МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО на заседании кафедры воспитательной работы Протокол №3 от 30.08.2022 года зав. кафедрой __________ Германова Ю. В. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Семченко Н. В. 30» августа 2022г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школагимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Приказ № 230 от 30.08.2022г. __________ Тютюнник Л. И. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Универсальные свойства живых организмов» Уровень образования: основное общее образование ФГОС Класс: 9 Количество часов: 34, 1 час в неделю Программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15), в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию; авторской программой курса Трещевой Н.В «Универсальные свойства живых организмов» (спецкурс для классов естественного направления) Линия учебников: В.В. Пасечник. Биология. 5 класс.- М.: Дрофа, 2017.В.В. Пасечник. Биология.6 класс.- М.: Дрофа, 2019. Линия учебников: Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин, Биология 7 класс, М.: Мнемозина, 2019г. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. (под редакцией Трайтака Д.И), Биология 8 класс. - М.: Мнемозина, 2012г.Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.М. Сухорукова. Биология 9 класс.- М.: Мнемозина, 2012г. г. Керчь 2022 I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение Биология – комплексная наука. Основные критерии жизни: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наличие биополимеров – белков и нуклеиновых кислот. Основные признаки живых организмов: питание, дыхание, выделение, раздражимость, движение, размножение, рост, развитие. Тема 1. Разнообразие жизни на Земле Неклеточные и клеточные формы жизни. Прокариоты и эукариоты. Сравнение прокариотической и эукариотической клеток. Царство Бактерии. Бактерии: строение, форма, питание, дыхание, размножение (бесполое, генетическая рекомбинация). Значение бактерий. Бактерии, полезные для человека: почвообразователи, симбиотические, бродильное производство, очистка сточных вод, получение антибиотиков, контроль за численностью вредителей, достижения микробиологической промышленности и генной инженерии. Бактерии – возбудители заболеваний человека, животных и растений. Цианобактерии: строение, питание. Значение в природе и жизни человека. Царство Грибы. Систематика, строение, питание, рост, размножение. Грибы, полезные для человека: почвообразователи, бродильное производство, получение антибиотиков, очистка сточных вод, пищевые добавки. Грибы, вредные для человека: порча продуктов, возбудители заболеваний, ядовитые грибы. Царство Растения. Систематика растений, основные таксоны. Общая характеристика растений: строение, питание, рост, размножение. Низшие растения - водоросли: систематика, экологические группы, строение, питание, размножение (половое и бесполое). Значение водорослей в биосфере: продуценты, формирование атмосферы. Значение водорослей для человека: источник ценных веществ, удобрение, пищевые продукты. «Цветение» воды. Освоение суши растениями. Основные проблемы перехода к жизни на суше: обезвоживание, опора, питание, дыхание, размножение, воздействие факторов окружающей среды. Высшие споровые растения. Отделы Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Чередование поколений, строение, жизненные циклы. Приспособления высших споровых растений к жизни на суше. Семенные растения. Систематика, основные признаки. Сравнение голосеменных и покрытосеменных: строение, жизненные циклы. Систематика покрытосеменных: классы Однодольные и Двудольные (основные признаки). Приспособления семенных растений к жизни на суше. Царство Животные. Сравнение растений и животных. Систематика животных, основные таксоны. Подцарство Одноклеточные.Общая характеристика: систематика, строение, питание, дыхание, выделение, раздражимость, размножение, образование цисты. Подцарство Многоклеточные. Происхождение многоклеточных: колониальная и синцитиальная гипотезы. Проблемы развития многоклеточных: питание, движение, координация, увеличение размеров, развитие. Пути решения проблем: дифференциация на ткани и органы; появление пищеварительной, опорно-двигательной систем, двусторонней симметрии, систем координации (нервной, эндокринной); развитие покровов и появление транспортной, дыхательной и выделительной систем; усложнение процесса развития (появление эмбрионального этапа, развитие с метаморфозом). Систематика многоклеточных животных и филогенетические связи между типами. Тема 2. Питание Классификация организмов по способу питания. Источники углерода и энергии у автотрофов и гетеротрофов. 2 Автотрофное питание. Фотосинтез. Лист – главный фотосинтезирующий орган высших растений, связь строения и функции. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Фотодыхание. Фотосинтез у бактерий и цианобактерий. Сравнение фотосинтеза у прокариот и эукариот. Хемосинтез. Значение хемосинтезирующих бактерий в биосфере. Гетеротрофно епитание. Типы гетеротрофного питания: голозойный, сапротрофный, симбиотический и паразитический. Способы голозойного питания: микрофагия (фагоцитоз, с помощью ресничек, фильтрация), макрофагия (с помощью щупалец, соскабливание, захват добычи, питание детритом), питание жидкой пищей (сосущий и колюще-сосущий способы). Филогенетическое развитие пищеварительной системы. Пищеварительная система человека. Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Регуляция секреции пищеварительных желез. Тема 3. Дыхание Внешнее дыхание (газообмен) и внутреннее (клеточное) дыхание. АТФ – универсальный источник энергии в клетке. Клеточное дыхание. Аэробное дыхание: гликолиз, цикл Кребса, окислительное фосфорилирование. Анаэробное дыхание. Спиртовое, молочнокислое брожение. Сравнение эффективности превращения энергии при аэробном и анаэробном дыхании. Газообмен. Типы дыхательных поверхностей в водной среде (клеточная мембрана, наружные и внутренние жабры), в полуводной среде (эпителий, пронизанный капиллярами), в воздушной среде (трахеи и легкие). Дыхательные пигменты. Особенности газообмена у одноклеточных, кишечнополостных, плоских и круглых червей. Филогенетическое развитие дыхательной системы. Дыхательная система человека: строение и функции. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания. Дыхание в необычных условиях: в горах, при погружении на глубину. Дыхание млекопитающих, способных длительное время оставаться под водой. Дыхание цветковых растений. Тема 4. Транспорт Способы транспорта на небольшие расстояния: диффузия, осмос, активный транспорт, экзоцитоз, эндоцитоз. Специализированные системы транспорта на дальние расстояния. Массовый поток веществ. Системы массового потока у растений: проводящие ткани (ксилема и флоэма). Системы массового потока у животных: пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, лимфатическая система. Транспорт у растений. Осмос, водный потенциал. Осмотическое передвижение воды из клетки в раствор и обратно, из клетки в клетку. Плазмолиз, деплазмолиз, тургорное давление. Передвижение воды у цветковых растений. Поглощение воды и минеральных солей корнем.. Апопластный (через клеточные стенки) и симпластный (через цитоплазму и плазмодесмы) пути переноса воды и минеральных солей в корне. Подъем воды и минеральных солей по ксилеме. Транспирация (устьичная, кутикулярная, через чечевички). Пути передвижения воды в листьях: апопластный, симпластный и вакуолярный (от вакуоли к вакуоли). Устьица: строение, механизм открывания и закрывания. Факторы окружающей среды, влияющие на величину транспирации: свет, температура, влажность, ветер, доступность воды в почве. Особенности растения, влияющие на величину транспирации: общая поверхность листьев, количество устьиц и их распределение, степень развития кутикулы, опушение, выделение эфирных масел. Значение транспирации для растения. Передвижение органических веществ по флоэме. Строение ситовидных трубок. Механизм передвижения веществ по флоэме: гипотеза Мюнха, электроосмотическая гипотеза. 3 Транспорт у животных. Общие особенности кровеносных систем. Компоненты кровеносных систем: циркулирующая жидкость (кровь), сократимый орган (сердце или видоизмененный кровеносный сосуд), кровеносные сосуды (трубки, в которых циркулирует жидкость). Типы кровеносных систем: незамкнутая и замкнутая. Филогенетическое развитие кровеносной системы. Кровеносная система млекопитающих. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Виды кровеносных сосудов, связь их строения и функций. Строение сердца. Работа сердца: высокая работоспособность, сердечный цикл, автоматия. Регуляция работы сердца. Движение крови по сосудам: причины и показатели (пульс, кровяное давление, скорость движения). Регуляция движения крови по сосудам. Функции крови млекопитающих: транспортная, защитная, терморегуляторная. Состав крови млекопитающих: плазма, форменные элементы. Строение и функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Защитные функции крови: свертывание крови, иммунитет. Виды иммунитета: клеточный и гуморальный. Т-лимфоциты, В-лимфоциты. Клонально-селекционная теория иммунитета. Иммунологическая память. Типы иммунитета: врожденный и приобретенный (естественный и искусственный). Вакцинация, типы вакцин. Трансплантация тканей: виды трансплантантов, проблемы трансплантации и пути их решения. Система интерферона. II. ТЕМАТИЧЕСКРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Тема Количество часов по авторской по рабочей 1. Введение. 1 1 2. 3. 4. 5. Разнообразие жизни на Земле 16 6 4 6 2 35 16 6 5 4 2 34 Питание Дыхание Транспорт Резерв Итого: III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Изучение курса «Универсальные свойства живых организмов» в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов: • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 4 • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются: • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии; • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой 5 природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе; • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды 6 7