формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). - 1. Направления, формы, виды организации и классификация результатов внеурочной деятельности обучающихся 1.1. Внеурочная деятельность обучающихся может быть организована: - по направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное; - по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное (социальная преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность; - в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями. 1.2. Классификация результатов внеурочной деятельности обучающихся: - первый уровень результатов внеурочной деятельности включает приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; - второй уровень результатов внеурочной деятельности включает получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом; - третий уровень результатов внеурочной деятельности включает получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами среды образовательной организации. 2. Права, обязанности и ответственность участников образовательной деятельности 2.1. Администрация МБОУ г. Керчи РК «Школа – гимназия №1»: - разрабатывает раздел учебного плана по организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 (5-9) классов с учетом результатов анкетирования родителей и обучающихся; - организует процесс разработки, рецензирования и утверждения программ внеурочной деятельности обучающихся; - составляет расписание внеурочной деятельности с соблюдением требований нормативных документов, регламентирующих данную деятельность; - осуществляет в течение учебного года постоянный контроль за выполнением программ внеурочной деятельности обучающихся; - осуществляет контроль за ведением журналов внеурочной деятельности; - в соответствии с разделом 7 настоящего Положения заключает договоры о совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта об организации внеурочной деятельности для обучающихся гимназии №1; - организует мониторинговые исследования результатов внеурочной деятельности обучающихся с ежегодным отражением итогов в материалах внутренней системы оценки качества образования гимназии №1. 2.2. Контроль за организацией внеурочной деятельности в школе осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором, по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности; организация проведения занятий внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом и расписанием; посещаемость занятий внеурочной деятельности; система оценки результатов, обучающихся в рамках внеурочной деятельности. 2.3. Классный руководитель: - организует работу по анкетированию родителей и обучающихся с целью определения направлений внеурочной деятельности для обучающихся класса; - доводит до сведения родителей (законных представителей) график внеурочной деятельности и вносимые в него изменения; - осуществляет постоянный контроль за посещаемостью учащимися 1-4 (5-9) классов занятий внеурочной деятельности; - ведет учет внеурочной деятельности обучающихся, посещающих учреждения дополнительного образования, культуры, спорта (наименование кружка, секции, количество часов в неделю, результативность); - участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности обучающихся. 2.4. Деятельность педагога внеурочной деятельности обучающихся регламентируется Уставом МБОУ г. Керчи РК «Школа – гимназия №1», Правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями, локальными актами гимназии №1. Педагог внеурочной деятельности: - в соответствии с разделом 8 настоящего Положения разрабатывает программу внеурочной деятельности; - в соответствии с разделом 10 настоящего Положения обеспечивает ведение документации педагога, регламентирующей внеурочную деятельность; - совместно с классным руководителем и родителями (законными представителями) осуществляет постоянный контроль за посещаемостью обучающимися занятий внеурочной деятельности; - фиксирует результаты внеурочной деятельности обучающихся в журнале внеурочной деятельности; - оказывают помощь обучающемуся в создании и пополнении портфолио достижений по результатам внеурочной деятельности; - участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности обучающихся. 2.5. Родители (законные представители) обучающихся: - участвуют в анкетировании с целью определения направлений внеурочной деятельности для обучающегося; - несут ответственность за посещение обучающимися занятий внеурочной деятельности; - оказывают помощь обучающемуся в создании и пополнении портфолио достижений обучающегося. 3. Требования к организации внеурочной деятельности обучающихся 3.1. Программы внеурочной деятельности обучающихся могут быть разработаны педагогами МБОУ г. Керчи РК «Школа – гимназия №1» самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. 3.2. Оптимальная продолжительность ежедневных занятий внеурочной деятельности обучающихся составляет не более 2 часов, наполняемость групп 5-10 человек. 3.3. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности организации образовательной деятельности МБОУ г.Керчи РК «Школа – гимназия №1» с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации. 3.4. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности обучающихся, в том числе утвержденным СанПиН 2.4.2.2821-10. 3.5. Выбор формы внеурочной деятельности обучающихся должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня (пункт 3.2. настоящего Положения). При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого. 3.6. Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п. Перечень мероприятий разрабатывается до начала учебного года и включается в годовое планирование МБОУ г. Керчи РК «Школа – гимназия №1». По каждому направлению внеурочной деятельности в течение учебного года должно быть организовано не менее двух мероприятий на уровне гимназии. 4. Типы образовательных программ внеурочной деятельности обучающихся В определении содержания программ педагог руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей (законных представителей). По содержанию программы внеурочной деятельности могут быть: • комплексные - предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня (пункт 3.2. настоящего Положения) в различных видах внеурочной деятельности; • образовательные - ориентированные на достижение результатов определенного уровня (пункт 3.2. настоящего Положения); • образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и другие; • возрастные образовательные программы, которые соотносятся с возрастными критериями: для младших школьников и др.; • индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для одаренных детей, с особенностями состояния здоровья, развития. 5. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности обучающихся 5.1. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательной организацией могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта на основе договора о совместной деятельности. 5.2. Механизмы интеграции: - разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; - кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); - предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); - взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; - совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. 6. Требования к структуре программы внеурочной деятельности, оценка качества и утверждение программы внеурочной деятельности обучающихся 6.1. Программа внеурочной деятельности обучающихся (далее - Программа) включает в себя следующие обязательные разделы: - титульный лист; - содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; - тематическое планирование - ожидаемые результаты (результаты освоения курса внеурочной деятельности); - допускается наличие пояснительной записки и списка литературы. 6.2. Титульный лист содержит: - полное наименование ОО; - наименование Программы; - фамилия, имя, отчество, должность; - гриф утверждения Программы (название МО и дата рассмотрения; дата согласования, подпись и Ф.И.О. зам. директора; реквизиты приказа, должность и Ф.И.О. руководителя ОО);; - недельная нагрузка и количество часов в год; - год составления Программы. 6.3. Пояснительная записка раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития обучающихся по данному направлению, педагогическую идею, информацию о продолжительности занятия, возрастную принадлежность, место проведения, виды деятельности, формы подведения итогов работы. 6.4. Основное содержание Программы отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентностного самоопределения. 6.5. Утверждение Программы предполагает проведение следующих процедур: - рассмотрение Программы на методическом объединении (до начала учебного года); - согласование Программы заместителем директора (до начала учебного года); - утверждение Программы распорядительным актом директора школы (до начала учебного года). 7. Этапы организации внеурочной деятельности 7.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования определяет образовательное учреждение. 7.2. Обучающиеся и их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности посредством анкетирования в конце учебного года (апрель-май). 7.3. Для родителей (законных представителей) и обучающихся, прибывших в школу в течение учебного года, анкетирование по определению направлений внеурочной деятельности из уже имеющихся в Учебном плане проводится в течение 7 учебных дней со дня издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в ОО. 7.4. Для обучающихся первых классов набор модулей программы внеурочной деятельности определяется на информационном родительском собрании в апреле-мае. 7.5. До 05 сентября формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности и издается соответствующий распорядительный акт. 7.6. Для проведения занятий внеурочной деятельности педагог формирует группу из обучающихся одного класса, параллели или разновозрастную группу. 7.7. Занятия внеурочной деятельности, предполагающие активную двигательную активность обучающихся (подвижные игры, экскурсии, хореография и т.д.), начинаются не ранее, чем через 15 минут после окончания последнего урока. 7.8. Продолжительность занятия не должна превышать 45 минут. В 1-ом классе используется ступенчатая система обучения (продолжительность занятия от 30-ти минут в начале года, до 40 к концу обучения в 1-ом классе). Во 2-х – 4-х классах продолжительность одного занятия – 40 минут, в 5-х – 9-х – 45 минут. 7.9. Перемены между занятиями внеурочной деятельности должны быть продолжительностью не менее 10 минут. 8. 8.1. - 8.2. - Документация Документация заместителя директора по учебно-воспитательной работе: учебный план (раздел планирования внеурочной деятельности); результаты анкетирования родителей и обучающихся по определению направлений внеурочной деятельности в МБОУ г. Керчи РК «Школа – гимназия №1»; договоры с организациями дополнительного образования о совместной деятельности; план контроля внеурочной деятельности; распорядительные акты: • об утверждении программ внеурочной деятельности обучающихся (до 01сентября) • об организации внеурочной деятельности на учебный год (до 01 сентября); • об утверждении списков обучающихся в соответствии с выбором родителями программ внеурочной деятельности на данный учебный год (до 11 сентября); • о внесении изменений в списки обучающихся (в течение учебного года); расписание внеурочной деятельности; аналитические справки по итогам контроля внеурочной деятельности и материалы мониторинговых исследований результатов внеурочной деятельности обучающихся. Документация классного руководителя: анкеты родителей и обучающихся для определения направлений внеурочной деятельности; заявления родителей о зачислении ребенка для обучения по программам внеурочной деятельности (приложение 2); общая карта занятости обучающихся класса. Документация педагога: программа внеурочной деятельности; журнал внеурочной деятельности; материалы результатов внеурочной деятельности: видео, фотографии, дипломы и др. документы, подтверждающие участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, выставках ит.д. 8.4. Требования к ведению журнала внеурочной деятельности: 8.4.1. На форзаце журнала указываются следующие данные: - название программы внеурочной деятельности; - количество часов; - Ф. И. О. педагога, проводящего занятия; - график проведения занятий. 8.4.2. В разделе "Содержание" записывается тема занятия в соответствии с тематическим планированием. 8.4.3. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать требования к оформлению классных журналов. 8.3. - ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023