Рабочая программа Адаптивная физическая культура 8.4

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ »

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
начального обучения

Заместитель директора по УВР

Протокол №2 от 31.08.2023г.

31.08.2023г.

Директор МБОУ г.Керчи РК
«Школа-гимназия №1 имени
Героя Советского Союза Е.И.
Дёминой»

_____ Водопьянова С. Д.

Зав.каф._____ Н.А.Павловская

Пр.№271 от 31.08.2023г.
________ Тютюнник Л. И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных занятий учащегося дополнительного класса
(вариант 8.4)
по предмету: Адаптивная физкультура

г.Керчь 2023

I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной
активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные
задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать,
играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и
возникновения вторичных заболеваний.
Общая характеристика учебного предмета:
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной
активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные
задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать,
играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и
возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов:
«Плавание», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная
подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм». Физическое воспитание рассматривается и
реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим,
трудовым обучением. В 1- м дополнительном классе все 6 разделов реализовать не представляется
возможным в силу недостаточного материально – технического обеспечения образовательного
процесса.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит
обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и
формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура"
выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для
людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием
интеллекта.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на
коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно
необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в
физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков
адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления,
нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них
двигательных навыков.
В соответствии с учебным планом предмет «Адаптивная физкультура» изучается в дополнительном
1 классе 1 час в неделю, 33 часов в год
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет
принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом
пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и
т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о
дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об
изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в
собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты:
- готовятся к уроку физкультуры;
- правильно перестраиваются и знают свое место в строю;
- правильно передвигаются из класса на урок физкультуры;
- ориентируются в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы);
- знают простейшие исходные положения при выполнении общеукрепляющих упражнений и
движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
- знают приемы правильного дыхания (по показу учителя);
- выполняют простейшие задания по словесной инструкции учителя;
- выполняют ходьбу и бег в строю, в колонне по одному;
- умеют прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);
- правильно захватывают различных предметов, передача и переноски их;
- метают, бросают и ловят мяч;
- ходят в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
- преодолевают различные препятствия;
- выполняют целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх;
- формируется восприятие собственного тела;
- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных
способностей;
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
- формирование умения радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал…;
- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, плавание и
др.;
- формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности.

Группа БУД

Личностные
учебные
действия

Коммуникатив

Характеристика базовых учебных действий,
формируемых в 1 дополнительном классе
Учебные действия и умения
Минимальный уровень
освоения
Получит возможность:
- осознать себя как ученика;
- положительно относиться к
окружающей действительности;
- проявлять самостоятельность в
выполнении простых учебных заданий;
- проявлять элементы личной
ответственности при поведении в новом
социальном окружении (классе, школе);

- возможность вступать в контакт и

Достаточный уровень
освоения
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к
окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в
выполнении простых учебных
заданий;
- проявление элементов личной
ответственности при поведении в
новом социальном окружении
(классе, школе);
- готовность к изучению основ
безопасного и бережного поведения в
природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в

ные учебные
действия

работать в паре «учитель-ученик»;
- предпосылки для социального
взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.

паре «учитель-ученик»;
- использовать принятые ритуалы
социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- доброжелательно относиться к
людям, вступать в контакт и
поддерживать его в коллективе
(учитель-класс, ученик-ученик,
учитель-ученик);
- обращаться за помощью и
принимать помощь;

Регулятивные
учебные
действия

- сформулировать представление об
ритуалах школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т.д.);
- возможность участвовать в специально
организованной деятельности (игровой,
творческой, учебной).
- делать простейшие сравнения,
классифицировать на наглядном
материале.
- наблюдать под руководством
взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.

- адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- активно участвовать в специально
организованной деятельности
(игровой, творческой, учебной).
- делать простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
- наблюдать под руководством
взрослого за предметами и
явлениями окружающей
действительности.

Познавательны
е учебные
действия

№ Название тем и содержание

III. Содержание учебного предмета
Кол-во
Краткое содержание курса
часов

Ознакомительноориентировочные действия в
предметно- развивающей
среде

3

2

Построение и перестроения

8

Выполнять простейшие упражнения в определённом
ритме

3

Ходьба и упражнения в
равновесии

8

Выполнять простейшие упражнения в определённом
ритме;

1

Ориентировка в зале по конкретным ориентирам;
Различать оборудование для уроков физкультуры

Последовательность движений с предметами,
правила безопасности
Ходить в заданном ритме, выполнять простейшие
задания по словесной инструкции
4

Бег

3

Целенаправленные действия;

бегать в заданном ритме, выполнять простейшие
задания по словесной инструкции
5

Прыжки

3

Координацию толчка двумя ногами;
Мягко приземляться в прыжках

6
7

Катание, бросание, ловля
округлых предметов

5

Ползание и лазанье

2

Правильно захватывать мяч;
Координация движений двумя руками
Последовательность движений;
Знать движения в различных пространственных
направлениях, невербальное общение

8

Резерв

1
IV.Календарно-тематический план

№

Дата

Тема урока

п/п

Примеча
ние

план

факт

1.

01.09

Знакомство с физкультурным залом

2.

08.09

Упражнения в построении парами

3.

15.09

Ходьба стайкой за учителем держась за руки: между
предметами

4.

22.09

Бег вслед за учителем

5.

29.01

Прокатывание мяча двумя руками друг другу

6.

06.10

Организация взаимодействия с оборудованием для
физкультурных занятий

7.

13.10

Упражнения в построении по одному в ряд

8.

20.10

Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки

9.

27.10

Ловля мяча, брошенного учителем (бросание мяча учителю)

10.

10.11

Упражнения в проползании на четвереньках под дугой

11.

17.11

Совместные с каждым учащимся игры с мячом

12.

24.11

Упражнения в построении в колонну друг за другом

13.

01.12

Упражнения в построении в колонну друг за другом

14.

08.12

Упражнения в перешагивании через незначительные
препятствия (веревку, невысокие предметы) с помощью
учителя

15.

15.12

Упражнения в прокатывании мяча двумя руками между
предметами

16.

22.12

Упражнения в построении парами

17.

12.01

Упражнения в перешагивании из круга в круг

18.

19.01

Бег между объемными модулями

19.

26.01

Бег между объемными модулями

20.

02.02

Упражнения в прокатывании мяча двумя руками друг другу

21.

09.02

Ползание на четвереньках по прямым линиям

22.

16.02

Ползание на четвереньках по прямым линиям по словесной
инструкции учителя

23.

01.03

Упражнения в построении по одному в ряд

24.

15.03

Упражнения в переходе от ходьбы к бегу по команде

25.

22.03

Упражнения в ходьбе в заданном направлении с предметом
в руках

26.

05.04

Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед

27.

12.04

Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед

28.

19.04

Упражнения прыжкам на месте с мячом в руках

29.

26.04

Упражнения ловить мяч брошенный учителем

30.

03.05

Упражнения бросать мяч учителю

31.

17.05

Упражнения в ползании на четвереньках к предметной цели

32.

23.05

Упражнения в ползании на четвереньках к предметной цели

33.

24.05

Упражнения в проползании на четвереньках под дугой

IV.Планируемые результаты изучения учебного предмета
готовятся к уроку физкультуры;
- правильно перестраиваются и знают свое место в строю;
- правильно передвигаются из класса на урок физкультуры;
- ориентируются в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы);
- знают простейшие исходные положения при выполнении общеукрепляющих упражнений и
движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
- знают приемы правильного дыхания (по показу учителя);

- выполняют простейшие задания по словесной инструкции учителя;
- выполняют ходьбу и бег в строю, в колонне по одному;
- умеют прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);
- правильно захватывают различных предметов, передача и переноски их;
- метают, бросают и ловят мяч;
- ходят в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
- преодолевают различные препятствия;
- выполняют целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх;
- формируется восприятие собственного тела;
- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных
способностей;
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
- формирование умения радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал…;
- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, плавание и
др.;
- формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».