РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 11 от 30.08.2022 г. СОГЛАСОВАНО на заседании Совета МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Протокол № 06 от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» № 230 от 30.08.2022г. Директор _____ Л.И. Тютюнник ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 ИНДИВИДУПЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛ ЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» ПО АДАПТИРОВАННОЙ О СНОВНОЙ ОБЩЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ О СНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗ ОВАНИЯ ОБУЧАЮ ЩИХСЯ С ТЯЖЁЛ ЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ ЬНОГО КЛАССА (ВАРИАНТ 5.1.) ДЛЯ УЧАЩИ ХСЯ 9- Х КЛАССОВ г. Керчь 2022-2023 учебный год 1 Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) Нормативная база Индивидуальный учебный план реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся тяжелыми нарушениями речи варианту 5.1. разработан в соответствии с: 1. Федеральные документы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями) (далее - ФГОС ООО); Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020); Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Примерными адаптированными основными образовательными программами основного общего образования по различным нозологиям (www.fgosreestr.ru); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот10.07.2015 №26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 25.06.2015 №01-14/382 «О выборе языка образования» 2 Региональные документы: Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»; Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 10.06.2022 2452/01-14 о распределении часов внеурочной деятельности в Плане внеурочной деятельности общеобразовательных организаций на 2022/2023 учебный год; Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 № 2017/01-14 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год» Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности»; Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях»; Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 06.05.2015 г. № 01-14/1341. Порядок выбора языка обучения и языка изучения в образовательных организациях Республики Крым родителями (законными представителями) обучающихся; Приказом Минобразования и Минздрава Крыма от № 1116/1844 от 03.08.2020 "Об утверждении Положения о порядке оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях". Документы образовательного учреждения Устав МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой»; Образовательная программа основного общего и образования (ФГОС) МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». 3 2.Основное общее образование 2. 1 Индивидуальный учебный план ФГОС ООО 9 класс, вариант 5.1. Учебный план для учащихся 9-х классов с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1), обучающихся инклюзивно в общеобразовательном классе, обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного стандарта основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной недельной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по отдельным учебным предметам. Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП ООО составляет 5 года (5-9 классы). Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС ООО. Образовательный процесс в общеобразовательном учреждении организуется в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса (СП 2.4.3648-20): Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах При 5-дневной неделе, не более 9 33 В 9-х классах продолжительность учебного года 34 учебных недели. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам года в соответствии с локальными актами учреждения. Язык обучения русский (п.1.27 Устава МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». Модульная система и режим обучения. Аттестация осуществляется по итогам триместров и года в соответствии локальными актами учреждения. Учебный план состоит из трех частей: инвариантной (обязательной) части, части формируемой участниками образовательного процесса и части внеурочной деятельности. Для 9 классов учебный план составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), с учетом Примерного учебного плана основного общего образования (ФГОС) для общеобразовательных организаций Республики Крым с русским языком обучения (приложение 5, к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14). В соответствии с ФГОС основного общего образования предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной (п.1.24, письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14). Выбор языка обучения и родных языков для изучения предметнойобласти учебного плана осуществляется с учетом мнения обучающихся, родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями локальных нормативных актов образовательной организации (п.1.26, письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14). Предметная область реализуется через преподавание предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» в 9 классах отводится 0,5 часа на «Родной язык (русский)» и 0,5 часа на «Родная литература (русская)». Часть, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), используется для увеличения учебных часов на различные предметы: 9 класс Количество часов, формируемое участниками образователь0,5 ных отношений 9- классах, выделили 0,5 часа на элективный курс по математике «Я сдам ОГЭ!». 4 В учебный недельный план для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на текущий учебный год кроме предметных областей входит и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с задержкой психического развития. Коррекционно-развивающие курсы включены в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков речевого/ коммуникативного развития и социальной адаптации обучающихся. Они обеспечивают реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленного диапазоном различий внутри данной нозологической группы. Кроме коррекционноразвивающих курсов в учебный план для учащихся с ТНР входят курсы внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, физкультурноспортивное и оздоровительное), посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, общественно полезные практики, детские объединения. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Выбор направлений внеурочной деятельности, формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования определяются с учетом интересов обучающихся с ТНР и возможностей школы, осуществляющей образовательную деятельность (подробнее в разделе «План внеурочной деятельности»). Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления нарушений в коммуникативном и речевом развитии обучающихся с ТНР и формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО обучающихся с ТНР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка - до 5 ч, из них 2 ч отводится на коррекционно-развивающие курсы, 3 ч - на другие направления внеурочной деятельности. 5 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС) с русским языком обучения для 9-х классов по АООП, вариант 5.1 (5-дневная учебная неделя) на 2022/2023 учебный год Предметные области Русский язык и литература Родной (русский) язык и родная (русская) литература Иностранные языки Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Количество часов в неделю по классам 9-в 4 3 0,5 0,5 Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (французский / немецкий) История России. Всеобщая история Обществознание География Математика Алгебра Геометрия Информатика Основы духовно-нравственной культуры народов России 3 Физика Биология Химия Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности 2 2 2 2 1 ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5дневной учебной неделе Элективный курс по математике «Я сдам ОГЭ!» Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Внеурочная деятельность Коррекционные занятия Всего финансируется 32 1 Общественно-научные предметы Математика и информатика Основы духовнонравственной культуры народов России Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности 1 2 1 2 3 2 1 - 1 33 3 2 38 6 Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется в МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, конференции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и годовой цикл соревновательной работы. С целью эффективного использования часов внеурочной деятельности и удовлетворения образовательных запросов осуществляется формирование сводных групп и проведение занятий по нелинейному расписанию. В 2022/2023 учебном году часы внеурочной деятельности распределены в 9-х классах следующим образом: КЛАСС 9 9 Кол-во часов ВД 3 часов 2 часа Направления внеурочной деятельности ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «Практическое обществознание» СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «Мир, в котором мы живем» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «Разговоры о важном» Направление коррекционной работы Занятие с педагогом-психологом Логопедическое занятие Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 7