РП биология 6-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. И. ДЁМИНОЙ»
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
естественно-математических
наук
Протокол №3 от 29.08.2022г.
зав. кафедрой ___________
Чугунная Е. С.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
__________ Семенко Н. В.
«30» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ г. Керчи
Республики Крым «Школагимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И.
Дёминой»
Приказ № 230 от 30.08.2022г.
__________ Тютюнник Л. И.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

БИОЛОГИИ

Уровень образования основное общее образование (ФГОС)
Класс: 6-9
Количество часов 238 часов: 6 класс - 1 час в неделю , 7-9 класс- 2 часа в неделю

Программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной
программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15),
в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию; авторской программой В. В. Пасечника. Биология.
Рабочие программы. 5—9 классы / М.: Дрофа, 2015.; авторской программой Д. И. Трайтак,
А. Е. Андреева, Н. Д.Андреева: Программы для общеобразовательных учреждений.
Биология. 5-11классы /М.: Мнемозина, 2011г.
Линия учебников: В.В. Пасечник. Биология.6 класс.- М.: Дрофа, 2019.
Линия учебников: Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин, Биология 7 класс, М.: Мнемозина, 2019г.
Рохлов В.С., Трофимов С.Б. (под редакцией Трайтака Д.И), Биология 8 класс. - М.:
Мнемозина, 2012г.Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.М. Сухорукова. Биология 9 класс.- М.:
Мнемозина, 2012г.

I.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 класс. Многообразие покрытосеменных растений.
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых
систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и
семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и
расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные
виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Лаб.р. №1. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Лаб.р. №2. Строение почек. Расположение почек на стебле.
Лаб.р. №3. Внутреннее строение ветки дерева.
Лаб.р. №4. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
Лаб.р. №5. Строение цветка.
Лаб.р. №6. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие,
размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение
воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание
семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение
голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение
покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание
проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение
растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала;
дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по
лубу.
Лабораторные и практические работы
Пр. р. №1. Вегетативное размножение комнатных растений.
Раздел 3. Классификация растений
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом
местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации
растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных
растений.
Лабораторные и практические работы

Пр. р.№2. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные
сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на
растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Резерв времени — 2 часа.
Лабораторные работы
1. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
2. Строение почек. Расположение почек на стебле.
3. Внутреннее строение ветки дерева.
4. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
5. Строение цветка.
6. Многообразие сухих и сочных плодов.
Практические работы
1. Вегетативное размножение комнатных растений.
2. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
7 класс (34 часа -1ч. в неделю)
Введение
Животные - часть живой природы. Зоология- комплекс наук о животных. Понятия о фауне.
Многообразие животного мира. Среды обитания животных. Классификация животного
мира: царство, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.
Раздел I Одноклеточные животные
Одноклеточные животные, или простейшие.
Общая характеристика одноклеточных животных. Корненожки. Жгутиконосцы.
Инфузории. Споровики. Паразитизм простейших. Пути заражения человека и животных
паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
одноклеточными животными.
Лабораторные работы:
1. Изучение строения эвглены зеленой, вольвокса и инфузории - туфельки в сенном
настое.
Раздел II Многоклеточные животные. Беспозвоночные.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа кишечнополостных.
Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы
жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, размножение). Рефлекс. Регенерация.
Медузы. Коралловые полипы. Коралловые рифы. Значение кишечнополостных в природе и
жизни человека.
Лабораторные работы:
2. Изучение строения пресноводной гидры
Группа Черви
Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Среды обитания
червей. Внешнее и внутреннее строение процессы жизнедеятельности плоских, круглых, и
кольчатых червей.
Свободноживущие плоские черви: молочно-белая планария. Паразитические плоские
черви: печеночный сосальщик, бычий цепень
Круглые черви: человеческая аскарида, нематоды. Пути заражения человека и животных
паразитическими червями. Меры профилактики глистных заболеваний.
Кольчатые черви: дождевой червь, пиявки. Особенности строения и жизнедеятельности.
Значение дождевых червей в почвообразовании.
Тип Моллюски

Общая характеристика типа моллюсков. Классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие
моллюски. Среды обитания и распространение моллюсков. Внешние и внутреннее
строение, процессы жизнедеятельности моллюсков. Виноградная улитка. Слизни. Беззубка
обыкновенная. Кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа членистоногих. Классы членистоногих.
Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания, покровы, внешние и внутреннее
строение, процессы жизнедеятельности речного рака. Многообразие ракообразных. Их
значение в природе и жизнедеятельности человека. Охрана ракообразных.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Пауки. Скорпионы. Клещи. Паук –
крестовик. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности.
Внекишечное пищеварение. Инстинкты. Значение паукообразных в природе и жизни
человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры
предосторожности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Особенности строения, процессов
жизнедеятельности и развития жуков. Бабочки. Тутовый шелкопряд. Общественные
насекомые. Медоносные пчёлы. Муравьи. Наездники. Насекомые – паразиты и
распространители болезней человека и животных. Значение насекомых в природе и
сельском хозяйстве.
Лабораторные работы:
3. Внешнее строение насекомых.
Раздел III Тип Хордовые
Подтип Бесчерепные
Общая характеристика типа хордовых. Ланцетник. Среда обитания, особенности внешнего
и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности ланцетника.
Подтип Черепные
Надкласс Рыбы
Общая характеристика рыб. Видовое разнообразие рыб. Распространение, экологические
группы рыб (по месту обитания). Особенности внешнего строения рыб в связи с водным
образом жизни. Внутреннее строение рыб. Особенности процессов жизнедеятельности и
обмена веществ у рыб. Размножение, развитие и миграции рыб. Происхождение,
классификация и значение рыб в природе. Хозяйственное значение рыб, рыболовство и
охрана рыбных запасов.
Лабораторная работа:
4. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни
Класс Земноводные
Класс Земноводные. Общая характеристика. Среды обитания и распространения
земноводных. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Внутреннее строение земноводных. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена
веществ у земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение
земноводных в природе.
Лабораторные работы:
5. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и
средой обитания.
Класс Пресмыкающиеся
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности внешнего строения
пресмыкающихся. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности
пресмыкающихся. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи.
Происхождение пресмыкающихся. Многообразие современных пресмыкающихся
(чешуйчатые, черепахи, крокодилы)
Класс Птицы

Класс Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Особенности
строения скелета, мускулатуры, внутреннего строения и процессов жизнедеятельности
птиц. Размножение и развитие птиц. Жизнедеятельность птиц в течение года.
Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц.
Экологические группы птиц по местам обитания птиц. Одомашнивание птиц.
Птицеводство.
Лабораторные работы:
6. Строение куриного яйца.
Класс Млекопитающие
Класс Млекопитающие. Общая характеристика. Особенности внешнего строения, скелета и
мускулатуры млекопитающих. Особенности внутреннего строения и процессов
жизнедеятельности млекопитающих. Размножение, развитие и забота о потомстве у
млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие современных
млекопитающих. Экологические группы млекопитающих (по месту обитания). Разведение
одомашненных млекопитающих. Охрана млекопитающих.
Лабораторные работы:
7. Внешнее строение млекопитающих.
Практические работы
1. Распознавание животных разных типов на региональном материале.
Резерв – 2 часа
Лабораторные работы
1. Изучение строения эвглены зеленой, вольвокса, инфузории.
2. Изучение строения пресноводной гидры
3. Внешнее строение насекомых.
4. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни
5. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и
средой обитания.
6. Строение куриного яйца.
7. Внешнее строение млекопитающих.
Практические работы
1. Распознавание домашних животных на региональном материале.
7 класс (68 часов -2ч. в неделю)
Введение
Животные - часть живой природы. Зоология- комплекс наук о животных. Понятия о фауне.
Многообразие животного мира. Среды обитания животных. Классификация животного
мира: царство, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.
Раздел I Одноклеточные животные
Одноклеточные животные, или простейшие.
Общая характеристика одноклеточных животных. Корненожки. Жгутиконосцы.
Инфузории. Споровики. Паразитизм простейших. Пути заражения человека и животных
паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
одноклеточными животными.
Лабораторные работы:
2. Изучение строения эвглены зеленой, вольвокса и инфузории.
Раздел II Многоклеточные животные. Беспозвоночные.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа кишечнополостных.
Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы
жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, размножение). Рефлекс. Регенерация.

Медузы. Коралловые полипы. Коралловые рифы. Значение кишечнополостных в природе и
жизни человека.
Лабораторные работы:
3. Изучение строения пресноводной гидры
Группа Черви
Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Среды обитания
червей. Внешнее и внутреннее строение процессы жизнедеятельности плоских, круглых, и
кольчатых червей.
Свободноживущие плоские черви: молочно-белая планария. Паразитические плоские
черви: печеночный сосальщик, бычий цепень
Круглые черви: человеческая аскарида, нематоды. Пути заражения человека и животных
паразитическими червями. Меры профилактики глистных заболеваний.
Кольчатые черви: дождевой червь, пиявки. Особенности строения и жизнедеятельности.
Значение дождевых червей в почвообразовании.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа моллюсков. Классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие
моллюски. Среды обитания и распространение моллюсков. Внешние и внутреннее
строение, процессы жизнедеятельности моллюсков. Виноградная улитка. Слизни. Беззубка
обыкновенная. Кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа членистоногих. Классы членистоногих.
Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания, покровы, внешние и внутреннее
строение, процессы жизнедеятельности речного рака. Многообразие ракообразных. Их
значение в природе и жизнедеятельности человека. Охрана ракообразных.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Пауки. Скорпионы. Клещи. Паук –
крестовик. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности.
Внекишечное пищеварение. Инстинкты. Значение паукообразных в природе и жизни
человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры
предосторожности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Особенности строения, процессов
жизнедеятельности и развития жуков. Бабочки. Тутовый шелкопряд. Общественные
насекомые. Медоносные пчёлы. Муравьи. Наездники. Насекомые – паразиты и
распространители болезней человека и животных. Значение насекомых в природе и
сельском хозяйстве.
Лабораторные работы:
4. Внешнее строение насекомых.
Практические работы
1. Определение представителей разных классов типа Членистоногие.
Раздел III Тип Хордовые
Подтип Бесчерепные
Общая характеристика типа хордовых. Ланцетник. Среда обитания, особенности внешнего
и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности ланцетника.
Подтип Черепные
Надкласс Рыбы
Общая характеристика рыб. Видовое разнообразие рыб. Распространение, экологические
группы рыб (по месту обитания). Особенности внешнего строения рыб в связи с водным
образом жизни. Внутреннее строение рыб. Особенности процессов жизнедеятельности и
обмена веществ у рыб. Размножение, развитие и миграции рыб. Происхождение,
классификация и значение рыб в природе. Хозяйственное значение рыб, рыболовство и
охрана рыбных запасов.
Лабораторная работа:

5. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни
Класс Земноводные
Класс Земноводные. Общая характеристика. Среды обитания и распространения
земноводных. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Внутреннее строение земноводных. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена
веществ у земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение
земноводных в природе.
Лабораторные работы:
6. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и
средой обитания.
Класс Пресмыкающиеся
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности внешнего строения
пресмыкающихся. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности
пресмыкающихся. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи.
Происхождение пресмыкающихся. Многообразие современных пресмыкающихся
(чешуйчатые, черепахи, крокодилы)
Класс Птицы
Класс Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Особенности
строения скелета, мускулатуры, внутреннего строения и процессов жизнедеятельности
птиц. Размножение и развитие птиц. Жизнедеятельность птиц в течение года.
Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц.
Экологические группы птиц по местам обитания птиц. Одомашнивание птиц.
Птицеводство.
Лабораторные работы:
7. Строение перьев птиц.
8. Строение куриного яйца.
Класс Млекопитающие
Класс Млекопитающие. Общая характеристика. Особенности внешнего строения, скелета и
мускулатуры млекопитающих. Особенности внутреннего строения и процессов
жизнедеятельности млекопитающих. Размножение, развитие и забота о потомстве у
млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие современных
млекопитающих. Экологические группы млекопитающих (по месту обитания). Разведение
одомашненных млекопитающих. Охрана млекопитающих.
Лабораторные работы:
8. Внешнее строение млекопитающих.
Практические работы
2.Распознавание домашних животных на региональном материале.
9. Распознавание животных разных типов на региональном материале.
Резерв – 6 часов
Лабораторные работы
1. Изучение строения эвглены зеленой, вольвокса, инфузории.
2. Изучение строения пресноводной гидры
3. Внешнее строение насекомых.
4. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни
5. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и
средой обитания.
6. Строение перьев птиц.
7. Строение куриного яйца.
8. Внешнее строение млекопитающих.
Практические работы
1. Определение представителей разных классов типа Членистоногие.

2. Распознавание домашних животных на региональном материале.
3. Распознавание животных разных типов на региональном материале.
8 класс (68 часов -2ч. в неделю)
Введение
Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия
человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение
современного человека. Расы.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельноcти организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Строение организма человека
Общий обзор организма. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клетка — структурная и функциональная единица организма Ткани организма человека, их
строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма
человека. Гомеостаз.
Лабораторная работа
1. Изучение микроскопического строения тканей.
Практическая работа
2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
Нервная система. Нервная регуляция функций организма
Значение нервной системы. Мозг и психика. Характеристика нервной системы человека:
центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и
нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга,
рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи.
Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших
полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная
асимметрия. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и
парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Лабораторная работа
1. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций
организма
Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы
внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа.
Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и
половые железы.
Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в
этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.
Опора и движение
Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойства, состав, строение и
соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и
трудовой деятельности. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на ее
развитие.
Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление
мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц.
Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа
2. Изучение внешнего вида отдельных костей.
Практическая работа
3.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Внутренняя среда организма
Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость, лимфа, кровь.
Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты,
тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание
крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению
фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы защиты. Роль
предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о
гомеостазе.
Лабораторная работа
4. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и
лягушки)
Кровообращение и лимфоотток
Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце
кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в
организме.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца.
Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины
движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в
сосудах. Давление крови.
Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний.
Первая помощь при кровотечениях.
Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.
Практические работы
4. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке
5. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений
Дыхание
Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и
функции. Дыхательные движения. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания.
Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений
голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред
табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при
нарушении дыхания. Искусственное дыхание.
Пищеварение
Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые
продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И. П. Павлова в
изучении пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в
механической обработке пищи. Слюна слюнные железы. Рефлекс слюноотделения.
Глотание.
Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной
секреции. Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Всасывание питательных веществ Особенности пищеварения в тонком и толстом
кишечнике.
Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика
пищевых отравлений.
Лабораторная работа
5. Воздействие слюны на крахмал.
Обмен веществ и превращение энергии

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический,
энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция.
Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция.
Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека Авитаминозы и
гиповитаминозы.
Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция
организма человека.
Практическая работа
6. Определение норм рационального питания.
Выделение
Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и
функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика
заболеваний мочевыделительной системы.
Покровы тела
Кожа — наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти,
потовые и молочные.
Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена
Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма. Первая помощь при тепловых и
солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы
Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств.
Анализаторы и сенсорные системы.
Глаз и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка — рецепторная
часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость,
дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и
внутреннее ухо. Гигиена слуха.
Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного чувства. Взаимодействие
анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических
факторов на органы чувств.
Поведение
Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И. М. Сеченов и И. П.
Павлов — основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы.
Теория доминанты А. А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П. К.
Анохина.
Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление
(импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы,
динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт).
Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление.
Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения.
Гигиена сна Память, ее значение и виды. Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств:
эмоции, стресс.
Лабораторные работы:
6. Выработка навыков зеркального письма
Практические работы:
7. Выявление объёма смысловой, кратковременной и зрительной памяти
8. Определение типа темперамента
Воспроизведение и развитие человека
Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и
сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной
яйцеклетки, зародыша, плода, плаценты.

Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности,
раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность.
Физиологическая психическая и социальная зрелость.
Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.
Резерв – 4 часа
Лабораторные работы
1. Изучение микроскопического строения тканей
2. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
3. Изучение внешнего вида отдельных костей
4. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и
лягушки).
5. Воздействие слюны на крахмал.
6. Выработка навыков зеркального письма
Практические работы
1. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
4. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке
5. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений
6. Определение норм рационального питания.
7. Выявление объёма смысловой, кратковременной и зрительной памяти
8. Определение типа темперамента
Самонаблюдения
1. Измерение массы и роста своего организма
2. Координация работы мышц
3. Определение гибкости позвоночника
4. Выявление плоскостопия
5. Измерение кровяного давления
6. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа
7. Определение частоты дыхания
8. Измерение температуры тела
9. Изучение изменения размера зрачка
9 класс (68часов -2ч. в неделю)
Введение.
Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни
на Земле. Живые системы – объект изучения биологии. Свойства живых систем:
дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция,
самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.
Раздел I Живые системы: Клетка, Организм.
Химический состав живого.
Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых
кислот, углеводов, АТФ.
Строение и функции клетки – элементарной живой системы.
Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции
прокариотической и эукариотической клеток.
Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотрофов и гетеротрофов. Фотосинтез.
Энергетический обмен. Биосинтез РНК и белка.

Жизненный цикл клеток. Деление клетки – основа размножения, роста и развития
организма. Типы деления клеток.
Лабораторные работы
1. Сравнение строения растительной и животной клеток.
Организм – целостная система.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы – бактериофаги. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное
размножение. Значение бесполого размножения в природе. Образование и развитие
половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и
животных. Осеменение и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений.
Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об
экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Законы
действия экологических факторов на живые организмы. Биологические ритмы.
Фотопериодизм.
Раздел II. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства
организмов.
Основные закономерности наследственности и изменчивости.
Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное
скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое наследование
признаков при дигибридном скрещивании.
Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное
определение пола организмов.
Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость.
Наследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная
изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости.
Генетика и практическая деятельность человека.
Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение.
Селекция – наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода.
Сорт. Этапы развития селекционной науки. Исходный материал для селекции.
Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и
изменчивости при выведении новых пород и сортов. Достижения селекционеров в создании
продуктивных пород животных и высокоурожайных сортов культурных растений. Значение
селекции.
Лабораторные работы
2. Искусственный отбор и его результаты.
Раздел III Надорганизационные системы: популяции, сообщества, экосистемы.
Популяции.
Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная
структура популяций. Изменение численности популяций. Сохранение и динамика
численности редких и исчезающих видов.
Биологические сообщества.
Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость
популяций в биоценозе. Типы взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.
Экосистемы.

Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в
экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в
экосистемах. Правило экологической пирамиды.
Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем.
Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие
экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном
природопользовании.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере.
Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в
биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.
Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы. Роль деятельности человека в
биосфере. Экологические проблемы, пути их решения.
Лабораторные работы
3. Цепи питания обитателей аквариума
Раздел IV Эволюция органического мира
Эволюционное учение
Додарвиновская научная картина мира.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная
изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как
направляющий фактор эволюции. Современные взгляды на факторы эволюции.
Приспособленность организмов к среде обитания. Многообразие видов – результат
действия факторов эволюции. Вид как макробиологическая система. Критерии вида.
Современные представления о видообразовании. Доказательства эволюции (данные
сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).
Лабораторные работы
10. Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания
Возникновение и развитие жизни на Земле
Гипотеза А.И. Опарина о происхождении жизни. Единство химического состава живой
материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие о палеонтологии как науке о древней
жизни.
Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники,
хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки
основных отделов растений. Многообразие видов растений – условие устойчивости
биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира.
Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные
животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения
животных организмов в процессе эволюции (на примере позвоночных). Происхождение и
эволюция человека
Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения
человека от животных. Доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Основные этапы эволюции
человека.
Резерв – 4 часа
Лабораторные работы
1. Сравнение строения растительной и животной клеток.
2. Искусственный отбор и его результаты.
3. Цепи питания обитателей аквариума.
4. Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания.
Практические работы
1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

II. ТЕМАТИЧЕСКРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

1.
2.
3.
4.
5.

6 класс. Многообразие покрытосеменных растений (34 часа)
Тема
Количество
Лаб. Практ
часов
Раб.
раб.
По
По
автор рабочей
ской
Строение и многообразие
14
14
6
покрытосеменных растений
Жизнь растений
10
10
1
Классификация растений
6
6
1
Природные сообщества
3
2
Резерв.
2
2
Итого:
35
34
10
2

Контр.
раб.

1
1
2

7 класс. Животные (34 часа)
№
п/
п

Тема

Количество
часов
По
По
автор рабочей
ской
2
1

1.

Введение

2.
3.

Раздел I Одноклеточные животные
Раздел II Многоклеточные животные.
Беспозвоночные.
Раздел III Тип Хордовые

4.
5.
6.

Резерв
Итого

24

5

2
11

34
5
70

18
2
34

Лаб.
Раб.

Практ
раб.

3

Контр.
раб.

1

4

1

1

7

1

2

Лаб.
Раб.

Практ
раб.

Контр.
раб.

3

1

2

5

2

1

8

3

3

7 класс. Животные (68 часов)
№
п/
п

Тема

1.

Введение

2.
3.

Раздел I Одноклеточные животные
Раздел II Многоклеточные животные.
Беспозвоночные.
Раздел III Тип Хордовые

4.
5.
6.

Резерв
Итого

Количество
часов
По
По
автор рабочей
ской
2
2
5
24

5
25

34
5
70

32
6
68

8 класс. Человек
№
п/
п
1.

Раздел

Количество
часов
по
по
автор рабоч
1
2

Введение.

Место человека в системе органического
мира.
Oрганизм человека — целостная система,
системы регуляции жизнедеятельности 11ч
6. Опора и движение
Системы жизнеобеспечения
Связь организма с окружающей средой.
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные
системы
14. Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные
системы.
15. Поведение
16. Репродуктивная система и здоровье
Резерв
Итого:
2.

Лаб.
раб.

Практ
раб.

Контр.
раб.

1

2

-

11

11

2

1

1

5

1
2

1
3

1

5

8
26
4

5

4

9
3
1
70

9
3
8
68

1

2

1

6

8

3

Лаб.
раб.

Практ
раб.

Контр.
раб.

1

1

9 класс
№
п/
п

Тема

Количество часов

по
авторской

по
рабочей

1.

Введение.

2

2

2.

Раздел . I Живые системы: Клетка,

26

24

1

12

12

1

14

12

1

14

10

1

2
70

8
68

4

3.

4.

5.

Организм.
Раздел II. Наследственность и
изменчивость – фундаментальные
свойства организмов.
Раздел III. Надорганизационные
системы: популяции, сообщества,
экосистемы.
Раздел IV. Эволюция органического
мира

Резерв
Итого:

III.

1

1

1

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БИОЛОГИИ

Личностными результатами освоения учебного предмета являются:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий (ЛР1);
2) реализация установок здорового образа жизни (ЛР2);

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.(ЛР3)
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научнопопулярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить
вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи (МР1);
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений
и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы —
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения(МР2);
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих(МР3);
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии
и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою позицию(МР4).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма
человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств

(аргументация)

родства

человека

с

млекопитающими

животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от

состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и
приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на
живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов
животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных
для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения
клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2.

В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3.

В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил

работы

с

биологическими

приборами

и

инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
4.

В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,

спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить
наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых
организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в
природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из
одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе.

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма
человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить
наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные
биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими
животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем
органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об
организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов
риска на здоровье человека.
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы
своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению
общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить
доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные
признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и
биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека,
оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и
биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
экологических проблем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».