МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1
имени Героя Советского Союза Е.И.Деминой"
.
Рассмотрено
Протокол заседания кафедры
Общественно-гуманитарных
наук
от 30.08 2021 года № 3
зав. кафедрой ЗубН..А.
______________
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______________ Школьная Е.Н.
«_____»___________ 2021 года
Утверждаю
Директор МБОУ
«Школа-гимназия №1»
Приказ №___ от_______
____________Л.И.
Тютюнник
«_____» ________2021года
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
Уровень образования основное общее образование (ФГОС)
Класс: 6-9
Количество часов : 1час в неделю,34часа в год ( 136 часов )
Программа разработана на основе Авторской программы Л.Н.Боголюбова
Обществознание 5-9 классы-М.:"Просвещение",2014
Предметная линия учебников
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.. Обществознание 6 -9 классы, М.:" Просвещение", 2014.
2021-2022
учебный год
1.Содержание обучения ( 136 ч.).
6 класс (34 часа)
Введение .Тема 1. «Человек в социальном измерении»
Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или
хорошо? Сильная личность — какая она?
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты
способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе».
«Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Учимся правильно организовывать свои занятия.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду
помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха.
Выбор жизненного пути.
Тема 2 .Человек среди людей
Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение.
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и
соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе.
Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения.
Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и
младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их
возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как
победить обиду и устранить конфликт.
Тема 3. Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми делами . Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило
морали. Учимся делать добро.
Учимся делать добро.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу
«нет».
Учимся быть терпимыми.
Человек и человечность . Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание
к старикам.
Практикумы по темам .Резерв.
7 класс (34 часа)
2
Тема 1. Регулирование поведения человека в обществе
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.
Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья.
Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения.
Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность,
взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное
разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы,
обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба.
Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита
жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека.
Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный
человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные
органы. Милиция, Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан.
Тема 3. Человек в экономических отношениях
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство.
Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный
труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда.
Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство,
производительность
труда.
Факторы,
влияющие
на
производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки
производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса.
Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее
формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы.
Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
3
Тема 4. Человек и природа (4ч.) Человек — часть природы. Взаимодействие человека и
природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к
природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности
человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды.
Участие граждан в природоохранительной деятельности.
8 класс (34 часа)
Тема 1. Личность и общество
Что делает человека человеком. Человек, природа,,общество. Общество как форма
деятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью..
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.
Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального
поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль
человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое
поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные
элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда
ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их
роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема3.Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые
социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути
его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.
Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения
между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и
многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика .
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор.
Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Факторы
экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность.Право собственности. Формы собственности. Защита прав
собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение.
Рыночное равновесие.
4
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и
специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические
меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые
гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые
гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.
Социальная значимость здорового образа жизни.
9 КЛАСС ( 34часа)
Тема 1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления
политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.
Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового
государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования
гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе. Референдумы. Выборы в РФ. Опасность
политического экстремизма.
Политические партии и движения. Их роль в общественной жизни. Политические
партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права.
Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Признаки и виды правоотношений. Субъекты права.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы
государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти РФ и
граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал
права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение
прав и свобод человека и гражданина в РФ.
5
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их развитие. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты
прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего
работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и
обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды
административных взысканий.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы
допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период
вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в среде образования.
2.Тематическое планирование
6 класс
№п/п Содержание учебного материала
1
2
3
Введение
Глава 1.Человек в социальном
измерении.
Глава 2.Человек среди людей.
Глава 3. Нравственные основы жизни.
Практикумы
Резерв
Итого:
7 класс
4
5
6
№ п/п
Наименование раздела
Авторская
Программа
(кол-во
Часов)
1 ч.
12ч.
Рабочая
Формы
программа контроля
(кол-во
Часов)
1ч.
11ч.
тесты
10 ч.
9 ч.
8 ч.
3 ч.
9 ч.
.
4ч
34
34
Проверочная
работа
тесты
Авторская Рабочая
программа
Программа
(кол-во
(кол-во
Часов)
Часов)
Формы
контроля
1
Регулирование поведения людей в обществе
11
15
тесты
2
Человек в экономических отношениях.
13
11
Проверочная
работа
6
Человек и природа
5
4
Резерв
6
4
Итого
34
34
Распределение учебного материала в 8 классе
№ п/п
Наименование раздела
Авторская Рабочая
Формы
программа контроля
Программа
(кол-во
(кол-во
Часов)
Часов)
3
1
2
3
4
5
Введение
Личность и общество
Сфера духовной культуры
Социальная сфера.
Экономика
Резерв
Итого
№ п/п
1
2
3
6
8
5
13
1
7
5
5
12
тесты
проверочная
работа
2
4
34
34
Распределение учебного материала в 9 классе
Наименование раздела
Авторская Рабочая Формы контроля
программа
Программа
(кол-во
(кол-во
Часов)
Часов)
Введение
1
1
Политика
9
10
тесты
Право
18
21
практикум
Резерв
6
2
Итого
34
34
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
7
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
8
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в
человеке для
характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать
и
иллюстрировать
конкретными
примерами
группы
потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
9
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
•
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества,
раскрывать роль природы в жизни человека;
•
распознавать на основе приведенных данных основные типы
обществ;
•
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к
другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
•
различать экономические, социальные, политические, культурные
явления и процессы общественной жизни;
•
выполнять несложные познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
•
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
•
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
•
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на
общество и личность;
•
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
• выявлять
причинно-следственные
связи
общественных
характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
10
явлений
и
Социальные нормы
Выпускник научится:
•
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека;
•
различать отдельные виды социальных норм;
•
характеризовать основные нормы морали;
•
критически
характера,
полученную
осмысливать
из
информацию
разнообразных
морально-нравственного
источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями;
•
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
•
характеризовать специфику норм права;
•
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;
•
раскрывать сущность процесса социализации личности;
•
объяснять причины отклоняющегося поведения;
•
описывать
негативные
последствия
наиболее
опасных
форм
отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
•
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о явлениях культуры;
•
описывать явления духовной культуры;
•
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
•
оценивать роль образования в современном обществе;
•
различать уровни общего образования в России;
•
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
11
•
описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
•
объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;
•
учитывать общественные потребности при выборе направления своей
будущей профессиональной деятельности;
•
раскрывать роль религии в современном обществе;
•
характеризовать
особенности
искусства
как
формы
духовной
культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
•
описывать социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;
•
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
•
характеризовать
ведущие
направления
социальной
политики
Российского государства;
•
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
•
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
•
описывать основные социальные роли подростка;
•
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
•
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
•
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути
их разрешения;
•
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные
функции семьи в обществе;
•
раскрывать основные роли членов семьи;
12
•
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;
осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
•
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать
собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать
положительное
отношение
к
необходимости
соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
•
объяснять роль политики в жизни общества;
•
различать
и
сравнивать
различные
формы
правления,
иллюстрировать их примерами;
•
давать характеристику формам государственно-территориального
устройства;
•
различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
•
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;
•
называть
признаки
политической
конкретных примерах;
13
партии,
раскрывать
их
на
•
характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осознавать значение гражданской активности и патриотической
позиции в укреплении нашего государства;
•
соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
•
характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и
компетенцию;
•
объяснять порядок формирования органов государственной власти
•
раскрывать достижения российского народа;
•
объяснять
РФ;
и
конкретизировать
примерами
смысл
понятия
«гражданство»;
•
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
•
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
•
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений
на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
•
характеризовать систему российского законодательства;
•
раскрывать
особенности
гражданской
несовершеннолетних;
•
характеризовать гражданские правоотношения;
•
раскрывать смысл права на труд;
14
дееспособности
•
объяснять роль трудового договора;
•
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних
в трудовых отношениях;
•
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
•
характеризовать
особенности
уголовного
права
и
уголовных
правоотношений;
•
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
•
характеризовать
специфику
уголовной
ответственности
несовершеннолетних;
•
раскрывать связь права на образование и обязанности получить
образование;
•
анализировать несложные практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных
ситуациях
определять
признаки
правонарушения,
проступка,
преступления;
•
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой
прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
•
характера,
находить,
полученную
извлекать
из
и
осмысливать
доступных
информацию
источников,
правового
систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
15
•
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
•
различать
основных
участников
экономической
деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
•
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
•
характеризовать основные экономические системы, экономические
явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
•
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
•
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
•
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
•
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
•
раскрывать
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
•
анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных
источников
различного
типа;
анализировать
несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
•
формулировать
и
аргументировать
собственные
суждения,
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при
анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать
этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
•
раскрывать
рациональное
поведение
субъектов
экономической
деятельности;
•
характеризовать
экономику
семьи;
анализировать
структуру
семейного бюджета;
•
использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;
•
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
16
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
17