ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 1 целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. 1.2. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как: - целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; - состояние здоровья учащихся; - уровень развития их способностей; - характер учебной мотивации; - качество учебных достижений; - образовательные потребности; - профессиональные возможности педагога; - состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения. 1.3. Программа составляется в двух идентичных экземплярах: один - для учителя, другой для администрации Школы-гимназии. 1. Разработка рабочей программы для классов по ФК ГОС Структура рабочей программы: содержание обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем, а также, при необходимости, перечень практических работ), тематическое планирование, требования к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), Рабочую программу разрабатывает группа учителей, специалистов по данному предмету. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена в соответствии с прилагаемым образцом, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере или написана от руки. Рабочая программа сначала рассматривается на заседании кафедры на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение заседания кафедры отражается в протоколе, а на титульной странице ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры от ________ №__, подпись заведующего предметной кафедрой МБОУ «Школагимназия №1», расшифровка подписи. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На титульной странице рабочей программы ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата. После согласования рабочую программу утверждает приказом директор. Для рабочих программ, являющихся авторскими, необходимо провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование (по необходимости). Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высоко квалифицированным учителем соответствующего учебного предмета. Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения: для программ учебных предметов (курсов, модулей) компонента образовательного учреждения, для программ элективных курсов и курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки, 2 факультативных занятий – на предметных кафедрах, в городской методической службе, в Крымском республиканском институте дополнительного профессионального педагогического образования. Рабочая программа 1 вида составляется - если примерная или авторская программа по предмету в полном объеме является рабочей программой; - если в примерной учебной программе (или авторской программе, составленной на основе примерной) не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае распределяются часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно и составляет рабочую программу 1 вида. Структура рабочей программы 1 вида. Титульный лист. Указать примерную или авторскую программу, на основе которой составлена данная программа 1. Содержание учебного предмета, курса. Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы. Перечень лабораторных и практических работ, в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету. 2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение отдельной темы. Таблица тематического распределения количества часов: - если рабочая программа составлена на уровень обучения Количество часов № Раздел Рабочая программа по классам Примерная или п/п ы, темы 5 6 7 8 9 авторская программа кл. кл. кл. кл. кл. - если рабочая программа составлена на один учебный год Количество часов № Раздел Примерная или авторская п/п ы, темы Рабочая программа программа 3. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Перечислить требования в соответствии с примерной учебной программой или примерными учебными программами (для интегрированного курса). Рабочая программа 2 вида составляется - количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель); - производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; - есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов. Рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс; 3 - рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам для детей составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта. . Структура рабочей программы 2 вида. Титульный лист 1. Содержание учебного предмета, курса. Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы. Перечень лабораторных и практических работ. 2. Тематическое планирование. Таблица тематического распределения количества часов: - если рабочая программа составлена на уровень обучения Количество часов Разделы, Рабочая программа по классам № п/п Примерная или авторская темы программа 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. - если рабочая программа составлена на один учебный год Количество часов Разделы, № п/п Примерная или авторская темы Рабочая программа программа 3. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Перечислить требования в соответствии с примерной учебной программой или примерными учебными программами (для интегрированного курса). 2. Разработка рабочей программы для классов, перешедших на ФГОС 2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, дополнительным образовательным программам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе: требований ФГОС общего образования, основной образовательной программы школы, примерной образовательной программы по учебному предмету, с учетом планируемых к использованию учебно-методических комплексов (далее – УМК), включающих в себя авторскую программу по предмету. При создании рабочей программы необходимо соблюдать преемственность изучения предмета на разных ступенях общего образования; обеспечивать увеличение количества часов учебных занятий практико-ориентированной направленности и логическую последовательность освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса. Моделирование программного содержания производится на основе современных образовательных технологий с учетом механизмов достижения планируемых результатов освоения учебной программы. Рабочая программа составляется на один учебный год или на уровень образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование). 4 Рабочая программа учебных предметов, курсов разрабатывается группой учителей или учителем индивидуально в соответствии с требованиями ФГОС, целями и задачами основной образовательной программы школы и спецификой класса. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля степени освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях. Рабочая программа, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС и представленная учебно-методическими комплексами, может использоваться без изменений при условии ее соответствия ООП Школы-гимназии. Структура рабочей программы Структура программ отдельных учебных предметов, курсов приведена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования (далее ФГОС НОО и ФГОС ООО), структуры эти имеют отличия. Зарегистрированные Минюстом России ФГОСы НОО и ООО являются рамочными документами, но структура рабочей программы по любому предмету обязательной части ООП задана на федеральном уровне. В соответствии с требованиями ФГОС НОО: Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) начального общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 2) тематическое планирование; 3) результаты освоения курса внеурочной деятельности. Допускается наличие пояснительной записки к курсу. В соответствии с требованиями ФГОС ООО: В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.): Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учѐтом основных направлений программ, включѐнных в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) содержание учебного предмета, курса; 5 2)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы. 3) планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 2) тематическое планирование; 3) результаты освоения курса внеурочной деятельности. Допускается наличие пояснительной записки к курсу. Рекомендации по разработке и оформлению отдельных разделов рабочей программы Содержание учебного предмета, курса включает: - наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий, - перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, - направления проектной деятельности обучающихся, - использование резерва учебного времени. Тематическое планирование с определением количества часов, отводимых на изучение темы: - разделы программы; - темы, входящие в данный раздел; - указывается разбивка тем по часам и годам обучения. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Все формулировки в этом пункте, прописываются как и в примерной (авторской) программе. - для базового уровня результатов «выпускник научится», - для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться». Образец титульного листа рабочей программы прилагается. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы по предмету 1. Рабочая программа утверждается приказом директора. 2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: -обсуждение и принятие Программы на заседании предметной кафедры; -согласования у заместителя директора, курирующего данный предмет, курс, направление деятельности и пр. 3.При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. 6 Образец титульного листа рабочей программы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1» . Рассмотрено Согласовано Утверждаю Протокол заседания кафедры естественно-математических наук от __________ 2017 г. №1 зав. кафедрой ______________ Заместитель директора по УВР ___________Школьная Е.Н. «_____»____________2017 г Директор МБОУ «Школа-гимназия №1» _________________Л.И. Тютюнник «_____» ___________2016года Приказ №___ от_______2017г. ОГРАММА по __________________________________________________ _________________ Уровень образования _______________________________________________________ (начальное общее, основное общее образование, среднее общее ) Класс________ ________________ Количество часов ____________________ (на период действия программы) Программа разработана на основе __________________________________________________________________________ (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии,) 2017 - 2018 учебный год 7 РАБ ОЧ АЯ ПР