьбы к бегу по команде 25. 22.03 Упражнения в ходьбе в заданном направлении с предметом в руках 26. 05.04 Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед 27. 12.04 Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед 28. 19.04 Упражнения прыжкам на месте с мячом в руках 29. 26.04 Упражнения ловить мяч брошенный учителем 30. 03.05 Упражнения бросать мяч учителю 31. 17.05 Упражнения в ползании на четвереньках к предметной цели 32. 23.05 Упражнения в ползании на четвереньках к предметной цели 33. 24.05 Упражнения в проползании на четвереньках под дугой IV.Планируемые результаты изучения учебного предмета готовятся к уроку физкультуры; - правильно перестраиваются и знают свое место в строю; - правильно передвигаются из класса на урок физкультуры; - ориентируются в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы); - знают простейшие исходные положения при выполнении общеукрепляющих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз); - знают приемы правильного дыхания (по показу учителя); - выполняют простейшие задания по словесной инструкции учителя; - выполняют ходьбу и бег в строю, в колонне по одному; - умеют прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги); - правильно захватывают различных предметов, передача и переноски их; - метают, бросают и ловят мяч; - ходят в заданном ритме под хлопки, счет, музыку; - преодолевают различные препятствия; - выполняют целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх; - формируется восприятие собственного тела; - освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей; - совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; - формирование умения радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал…; - освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, плавание и др.; - формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности.