РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 11 от 30.08.2022 г. СОГЛАСОВАНО на заседании Совета МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Протокол № 06 от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» № 230 от 30.08.2022г. Директор _____ Л.И.Тютюнник ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 ИНДИВИДУПЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛ ЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ » ПО АДАПТИРОВАННОЙ О СНОВНОЙ ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛ ЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИ ХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССА (ВАРИАНТ 5.1.) ДЛЯ УЧАЩИ ХСЯ 1 -Х КЛАССОВ г. Керчь 2022-2023 учебный год Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ВАРИАНТ 5.1) Нормативная база Индивидуальный учебный план реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся тяжелыми нарушениями речи варианту 5.1. разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.10.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012№1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Примерными адаптированными основными образовательными программами начального общего образования по различным нозологиям (www.fgosreestr.ru); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот10.07.2015 №26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 25.06.2015 №01-14/382 «О выборе языка образования» Региональный уровень: Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». приказом Минобразования и Минздрава Крыма от № 1116/1844 от 03.08.2020 "Об утверждении Положения о порядке оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях", Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №0114/2014 «Об организации внеурочной деятельности». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.05.2017 №1140 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Республике Крым». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.03.2018 №663 «О мерах по развитию региональной системы оценки качества образования в Республике Крым». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 № 2015/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2022/2023 учебный год». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021 г. № 1018 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым». Документы образовательного учреждения: Устав МБОУ «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». Образовательная программа основного общего и образования (ФГОС) МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». Учебный план, реализующий АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года (1-4 классы). Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Учебный план «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» построен на принципах дифференциации, вариативности и модульного подхода, способствует реализации следующих задач: - обеспечению благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого обучающегося, формированию свободной, творчески мыслящей, физически здоровой личности, обладающей прочными знаниями, формированию социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Содержание и структура учебного плана начального общего образования определяются требованиями ФГОС, учебными планами, реализуемыми системой УМК, целями, задачами и спецификой образовательной деятельности МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой», сформулированными в Уставе МБОУ г. Керчи РК «Школагимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». Учебный план для 1 классов ориентирован на однолетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования 1-х классов и работает в следующем режиме: Продолжительность учебного года: 1 класса – 33 учебных недели. Срок каникул в начальной школе 2022-2023 учебном году: 10.10.2022г.-16.10.2022г.- 7 дней 21.11.2022г.-27.11.2022г.- 7дней 31.12.2022г.-08.01.2023г.- 9 дней 20.02.2023г.-26.02.2023г.- 7 дней 10.04.2023г.-16.04.2023г.-7 дней Дополнительные каникулы 1 классов:25.05.2023 г. по 31.05.2023 г. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый); - обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены после 2,3 урока - 20 минут. Продолжительность урока во 1-х классах – 35 минут. В 1-х классах, обучение по 5-дневной учебной неделе, классно-урочной системе, в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку обучающихся. Для 1-х классов учебный план составлен в соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных организаций с русским языком обучения Республики Крым (приложение 1). Обучение ведется на русском языке. Учебный план 1-х классов представлен следующими предметными областями: русский язык и литературное чтение; родной языки литературное чтение на родном языке; иностранный язык; математика и информатика; обществознание и естествознание; искусство; технология; физическая культура. Организация образовательной деятельности на уровне НОО по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с ТНР, направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Индивидуальный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, математика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (русский язык и литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Предметная область «Математика и информатика» (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство, музыка) на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предмет «Музыка» изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предметная область «Технология» (технология) формирует практикоориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобразительности, гибкости мышления у обучающихся. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов. Предметная область «Технология» (технология) изучается в объеме 33 часа (1 час в неделю). Предметная область Физическая культура (физическая культура) изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 №889). Содержание образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ. Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; - введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует. Для реализации 5-ти часовой программы «Русский язык» использован 1 час части, формируемой участниками образовательных отношений. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области определяется для каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. Основное содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательными индивидуальными и подгрупповыми логопедическими занятиями по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных и коммуникативных способностей обучающихся: «Логопедическая ритмика», «Произношение», «Развитие речи», «Работа с текстом», и психологопедагогическими занятиями. Коррекционные занятия ведутся учителем - логопедом и педагогм-психологом. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Индивидуальные занятия педагога-психолога, логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 35 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися не менее 2 раз в неделю. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА ПО АООП ВАРИАНТ 5.1 НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД В РЕЖИМЕ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ Предметные Учебные предметы области Количество часов в год Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 Литературное чтение 4 Родной язык 0 Родная литература 0 Иностранный язык Иностранный язык (Английский язык) 0 Математика и информатика Математика 4 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 2 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 0 Музыка 1 Изобразительное искусство 1 Технология Технология 1 Физическая культура Физическая культура 3 Итого: 21 Родной язык и родная литература Искусство Коррекционные занятия Внеурочная деятельность Учебные недели 2 5 28 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для 1 класса с русским языком обучения (5-дневная учебная неделя) на 2022-2023 учебный год Предметные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю 1 Общеинтеллектуальное Занимательная грамматика 1 Занимательная математика 1 Функциональная грамотность 1 Социальное Мир, в котором мы живём 1 Патриотическое, нравственное, экологическое Разговоры о важном 1 Занятие с педагогом-психологом 1 Логопедическое занятие 1 Коррекционное занятие Всего 7