РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического
совета
Протокол № 11 от 30.08.2022 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании Совета МБОУ
г.Керчи Республики Крым
«Школа-гимназия №1 имени
Героя Советского Союза
Е.И. Дёминой»
Протокол № 06 от 30.08.2022
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ г.Керчи Республики
Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И. Дёминой»
№ 230 от 30.08.2022г.
Директор _____ Л.И.Тютюнник
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023
ИНДИВИДУПЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛ ЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Е.И. ДЁМИНОЙ » ПО АДАПТИРОВАННОЙ О СНОВНОЙ
ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛ ЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИ ХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССА
(ВАРИАНТ 5.1.)
ДЛЯ УЧАЩИ ХСЯ 1 -Х КЛАССОВ
г. Керчь
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
к индивидуальному учебному плану адаптированной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(ВАРИАНТ 5.1)
Нормативная база
Индивидуальный учебный план реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся тяжелыми нарушениями
речи варианту 5.1. разработан в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам - образовательным программам начального
общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред.
приказа от 17.07.2015 №734);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
«Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями от 26.10.2010 №1241, от 22.09.2011
№2357, от 18.12.2012№1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015
№1576);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Примерными адаптированными основными образовательными программами начального
общего образования по различным нозологиям (www.fgosreestr.ru);
Постановлением Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерацииот10.07.2015 №26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
Письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 25.06.2015
№01-14/382 «О выборе языка образования»
Региональный уровень:
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
приказом Минобразования и Минздрава Крыма от № 1116/1844 от 03.08.2020 "Об
утверждении Положения о порядке оформления отношений государственной или
муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями
(законными представителями) в части организации обучения по образовательным программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в
медицинских организациях",
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №0114/2014 «Об организации внеурочной деятельности».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.05.2017 №1140
«Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в
Республике Крым».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.03.2018 №663
«О мерах по развитию региональной системы оценки качества образования в Республике
Крым».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021
№1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций
Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022
учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 №
2015/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики
Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2022/2023 учебный год».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021 г. №
1018 «Об утверждении Инструкции
по ведению деловой документации в
общеобразовательных организациях Республики Крым».
Документы образовательного учреждения:
Устав МБОУ «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой».
Образовательная программа основного общего и образования (ФГОС) МБОУ г. Керчи
Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой».
Учебный план, реализующий АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и
структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области,
внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП НОО составляет 4 года (1-4 классы). Обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Учебный план «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой»
построен на принципах дифференциации, вариативности и модульного подхода, способствует
реализации следующих задач:
- обеспечению благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого
обучающегося, формированию свободной, творчески мыслящей, физически здоровой личности,
обладающей прочными знаниями, формированию социально грамотной и социально мобильной
личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Содержание и структура учебного плана начального общего образования определяются
требованиями ФГОС, учебными планами, реализуемыми системой УМК, целями, задачами и
спецификой образовательной деятельности МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И. Дёминой», сформулированными в Уставе МБОУ г. Керчи РК «Школагимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой».
Учебный план для 1 классов ориентирован на однолетний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования 1-х классов и работает в следующем
режиме:
Продолжительность учебного года: 1 класса – 33 учебных недели.
Срок каникул в начальной школе 2022-2023 учебном году:
10.10.2022г.-16.10.2022г.- 7 дней
21.11.2022г.-27.11.2022г.- 7дней
31.12.2022г.-08.01.2023г.- 9 дней
20.02.2023г.-26.02.2023г.- 7 дней
10.04.2023г.-16.04.2023г.-7 дней
Дополнительные каникулы 1 классов:25.05.2023 г. по 31.05.2023 г.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь
- май - по 4 урока по 40 минут каждый);
- обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены после 2,3 урока - 20 минут.
Продолжительность урока во 1-х классах – 35 минут.
В 1-х классах, обучение по 5-дневной учебной неделе, классно-урочной системе, в
соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую
нагрузку обучающихся.
Для 1-х классов учебный план составлен в соответствии с Примерным учебным планом для
общеобразовательных организаций с русским языком обучения Республики Крым (приложение 1).
Обучение ведется на русском языке.
Учебный план 1-х классов представлен следующими предметными областями:
русский язык и литературное чтение;
родной языки литературное чтение на родном языке;
иностранный язык;
математика и информатика;
обществознание и естествознание;
искусство;
технология;
физическая культура.
Организация образовательной деятельности на уровне НОО по адаптированной основной
образовательной программе начального общего образования обучающихся с ТНР, направлена на
овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее
развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями.
Индивидуальный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и
части, Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области:
русский язык и литературное чтение, математика, обществознание и естествознание (окружающий
мир), искусство, технология, физическая культура.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (русский язык и
литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского
языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с
литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в
которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным
литературным образованием.
Предметная область «Математика и информатика» (математика) направлена на
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения
и математической речи.
Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир)
направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей
компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в
природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его
созидании и др. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного
восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает
духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на
созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство, музыка) на
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного
и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему
миру.
Предмет «Изобразительное искусство» изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предмет «Музыка» изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предметная область «Технология» (технология) формирует практикоориентированную
направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение
знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир,
изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической
деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности,
изобразительности, гибкости мышления у обучающихся. Овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов. Предметная область «Технология» (технология) изучается в
объеме 33 часа (1 час в неделю).
Предметная область Физическая культура (физическая культура) изучается в объеме 3-х
часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 №889). Содержание
образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами,
разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального
государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных
образовательных программ.
Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой
здоровья.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует.
Для реализации 5-ти часовой программы «Русский язык» использован 1 час части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области определяется для каждого обучающегося
с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Основное содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательными
индивидуальными и подгрупповыми логопедическими занятиями по коррекции речевых
нарушений, развитию речи, когнитивных и коммуникативных способностей обучающихся:
«Логопедическая ритмика», «Произношение», «Развитие речи», «Работа с текстом», и психологопедагогическими занятиями.
Коррекционные занятия ведутся учителем - логопедом и педагогм-психологом.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время.
Индивидуальные занятия педагога-психолога, логопедические занятия проводятся с одним
обучающимся в течение 35 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися не менее 2 раз в неделю.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА ПО АООП ВАРИАНТ 5.1
НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД В РЕЖИМЕ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ
Предметные
Учебные предметы
области
Количество часов в
год
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Русский язык
5
Литературное чтение
4
Родной язык
0
Родная литература
0
Иностранный язык
Иностранный язык (Английский
язык)
0
Математика и информатика
Математика
4
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Окружающий мир
2
Основы религиозных культур и светской
этики
Основы религиозных культур и
светской этики
0
Музыка
1
Изобразительное искусство
1
Технология
Технология
1
Физическая
культура
Физическая культура
3
Итого:
21
Родной язык и родная литература
Искусство
Коррекционные занятия
Внеурочная деятельность
Учебные недели
2
5
28
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ВНЕУРОЧНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для 1 класса с русским языком обучения
(5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Кол-во часов в
неделю
1
Общеинтеллектуальное
Занимательная грамматика
1
Занимательная математика
1
Функциональная грамотность
1
Социальное
Мир, в котором мы живём
1
Патриотическое,
нравственное,
экологическое
Разговоры о важном
1
Занятие с педагогом-психологом
1
Логопедическое занятие
1
Коррекционное занятие
Всего
7