Вокальная студия Мелодия

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
««ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Е.И. ДЁМИНОЙ»

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ «__________»
Протокол № 3
от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ«_____________»
__________________
Приказ №271 от «31 » августа 2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Вокальной студии «Мелодия»
Направленность - художественно– эстетическое
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень – ознакомительный
Возраст обучающихся 7-17лет
Id: 1248
Составитель: Михайловская Людмила Николаевна
учитель музыки

г. Керчь
2023 г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Люди поют с древних времен, пение – это особый способ выразить свои
чувства, эмоции, настроение. Физиологически все люди способны петь: у нас есть
голосовые связки, гортань, наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу,
речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами,
рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате. Чтобы научиться петь
красиво и профессионально, важно освоить дыхательную технику, научиться
правильно интонировать, использовать и развивать свои резонаторы. Именно для
того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию
своих вокальных способностей, мог овладеть умениями навыками вокального
искусства, научиться голосом передавать эмоциональное состояние, разработана
программа вокальной студии "Мелодия".
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокальной студии «Мелодия» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022);
2.
Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
3.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическом у
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №216);
6.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. 996-р;
7.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
8.
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9.
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
2

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
11. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
14. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
15. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
16. Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
17. Методическими рекомендациями для педагогических работников и
руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной
направленности «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ», Симферополь, ГБОУДПО РК КРИППО,2021;
18. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Уставом МБ УО «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ»г. Керчи;
20. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной и составлена на основании
анализа программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:
«Учите детей петь» М.: «Просвещение», 1988 г.; программа «Певческая Школа»
3

В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Сольное пение» Р.А.
Жданова и другие, рекомендованные Министерством просвещения РФ.
Направленность Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа имеет художественную направленность, так как направлена на
развитие творческих и художественных способностей, эстетической культуры,
носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность
творческого самовыражения учащихся.
Актуальность
Программы
продиктована
требованием
времени.
предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их
родителей на программы художественно-эстетического развития, а также
популяризацией в последнее время вокального творчества, в повышении роли
эстетического воспитания детей и подростков.
Новизна программы вокальной студии «Мелодия» в том, что она
предназначена для разновозрастного контингента учащихся, разработана для
детей и подростков, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь,
овладеть основными знаниями и вокальными умениями, имея разные стартовые
способности.
Новизна программы состоит в том, что в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих
навыков учащихся разновозрастного коллектива и последовательности
сопровождающей систему практических занятий.
В основу программы «Основы вокала» положен метод щадящего обучения
пению, классическая постановка голоса, включающая в себя: разогревание
голосовых связок с помощью специальной дыхательной гимнастики А.
Стрельниковой и укрепления диафрагмальной мышцы; активизация дикции;
улучшение артикуляции; округление вокального звука и владения им и т.д.
Для организации творческого процесса воспитания вокалистов положены
рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской,
заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, система
В.В.Емельянова.
Методы обучения на занятиях зависят от цели и содержания обучения, а
также от возрастных особенностей учащихся.
Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что курс
обучения пению довольно прост и доступен не только школьникам, но и многим
дошкольникам.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
занимающихся, когда они наблюдают, сравнивают, подражают, импровизируют.
При этом используется множество занимательного материала, включение в
занятия игрового материала, и использование приёма разыгрывания учебных
заданий и позиций, создание игровых ситуаций.
4

Значимость развития музыкальных способностей обусловлена тем, что
музыкальное развитие имеет воздействие на общее развитие: формируется
эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется
восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже
у самых инертных детей, повышается работоспособность и умственная
активность мозга.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные
упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или
смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость,
угловатость, замкнутость, подавленность.
В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального
исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают
основы актерского мастерства.
Следует отметить, что в последнее время также наметилась тенденция к
ухудшению здоровья детского населения, а занятия вокалом решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную, что также важно для
родителей, которые записывают ребенка на обучение. Атмосфера созидания и
творчества представляет собой действенное средство снятия напряжения и
гармонизацию личности, помогает реализовать потребность в общении.
Отличительные особенности Программы. Отличительная особенность
программы
заключается
в
том,
что
программа
предусматривает
дифференцированный подход к обучению, учет психофизиологических
особенностей учащихся – учитываются индивидуальные особенности и
физиологические возможности голоса каждого участника образовательного
процесса, его возрастные и индивидуальные характеристики.
Так же отличительной особенностью является возможность использования
электронного обучения с применением дистанционных технологий, в том числе в
условиях режима «повышенной готовности» других форс- мажорных
обстоятельств.
Программа адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения
или временного ограничения (приостановки) для учащихся занятий в очной
(контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и
включает все необходимые инструменты электронного обучения.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от
7лет до 17 лет.
Программа вокальной студии «Мелодия» ориентирована на развитие
творческого потенциала и музыкальных способностей детей и подростков разных
возрастных категорий. Программа рассчитана на детей, имеющих различные
интеллектуальные, художественные, творческие способности. Набор в
объединение осуществляется без специальной подготовки, от обучающихся не
требуется специальных знаний, умений и навыков. Психолого-педагогические
особенности учащихся (Приложение 1)
5

Программа рассчитана на то, что детский голосовой аппарат находится в
постоянном росте и развитии; учитываются психофизиологические особенности
детей разных возрастных групп, с изменением тембра и диапазона голоса.
В группе могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
предусматривается выбор индивидуальной образовательной траектории в
соответствии со степенью работоспособности и интересами каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одарённых, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по программе, планируется
по форме (приложение 3).
Объём Программы. Программа реализуется на базовом уровне и
рассчитана на 1 год обучения. Общий объем программы составляет - 72 часа.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения
О

Год
обучения
1 год

Количество
Количество Объем
учащихся в часов
в программы
группе
неделю
2 часа
___ часов

Возраст
учащихся
7– 17лет

Уровень Программы – Ознакомительный
Формы обучения и виды занятий.
очная (с возможностью электронного обучения с применением
дистанционных технологий).
Особенности организации образовательного процесса.
Форма организации деятельности - групповая.
Виды занятий – лекции, беседы, тематические занятия, практические
занятия, концерты, участие в мероприятиях и творческих отчётах.
При применении в обучении электронного образования с применением
дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы,
целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и
online и offline занятий.
Для представления нового учебного материала проводятся online
видеоконференции Skype по темам. Offline – учащиеся выполняют полученные
посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные
6

доступные виды связи. В течении всего времени занятия педагог готов дать
необходимые консультации, используя доступные виды связи учащегося.
Рефлексия по пройденному материалу, по отработке ошибок в выполнении
заданий осуществляется или по сотовой связи или любыми другими
возможностями, доступными учащимся.
Наполняемость в группе составляет до 12 человек. Состав группы –
постоянный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 2 раза в неделю
по 1 академическому часу, с переменой 15 минут, __ часов в год.
Режим занятий во время дистанционного обучения: еженедельное количество и
продолжительность он-лайн занятий / консультаций по группам регулируется
требованиями СанПиН, а именно рекомендуемая непрерывная длительность
работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на занятии
не должна превышать:
- для учащихся 7-12 лет– 15 мин.;
- для учащихся в 13-17 лет – первое занятие -25 мин, второе после перерыва – 20
мин.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: развитие вокальных способностей учащихся, формирование интереса
к певческой культуре, а также выявление, развитие и поддержка наиболее
талантливых учащихся.
Задачи программы:
Обучающие
- сформировать вокально-хоровые навыки, навыки певческой установки;
- научить использовать при пении мягкую атаку;
- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; расширить
диапазон голоса; развить умение держаться на сцене
Развивающие
-развить устойчивый интерес к мировой вокально- исполнительской
культуре;
- воспитать стремление к самостоятельной организации работы на
занятиях и вне занятий;
- развить устойчивый навык самостоятельного поиска информации в
предоставленном перечне информационных онлайн-платформ, контентах, сайтах,
блогах и т.д.
Личностные
- формировать развитие учащегося как духовно- нравственной личности.
- формировать развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать
собственную деятельность.
7

В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с
применением дистанционных технологий, для учащихся ставятся
следующие задачи:
- формировать навык владения техническими средствами обучения и
программами самостоятельно или с помощью родителей;
- формировать развитие умения работать дистанционно в команде и
индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно;
- формировать развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать
собственную деятельность.
1.3. Воспитательный потенциал Программы
Для решения реальных проблем сообщества страны, учащиеся
привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные
общественно полезные практики и мероприятия.
Основные задачи:
Формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в
обществе;
- социализация детей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Для решения реальных проблем сообщества страны, обучающиеся
привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные
общественно полезные практики, мероприятия.
Ежегодно обучающиеся принимают участие в конкурсах и фестивалях не
только в стенах школы, но и на городских сценических площадках.

8

1.4. Содержание Программы
Таблица 2
Учебный план
1группы
№
Содержан
занят
ие
ия
занятий в
1 Вводное занятие.
плане ТБ

Количество часов
Формы аттестации и
всего
теория практик контроля
а
1
0,5
0,5
Стартовая
/начальная
диагностика

2

Вокально-хоровая работа

32

4

28

Текущий контроль,
промежуточное
диагностирование

3

Учебнотренировочный
материал

28

4

24

Текущий контроль,
промежуточное
диагностирование

4

Массовая
деятельность

4

4

Практикум
Наблюдение

5

Итоговое занятие

1

0,5

Итоговая
диагностика

Итого часов

68

0,5
10

58

2 группы
№
Содержан
занят
ие
ия
занятий в
1 Вводное занятие.
плане ТБ

Количество часов
Формы аттестации и
всего
теория практик контроля
а
1
0,5
0,5
Стартовая
/начальная
диагностика

2

Вокально-хоровая работа

32

4

28

Текущий контроль,
промежуточное
диагностирование

3

Учебнотренировочный
материал

28

4

24

Текущий контроль,
промежуточное
диагностирование

4

Массовая
деятельность

4

4

Практикум
Наблюдение

5

Итоговое занятие

1

0,5

Итоговая
диагностика

Итого часов

68

0,5
10
9

58

Содержание учебного плана
Для 1 и 2 группы
1. Вводное занятие (1 ч).
Теория (0,5ч.)
Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Основы
вокала» Правила ТБ на занятиях.
Практика (0,5ч.) Стартовая диагностика
2. Вокально-хоровая работа (32ч.)
Теория (4ч.) Упражнения на владение голосовым аппаратом при пении
различных упражнений и песен. Музыкальная теория. Объяснение понятия
«выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер»
музыки. Профилактика и гигиена голоса. Слушание многоголосных хоровых
произведений.
Практика (28ч.)
Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов,
соответствующим произведениям.
Пение произведения
Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её
текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Раскрытие особенностей
голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание
смыслу песни.
Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор –
классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки.
Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона.
Формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений.
Приемы дыхания в произведениях разного характера.
Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие
содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного
образа, музыкально-выразительных и исполнительских
средств, замысел произведения. Средства музыкальной выразительности (твердая
атака). Особенности импровизации. Формирование навыков исполнения бэк –
вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера.
Формирование навыков исполнения на три голоса (ансамблевая работа).
Аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного
материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой
10

интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение
группой, по ролям. Знание структуры песни. Цепное дыхание. Совершенствование
правильного дыхания. Понятие «легато», «нон легато», «стаккато». Приемы
звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам.
Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным
образом.
Правила охраны голоса в предмутационный и мутационный период.
3. Учебно-тренировочный материал (28ч.)
Теория (4ч.)
Постановка голоса, дыхание, многоголосие, техника, диапазон
Практика (24 ч.)
Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические вокальные
упражнения. Упражнения для расширения диапазона. Дыхательные упражнения
для формирования певческого дыхания. Совершенствование музыкальной
грамоты. Работа над музыкально-выразительными средствами: мелодия, гармония,
лад, темп, ритм, размер, динамика.
Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала.
Постановка голоса.
Снятие психологических зажимов. Формирование умения контактировать с
публикой.
Сценическое мастерство (сценическая речь, сценическое движение,
актерское мастерство).
Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития
музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона,
выразительности исполнения.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне,
строе, мелодии. Дикционные упражнения.
Пение импровизаций:
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их
выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в
процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.
Пение – импровизация на стихотворные тексты, инсценирование песен.
Музыкально-ритмические упражнения. Пение импровизаций – вариаций, на
заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.
Коллективное исполнение песен. Метод сценической импровизации.
Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды. Развитие
ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности.
5. Массовая деятельность (4 ч.)
11

Практика (4ч.)
Культура сцены. Выход, воздействие на зрителя, умение контактировать с
залом, самодисциплина, ощущение сцены. Передача образа исполняемого
музыкального произведения.
6. Итоговое занятие (1ч.)
Теория (0.5ч.)
Подведение итогов обучения.
Практика (0.5ч.)
Рефлексия. Выступление на отчетном мероприятии
1.5. Планируемые результаты
Обучающие
- выработано умение разбираться в основных тенденциях современного эстрадного
вокала;
- выработано умение пользоваться более сложными вокально-техническими
приёмами эстрадного вокала;
- развита потребность профессионально овладеть современными вокальностями;
- развито умение самостоятельно работать над произведением;
- сформирован навык владения техническими средствами обучения и
программами.
Развивающие - сформировано стремление в самореализации на сцене и обществе;
-развито устойчивого интереса к мировой вокально- исполнительской культуре;
-сформированы навыки самостоятельной организации работы занятиях и вне
занятий;
- сформирован навык самостоятельного поиска информации предоставленном
перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.
Воспитательные
- сформирована творческая и общественная активность учащегося как
личности;
- гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме,
- сформированы нравственные гуманистические нормы жизни и поведения;
- сформирован навык умения самостоятельно анализировать и корректировать
собственную деятельность.
При реализации программы (или частей программы) в электронном виде с
применением дистанционный технологий учащиеся овладеют:
• владение техническими средствами обучения и программами.
• развитие навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне
информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.
• овладение умением работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять
задания самостоятельно бесконтактно;
• развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную
деятельность.
12

Способы проверки планируемых результатов:
В целях выявления уровня развития способностей и личных качеств учащегося в
соответствии с ожидаемыми результатами дополнительной общеобразовательной
Общеразвивающей программы вокальная студия «Мелодия» проводится стартовая
диагностика, текущий контроль и итоговая (промежуточная) аттестация в виде
отчетных мероприятий (концерты).

13

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Начало учебного периода- 1 сентября
Количество учебных недель – 34
Каникулы – отсутствуют
Организованные выезды и экскурсии – по согласованию с принимающей
стороной
Сроки итоговой аттестации – с 15 по 31 мая
Календарный учебный график (КУГ)
2.2. Условия реализации программы
Для получения наилучшего образовательного результата необходимы
следующие условия:
- кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (синтезатор), музыкальным
центром; компьютер с доступом в сеть Интернет
- концертный зал с необходимым техническим оборудованием – микрофоны,
микшерный пульт, радиотехническая аппаратура;
- музыкально – дидактический материал;
- нотная библиотека;
- фонотека;
- учебные пособия, электронные учебники, инструментальные фонограммы.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует учитель музыки Михайловская Людмила Николаевна,
педагогический стаж работы – 5 лет.
На период режима «повышенной готовности», или любых других
форсмажорных обстоятельств, при электронном обучении с применением
дистанционных технологий необходимы:
- Наличие либо компьютера (с колонками, веб-камерой), либо планшета,
смартфона с возможностью выхода в Интернет;
- Установленной бесплатной программы для занятий и участия в
online видеоконференций, вебинаров и т.д. (WhatsApp, Zoom, Skypе и пр.)
2.3. Формы и виды аттестации
Для выявления индивидуальных особенностей слуха и голоса проводится
первичная диагностика вокальных возможностей в форме прослушивания:
- дикция;
- дыхание;
- звуковедение;
- интонирование;
14

- определение рабочего диапазона и примерного (природного) тона голоса.
Для мониторинга результативности образовательного процесса применяется
метод наблюдения за учащимися в процессе занятий. Диагностика проводится 3
раза в год: стартовая, промежуточная, итоговая.
Текущий контроль – проводится на всех этапах изучения и развития знаний,
умений, их закрепления. Для эффективного применения текущего контроля
применяются следующие разнообразные формы проверки:
-беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль – проводится по итогам изучения отдельных тем
и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы,
систематизированы.
-анализ проделанной работы;
-участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль – подведение итогов обучения за полугодие, год.
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на
итоговом занятии);
- участие в итоговом отчетном концерте.
Диагностика вокальных и музыкально-ритмических способностей учащихся
проходит в начале учебного года, середине и в конце учебного года.
В период дистанционного обучения формой аттестации/контроля считать
выполнение контрольных заданий (исполнение песни, её фрагментов, вокальных
упражнений, тестов на знание теории, присланных в виде аудиовидео файла, или
продемонстрированных онлайн.
2.4. Оценочные материалы
Диагностические задания для определения эффективности и
результативности обучения детей.
Критерий «Вокальные навыки» (Таблица 3)
Первичная диагностика – Спеть любую песню (куплет и припев), повторить за
педагогом попевку, повторить за педагогом ритмический рисунок.
Диагностика в конце 1 полугодия учебного года – спеть упражнения,
выученные к концу 1 полугодия.
Диагностика на конец года – спеть любую песню, выученную в течение
учебного года.
2.5. Методические материалы
Пути, средства и методы достижения цели
15

Основные методы, применяемые для реализации программы:
- словесный
- наглядный
- практический
Успешной реализации поставленных целей и задач можно добиться, исходя из
следующих принципов:
1. От простого к сложному
2. Дифференцированность и вариативность. (Индивидуальный подход на
занятиях дает педагогу возможность на основе внимательного и всестороннего
изучения индивидуальных возможностей учеников дифференцированно
подходить к вопросам обучения и воспитания. Однако, это не исключает создания
временных ансамблей, дуэтов, трио, а также участия учащегося в коллективном
пении во время массовых праздничных мероприятий.)
3. Единство художественного и технического развития вокальных навыков
учащегося.
4. Индивидуальный подход к обучению (подбор репертуара, гибкость в
подборе тональностей, интенсивность занятия с учетом индивидуальных,
возрастных и психологических особенностей учащегося). Этот принцип особо
важен, так как эстрадный вокал отличается многообразием индивидуальных
исполнительских манер.
5. Демократический стиль общения (Отношения педагога с учащимися
строятся на взаимоуважении и взаимопонимании; в доверительной форме
проводятся беседы на волнующие учащихся личные темы.)
В качестве главных методологических подходов программы избраны:
- Стилевой подход - нацелен на постепенное формирование у учеников
осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля,
методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
- Творческий подход - важнейший художественно - педагогический метод,
определяющий качественно - результативный показатель ее практического
воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально
присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во
всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в
сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической
театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена
учеников проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность,
инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и
фантазии.
- Системный подход - направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет
координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение
содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной
16

программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие
одной системы с другими.
- Метод импровизации и сценического движения - один из основных
производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на
сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед
зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого
нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и
ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного
метода
позволяет поднять
исполнительское
мастерство
на новый
профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и
телом.
Организация образовательного процесса в условиях электронного
обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в
соответствии с учебным планом, сформированных в группы учащихся,
являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для
учащихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения
программы в электронной форме.
В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и
виды образовательной деятельности: видеолекции (офлайн: предоставляемые
обучающимся в качестве ресурсов в СДО, ссылок на интернет-ресурсы; онлайн: с
использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров);
- видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты
различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для
проведения вебинаров (Zoom, Webex и др.);
- онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно
распространяемых сред для проведения вебинаров);
- чат (онлайн-консультации в СДО с помощью инструмента «чат» либо
проведение вебинара с использованием свободно распространяемых сред (Skyp,
WhatsApp,Webex и др.);
- видео-консультирование, в том числе в форме вебинаров, очный или
дистанционный прием итогового теста, в том числе в форме вебинара; дистанционные конкурсы, фестивали
- мастер-классы;
- веб – занятия - электронные экскурсии
- телеконференции.
Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий,
замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение
опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи).
Методические рекомендации обучения эстрадному пению
Дыхание

17

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого
вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что
неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к
зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а
это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт
пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания
зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность
исполнения.
На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений:
следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не
поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо
стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох.
Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при
этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но
одновременно с этим свободным.
Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким
«музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму
(брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную
полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох
произведен, верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.
Дыхательные упражнения
Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая,
расслабляйтесь.
Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не
отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
«Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или
птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох.
Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за
шеей – она не должна напрягаться.
Интонирование
Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы
возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так
важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это
помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту
– он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту,
находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим,
улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться
попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве
посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем
разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и
воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с
теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация
такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на
18

словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2
ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это
интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность
интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно
тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая
ноту.
Упражнения на интонирование
Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си,
до-до).
Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по
белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по
белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы,
которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и
мажорного лада.
Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:
Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые
образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем
попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это
вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы,
включается не только наша обычная память, но и мышечная память.
Резонаторы
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему
силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это
индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец
обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех
других.
Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного,
спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются
низкие обертоны голоса.
Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда
же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и
грудном отделах, иногда в лопатках и спине.
Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности
пользоваться резонаторами автоматически.
Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства
звучание основано на релаксации.
Упражнения для резонаторов.
Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте
крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до
19

кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже
расслаблены.
Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок
крикните Эээй.
Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно
несколько раз. Крикните в этом положении Эээй.
В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней
части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и
постепенно научиться контролировать их.
Упражнения для развития мышц лица
Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь. Поднимите и
опустите правую щеку, затем левую Поднимите и опустите сначала верхнюю,
потом нижнюю губу Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.
Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие
резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно
скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в
самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
План–конспект открытый урок по предмету «Сольное пение»
Дата проведения: 06. 04. 2021г.
Продолжительность урока – 40 мин.
Форма проведения урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы ведения:
- наглядный (слуховой, зрительный);
- словесный (объяснение);
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированная;
- здоровьесберегающая;
- проблемного обучения;
- развивающая;
Оборудование: фортепиано,
учебно-методическое
пособие,
нотные
материалы.
Тема урока: «Работа над развитием вокальных навыков»
Цель урока: ознакомиться с различными методиками музыкально-певческого
воспитания школьников с целью развития певческих способностей и навыков, а
так же укрепления организма ребёнка в целом.
Задачи урока:
- работа над дыханием и опорой звука;
- развитие артикуляционного аппарата;
20

- достижение точности интонирования;
- достижение ровности звучания голоса;
- овладение различными видами звуковедения.
Структура урока:
1) Организационный момент (1 мин.)
2) Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики А.Н.
Стрельниковой (5 мин.)
3) Артикуляционная гимнастика
4) Вокальные упражнения (8 мин.)
5) Работа над репертуаром (20 мин.)
6) Домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент
Преподаватель задаёт ученице вопрос: О каких вокальных или певческих
навыках ты знаешь? Ученица даёт ответ (певческая установка, певческое дыхание
и опора звука, высокая вокальная позиция, ровность звучания на протяжении
всего диапазона голоса, использование различных видов звуковедения,
дикционные навыки).
1. Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики А.Н.
Стрельниковой
Поработаем над дыханием. Несколько упражнений из основного комплекса.
Упражнения повторяем по 12 раз по 8 вдохов.
«Ладошки» Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите
ладошки зрителю» (поза экстрасенса). Делайте шумные, короткие, ритмичные
вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (делая хватательные
движения). Следите за тем, чтобы в момент вдоха не поднимались плечи.
«Насос», «Кошка».
1. Артикуляционная гимнастика
- Упражнение на согласные. Ш-Ш-Ш-Ш-С-С-С-С…….
- Вибрация губами, затем на «Р-Р-Р»
- Скороговорка «Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы». Исполняем
упражнение, поднимаясь по полутонам вверх.
4.Вокальные упражнения - Пение с закрытым ртом, образуя во рту «купол»,
затем на слог «ма», при этом следить за тем, чтобы ребёнок правильно расходовал
воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках. Упражнение разогревает
голосовые связки, сглаживает вокальную позицию, налаживает «кантиленную»
работу диафрагмы.
–Упражнение «Кумма». На развитие нижнего регистра. – Гамма. Поём сверху
вниз. Сначала пропеваем гамму, затем поём каждую ноту на активном, но мягком
стаккато по два (до-о, си-и…), затем по четыре (до-о-о-о,си-и-и-и…). Это
упражнение хорошо налаживает правильную работу диафрагмы и накачивает её,
21

как мышцу (при этом диафрагма работает в режиме, похожем на её работу во
время смеха или кашля, поэтому хорошо активизируется), а также быстрое
попадание потока воздуха в головные резонаторы, что очень нужно при пении
верхних нот. При этой распевке нужно следить, чтобы у ребёнка работали
нужные части тела, без плеч и груди. Двигался только живот, выталкивая звук.
- Распевка в пределах квинты на слогах «ми-я-ми-я-ми…». Следить, чтобы
ребёнок не «выпячивал» слог «я» и хорошо открывал рот на слоге «ми». Распевка
способствует хорошему открыванию рта, освобождению нижней челюсти при
пении и выглаживанию вокальной позиции, высветлению звука на всех регистрах.
На этой распевке нужно брать и хорошо распеть верхние ноты в диапазоне
ребёнка. Объяснить, что удобнее их взять, направляя как будто бы в голову,
хорошо открыв рот, и освободив нижнюю челюсть, немного «удивиться», чтобы
звук пошёл в вокальную маску, при этом как бы «кусая» верхними зубами
высокие нотки. Можно предложить ребёнку самому себе помочь при этом
пальчиками, вставив их по бокам щёк между челюстями, чтобы ротик у ребёнка
хорошо открывался.
Также обращаем внимание на дыхание и поём по две фразы на одном
дыхании. Важно объяснить ребёнку, что дыхание – это, прежде всего
расслабление, чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания (как часто
бывает), объяснить, что при правильном дыхании возникает ощущение, будто
берёшь воздух желудком, а не лёгкими, и весь воздух идёт как будто бы сразу при
вдохе в животик по ощущениям.
Очень важно объяснить ребёнку, почему такое дыхание так важно. Нужно ему
сказать, что при неправильном, грудном дыхании, (при котором поднимаются ещё
и плечи), мы берём воздух той частью лёгких, вокруг которой нет мышц, и при
выдохе воздух не получает нужного напора, чтобы пойти сразу в резонаторы. При
этом наши голосовые связки и мышцы вокруг них выполняют двойную работу мало того, что они создают высоту звука, они ещё и сдерживают и проталкивают
воздух (из-за этого сип и частая усталость связок как у маленьких, так и у
взрослых певцов). Когда же мы берём воздух правильно, то диафрагма, которая
является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный
«посыл», и он сразу идёт в резонаторы - грудной и головной, где ими уже легче
управлять, и там звучит, наполняя наше тело звуком. Связки при этом спокойно
делают свою работу, создавая звуку нужную нам высоту.
5. Работа над репертуаром
1. Музыка С.Сиротиной, сл. Н.Токмаковой «Песня Элизы» из спектакля
«Дикие лебеди» (по Г.Х. Андерсену)
Цель: овладение новым материалом, добиться ровного и звонкого звучания
как наверху, так и в центре голоса. Характер песни лирический, светлый, что
помогает звуку быть светлее и ярче. Также важна артистичность исполнения каждый куплет должен быть «раскрашен» по - разному, как нюансами, так и
интонациями и выделениями важным слов в исполнении маленького певца.
При этом следить, чтобы на протяжении всего произведения ребёнок брал
дыхание правильно, не судорожно, а практически незаметно и без шума.
22

Сначала спеть на каком-то одном слоге (в зависимости от того, какие
вокальные недочёты есть у ребёнка ) – на «ми-ми»,«ди-ли-ди-ли», если не хватает
естественной звонкости и близости, высветления вокальной позиции, или «лё-лё»
, если звук слишком прижат и звучит противно и визгливо.
Когда музыкальный материал закреплён, подключаем слова куплетов и
партию концертмейстера. Желательно быстрое выучивание стихотворного текста.
Следить за чётким пропеванием текста произведения, чтобы ученик не
прожёвывал слова и правильно пел распевы слогов.
Одновременно со словами обращаем внимание ребёнка на нюансы в
произведении, штрихи и т.д.
Подключаем артистические моменты – жесты, мимика, которые будут не
мешать при пении ученику и будут вписываться в общее настроение
произведения. В заключении - пропеть песню целиком.
2. Музыка Е.Попляновой, слова М. Бородицкой «Колдунье не колдуется»
Цель: артистично передать смысл произведения, чисто и ровно по позиции
проинтонировать скачки, хроматизмы, оформить хорошее легато в припеве и
передать нюансы.
Сыграть и спеть целиком песню ученику.
Пропеть песню на удобном для него слоге («ми», «лё» или др.) целиком,
сначала в спокойном темпе, потом постепенно увеличивая его до настоящего.
Прочесть стихотворный текст и спеть с ним, подключив партию концертмейстера,
который в трудных для интонирования местах будет подыгрывать тихо
вокальную мелодию. Следить за правильностью взятия дыхания. После
выучивания первого куплета можно попробовать спеть произведение без
подыгрывания мелодии концертмейстером и следить при этом, чтобы ученик
точно выпевал все хроматизмы и скачки. Если всё получилось, разбираем второй
куплет.
В заключении – пропеть песню полностью, учитывая всю проделанную
работу.
6. Домашнее задание

23

2.6. Список используемой литературы
Для педагога:
1. Гонтаренко Н. Сольное пение: секреты вокального мастерства.М.:Изд. «Феникс», 2006
2. Мир вокального искусства. Сост. Г.а. Суязова. – Волгоград:
Учитель, 2009
3. Учите детей петь. Сост. Т.Орлова, С.Бекина, - М: Просвещение,
1988
4. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковых, 1999
5. Иванников В.Ф. Методика поточного пения. -М.: 2005
6. Кристин Линклэйтер Освобождение голоса
7. Охомуш Т.В. Чистый голос (Методика обучения эстрадному
вокалу). –Иваново: 2002
8. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - М.: Изд. «Музыка», 2001
9. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч.1 Дыхание и
поддержка вокального дыхания» (электронный учебник)
10. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч.2 Органы
вокального тракта и управление ими» (электронный учебник)
11. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники
12. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста:
методические рекомендации для руководителей и педагогов студии
эстрадного вокала.- Тюмень, 2008
Для учащихся:
1. Грив Б.Т. Когда тебе грустно… Как поднять настроение. – М.:
ООО «Издательство «Добрая книга», 2003
2. Свияш А.Г. 90 шагов к счастливой жизни. От Золушки до
принцессы. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007
3. Григорий Абрамян Кто взял фальшивую ноту, - М: Детская
литература, 1971
4. Д. Хоуп Когда можно аплодировать, - АСТ, Астрель, ВКТ, 2010
Для родителей (законных представителей) учащихся:
1. Юрченко О. Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью? –
СПб.: Речь.- М.: Сфера, 2011.
2. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? : ЧеРо, Сфера;
Москва; 2003
24

3. Ледлофф Ж. Л Как вырастить ребенка счастливым. Принцип
преемственности — Мю: Генезис, 2003
4. Н.Л. Меньшикова Зелёная аптека детям, - Челябинск: Лилия, 1993
Интернет-ресурсы для организации online обучения
1. Платформа Zoom(Zoomhttps://zoom.us/)
2. Платформа Cisco Webex (Cisco Webexhttps://www.webex.com/)
3. Платформа «Открытое образование» (https://openedu.ru/)
4. Сервисы Google(https://vk.cc/8BLbIY )
5. YouTube–видеохостинг для загрузки видео
6. GoogleHangoutsMeet (https://vk.cc/arPN0W)
7. Skypeсистема для организации занятия в режиме
видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп
(https://www.skype.com/ru/free-conference-call/)
8. В-контакте (организация обучения в группе «В контакте»)
https://vk.com/@edu-for-distant
9. WhatsApp - система обмена текстовыми, audio и videoфайлами,
организация онлайн конференций с группой
Используемые Интернет –ресурсы
Для педагога:
1. https://vocalmechanika.ru
2. https://www.youtube.com/feed/subscriptions
3. http://s-f-k.forum2x2.ru
4. http://numi.ru/index.php
5. https://vk.com/vocalmechanika
Для детей:
1. https://www.youtube.com/feed/subscriptions
2. https://vk.com
3. https://x-minus.ru
Для родителей:
1. https://www.facebook.com/bmshkola/?rc=p Школа осознанного
родительства Большая медведица

25

Таблица 3
Параметры диагностики критерия «Вокальные навыки»
Ба
лл
ы

Музыкальный
слух

3

Нечистое
интонирование
по всему
диапазону,
неверное
воспроизведение
ритмического
рисунка
произведения

4

неустойчивое
интонирование
на примарных
звуках, но
правильное, без
ошибок
воспроизведение
ритмического
рисунка
музыкального
произведения
чистое
интонирование
по
всему
диапазону,
правильное, без
ошибок
воспроизведение
ритмического
рисунка
музыкального
произведения
согласно
возрастным
и
физиологически
м особенностям

5

Качество
звукообразо
вания, тембр
неумение
пользоваться
видами атак,
красота
тембральной
окраски
голоса не
выражена

Диапазон

Дикция

Дыхание

диапазон
учащегося
ограничен
пределами
примарной
зоны

нечеткое
воспроизве
дение
текста,
пестрота
звуков

неустойчивое
умение
пользоваться
видами атак,
красота
тембральной
окраски
голоса
проявляется
эпизодически

диапазон
учащегося
ограничен
для
исполнени
я щироких
песен

недостаточ
но четкое
воспроизве
дение
текста

дыхание
неровное,
неумение
использовать
смешанное
дыхание в
младшем
возрасте и
костноабдоминальное
–в старшем возрасте
неустойчивое
управление
дыханием при
пении, дыхание
шумное, вдох
перегруженный ,
выдох
ускоренный

умение
пользоваться
видами атак,
красота
тембральной
окраски
голоса ярко
выражена

учащийся
обладает
широким
диапазоно
мв
соответств
ии со
своими
возрастны
ми
особеннос
тями

чёткая,
ясная
дикция,
правильна
я
артикуляц
ия.
Активные,
твёрдые
согласные,
гласные
округлые,
но не
расплывча
тые

26

умение брать
спокойное, тихое
дыхание

учеников

27

Таблица 4
Календарный учебный график
Для 1 группы
месяц
Недели
обучения

сентябрь

октябрь

1 2 3

4

5

6

7

8

Кол-во часов

2 2 2

2

2

2

2

2

Аттестация/
Формы
контроля

Входная
диагностик
а

ноябрь
1
9
11
0
2 2 2

декабрь
1 1 1
2 3 4
2 2 2

1
5
2

январь
1 1 1
6 7 8
2 2 2

1
9
2

февраль
2
2 2
0
1 2
2
2 2

23
2

март
2 2
4 5
2 2

2
6
2

2
7
2

апрель
2 2 3
8 9 0
2 2 2

3
1
2

Промежуточная
диагностика,
аттестация

май
3
3
2
3
2
2

3
4
2

Итоговая
диагностика,
аттестация

Всего часов 68

Для 2 группы
месяц
Недели
обучения

сентябрь

октябрь

1 2 3

4

5

6

7

8

Кол-во часов

2 2 2

2

2

2

2

2

Аттестация/
Формы
контроля

Входная
диагностик
а

ноябрь
1
9
11
0
2 2 2

декабрь
1 1 1
2 3 4
2 2 2

1
5
2

январь
1 1 1
6 7 8
2 2 2

1
9
2

Промежуточная
диагностика,
аттестация

февраль
2
2 2
0
1 2
2
2 2

23
2

март
2 2
4 5
2 2

2
6
2

2
7
2

апрель
2 2 3
8 9 0
2 2 2

3
1
2

май
3
3
2
3
2
2

3
4
2

Итоговая
диагностика,
аттестация

Всего часов 68

28

3. Приложения
Приложение 1
Психолого-педагогические особенности учащихся
Физиологические особенности дошкольников младших школьников
— это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх,
наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервнопсихическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении
нервной системы;
- проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная
потребность в движениях;
- изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и
торможения.
Кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка.
Причина: замечаются собственные эмоции, чувства. Возникает возможность
их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается
детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа
поступка.
Характеристика:
1) потеря непосредственности;
2) кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения;
3) замкнутость, неуправляемость.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: умение подчинять свои желания
правилам способствует приобретению трудолюбия в противоположность
комплексу неполноценности. При благополучном разрешении рождается
компетентность.
Новообразования к концу кризиса:
– внутренний план действий;
– возникновение интегративного мышления, рефлексии;
– формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов;
– рождение Я-концепции, самооценки.
Средний школьный возраст от 11—12 до 15 лет — переходный от детства
к юности, характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой
перестройкой всего организма. Ведущая деятельность - учебная,
общественно-организационная, спортивная,творческая, трудовая.
Выделяет три стадии подросткового периода:
- (10–11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;
- (12–13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании,
которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я
должен»;
- (14–15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.
Физиологические особенности
- бурный рост и развитием всего организма;
29

- интенсивный рост тела в длину (у мальчиков за год наблюдается прирост на
6 – 10 сантиметров, а у девочек до 6 – 8 сантиметров);
- продолжается окостенение скелета, кости приобретают упругость и
твердость;
- возрастает сила мышц;
- неравномерное развитие внутренних органов;
- дыхание в этом возрасте учащенное;
- улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями;
- процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения;
- начинается усиленная деятельность ассоциативных волокон.
Характерная особенность подросткового возраста — половое
созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков
несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные
изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие,
вызывает новые переживания.
Основные новообразования
- Центральное новообразование - чувство взрослости (младший
подростковый возраст). "Я-концепция" (старший подростковый возраст);
- теоретическое рефлексивное мышление;
- интеллектуализация восприятия и памяти;
- личностная рефлексия;
- гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
Кризис 13 лет (подростковый кризис, кризис социального развития).
Причины кризиса – переход от «детства» к «взрослости»:
- приобретение эмоциональной независимости от родителей и других
взрослых;
- развитие духовности и интеллектуального потенциала;
- выбор и подготовка к профессии.
Проявления кризиса:
- снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в
той области, в которой ребенок одарен;
- меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению;
- изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают
проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола;
- рефлексия на себя, на других, на общество.
- потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений
о себе с сегодняшним образом.
- стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не
члены семьи, как прежде.
- негативизм.
Старший школьный возраст или как его еще называют «ранняя юность»
охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно.
Ведущая деятельность - труд и учение
30

Физиологические особенности старшего школьного возраста:
- Завершается характерный для подросткового возраста период бурного и
неравномерного роста и развития организма, наступает относительно
спокойный период физического развития.
- Заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, увеличивается
объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета, трубчатых костей,
формирование и функциональное развитие тканей и органов.
- Изменения в развитии нервной системы и мозга, в частности. Причем
изменения происходят не за счет увеличения массы мозга (это увеличение в
данный возрастной период крайне незначительно), а, за счет усложнения
внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития.
Основные новообразования:
- выбор профессии - психологическое центральное новообразование развития
старшего школьника;
- порог вступления в самостоятельную взрослую жизнь;
- самоопределение (выбор своего жизненного пути);
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
обучающихся
осуществляется
с
помощью
системы
поэтапных
аттестационных испытаний в процессе обучения за обучающимися;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- тесты, карты оценки способностей и знаний;
-участие в соревнованиях: городских, республиканских, всероссийских.
- открытые занятия.
3.2. Методические материалы
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного процесса (Приложение 2):
- планы- конспекты отчетных занятий;
- годовой план воспитательной работы;
- сценарии воспитательных мероприятий.
3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3)
3.4. Лист корректировки (Приложение 4)

31

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе « Вокальная студия «Мелодия»».
Дата проведения диагностики__________________
ФИО
обучающихся

ИТОГО

Знания. Умения. Навыки.
Вокальные навыки
Музыкальный
слух (чистота
интонирования,
умение
верного
воспроизведения
ритмического
рисунка)

Владение
навыками
тембрового
звукообразования

Владение
навыками
четкой
дикции

Творческая
активность
Владение
уровнем
голосового
диапазона

Эмоциональнохудожественная
настроенность

Умение
слаженно
работать в
коллективе

Овладение
навыками
участия в
мероприятиях,
конкурсах

Сформированность ЗУН каждого обучающегося
в баллах

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

ИТОГО

сформированность
ЗУН группы в %
Педагог ДО_________________________
ФИО, подпись

32

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая (май).

33

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«_________________________________________»

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО

Заместитель директора по УВР

Директор МБ УО «_______»

________________

_______________

____________

«___»_______ 202__ г.

«__» _________ 202____ г.

«___» _________202__ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
объединения «__________» 2023 /2024 учебного года МБ УО г. Керчи РК «_____________»
Группа /инд. занятия :___группа №__1___ расписание: ____________________
Педагог:________________
Количество часов в неделю - __2_ ч /на год – ___68__ ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «Вокальная студия «Мелодия»
Тематическое планирование составил(а)
Михайловская Л.Н/____________________

34

Название объединения_Вокальная студия «Мелодия» Группа№_1
Группа№_2
№
п\п

Название темы занятий

Количество
часов

Дата по расписанию
По плану

1.

Вводное занятие

1

01.09

2.

Вокально-хоровая работа. Певческая установка

1

03.09

3.

Вокально-хоровая работа

1

08.09.

4.

Вокально-хоровая работа. Правила распевания

1

10.09

5.

Вокально-хоровая работа. Развитие навыков

1

15.09

6.

1

17.09

7.

Вокально-хоровая работа.
Голосообразование
Вокально-хоровая работа. Возможности голоса

1

22.09

8.

Вокально-хоровая работа. Слух

1

24.09

9.

Вокально-хоровая работа. Певческое дыхание

1

29.09

10.

Вокально-хоровая работа. Певческий вдох

1

01.10

11.

Вокально-хоровая работа. Элементы техники

1

06.10

12.

Вокально-хоровая работа. Дикция

1

08.10

13.

Вокально-хоровая работа. Цепное дыхание

1

20.10

14.

Вокально-хоровая работа. Унисон

1

22.10

35

По факту

Примечание
(корректировка)

15.

Учебно-тренировочный материал

1

27.10

16.

Учебно-тренировочный материал. Ноты

1

29.10

17.

Учебно-тренировочный материал. Ритм

1

03.11

18.

Учебно-тренировочный материал

1

05.11

19.

Учебно-тренировочный материал

1

10.11

20.

Учебно-тренировочный материал. Техника

1

12.11

21.

Учебно-тренировочный материал

1

17.11

22.

Учебно-тренировочный материал. Фолкстиль

1

19.11

23.

Учебно-тренировочный материал. Легато

1

01.12

24.

Учебно-тренировочный материал. Упражнения

1

03.12

25.

Учебно-тренировочный материал. Певческий материал

1

08.12

26.

Учебно-тренировочный материал. Отработка

1

10.12

27.

Учебно-тренировочный материал. Самостоятельное пение

1

15.12

28.

Массовая деятельность

1

17.12

29.

Вокально-хоровая работа. Вокальная позиция

1

22.12

30.

Вокально-хоровая работа. Вокальная дикция

1

24.12

31.

Вокально-хоровая работа. Постановка голоса

1

29.12

32.

Вокально-хоровая работа.
Интонирование

1

12.01

36

33.

Массовая деятельность

1

14.01

34.

1

19.01

35.

Вокально-хоровая работа.
Звукообразование
Вокально-хоровая работа

1

21.01

36.

Вокально-хоровая работа

1

26.01

37.

Вокально-хоровая работа

1

28.01

38.

Вокально-хоровая работа. Сцена

1

02.02

39.

1

04.02

40.

Вокально-хоровая работа.
Интонирование
Вокально-хоровая работа. Кульминация

1

09.02

41.

Вокально-хоровая работа. Цепное дыхание

1

11.02

42.

Вокально-хоровая работа. Стаккато

1

16.02

43.

Вокально-хоровая работа. Фразировка

1

18.02

44.

Вокально-хоровая работа. Упражнения

1

02.03

45.

Вокально-хоровая работа. Голосоведение

1

04.03

46.

Вокально-хоровая работа. Атака звука

1

09.03

47.

Вокально-хоровая работа. Штрихи

1

11.03

48.

Вокально-хоровая работа. Затакт

1

16.03

49.

Вокально-хоровая работа. Муз.форма

1

18.03

50.

Учебно-тренировочный материал. Окраска звука

1

23.03

37

51.

Учебно-тренировочный материал. Образ

1

25.03

52.

Учебно-тренировочный материал. Образ

1

30.03

53.

Учебно-тренировочный материал. Трезвучия

1

01.04

54.

Учебно-тренировочный материал. Полетность голоса

1

06.04

55.

Учебно-тренировочный материал. Эстрада

1

08.04

56.

Учебно-тренировочный материал. Джаз

1

20.04

57.

Учебно-тренировочный материал. Народные мотивы

1

22.04

58.

Учебно-тренировочный материал

1

27.04

59.

Учебно-тренировочный материал. Модуляции

1

29.04

60.

Учебно-тренировочный материал.

1

04.05

61.

Учебно-тренировочный материал Джаз

1

06.05

62.

Учебно-тренировочный материал. Синкопа

1

11.05

63.

Массовая деятельность

1

13.05

64.

Учебно-тренировочный материал

1

18.05

65.

Учебно-тренировочный материал

1

20.05

66

Массовая деятельность

1

25.05

67

Итоговое занятие, отчет

1

27.05

ИТОГО

__67____час

Резерв

1
38

Итого по программе

68

39

Приложение 4
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«__________»
№

Причина корректировки

Дата

Согласование с зам по УВР
(подпись)

40

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».