Программа дополнительного образования

1

1. Пояснительная записка
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения
знаний, способов деятельности,
ценностных ориентаций,
направленных на
удовлетворение
интересов личности,
ее
склонностей,
способностей
и
содействующей
самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки
стандарта общего образования.
В
Концепции
модернизации российской системы образования подчеркивается
важность и значение системы дополнительного образования
детей, способствующей
развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального
самоопределения
детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе
выступает как педагогическая структура, которая
- максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,
обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и
личностную
значимость учащихся,
- дает шанс каждому открыть себя как личность,
предоставляет
ученику возможность творческого развития по силам,
интересам и в индивидуальном темпе,
налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма,
- активно использует возможности окружающей социокультурной среды,
побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу,
- обеспечивает оптимальное соотношение
управления и самоуправления
в жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное
образование
обладает
большими
возможностями
для
совершенствования общего образования,
его гуманизации;
позволяет полнее
использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и
применения школьных
знаний; позволяет расширить общее образование путем
реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ,
дает
возможность
каждому
ребенку
удовлетворить
свои
индивидуальные
познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей
— необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает
вариативную
составляющую
общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил,
знаний,
полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному
человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок
полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в
профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей
достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка
потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой
2

деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах
сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся
во внеучебное время
содействует укреплению самодисциплины,
развитию самоорганизованности и
самоконтроля школьников, появлению
навыков содержательного
проведения
досуга, позволяет формировать
у детей практические навыки здорового образа
жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного
коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально психологического климата в ней.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более
жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое
образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело
использовать
огромные
возможности дополнительного образования,
благодаря
которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно
выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе
создана целевая программа дополнительного образования. В Программе отражены
цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в
школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую
реализацию.
Конечным результатом реализации программы должна стать
вариативная система
дополнительного образования,
которая будет создавать
условия для свободного развития личности каждого ученика школы.
2. Цели и задачи программы
Цель программы:
создание оптимальных педагогических условий для
всестороннего удовлетворения
потребностей
обучающихся
и
развития
их
индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и
творчеству.
Задачи:
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания учащихся;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- профессиональная ориентация учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
- подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого
класса в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- организация содержательного досуга учащихся;
удовлетворение потребности детей
в
художественно-эстетическом
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
- совершенствование знания и развитие межпредметных связей в субъективной культуре
ребёнка, способствовать построению целостной картины мира в его мировоззрении.
3

- формировать навыки общения со сверстниками, старшими и младшими.

3. Концептуальная основа дополнительного образования школы
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций
личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных
программ
в
интересах личности.
Дополнительное
образование – практико-ориентированная
форма организации
культурно - созидательной деятельности ребенка. Дополнительное
образование –
проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой
развивающего образования.
Дополнительное образование
– непрерывность,
системность в образовательной системе. Дополнительное образование
– форма
реализации педагогического принципа природосообразности.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует
систему знаний, конструирует
более
полную
картину
мира
и
помогает
реализовывать собственные способности и склонности
ребенка, обеспечивает
органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной
деятельности,
формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное
образование.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:
- принцип непрерывности и преемственности,
- принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении
базового
и дополнительного образования,
- принцип вариативности,
- принцип гуманизации и индивидуализации,
- принцип добровольности,
- принцип деятельностного подхода,
- принцип творчества,
- принцип разновозрастного единства,
- принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования:
- образовательная
– обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение
культурного
слоя
общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение
к культуре;
информационная
–
передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
рекреационная – организация
содержательного
досуга
как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
4

- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности,
содействие
определения
жизненных планов ребенка,
включая предпрофессиальную ориентацию.
- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
компенсаторная
– освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и
дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для
ребенка фон
освоения содержания
общего
образования, предоставление
ребенку
определенных
гарантий достижения
успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
4. Содержание дополнительного образования школы
Программы дополнительного образования в школе имеют следующие направленности:
– художественно-эстетическая;
– эколого-биологическая;
– естественно-научная;
– туристско-краеведческая;
– культурологическая;
– физкультурно-спортивная;
– научно-техническая;
– военно-патриотическая;
– социально-педагогическая.
Художественно-эстетическая направленность
Целью
дополнительного
образования
художественно-эстетической
направленности является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой
край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- развитие художественного вкуса у обучающихся;
- развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии;
- создание психологических, художественных, прикладных, социальных условий для
проявления творческой одарённости детей, развитие общей культуры личности.
- привлечение школьников к сохранению культурного наследия через
вокальное,
хореографическое, театральное
искусство, декоративно-прикладное
творчество.
Эколого-биологическая направленность
Проблема гармонизации отношений между человеком и природой, проблема
возрождения поруганной природной среды недостижима без духовного возрождения
самого человека. Именно поэтому
разрешение
современного
экологического
кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности
5

людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры
взаимоотношений с природой и другими людьми.
Таким образом, воспитание у молодого поколения экологической культуры
является одним из важнейших средств восстановления утраченного равновесия и
гармонии в отношениях «человек – природа».
Цель: создание благоприятных условий для формирования экологически
грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и
культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Задачи:
- расширение
и углубление
знаний
по биологии, удовлетворение
естественного интереса к природе;
привитие практических знаний, умений и навыков в работе по профилю
объединения;
- формирование навыков исследовательской работы;
- повышение общественно
полезной
направленности
деятельности
коллектива объединения.
Естественно-научная
направленность
Основная
цель
дополнительного
образования
естественно-научной
направленности
– расширение знаний обучающихся в рамках образовательных
областей,
формирование
у подростков приемов и навыков, обеспечивающих
эффективную социальную адаптацию. Данная направленность способствует реализации
личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном
пространстве, адаптации личности в детском социуме. Приоритетными задачами
являются:
- социальное и профессиональное самоопределение учащихся;
- формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность
приобщения
школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ
(поверхностно-активных вещества);
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Программы естественно-научной
направленности обеспечивают общественное
развитие человека во взаимодействии и общении с другими людьми, социальнокультурной
средой, осуществляют формирование у детей положительного
социального опыта, освоение социальных ролей, учат успешно общаться с детьми
разными по возрасту и уровню развития.
Туристско-краеведческая направленность
Целью дополнительного образования туристско-краеведческой направленности
является популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного
представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных
достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического
воспитания детей и подростков по отношению к родному краю и городу.
Задачи:
- овладение учащимися основами знаний по краеведению;
- развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, воображения,
фантазии и речи ребенка;
6

воспитание гражданского сознания и патриотизма школьников, высоко
нравственных, эстетических чувств на основе изучения краеведения.
Культурологическая направленность
Программы культурологической направленности ориентированы на ознакомление с
духовно- нравственными ценностями, традициями и жизненным укладом народа, его
нравами и обычаями.
Главной
целью
работы
объединений
дополнительного
образования
культурологического направления является воспитание детей в духе дружбы,
толерантности и уважения к другим нациям, к их культурно-историческим ценностям.
Результат осуществления программ культурологической ориентации фиксируется
в виде материализованного продукта: творческие отчеты, проектные работы и др.
Продуктивность работы объединений определяется по участию детей в различных
городских и окружных фестивалях и
конкурсах, мероприятиях воспитательного
характера:
тематических вечерах, огоньках, досуговых мероприятиях, концертах и
работы с родителями.
Конечным результатом охвата детей дополнительным образованием являются
развитие и саморазвитие ребёнка, реализация его личностных способностей,
формирование в сознании ребёнка целостного представления об окружающем мире.
Физкультурно-спортивная направленность
Целью дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
является воспитание
и привитие навыков физической культуры учащихся и, как
следствие, формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также
убеждение в
престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко
проявить себя на соревнованиях.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- создание условий для развития физической активности учащихся с
соблюдением гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победе и
проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха;
- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств,
необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
Научно-техническая направленность
Программы данного направления способствуют профессиональной ориентации
подростков и их подготовке к получению специальности технического профиля, даёт
возможность оценить свои перспективы в этой области.
Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками умением
составлять алгоритмы, развитие логического мышления. Компьютер должен
расцениваться учащимися лишь в качестве инструмента для решения задач, помощника в
работе.
Задачи:
- научить обучающихся алгоритмическим языкам программирования;
- обучить воспитанников составлению алгоритмов;
7

- познакомить их с принципами организации компьютерной техники, с
популярными прикладными программами;
- развить логическое мышление учащихся;
- содействовать развитию навыков самоорганизации воспитанников, их
уверенности в
себе.
Военно-патриотическая направленность
Программы
дополнительного
образования
военно-патриотической
направленности ориентированы:
- на развитие у школьников гражданственности и патриотизма как важнейших
духовно- нравственных и социальных ценностей;
- на формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности
к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности
конституционному
и
воинскому
долгу,
высокой
ответственности
и
дисциплинированности;
- на утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических,
правовых и
общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к
традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и
историческому прошлому России;
- на воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение военного
искусства, истории Отечества;
на
создание
условий
для
духовно-нравственного
воспитания,
интеллектуального и
физического развития учащихся;
на воспитание творческой, социально адаптированной личности через
формирование
навыков самоорганизации, самореализации,
саморазвития в
ходе организации различных форм жизнедеятельности коллективов.
Основные задачи направления:
- укрепление здоровья и профессионального самоопределения, - популяризация
истории России, российской армии, родного края;
- изучение военно-прикладных видов спорта, пешеходного туризма;
- подготовка подрастающего поколения к воинской службе, защите Отечества;
- формирование общей культуры воспитанников,
их гражданских и
нравственных
качеств.
Социально-педагогическая направленность
Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда
воздействует на личность, способствует ее формированию, личность, действуя в
социальной среде, вступая в отношения с другими личностями через участие в
деятельности различных общностей, видоизменяет эту среду, придает ей определенное
социальное качество.
Таким образом, через овладение социальной деятельностью в различных сферах,
через социальное общение происходит социальное становление индивида. От
активности самой личности непосредственно зависит время наступления ее социальной
зрелости.
Социально-педагогический компонент присутствует в различных сферах
жизнедеятельности людей: семья и система семейных отношений, трудовая деятельность,
социально-педагогическая реабилитации, и адаптация изменяющейся
личности,
8

социальная защита, обеспечение безопасности, охраны прав и свобод различных групп
людей.
Цель
направленности: ориентировать на корректировку и развитие психических
свойств личности, накопление опыта гражданского поведения, осознанного выбора
профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной
жизни.
Задачи направленности:
- содействие профессиональному самоопределению детей и подростков;
- формирование навыков общения, самоорганизации;
- развитие самостоятельности, инициативности детей.
5. Виды деятельности
Направленность

№
1.

Художественноэстетическая

2.

Научно-техническая

3.

Физкультурноспортивная

4.

Экологобиологическая

Мероприятия
Объединения
дополнительного
образования
данной
направленности (вокальная студия,
хореографическая, театральная, «Крымский вальс»)
Линейки
Цикл лекториев и концертов в школе.
Дополняющий
курс
литературы,
искусства,
музыки, МХК, развивающий эмоциональную сферу
Дни театра
Цикл музейных встреч в школе и на базе музея.
Выставки и конкурсы рисунков, плакатов, стенных
газет на различные темы
Проведение конкурсов чтецов.
Годовой цикл школьных праздников
(День
Знаний, День Учителя, День матери и другие)
Конкурсы «Юность», «Чудо-малышка и супер малыш».
Участие
в городских,
региональных
и
всероссийских конкурсах, слетах и др.
Объединения дополнительного образования данной
направленности
Предметные недели
Программа «Гимназисты – за здоровый образ жизни»
Дни здоровья
Спортивные праздники «А ну-ка, мальчики!», «А нука, девочки!» , «Богатырские игры». «Олимпийская
неделя!», «4 огня!», «Мистер Мускул»
Спортивные соревнования
Спортивные
секции по волейболу, футболу,
настольному
теннису,
туризму,
шахматам,
баскетболу и др.
Проведение экологических исследований
Проведение Дня воды, Дня птиц, акции «Кормушка»,
других
экологических акций.
Реализация
экологических проектов.
9

5.

Естественнонаучная

6.

Туристскокраеведческая

7.

Военнопатриотическая

8.

Культурологическая

9.

Социальнопедагогическая

Объединения дополнительного
образования
данной
направленности («Экология и мы»)
Участие
в городских,
региональных
и
всероссийских
исследовательских проектах и
конференциях
Туристические слёты учащихся
Цикл автобусных экскурсий по городу, родному
краю, России
Походы выходного дня
Объединения дополнительного образования данной
направленности (туристический кружок)
День Конституции
День флага РФ
Городские мероприятия, посвящённые Дню Победы,
Дню города, Дню освобождения города и др.
День защитника Отечества
Акция «Вахта Памяти»
Акция «Ветеран живёт рядом»
Участие в военно-патриотической игре «Зарница»
(«Победа»)
Деятельность отряда зарничников.
Деятельность музея боевой славы школы.
Тематические классные часы
Учебно-полевые сборы учащихся 10-х классов
Тематические экскурсии по памятным местам
Проектная деятельность
День родного языка
Цикл
классных
часов,
посвящённых
воспитанию
толерантности
Участие
в городских,
региональных
и
всероссийских
исследовательских
проектах
и
конференциях
Объединения
дополнительного
образования
данной направленности («Пресс-центр»)
Акция «Красный крест»
Акция «Белый цветок»
День защиты детей
Тематические классные часы
Акции «Милосердие» «Протяни руку помощи»»
Летний
оздоровительный
лагерь
с
дневным
пребыванием детей
Профилактические рейды по микрорайону

Формы организации обучения в рамках дополнительного образования:
экскурсия, репетиция, конкурс, соревнование, творческая мастерская.

беседа,
10

Ожидаемые результаты дополнительного образования
К ожидаемым результатам деятельности блока можно отнести:
- расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов учащихся, выявление одарённых детей и формирование мотивации успеха;
- повышение роли дополнительного образования в деятельности школы;
- вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся;
- снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних;
- укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни
в обществе;
- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви
к Родине, природе, семье.
Формы контроля универсальных умений и навыков, формируемых на занятиях
дополнительного образования:
- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематического
планирования;
- посещение и анализ занятий;
- посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;
- организация выставок и презентаций.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: зачеты, отчетные концерты, спектакли, конкурсы, выставки, сбор и анализ
результатов участия в соревнованиях различного уровня (общешкольные, городские,
республиканские, федеральные).
Преимущества дополнительного образования:
1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать
себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает
условия для углубленного изучения многих предметов.
2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной
работы школы.
3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные
воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует
творческую личность, создает условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

11

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «АРТ-ШКОЛА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театральная студия «Арт-школа» осуществляет набор студийцев школьного возраста в
смешанные возрастные группы I-III уровней обучения. Программа обучения студийцев, по своей
структуре, основывается на программе воспитания и обучения студентов театральных училищ,
адаптированной к детскому и юношескому возрасту, с привнесением в обучение игровых
моментов.
Цель программы: Приобретение студийцами навыков профессии актера
Задачи программы:
1. получение студийцами знаний о законах драматургии, законах сценического
существования, сценических жанрах и способах нахождения жанровой окраски
сценического действа
2. освоение студийцами основных театральных дисциплин (актерское мастерство,
сценическая речь, основы пластики, основы степа, сценическое движение)
3. применение студийцами полученных знаний и умений в организации сценического
действа
4. раскрытие у студийцев способностей к самостоятельному творчеству.
Программа обучения предусматривает изучение, в основном, практических театральных
дисциплин, необходимых для приобретения навыков и способностей к сценическому
творчеству, в объеме, который укладывается в отведенное время занятий, для каждой
группы студийцев (с учетом возраста и уровня подготовки группы).
Поэтому программа обучения базируется на трёх основных направлениях
обучения, включающих в себя различные театральные дисциплины (в зависимости от
потребностей обучения на разных уровнях):
1. Основы театральной культуры.
Элементарные понятия, профессиональная терминология театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актерского мастерства; культура зрителя).
2. Актёрское мастерство (базируется на выполнении упражнений актёрского
тренажа).
Обучение сочинению этюдов; развитие навыка действий с воображаемыми предметами;
обучение нахождению ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделению их
голосом; развитие умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные
эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно,
жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса,
образного строя речи.
3. Сценическое движение (базируется на выполнении основных элементов тренажа и
на достаточном уровне освоения элементов основ сценического боя).
Умение владеть своим телом и ориентироваться в движении, лёгкость в перемещении,
организация пространства сценического движения, свободная ориентация в сценическом
пространстве. Умение исполнять сценические «симулятивные» действия (падения,
подкаты, фрагменты сценического боя и т.д.) в совокупности с актёрским
мастерством.
Формы занятий:
- лекция-беседа;
12

- дискуссия (обсуждение после показа);
- тренинг;
- репетиция;
- показ театральной постановки (миниатюра, спектакль);
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- занятия с группой солистов;
- постановочные репетиции

Программа рассчитана на пять лет обучения:
№
п\п

Уровень обучения

год обучения

1
2
3

I-й
II-й
III-й

1-й год обучения
2-й год обучения
4-й год обучения

3-й год обучения
5-й год обучения



I-й уровень обучения – подготовительный
 Цель I-го уровня обучения: Изучение основ сценического существования

II-й уровень обучения – основной
 Цель II-го уровня обучения: Реализация приобретенных навыков сценического
существования в работе над малыми театральными формами (этюды, сценки,
миниатюры, мини-спектакли)

III-й уровень обучения – высший

Цель III-го уровня обучения: Реализация приобретенных навыков в работе над
спектаклем. Самостоятельное творчество.
Программа предусматривает гибкий подход к формам занятий, в зависимости от задач,
стоящих перед театральной студией на каждом этапе. Подход к формированию проведения
занятий со студийцами основывается на методе: «От простого - к сложному». Разнообразие форм
работы предопределяет индивидуальный подход к формированию репетиционного времени, в
зависимости от уровня подготовки и сроков реализации творческой программы на каждом этапе
обучения.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ:
- участие в общешкольных мероприятиях;
- участие в общегородских мероприятиях;
- участие в общегородских и республиканских театральных фестивалях;
- выпуск эстрадных номеров, миниатюр, спектаклей;
- сольные проекты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I-й уровень обучения (подготовительный)
1-й год
№

Перечень разделов, тем

Количество часов теоретиче практи
13

п\п

1
2
3
4
5

Актёрское мастерство
Сценическая речь
Сценическое движение
Основы степа
Сценическая пластика
ВСЕГО:

(в год) * из
расчёта 9 часов в
неделю
92
40
72
50
70
324

ские

ческие

9
5
7
7
28

83
35
65
50
63
296

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I-й уровень обучения (подготовительный)
1-й год
1. Актерское мастерство
Профилирующая дисциплина. Занятия проводятся в игровой форме. В ходе занятий
производится набор обязательных игровых упражнений для тренажа по актёрскому
мастерству (разминки). Направленность упражнений: на развитие творческих способностей
и приобретение навыков сценического существования. Актёрский тренинг включает в себя
упражнения на внимание, чувство партнёрства, концентрацию внимания на сценическом
объекте, развитие фантазии, логики сценического поведения, органичность
(естественность) в сценическом действе. Студийцы должны научиться выполнять как
индивидуальные, так и групповые упражнения, знать основные законы сценического
существования. Подведение итогов может осуществляться в форме творческого зачёта.
2. Сценическая речь
В ходе занятий производится набор простейших упражнений для тренинга (разминки). В
тренинг включаются упражнения по подготовке речевого аппарата, орфоэпии, постановке
дыхания. Итогом занятий является умение студийцев реализовывать полученные навыки
сценической речи на занятиях по актерскому мастерству.
3. Сценическое движение
Включает в себя тренинг (разминку). Направленность тренинга на овладение
студийцами навыками и способами сценического существования. Дисциплина включает
в себя теоретические и практические занятия по трем основным темам:
«Понятие сценического пространства и времени»;
«Расположение в сценическом пространстве»;
«Организация сценического пространства».
4. Основы степа.
Хореографическая дисциплина, развивающая чувство ритма и скоординированность. В
ходе занятий студийцы должны разучить 1-ю рабочую схему, состоящую из набора
простейших танцевальных движений (удары носком о пол, «флики» и «фляки»); закрепить положение рук, следить за осанкой. Схема разучивается с музыкальным
сопровождением. Итогом занятий является умение студийцев выполнять 1-ую
рабочую схему в различных темпах. Форма подведения итогов - творческий зачет.
5. Основы сценической пластики.
14

Дисциплина включает в себя тренинг (разминку). Тренинг начинается разминочными
(«разогревающими») упражнениями. Особое внимание уделяется пластике рук.
Направленность тренинга на снятие мышечного зажима, умение «закрепощать» и
«раскрепощать» мышцы. В занятия включаются упражнения на развитие абстрактного
мышления, фантазии, упражнения на нахождение способов пластической
выразительности при изображении различных переживаний (гнев, страх, радость,
злость и т. д.), упражнения на «сценическую наивность» (изображения животных,
растений, неодушевленных предметов). Студийцы должны уметь выполнять задания
как индивидуально, так и в работе группы. Итогом занятий является умение студийцев
реализовывать полученные навыки сценической пластики в занятиях по актерскому
мастерству.
*Индивидуальные занятия. Проводятся как с одаренными, так и с отстающими (вновь
прибывшими) студийцами по любой дисциплине, на усмотрение руководителя. Занятия
проводятся из расчета 1 час в неделю. **(относится к каждому уровню и году
обучения)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II-й уровень обучения (основной)
2-й год
№
п\п

Перечень разделов, тем

1
2
3
4
5
6

Актёрское мастерство
Сценическая речь
Сценическое движение
Основы степа
Сценическая пластика
Постановочное время
ВСЕГО:

Количество часов
(в год) * из
расчёта 9 часов в
неделю
122
20
62
30
60
30
324

теоретиче практи
ские
ческие

22
3
8
5
43

100
17
54
30
55
30
281

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
II-й уровень обучения (основной)
2-й год

1. Актерское мастерство.
Занятия включают в себя тренинг со включением в него упражнений по теме:
«Сценический этюд». Проводится ряд теоретических занятий по теме: «Основы
драматургии. Структура этюда». Студийцы должны освоить теорию построения
этюда (завязка, развитие, кульминация, развязка) и уметь реализовывать
полученные знания в практике, как индивидуально, так и в работе с группой
студийцев. Проводится цикл занятий по теме: «Сценический конфликт - основа
сценического действия». Учащиеся должны научиться определять типы
15

сценического конфликта (между: кем и кем? чем и кем?). Студийцы должны
уметь придумывать и исполнять этюды на «органическое молчание»
(бессловесное действие), придерживаться сюжетной линии эпода,
анализировать работу своих партнеров с учетом полученных знаний основ
драматургии. Итогом работы является творческий зачет.
2. Сценическая речь.
Занятия включают в себя тренинг, который проводится с включением в него
упражнений со скороговорками. Проводится цикл занятий по теме:
«Голосовой посыл». На данном этапе студийцы должны научится
контролировать дыхание при произношении скороговорок в действии, уметь
создавать и контролировать объем звука, его громкость и тональность, четко и
внятно произносить реплики.. Итогом занятий является творческий зачет.
3. Сценическое движение.
Занятия проводятся на основе тренинга, в который включаются упражнения на
оправдание траектории движения, на сценическое действие в разных скоростях
(темпоритмах). Упражнения выполняются на этюдной основе. Итог занятий
заключается в реализации полученных знаний и умений на занятиях по актерскому мастерству.
4. Основы степа.
Разучивание II-й рабочей схемы Во II-ю рабочую схему включаются более сложные
элементы (пируэты, круговые фляки, дробушки). В ход занятий включаются
упражнения с использованием элементов актерского мастерства (эмоциональная
окраска танца, голосовое сопровождение танцевального движения). Итогом занятий
является творческий зачет.
5. Сценическая пластика.
В занятия включается тренинг. На этом этапе дисциплина изучается на основе актерского
мастерства (сценического этюда). В программу обучения включаются упражнения на
развитие фантазии и нахождение способов пластической выразительности («Человеквещь», «Человек-механизм», «Несуществующее животное» и т. д.), упражнения на
совмещение пластического действия со сценической речью (нахождение голосового
подражания или придумывание звукового ряда в изображении одушевленных и
неодушевленных пластических образов). Упражнения выполняются с соблюдением
законов драматургии. Проводится цикл занятий по теме: «Сценический конфликт в
пластическом действии. Способы отображения конфликта и нахождение его пластической
выразительности». Студийцы должны уметь создавать выразительные пластические
образы и придумывать пластические этюды как индивидуально, так и в работе с
партнерами. Итогом занятий является творческий зачет.
6. Постановочное время. Включает в себя как индивидуальные, так и групповые
формы работы. На усмотрение преподавателя, количество участников постановочного
процесса может варьироваться от 3 до 15 человек, в зависимости от потребностей
постановочного процесса. Так же в течение постановочного процесса возможны
передвижки репетиционного времени для каждой группы учащихся, в зависимости от
потребностей постановки, репетиционное время формируется произвольно на усмотрение
руководителя и соответствует заявленному в расписании. Постановочное время может
16

быть, при необходимости, увеличено за счёт времени, отведённого для прохождения
других дисциплин.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II-й уровень обучения (основной)
3-й год
№
п\п

Перечень разделов, тем

1
2
3
4
5
6

Актёрское мастерство
Сценическая речь
Сценическое движение
Основы степа
Сценическая пластика
Постановочное время
ВСЕГО:

Количество часов
(в год) * из
расчёта 9 часов в
неделю
112
20
62
30
40
60
324

теоретиче практи
ские
ческие

20
3
8
5
36

92
17
54
30
35
60
288

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
II-й уровень обучения (основной)
3-й год
1. Актерское мастерство.
Занятия включают в себя тренинг. На данном этапе обучения учащиеся осваивают
сценические этюды с использованием текста. На начальном этапе - этюды с минимальным
количеством слогов, в дальнейшем - с использованием любого необходимого объема текста,
при этом текст придумывается учащимися самостоятельно. Проводится ряд занятий то темам:
«Слово - процесс сценического действия», «Мизансцена». На данном этапе обучения
актерскому мастерству учащиеся должны научиться создавать как самостоятельные, так и
групповые этюды с использованием текста, определять его необходимое количество в этюде,
избегать иллюстративности в использовании текста, придумывать и составлять диалоги в
соответствии с замыслом и идеей этюда, интонационно окрашивать диалоги. Студийцы
должны знать, что текст - не основообразующая часть этюда, а его дополняющая часть,
являющаяся продолжением органического сценического действия. Подведение итогов работы
на данном этапе проводится в форме творческого зачета, по результатам которого
производится отбор лучших этюдов в работу над спектаклем.
2. Сценическая речь. Включает в себя тренинг. В структуру занятий включаются упражнения
на работу с текстом (стихотворным и прозаическим). Упражнения основываются на
использовании текста басен и отрывков из сказок. Занятия объединяются четырьмя
ключевыми темами:
- «Логическое ударение»
- «Законы драматургии - основа прочтения литературного материала»
- «Интонационная окраска»
- «Подтекст»
Учащиеся должны научиться подавать текст в соответствии с динамикой внешнего и
17

внутреннего действия (темпоритмом), выдерживать паузы и люфт-паузы (микро-паузы),
эмоционально и интонационно окрашивать текст. Итогом занятий является умение студийцев
реализовывать полученные знания на занятиях по актерскому мастерству.
3. Сценическое движение.
В занятия включается тренинг. На данном этапе обучения вводятся занятия по теме;
«Сценический бой». Теоретический курс включает в себя определение сценического боя, как
бесконтактного взаимодействия (имигатавного). Также в теоретический курс включается
обязательный инструктаж для студийцев по технике безопасности при проведении занятий по
сценическому бою. Учащиеся должны освоить и применять на практике отработанные приемы
сценического боя, правильно располагаться в схеме боя, координировать движения и озвучку
ударов. Итогом занятий является умение студийцев реализовывать полученные знания и
умения в занятиях по актерскому мастерству.
4. Основы степа,.
Дисциплина включает в себя разучивание III-ей рабочей схемы, обобщающей в себе приемы
танца повышенной исполнительской сложности. В занятия вводится разучивание «Бесовки»
(дробь в заданной ритмической схеме, но в разных конфигурациях: удары, фляки, флики,
совмещение перечисленных элементов), которая исполняется в различных темпах. Учащиеся
должны уметь выполнять «диктанты» по степу (руководитель называет в определенном
порядке последовательность фрагментов «бесовки» - учащиеся исполняют в заданном темпе
схему без подготовки). Итогом занятий является зачет по сдаче III-ей рабочей схемы и
«Бесовки».
5. Основы пластики.
Включает в себя тренинг. На данном этапе обучения вводятся упражнения на развитие
пространственного мышления, организацию (создание) сценического пространства
посредством пластического действа. В теоретический курс вводится терминология:
«симметрия», «контраст», «нюанс»; с последующим применением этих понятий в
практических занятиях. Учащиеся должны уметь разрабатывать и в процессе репетиций
создавать индивидуальные и групповые пластические этюды. Итогом обучения является
умение реализовывать полученные знания и умения на занятиях по актерскому мастерству.
6 Постановочное время.* см. раздел 6 II-го уровня обучения (3-й год)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III-й уровень обучения (высший)
4-й год
№
п\п

Перечень разделов, тем

1
2
3
4
5

Актёрское мастерство
Сценическая речь
Основы степа
Сценическая пластика
Постановочное время

Количество часов
(в год) * из
расчёта 9 часов в
неделю
102
20
30
40
132

теоретиче практи
ские
ческие

12
3
5
-

90
17
30
35
132
18

ВСЕГО:

324

22

302

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
III-й уровень обучения (высший)
4-й год
1. Актерское мастерство.
На данном этапе обучения проводится ряд вводных занятии по теме: «Жанровая окраска
сценического действия», «Театральные жанры». В ходе занятий теоретического курса
учащиеся должны изучить и знать отличительные особенности театральных жанров
(трагедия, драма, комедия), различать разновидности каждого из жанров, находить способы
выражения жанровой окраски и определять смешанные жанры. Подбор этюдов на данном
этапе производится от определенной руководителем темы, жанра и драматургического
материала будущего спектакля. Итогом занятий является реализация полученных
учащимися знаний в подготовке и выпуске спектакля.
2. Сценическая речь.
Занятия включают в себя тренинг. Процесс обучения дисциплине на данном этапе основан
на теме: «Передача литературного жанра в сценической декламации». Учащиеся
разучивают отрывки из литературных (стихотворных и прозаических) произведений и
работают над текстом, исходя из определенного литературного и сценического жанра.
Итогом обучения является умение учащихся реализовывать полученные знания в работе
над спектаклем.
3. Основы степа.
На данном этапе обучения дисциплина вводится только как репетиционная, при условии, что
в структуре будущего спектакля есть фрагменты со степом, основанные на изученных в
предыдущих этапах обучения трех рабочих схем степа, «бесовки». Если необходимости в
репетициях по данной дисциплине нет, то запланированное время может быть добавлено к
любой, нуждающейся в дополнительном изучении, дисциплине, или к постановочному
времени.
4. Основы пластики.
Занятия включают в себя тренинг. В курс обучения на данном этапе вводятся занятия по
темам: «Создание сценической атмосферы», «Жанровая окраска пластического действия».
Учащиеся должны изучить и применять на занятиях по пластике способы жанровой
выразительности пластического действия, уметь определять приемы создания сценической
атмосферы (музыкальное оформление, декорации, костюм, свет, спецэффекты) и применять
эти приемы на практике. Итогом обучения является умение учащихся реализовывать
полученные знания в работе над спектаклем.
5.Постановочное время.* см. раздел 6 II-го уровня обучения (3-й год)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III-й уровень обучения (высший)
5-й год
№
Перечень разделов, тем
Количество часов теоретиче практи
п\п
(в год) из расчёта ские
ческие
9 часов в неделю
19

1
2
3
4
5

Актёрское мастерство
Сценическая речь
Основы степа
Сценическая пластика
Постановочное время
ВСЕГО:

40
10
20
20
234
324

5
1
1
7

35
9
20
19
234
317

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
III-й уровень обучения (высший)
5-й год
Целью завершающего этапа обучения является полная реализация тенденции
учащихся к самостоятельному творчеству и не только в работе над малыми театральными
формами (эпод, инсценировка, сценка номер, миниатюра), но и, прежде всего, в работе над
большой театральной формой - спектаклем.
На данном этапе обучение учащихся проходит в форме творческой лаборатории,
которая осуществляет постановочный процесс в форме студийной работы.
Студийная работа – это, в первую очередь, работа единомышленников, которые на
равных правах осуществляют путь от задумки спектакля до его воплощения, проходя все
обучающие и постановочные этапы.
Творческие лаборатории:

Актёрское

Сценическое

Сценическая

мастерство

движение

пластика

Творческие
лаборатории по направлениям:

Сценическая

Сценарное

Музыкальное

Хореография

мастерство

оформление
20

Учащимися должен быть воссоздан шаблон работы над спектаклем в
профессиональном театре: от задумки (фабулы спектакля) до премьеры, через создание
режиссерской экспликации (хода спектакля) и репетиционного процесса. Жанр будущего
спектакля определяется студийцами самостоятельно.
Количество направлений может увеличиваться и уменьшаться, в зависимости от
постановочных потребностей.
При условии соблюдения алгоритма организации студийной работы в театральном
кружке основного уровня обучения театральная «иерархия» в кружке должна приобрести
следующую структуру:

ПОСТАНОВ
ОЧНАЯ
ГРУППА
ХОРЕОГРА
ФИЧЕСКАЯ
ГРУППА

СЦЕНАРНА
Я
ГРУППА

ПЕДАГОГ
РЕЖИССЁ
Р

МУЗЫКАЛЬ
НАЯ
ГРУППА

АКТЁРСКА
Я ГРУППА

ПЛАСТИЧЕ
СКАЯ
ГРУППА

21

Для реализации полноценной работы творческих лабораторий необходимо выполнение
следующих задач:
• создание благоприятного климата в театральном коллективе и для каждого участника в
отдельности;
• подбор репертуара должен соответствовать возрасту, при этом необходимо учитывать
личные особенности и склонности человека;
• при работе над новым материалом, не очень понятным учащимся, необходимо найти
«точки соприкосновения» с этим материалом из личного жизненного опыта или другой
литературы, найти и показать что-то аналогичное, но более доступное, помочь углубиться
в содержание, принять и полюбить его;
• научить каждого исполнителя пусть трудно и медленно, но самостоятельно научиться
точно и верно раскрыть замысел автора, а для этого необходимо накапливать сведения,
развивать наблюдательность, оценивать факты и события, выявлять основной конфликт,
понимать и чётко строить логическую перспективу произведения;
• научить подбирать нужную интонацию, тембр, громкость, скорость прочтения для
каждой строчки, для каждого слова, правильно ставить ударения, правильно брать
дыхание;
• отрабатывать динамику в соответствии с текстом и личными особенностями учащегося;
движения должны быть естественными, а не наигранными;
• во время коллективной работы необходимо научить слышать друг друга, быть взаимно
чуткими друг к другу – «сотворчествовать», контролировать каждое своё действие на
сцене.
В связи с заданной формой работы театра-студии на данном этапе обучения подход
руководителя к программе завершающего года обучения - дифференцированный. Основное время
выполнения программы - репетиционное, поэтому заданное в программе время на прохождение
театральных дисциплин может быть перенесено от одной дисциплины к другой, или отнесено к
постановочному времени, а так же к работе с группой солистов.
Занятия по театральным дисциплинам проводятся при необходимости, в зависимости от
потребностей подготовки спектакля.
Требования к постановочному репертуару:
Основной формой является воплощение литературного произведения. Именно
литературный материал определяет содержание занятий и репетиций. Чаще всего это не
цельный большой спектакль, а какие-то отрывки тех или иных произведений, связанные
логически единым сценарием. Возможны литературно-музыкальные композиции по
произведениям одного поэта или композиции, содержащие произведения разных авторов,
но связанные одной темой. Общая продолжительность одного выступления от 50 минут
до 1,5 часов. Подготовка к одному выступлению длится от одного месяца до полугода в
зависимости от сложности осваиваемого материала.
Параллельно, студийцы должны освоить навыки периферийных театральных профессий
(изготовитель реквизита, звукорежиссер, светооформитель). Итогом завершающего этапа является
выпуск репертуарного спектакля.

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. для
студ. высших пед. учеб. заведений. М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. II.-172 с.



Артюхов М., Илларионов В. Школа театральной культуры. / Учитель №4, 1999.
с.36 -40.



Ваганова

Ж.В.

Артистизм

педагога

как

компонент

его

творческой

индивидуальности. Канд. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Тюмень,1998.197 с.


Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории.
М.: Изобразительное искусство, 1983. - 439 с.





Веремьев А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи.
// Искусство и образование. №3 (21) 2002.
Груненкова Н.В. Программа кружка творческая мастерская. – М.: «Вако», 2006.
Ершов П.М. Технология актерского мастерства. М.: ВТО, 1959. - 308 с.



Игровая театральная педагогика. // Воспитание школьников, №5, 2000, с. 29-36.



Кнебель М.О. Вся жизнь. М.: Всероссийское театральное общество,1967.-588 с.



Кожар Е. Универсальная система педагогической режиссуры.// Классный журнал
5+. №№8,10,11,12.



Колчеев Ю.В., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика. // Воспитание
школьника. 2000, №5 с.29-36.



Развитие и воспитание творческого мышления учащихся в образовательных
учреждениях инновационного типа. Сборник научно-методических статей. М.,
1998. - 215 с.



Рубина Ю. И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. 208 с.

23

Кружок «Уверенный старт»
1. Пояснительная записка
Социально-экономические
преобразования,
произошедшие
в
Российской
Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в
дошкольном его звене, в частности. Проблема различной подготовленности детей на
пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни.
Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из
разных социальных групп и слоёв населения стало дополнительное предшкольное
образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется
решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего
образа его жизни.
Дополнительное предшкольное образование, как образование вообще, – это система
процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны,
развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество
(социализацию). Особенностью концепции дополнительного предшкольного образования
является то, что она одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности
(мотивационная готовность, познавательно" речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе,
общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Как любое образование, дополнительное предшкольное образование может быть
институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры или
организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например,
ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.),
и неинституциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или
домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется
содержанием институционального образования.
Под содержанием дополнительного предшкольного образования понимаются те
сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и
объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования.
Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие
ребенка, а именно:
– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному
участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми
диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет
присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
24

– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические
компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает
использование
современных
технологий,
позволяющих
активизировать
мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду
и формировать интерес к школьной жизни.
Основной целью организации работы с дошкольниками является развитие
соответствующей мотивации детей, развитие любознательности, умственной
активности, живой интерес к окружающему, в стремлении узнавать новое, умение
взаимодействовать в коллективе.
Данная программа дополнительного образования ориентирована на сохранение и
укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что наряду с неблагоприятными
воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и
здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.
К их числу относятся:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация образовательного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям
организма ребенка, его функциональным и адаптационным
возможностям.
4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.
5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития
дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.
6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях
охраны и укрепления здоровья детей.
7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья
и здорового образа жизни.
В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач,
направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и
укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
дошкольников.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития
ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:
А. Нормализация учебной нагрузки:
25

– отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
– разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития
ребенка и готовности к школьному обучению;
– приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и
функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;
– разработка методик физиолого-гигиенической и психологической
оценки и мониторинга педагогических инноваций.
Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
– разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание
всех занятий соответствующего материала;
– превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и
гармонизации личности;
– привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на
раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих
детей в массовую школу.
Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются
следующие:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения
(Л.С. Выготский).
2. Возникновение первичных этических инстанций (Л.С. Выготский).
3. Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).
4. Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец).
5. Возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев).
Из сказанного видно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже
психологически готов если не к школе (проблема готовности к школе – особая проблема),
то во всяком случае к деятельности учения.
Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В.
Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку...
осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать,
слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти
виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их
26

выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не
имея при этом каких либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих
видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений
и даже навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память,
внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.
Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающееобразовательные задачи.
«Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения ими
«школьных» технологий (пусть даже «развивающих») с помощью систематических
тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения и математики
необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности,
направленной на развитие творческих возможностей детей» (В.В. Давыдов. Последние
выступления. – Рига, 1998, с. 45–47.)
Программа рассчитана на образование детей 6-7 лет. Срок реализации – 1 год.

1. Цель программы
Создание педагогических и социально- психологических условий для достижения
ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе,
включающей следующие аспекты:
мотивационный;
интеллектуальный;
произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и
развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
формирование учебной мотивации;
развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в
школе (внимание, память, мышление и т.д.);
развитие фонематического слуха;
развитие мелкой моторики;
развитие творчески активной личности;
развитие координации движений.

В Образовательной системе «Школа 2100» выделены четыре линии развития
дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия
формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами
27

познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации
(способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной
готовности. Эти четыре линии развития и определяют содержание и дидактику
дополнительного предшкольного образования.
Проблему отбора содержания дополнительного предшкольного образования сегодня
невозможно решить без опоры на принцип минимакса. В программе определена нижняя
граница, или нижний уровень, – то содержание, которое каждый ребенок как минимум
должен усвоить, и предложена верхняя граница, или верхний уровень, – то содержание
образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику.

2. Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся
будут уметь:
 соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
 свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
 знать «соседей» числа;
 решать простые задачи (в одно действие);
 на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласныйсогласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
 составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
 пересказывать небольшие тексты;
 правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими
материалами;
 выполнять на слух инструкции для обучающегося;
 ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и
целого,
 решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и
вычитание,
 решать логические задачи;
 самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать
форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика,
включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в
межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим
изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного
признака предмета.

3. Механизм

оценки

результатов

освоения

программы:
 наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы
с родителями.
28

 формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту,
иллюстрирование текста.
 взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями,
тесты.

4. Учебный план
№

Наименование курса

Кол-во часов год

1.

Развитие речи и
обучению грамоте.

2.

Введение в математику.

10

3.

Подготовка руки к письму

25

Итого:

60

подготовка

к 25

5. Содержание курса
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
№
занятия
1.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.

12.
13.

тема
Звуки [А], [О], [Э], [И]
Звук [Ы], различие [И]–[Ы]
Звук [У], понятие «гласные
звуки»
Звук [М] – [М,],понятие «согласные звуки»
Звуки [Н], [H,], [П], [П,]
Звуки [Т], [Т,], [К], [К,]
Звуки [Х], [Х,]
различение
[К]–[Х], [К,]–[Х,]
Звуки [Ф], [Ф,], [Й,], [Й,О],
[Й,У], Звуки [Й,А],
[Й,Э], различение йотированных гласных
Звуки [Л], [Л,],
различение
[Л,]– [Й,]
Звуки [В], [В,]
различение [В]–
[Ф], [В,]–[Ф,]
Звуки [Ч,], [Щ,], различение [Ч,]–
[Щ,]
Звуки [Б], [Б,],
различение
[Б]–[П], [Б,]–
[П,], [Д], [Д,],
различение Д]–

кол-во
часов
1
1
1

примечание

1
1
1
1

1

1

1

1
1

29

[Т], [Б,]– [П,]
Звуки [C], [С,], [Ц], различение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч]
Звуки [Г], [Г,]
различение
[Г]–[К], [Г,]–[К,]
Звуки [З], [З,]
различение
[З]–[С], [З,]–[С ,]
Звуки [Ж], различение [Ж]–
[З], [Ж]–[Ш]
Звуки [Р], [Р,]
различение
[Р]–[Л], [Р,]–
[Л,]

14.
22.

23.

24.
25.

1
1

1

1
1

Введение в математику.
№
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

тема

Кол-во
часов
Названия предметов. Цвет предметов. Форма фигур. 1
Размер предметов.
Сравнение чисел. Целое и части.
1
Числа один и два, три цифры 1 и 2, 3.
1
Число четыре, цифра 4.
1
Число пять, цифра 5.
1
Число шесть, цифра 6.
1
Число семь, цифра 7.
1
Число восемь, цифра 8.
1
Число девять, цифра 9.
1
Число десять, запись числа
1
десять.

примечание

Подготовка руки к письму.
№

тема

Кол-во

примечание

занятий
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Вводное занятие. Учимся правильно держать карандаш и
альбом, посадка при письме. Знакомимся с трафаретом и
трафаретными линейками.
Орнамент из геометрических фигур. Построение и
штриховка. Буква А.
Построение и штриховка самолета. Буквы А, О, Э.
Лесная прогулка. Построение букв. Буквы Ы, И.
Посуда. Буква У.
Идём в гости. Буква М.
Делу время, потехе час. Буква Н.
Морская прогулка. Построение и штриховка парусника.
Буква П.

1

1
1
1
1
1
1
1
30

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Дикие и домашние животные. Построение и штриховка
домика.
Механизмы.
В гостях у повара. Буквы К, Т.
В гостях у Хомы. Буква Х.
Что нам светит днём и ночью. Буква Ф.
Спорт. Буквы Ё, Й.
Кукла Юля. Буквы Ю, Я.
Зимние забавы. Построение и штриховка новогодней ёлки.

1
1
1
1
1
1
1
1

Большой и маленький. Буква Л.
1
Мамин праздник. Буква В.
1
На рыбалке. Буква Ч, Щ.
1
За покупками. Буква Б.
1
Строим дом. Буква Д.
1
Здравствуй, лето! Построение и штриховка картинки на 1
тему “Лето”.
23. Буква Ц.
1
24. В лесу. Буквы Г, К.
1
25. Я маленький. Буквы З, С.
1
17.
18
19.
20.
21.
22.

6. Методическое обеспечение:
1.

Пособия для групповой и индивидуальной работы.

2.

Таблицы.

3.

Карточки для словарной работы.

4.

Аудио- и видеозаписи.

5.

Набор игрушек.

6.

Геометрические фигуры.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».