К ООП ООО, утвержденной приказом по школе-гимназии от 31.08.2023г. №271 (с изменениями приказ от 30.08.2024г. №241) УТВЕРЖДЕНО Приказ по школе-гимназии от 30.08.2024 №242 Директор_______Л.И. Тютюнник РАССМОТРЕНО педагогическим советом школы-гимназии (протокол от 28.08.2024г. №1) СОГЛАСОВАНО управляющим советом школы-гимназии (протокол от 29.08.2024г. № 1) План внеурочной деятельности 5-9 классы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» на 2024/2025 учебный год 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности составлен для основной образовательной программы основного общего образования в соответствии: - с пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; - ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370. - Письмом Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; - Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2024г. №3886/01-14. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности. При формировании содержания внеурочной деятельности учитывается: - условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав; - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды, национальные и культурные особенности региона, где находится школа. Между урочной и внеурочной деятельностью предусмотрен перерыв не менее 30 минут. Продолжительность занятий: - в 5-9 классах – 45 минут. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более ½ количества часов, в частности: - по курсу внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» - экскурсии на производство, в учебные заведения высшего и среднего специального образования города Керчи. При проведении внеурочных занятий допускается объединение в группы обучающихся из нескольких классов. Общее количество часов за пять лет обучения – до 1750 часов. 2 Направления и цели внеурочной деятельности. В соответствии с решением педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации в 2024/2025 учебном году реализуется следующая модель плана внеурочной деятельности: - модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности. Для всех классов 1 час в неделю отведён на: - внеурочное занятие «Разговоры о важном»; - в 6-9 классах – 1 час на внеурочное занятие «Россия – мои горизонты». Цель: Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Форма организации: Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Цель: Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты» - формирование готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся 6–9-х классов. Формы организации: беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. Остальные часы внеурочной деятельности в 2024/2025 учебном году распределены следующим образом: 1. Внеурочная деятельность по учебным предметам ООП представлена следующими курсами: - «Занимательный английский» Цель: развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком позже; создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка. Форма организации: система практических занятий, дискуссионный клуб. - «Клуб любителей английского языка» Цель: совершенствовать умения и навыки аудирования, чтения, говорения и письма; обеспечить тщательную подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку, расширить знания учащихся по культуре, традициям, географии, истории и другим аспектам жизни стран изучаемого языка. Научить работать с аутентичным материалом и оригинальными источниками для эффективной подготовки к ОГЭ. Форма организации: онлайн-экскурсии, практико-теоретические занятия, творческий проект. 3 - «Занимательная история» Цель: формирование познавательной потребности в освоении исторического материала; воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России; освоения знаний о важнейших событиях отечественной и всемирной истории их взаимосвязи и хронологической преемственности. Форма организации: практическая работа, анализ исторических источников, дискуссия, игровые формы. - «Практическое обществознание» Цель: подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию в фор-мате ОГЭ. Форма организации: практико-теоретические занятия. - «Универсальные свойства живых организмов» Цель: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, соблюдение правил поведения в окружающей среде. Форма организации: практико-теоретические занятия. - «Тайны русского языка» Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей; совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой; способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка; совершенствовать общее языковое развитие учащихся; расширить знания и представления о литературном языке. Форма организации: система практических занятий. - «Учимся решать задачи по химии» Цель: развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения, творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить; закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии; обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач; систематическая подготовка школьников к сдаче государственного экзамена по химии. Форма организации: система практических занятий. 4 - «За страницами учебника «Решение задач по химии» Цель: закрепить и систематизировать теоретические знания учащихся по химии; научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям вузов естественнонаучного профиля. Форма организации: система практических занятий. - «Практико-ориентированные задачи по математике» Цель: углубление знаний учащихся о различных методах решения задач и базовых математических понятий, используемых при обосновании того или иного метода решения; обеспечения успешной сдачи итогового тестирования по типу ОГЭ; формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой исследовательской деятельности. Форма организации: система практических занятий. - «Спортивные игры» Цель: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта. Форма организации: практические занятия, соревнования. 2. Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности представлена следующими курсами: - «Математическая грамотность» Цель: развитие математической грамотности обучающихся как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Формы организации: практические занятия. - «Клуб любителей чтения» Цель: формирование представления об информационно-библиотечной культуре, развитие рациональных приемов работы с типами и видами литературы, привитие навыков поиска, анализа и синтеза информации. Формы организации: беседа, литературные чтения, конкурсы, викторины. - «Выполнение индивидуального проекта» Цель: создание условий для становления у учащихся культуры научного исследования как необходимой составляющей образования высокого уровня и развитие способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности. Форма организации: учебное исследование, практико-теоретические занятия. - «Филологическая грамотность» Цель: создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку при подготовке к государственной итоговой аттестации; обогащение словарного запаса; формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Форма организации: лексико-грамматический практикум. 5 3. Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей представлена следующими курсами: - «Театр песни «КлубОК» Цель: театральное воспитание и образование, выполняющее познавательную, воспитательную и развивающую функции. Форма организации: практические занятия, музыкальный спектакль. - «Рукоделие» Цель: развитие личности школьников через воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения. Форма организации: система практических занятий. - «Команда добрых дел» Цель: формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности. Форма организации: беседы, встречи с людьми различных профессий, социальные акции. - «Я – волонтёр!» Цель: формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности; развитие волонтёрского движения в гимназии; организация занятости детей, развитие их самостоятельно, познавательной деятельности; привлечение гимназистов к решению социальнозначимых проблем и вопросов; гуманистическое и патриотическое воспитание. Форма организации: беседы, встречи с людьми различных профессий, социальные акции. - «Мир профессий» Цель: изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга; формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии; диагностика профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования). Форма организации: психологический тренинг, тестирование. 4. Внеурочная деятельность по реализации воспитательных мероприятий представлена следующим курсом: - «Основы военной подготовки» Цель: формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувствами национальной гордости, любви к Отечеству и готовностью к его защите посредством создания целостного представления о службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, освоения знаний и умений по основам начальной военной подготовки. Форма организации: учебно-тренировочные занятия, смотры-конкурсы. 6 5. Внеурочная деятельность, направленная на организацию деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов) - «Юнармия» Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств, воспитанию активной гражданской позиции. Форма организации: участие в спортивных и военно-патриотических мероприятиях (конкурсы, смотры, экскурсии). - «Движение Первых» Цель: поддержка детско-юношеских объединений и других структур; проведение и популяризация семинаров, лекций, конкурсов, фестивалей, олимпиад на виртуальной платформе, участие в обучающих вебинарах; содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; объединение и координация деятельности организаций и лиц, занимающихся воспитанием подрастающего поколения или содействующих формированию личности; сохранение, пропаганда и распространение знаний в области воспитания подрастающего поколения и формирования личности с учетом современных информационных и инновационных технологий; формирование виртуального фонда, социальной активности и инициатив учащихся. Форма организации: форумы и слёты, конкурсы, тренинги. 6. Внеурочная деятельность по организации педагогической поддержки представлена следующим курсом: - «В мире отношений» Цель: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Форма организации: беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотрыконкурсы, выставки, тренинги общения. 7. Внеурочная деятельность по обеспечению благополучия детей представлена следующими курсами: - «Семьеведение» Цель: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека. Форма организации: практические занятия, проектная и исследовательская деятельность. - «Мир, в котором мы живём» Цель: формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации и самоутверждения в мире; создание условий для получения учащихся знаний о правилах поведения в обществе, социальных ролях человека, опыта участия в проектной социально-ориентированной деятельности. Форма организации: теоретические, практические занятия, индивидуальная и групповая работа, экскурсии, творческие мастерские, акции. 7 2. Формы промежуточной аттестации. Курс внеурочной деятельности «Занимательный английский» «Клуб любителей английского языка» «Занимательная история» «Универсальные свойства живых организмов» «Тайны русского языка» «Учимся решать задачи по химии» «За страницами учебника «Решение задач по химии» «Практико-ориентированные задачи по математике» «Практическое обществознание» «Спортивные игры» «Математическая грамотность» «Выполнение индивидуального проекта» «Филологическая грамотность» «Клуб любителей чтения» «Основы военной подготовки» «Юнармия» «Движение Первых» «Разговоры о важном» Театр песни «КлубОК» «Рукоделие» «Команда добрых дел» «Я – волонтёр» «Мир профессий» «Россия – мои горизонты» «В мире отношений» «Семьеведение» «Мир, в котором мы живём» Формы промежуточной аттестации Тестирование Тестирование, олимпиады, конкурсы Образовательная игра Тестирование Тестирование, участие в олимпиадах и конкурсах Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Соревнования, турниры Олимпиады, конкурсы Проектная работа Тестирование, участие в олимпиадах и конкурсах Выставки, читательская конференция Зачёт, сдача нормативов Конкурс-смотр Олимпиады, конкурсы Проектная работа, конкурсы Музыкальный спектакль Проектная работа Отчёт о выполненной работе Отчёт о выполненной работе Диагностика профориентации (тестирование) Проектная работа Диагностика нравственной воспитанности Проектная работа Проектная работа 8 3. Сетка часов Недельная сетка часов (пятидневная неделя) Направления внеурочной деятельности Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы Курсы внеурочной деятельности «Универсальные свойства живых организмов» «Тайны русского языка» «Занимательный английский» «Клуб любителей английского языка» 5а 5б 5в 6а 6б Количество часов 6- 7- 7- 7- 8в а б в а 8б 8в 9а 9б 9в 1 1 1 1 «Занимательная история» 1 Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности Внеурочная деятельность, «Практическое обществознание» «За страницами учебника «Решение задач по химии» «Учимся решать задачи по химии» «Практикоориентированные задачи по математике» «Спортивные игры» «Математическая грамотность» «Клуб любителей чтения» «Выполнение индивидуального проекта» Филологическая грамотность «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий Внеурочная деятельность по развитию личности, её способностей, самореализации обучающихся через реализацию социальных практик (в том числе волонтёрство) Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов) Внеурочная деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся Внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности «Основы военной подготовки» 1 Театр песни «КлубОК» 1 «Рукоделие» 1 «Команда добрых дел» «Я – волонтёр» «Мир профессий» «Россия – мои горизонты «Юнармия» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Движение Первых» 1 «В мире отношений» 1 «Мир, в котором мы живём» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 5 6 5 5 5 5 5 6 6 «Семьеведение» 1 4 4 4 5 10 4. Годовая сетка часов (пятидневная неделя) Направления внеурочной деятельности Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы Курсы внеурочной деятельности «Универсальные свойства живых организмов» «Тайны русского языка» «Занимательный английский» 5а 5б 5в 6а 6б Количество часов 6- 7- 7- 7- 8в а б в а 8б 8-в Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий Внеурочная деятельность «Клуб любителей чтения» «Выполнение индивидуального проекта» Филологическая грамотность «Разговоры о важном» «Основы военной подготовки» 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 Театр песни «КлубОК» 9-в 34 «Занимательная история» Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности 9-б 34 "Клуб любителей английского языка" «Практическое обществознание» «За страницами учебника «Решение задач по химии» «Учимся решать задачи по химии» «Практикоориентированные задачи по математике» «Спортивные игры» «Математическая грамотность» 9-а 34 11 34 по развитию личности, её способностей, самореализации обучающихся через реализацию социальных практик (в том числе волонтёрство) Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов) Внеурочная деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся Внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности «Рукоделие» 34 «Команда добрых дел» «Я – волонтёр» 34 34 «Мир профессий» «Россия – мои горизонты «Юнармия» 34 34 34 34 34 3 34 34 34 34 34 34 34 34 «Движение Первых» 34 «В мире отношений» 34 34 «Мир, в котором мы живём» 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 170 170 170 204 170 170 170 170 170 204 204 «Семьеведение» 34 136 136 136 170 12