Положение_об_инклюзивном_образовании

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ г. Керчи РК «Школагимназия №1 имени Героя Советского
Союза Е.И. Дёминой»
_________________ Л.И. Тютюнник
Приказ №333 от 13.11.2023г.

Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И. Дёминой»
1.
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ
г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой».
1.2.
Положение разработано в соответствии:
•
Конституцией Российской Федерации,
•
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 8 декабря 2020 г.,
действующим с 19 декабря 2020 г.;
•
Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г.
№ 874 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ" (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809).
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(зарегистрирован Минюстом России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149).
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654).
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72653).
1

•

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
(зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2022 г., регистрационный № 71930).
•
Письмом Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении
разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г.»
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
•
Уставом и локальными нормативными актами МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия
№1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой».
1.3. В Положении используются следующие понятия;
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 ФЗ-273).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ-273).
Группы обучающихся с ОВЗ - глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые,
слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорнодвигательного
аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами
аутистического спектра, со сложными дефектамии другие обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья (п. 5 ст. 79 ФЗ- 273).
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
(АООП)/
адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (п. 28 ст. 2 ФЗ-273).
Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе дети с ограниченными возможностями здоровья, которые принимаются на обучение по
адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (п. 3 ст. 55 ФЗ - 273).
Обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
(распоряжение Минпросвещения России от 20 ноября 2019 года № Р-117).
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья: условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
2

материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (ч. 3 ст. 79 ФЗ-273).
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 79 ФЗ-273).
1.4. Основной целью инклюзивного образования является обеспечение равных
возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости
от степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей,
создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в
сфере образования, на основе специальных педагогических подходов, форм и методов
обучения
1.6. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
Постоянная полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно
или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной
форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по
адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)/ адаптированной
образовательной программе (АОП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе,
планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ
оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе
заключения ПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной
работы АООП (АОП), а также на основе дифференцированного подхода при организации
образовательного процесса. Ребенок получает образование вместе со здоровыми
сверстникамии в те же календарные сроки.
Постоянная, но неполная инклюзия. Дети с ограниченными возможностями
здоровья занимаются в специальных коррекционных классах. Коррекционный класс
создается для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам (АООП
/АОП) со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов
общения со сверстниками, не имеющих таких ограничений. Среда и рабочее место
организуются в соответствии с особенностями развития специфики детей и дополнительно
приспосабливаются к конкретному ребенку. Организация специального обучения и
воспитания для реализации общих и особых образовательных потребностей.
Частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной
общеобразовательной программе (адаптированной образовательной
программе) по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду
учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с
индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей
3

индивидуального учебного плана. Коррекционная помощь оказывается посредством
организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в
соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы АООП (АОП).
Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях внеурочной деятельности,
культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в
развитии, если это не препятствует совместной образовательной и воспитательной
деятельности и не противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума.
Социальная инклюзия - при которой учащийся с ОВЗ обучается по
индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и
включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных
культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях
внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического
консилиума.
Выбор формы организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется
решением психолого-педагогического консилиума Гимназии совместно с родителями
(законными представителями) и зависит от степени выраженности особенностей
физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в
среду сверстников.
2. Организация инклюзивного обучения
2.1. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах
коррекции.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
- в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в
одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ
всеми обучающимися);
- в форме открытия отдельного (малокомплектного, разновозрастного) класса для детей с
ОВЗ;
- в форме индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского заключения).
2.3. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются:
• создание адаптивной образовательной среды (инфраструктура, нормативно-правовые,
материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
• создание специальных образовательных условий;
•
деятельность службы психолого-педагогического и социального сопровождения
обучающегося с ОВЗ и его семьи, создание психолого-педагогического консилиума для
организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
•
повышение квалификации педагогических работников и администрации в области
инклюзивного образования.
2.4.
Обучение по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их родителей
(законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК).
4

Предварительный этап:
•
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей);
•
предварительное определение для обучающегося модели инклюзивного образования,
учитывающей особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ и этап включения в
образовательный процесс;
•
разработка
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
(адаптированной образовательной программы);
•
определение
специалистов
для
осуществления
психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью создания
специальных образовательных условий в соответствие с заключением ПМПК).
Диагностический этап: включает в себя;
•
организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и
дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП);
•
по истечении диагностического периода разработку психолог-педагогическим
консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного
образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей (законных
представителей) обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
•
разработка индивидуального учебного плана при необходимости, корректировка
АООП (АОП) в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с
ОВЗ по итогам диагностического периода;
•
реализация
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
(адаптированной образовательной программы);
•
мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
•
вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ
на данном этапе обучения решается на заседании ППк, с последующим представлением на
ПМПК.
Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании.
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с
СанПиНом.
Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от
нозологической группы:
• для глухих обучающихся - 6 человек;
• для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха, - 10 человек;
• для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха, - 6 человек;
3.

5

•
•
•
•
•
•

для слепых обучающихся - 8 человек;
для слабовидящих обучающихся - 12 человек;
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 10 человек;
для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек;
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 12
человек;
• для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек;
• для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными
нарушениями развития) - 5 человек.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся
с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой
(АООП/АОП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает АООП. При разработке
АООП учитываются требования к специальным условиям обучения детей с ОВЗ и
используются примерные адаптированные основные образовательные программы для разных
категорий детей, размещенные на сайте Реестра примерных основных общеобразовательных
программ (http://fgosreestr.ru).
3.3. АООП/АОП реализуется с учетом образовательных потребностей групп и
отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально
разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации программ могут использоваться различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа/адаптированная
образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
3.6. Обязательным разделом АООП/АОП является программа коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа в ОО проводится как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности.
3.7. Программа коррекционной работы призвана обеспечивать коррекцию
недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении
трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на
определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию в
образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психологомедико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых условий для
обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими
средствами, специальными программами. Содержание программы коррекционной работы:
- цели и задачи коррекционной работы;
- список и содержание направлений работы, индивидуализированных и
ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
- система психолого-медико-социального сопровождения;
6

методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов,социальных
педагогов и других специалистов;
- планируемые результаты освоения программы.
3.8. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной
деятельности), которое определяется в соответствии с установленными требованиями
СанПиН.
3.9. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется ОО
самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.
3.10. Адаптированные основные общеобразовательные программы/адаптированные
образовательные программы могут реализовываться ОО как самостоятельно, так и
посредством сетевой формы их реализации.
3.11. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется
психолого-педагогическим
консилиумом.
При
определении
реабилитационной
составляющей инклюзивного обучения учреждение ориентируется на рекомендации ПМПК
и содержание индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при ее наличии).
3.12. Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ сопровождают специалисты
сопровождения: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный
педагог.
3.13. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ
разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения. Учебную
нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации.
Индивидуальные учебные планы утверждаются педагогическим советом Гимназии.
3.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурнодосуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
3.16.Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам
обучения.
3.12. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и государственная
итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с локальными
актами Гимназии и требованиями действующего законодательства.
3.13. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения
изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с
родителями (законными представителями).
3.14. При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые
по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, справки о
необходимости организации обучения на дому, для обучающегося организуется
индивидуальное обучение на дому.
Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения
преподавателями Гимназии занятий на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя
и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности).

-

7

3.15. Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому
производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а
также пожеланий родителей (законных представителей). На индивидуальное обучение
отводится то количество часов, которое предусмотрено АООП / АОП, но в зависимости от
образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
3.16. Лицам с ОВЗ с умственной отсталостью, обучавшимся по адаптированным
основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования,
выдается свидетельство об обучении.

4.

Порядок принятия и срок действия Положения

4.1.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в
силу с момента его утверждения.
4.2.
Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с
вновь изданными нормативными актами регионального, федерального органов управления
образованием только решением педагогического совета.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».