УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ г. Керчи РК «Школагимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» _________________ Л.И. Тютюнник Приказ №333 от 13.11.2023г. Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». 1.2. Положение разработано в соответствии: • Конституцией Российской Федерации, • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 8 декабря 2020 г., действующим с 19 декабря 2020 г.; • Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ" (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809). • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149). • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654). • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72653). 1 • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2022 г., регистрационный № 71930). • Письмом Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г.» • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Уставом и локальными нормативными актами МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». 1.3. В Положении используются следующие понятия; Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 ФЗ-273). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ-273). Группы обучающихся с ОВЗ - глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектамии другие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (п. 5 ст. 79 ФЗ- 273). Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)/ адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 ФЗ-273). Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе дети с ограниченными возможностями здоровья, которые принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п. 3 ст. 55 ФЗ - 273). Обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (распоряжение Минпросвещения России от 20 ноября 2019 года № Р-117). Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических 2 материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 ФЗ-273). Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 79 ФЗ-273). 1.4. Основной целью инклюзивного образования является обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей, создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования, на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения 1.6. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: Постоянная полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)/ адаптированной образовательной программе (АОП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе заключения ПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП (АОП), а также на основе дифференцированного подхода при организации образовательного процесса. Ребенок получает образование вместе со здоровыми сверстникамии в те же календарные сроки. Постоянная, но неполная инклюзия. Дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в специальных коррекционных классах. Коррекционный класс создается для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам (АООП /АОП) со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения со сверстниками, не имеющих таких ограничений. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития специфики детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Организация специального обучения и воспитания для реализации общих и особых образовательных потребностей. Частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (адаптированной образовательной программе) по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей 3 индивидуального учебного плана. Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы АООП (АОП). Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместной образовательной и воспитательной деятельности и не противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума. Социальная инклюзия - при которой учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума. Выбор формы организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением психолого-педагогического консилиума Гимназии совместно с родителями (законными представителями) и зависит от степени выраженности особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в среду сверстников. 2. Организация инклюзивного обучения 2.1. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах коррекции. 2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: - в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися); - в форме открытия отдельного (малокомплектного, разновозрастного) класса для детей с ОВЗ; - в форме индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского заключения). 2.3. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются: • создание адаптивной образовательной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы); • создание специальных образовательных условий; • деятельность службы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи, создание психолого-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; • повышение квалификации педагогических работников и администрации в области инклюзивного образования. 2.4. Обучение по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). 4 Предварительный этап: • предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей); • предварительное определение для обучающегося модели инклюзивного образования, учитывающей особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс; • разработка адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы); • определение специалистов для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью создания специальных образовательных условий в соответствие с заключением ПМПК). Диагностический этап: включает в себя; • организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП); • по истечении диагностического периода разработку психолог-педагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ. Основной этап: • разработка индивидуального учебного плана при необходимости, корректировка АООП (АОП) в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода; • реализация адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы); • мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы); • вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ППк, с последующим представлением на ПМПК. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании. 3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с СанПиНом. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от нозологической группы: • для глухих обучающихся - 6 человек; • для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек; • для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек; 3. 5 • • • • • • для слепых обучающихся - 8 человек; для слабовидящих обучающихся - 12 человек; для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек; для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 10 человек; для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек; для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 12 человек; • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек; • для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) - 5 человек. 3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП/АОП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Образовательная организация самостоятельно разрабатывает АООП. При разработке АООП учитываются требования к специальным условиям обучения детей с ОВЗ и используются примерные адаптированные основные образовательные программы для разных категорий детей, размещенные на сайте Реестра примерных основных общеобразовательных программ (http://fgosreestr.ru). 3.3. АООП/АОП реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 3.4. При реализации программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа/адаптированная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. 3.6. Обязательным разделом АООП/АОП является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в ОО проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. 3.7. Программа коррекционной работы призвана обеспечивать коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психологомедико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами, специальными программами. Содержание программы коррекционной работы: - цели и задачи коррекционной работы; - список и содержание направлений работы, индивидуализированных и ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ; - система психолого-медико-социального сопровождения; 6 методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов,социальных педагогов и других специалистов; - планируемые результаты освоения программы. 3.8. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 3.9. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется ОО самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН. 3.10. Адаптированные основные общеобразовательные программы/адаптированные образовательные программы могут реализовываться ОО как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации. 3.11. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом. При определении реабилитационной составляющей инклюзивного обучения учреждение ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при ее наличии). 3.12. Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ сопровождают специалисты сопровождения: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог. 3.13. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения. Учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются педагогическим советом Гимназии. 3.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурнодосуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий. 3.16.Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения. 3.12. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с локальными актами Гимназии и требованиями действующего законодательства. 3.13. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями). 3.14. При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, справки о необходимости организации обучения на дому, для обучающегося организуется индивидуальное обучение на дому. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения преподавателями Гимназии занятий на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности). - 7 3.15. Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей). На индивидуальное обучение отводится то количество часов, которое предусмотрено АООП / АОП, но в зависимости от образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. 3.16. Лицам с ОВЗ с умственной отсталостью, обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается свидетельство об обучении. 4. Порядок принятия и срок действия Положения 4.1. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 4.2. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 8