РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 11 от 30.08.2022 г. СОГЛАСОВАНО на заседании Совета МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Протокол № 06 от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» № 230 от 30.08.2022г. Директор _____ Л.И.Тютюнник ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 ИНДИВИДУПЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ) МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛ ЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ » ПО АДАПТИРОВАННОЙ О СНОВНОЙ ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧА Л ЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИ ХСЯ СЛАБО СЛЫША ЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИ Х ПО ВАРИАНТУ 2.2 НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БУЧАЮ ЩИ ХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ О СОБЕННО СТЯМИ ЗДОРОВЬЯ г. Керчь 2022-2023 учебный год Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся слабослышащих и позднооглохших по варианту 2.2 Нормативная база Индивидуальный учебный план реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся слабослышащих и позднооглохших по варианту 2.2 разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.10.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012№1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Примерными адаптированными основными образовательными программами начального общего образования по различным нозологиям (www.fgosreestr.ru); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот10.07.2015 №26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 25.06.2015 №01-14/382 «О выборе языка образования» Региональный уровень: Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». приказом Минобразования и Минздрава Крыма от № 1116/1844 от 03.08.2020 "Об утверждении Положения о порядке оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях", Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №0114/2014 «Об организации внеурочной деятельности». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.05.2017 №1140 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Республике Крым». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.03.2018 №663 «О мерах по развитию региональной системы оценки качества образования в Республике Крым». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 № 2015/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2022/2023 учебный год». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021 г. № 1018 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым». Документы образовательного учреждения: Устав МБОУ «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». Образовательная программа основного общего и образования (ФГОС) МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». Учебный план является основным механизмом реализации АООП НОО обучающихся слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.2). В 2022/2023 учебном году планируется обучение одного учащегося по АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2.) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, коллегиальное заключение № 2/300 от 24.05.2022г., заявления родителей (законных представителей), заключения ВК (от 15.06.2022 №586) ребенку необходимо обучение на дому. В силу особенностей психофизического развития и трудностей в усвоении учебных предметов и в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в российской федерации» ФЗ № 273, Уставом ОУ. Учебный план «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» построен на принципах дифференциации, вариативности и модульного подхода, способствует реализации следующих задач: - обеспечению благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого обучающегося, формированию свободной, творчески мыслящей, физически здоровой личности, обладающей прочными знаниями, формированию социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Содержание и структура учебного плана начального общего образования определяются требованиями ФГОС, учебными планами, реализуемыми системой УМК, целями, задачами и спецификой образовательной деятельности МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой», сформулированными в Уставе МБОУ г. Керчи РК «Школагимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». Учебный план для 1 классов ориентирован на 1-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования 1-х классов и работает в следующем режиме: Продолжительность учебного года: 1 класса – 33 учебных недели. Срок каникул в начальной школе 2022-2023 учебном году: 10.10.2022г.-16.10.2022г.- 7 дней 21.11.2022г.-27.11.2022г.- 7дней 31.12.2022г.-08.01.2023г.- 9 дней 20.02.2023г.-26.02.2023г.- 7 дней 10.04.2023г.-16.04.2023г.-7 дней Дополнительные каникулы 1 классов:25.05.2023 г. по 31.05.2023 г. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый); - обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены после 2,3 урока - 20 минут. Продолжительность урока во 1-х классах – 35 минут. В 1-х классах, обучение по 5-дневной учебной неделе, урочной системе, в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку обучающихся. Для 1-х классов учебный план составлен в соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных организаций с русским языком обучения Республики Крым (приложение 1). Обучение ведется на русском языке. Учебный план 1-х классов представлен следующими предметными областями: русский язык; литературное чтение; математика и информатика; обществознание и естествознание; искусство; технология; физическая культура. Организация образовательной деятельности на уровне НОО по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с ОВЗ, направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Индивидуальный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов. Индивидуальный учебный план начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2) с организацией обучения на дому (приложение 1) составлен на основе недельного учебного плана начального общего образования обучающихся с ОВЗ (2.2). с участием родителей (законных представителей). Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часы коррекционно-развивающей области представлены индивидуальными коррекционно развивающими занятиями (формирование коммуникативного поведения, развитие познавательной деятельности, социально-бытовая ориентировка), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. Основные направления работы связаны с развитием эмоционально-личностной и познавательной сферы учащихся и направлены на: гармонизацию психоэмоционального состояния; формирование осознанного и позитивного отношения к своему «Я»; повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности; развитие коммуникативной сферы; формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье); формирование и развитие навыков социального поведения; формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. Продолжительность коррекционных занятий 35 минут. Содержание занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как кружки, олимпиады, конкурсы, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и годовой цикл соревновательной работы. С целью эффективного использования часов внеурочной деятельности и удовлетворения образовательных потребностей. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся с ОВЗ (вариант2.2.) через организацию внеурочной деятельности как совместно осмысленной деятельности. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ОВЗ, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Основные задачи: коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; развитие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных видах деятельности; формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; формирование умений, навыков социального общения людей; расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации; развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционноразвивающее, духовно-нравственное, социальное) в таких формах как кружки, олимпиады, проекты и т.д. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Содержание этого направления представлено коррекционными образовательными курсами. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА ПО АООП ВАРИАНТ 2.2 НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД В РЕЖИМЕ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ Предметные области Учебные предметы Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение Математика Математика и информатика Обществознание Окружающий мир и естествознание Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Количество часов в неделю Индивидуальны е занятия с учителем 2,5 2 2 1 0,5 0,5 Физическая культура 1 Технология 0,5 Итого: 10 1 4 Внеурочная деятельность коррекционные занятия Итого 15 часов ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА ПО АООП ВАРИАНТ 2.2 на 2022-2023 учебный год Предметные области Коррекционное занятие Общеинтеллектуальное направление Всего Учебные предметы Логопедическое занятие Занятие с педагогомпсихологом Развивай-ка Кол-во часов в неделю 2 2 1 5