Универсальные свойства живых организмов 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. И. ДЁМИНОЙ»

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
воспитательной работы
Протокол №3 от
30.08.2022 года
зав. кафедрой
__________
Германова Ю. В.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Семченко Н. В.
30» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ г. Керчи
Республики Крым «Школагимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И.
Дёминой»
Приказ № 230 от 30.08.2022г.
__________ Тютюнник Л. И.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Универсальные свойства живых организмов»
Уровень образования: основное общее образование ФГОС
Класс: 9
Количество часов: 34, 1 час в неделю
Программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой
основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15), в редакции
протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию; авторской программой
курса Трещевой Н.В «Универсальные свойства живых организмов» (спецкурс для классов
естественного направления)
Линия учебников: В.В. Пасечник. Биология. 5 класс.- М.: Дрофа, 2017.В.В. Пасечник. Биология.6
класс.- М.: Дрофа, 2019.
Линия учебников: Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин, Биология 7 класс, М.: Мнемозина, 2019г.
Рохлов В.С., Трофимов С.Б. (под редакцией Трайтака Д.И), Биология 8 класс. - М.: Мнемозина,
2012г.Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.М. Сухорукова. Биология 9 класс.- М.: Мнемозина, 2012г.

г. Керчь 2022

I.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение
Биология – комплексная наука. Основные критерии жизни: обмен веществ,
саморегуляция, самовоспроизведение, наличие биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
Основные признаки живых организмов: питание, дыхание, выделение, раздражимость, движение,
размножение, рост, развитие.
Тема 1. Разнообразие жизни на Земле
Неклеточные и клеточные формы жизни. Прокариоты и эукариоты. Сравнение
прокариотической и эукариотической клеток.
Царство Бактерии. Бактерии: строение, форма, питание, дыхание, размножение
(бесполое, генетическая рекомбинация). Значение бактерий. Бактерии, полезные для человека:
почвообразователи, симбиотические, бродильное производство, очистка сточных вод, получение
антибиотиков, контроль за численностью вредителей, достижения микробиологической
промышленности и генной инженерии. Бактерии – возбудители заболеваний человека, животных
и растений.
Цианобактерии: строение, питание. Значение в природе и жизни человека.
Царство Грибы. Систематика, строение, питание, рост, размножение. Грибы, полезные
для человека: почвообразователи, бродильное производство, получение антибиотиков, очистка
сточных вод, пищевые добавки. Грибы, вредные для человека: порча продуктов, возбудители
заболеваний, ядовитые грибы.
Царство Растения. Систематика растений, основные таксоны. Общая характеристика
растений: строение, питание, рост, размножение.
Низшие растения - водоросли: систематика, экологические группы, строение, питание,
размножение (половое и бесполое). Значение водорослей в биосфере: продуценты,
формирование атмосферы. Значение водорослей для человека: источник ценных веществ,
удобрение, пищевые продукты. «Цветение» воды.
Освоение суши растениями. Основные проблемы перехода к жизни на суше:
обезвоживание, опора, питание, дыхание, размножение, воздействие факторов окружающей
среды.
Высшие споровые растения. Отделы Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные,
Хвощевидные. Чередование поколений, строение, жизненные циклы. Приспособления высших
споровых растений к жизни на суше.
Семенные растения. Систематика, основные признаки. Сравнение голосеменных и
покрытосеменных: строение, жизненные циклы. Систематика покрытосеменных: классы
Однодольные и Двудольные (основные признаки).
Приспособления семенных растений к жизни на суше.
Царство Животные. Сравнение растений и животных. Систематика животных, основные
таксоны.
Подцарство Одноклеточные.Общая характеристика: систематика, строение, питание,
дыхание, выделение, раздражимость, размножение, образование цисты.
Подцарство Многоклеточные. Происхождение многоклеточных: колониальная и
синцитиальная гипотезы. Проблемы развития многоклеточных: питание, движение, координация,
увеличение размеров, развитие. Пути решения проблем: дифференциация на ткани и органы;
появление пищеварительной, опорно-двигательной систем, двусторонней симметрии, систем
координации (нервной, эндокринной); развитие покровов и появление транспортной,
дыхательной и выделительной систем; усложнение процесса развития (появление
эмбрионального этапа, развитие с метаморфозом).
Систематика многоклеточных животных и филогенетические связи между типами.
Тема 2. Питание
Классификация организмов по способу питания. Источники углерода и энергии у
автотрофов и гетеротрофов.

2

Автотрофное питание. Фотосинтез. Лист – главный фотосинтезирующий орган высших
растений, связь строения и функции. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Фотодыхание.
Фотосинтез у бактерий и цианобактерий. Сравнение фотосинтеза у прокариот и эукариот.
Хемосинтез. Значение хемосинтезирующих бактерий в биосфере.
Гетеротрофно епитание. Типы гетеротрофного питания: голозойный, сапротрофный,
симбиотический и паразитический. Способы голозойного питания: микрофагия (фагоцитоз, с
помощью ресничек, фильтрация), макрофагия (с помощью щупалец, соскабливание, захват
добычи, питание детритом), питание жидкой пищей (сосущий и колюще-сосущий способы).
Филогенетическое развитие пищеварительной системы. Пищеварительная система человека.
Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Регуляция секреции
пищеварительных желез.
Тема 3. Дыхание
Внешнее дыхание (газообмен) и внутреннее (клеточное) дыхание.
АТФ – универсальный источник энергии в клетке.
Клеточное дыхание. Аэробное дыхание: гликолиз, цикл Кребса, окислительное
фосфорилирование.
Анаэробное дыхание. Спиртовое, молочнокислое брожение. Сравнение эффективности
превращения энергии при аэробном и анаэробном дыхании.
Газообмен. Типы дыхательных поверхностей в водной среде (клеточная мембрана,
наружные и внутренние жабры), в полуводной среде (эпителий, пронизанный капиллярами), в
воздушной среде (трахеи и легкие). Дыхательные пигменты.
Особенности газообмена у одноклеточных, кишечнополостных, плоских и круглых
червей.
Филогенетическое развитие дыхательной системы.
Дыхательная система человека: строение и функции. Газообмен в легких и тканях.
Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания.
Дыхание в необычных условиях: в горах, при погружении на глубину. Дыхание
млекопитающих, способных длительное время оставаться под водой.
Дыхание цветковых растений.
Тема 4. Транспорт
Способы транспорта на небольшие расстояния: диффузия, осмос, активный транспорт,
экзоцитоз, эндоцитоз. Специализированные системы транспорта на дальние расстояния.
Массовый поток веществ. Системы массового потока у растений: проводящие ткани (ксилема и
флоэма). Системы массового потока у животных: пищеварительная система, дыхательная
система, кровеносная система, лимфатическая система.
Транспорт у растений. Осмос, водный потенциал. Осмотическое передвижение воды из
клетки в раствор и обратно, из клетки в клетку. Плазмолиз, деплазмолиз, тургорное давление.
Передвижение воды у цветковых растений. Поглощение воды и минеральных солей
корнем.. Апопластный (через клеточные стенки) и симпластный (через цитоплазму и
плазмодесмы) пути переноса воды и минеральных солей в корне. Подъем воды и минеральных
солей
по ксилеме. Транспирация (устьичная, кутикулярная, через чечевички). Пути
передвижения воды в листьях: апопластный, симпластный и вакуолярный (от вакуоли к
вакуоли). Устьица: строение, механизм открывания и закрывания. Факторы окружающей среды,
влияющие на величину транспирации: свет, температура, влажность, ветер, доступность воды в
почве. Особенности растения, влияющие на величину транспирации: общая поверхность листьев,
количество устьиц и их распределение, степень развития кутикулы, опушение, выделение
эфирных масел. Значение транспирации для растения.
Передвижение органических веществ по флоэме. Строение ситовидных трубок. Механизм
передвижения веществ по флоэме: гипотеза Мюнха, электроосмотическая гипотеза.

3

Транспорт у животных. Общие особенности кровеносных систем. Компоненты
кровеносных систем: циркулирующая жидкость (кровь), сократимый орган (сердце или
видоизмененный кровеносный сосуд), кровеносные сосуды (трубки, в которых циркулирует
жидкость). Типы кровеносных систем: незамкнутая и замкнутая. Филогенетическое развитие
кровеносной системы.
Кровеносная система млекопитающих. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и
сердце. Виды кровеносных сосудов, связь их строения и функций. Строение сердца. Работа
сердца: высокая работоспособность, сердечный цикл, автоматия. Регуляция работы сердца.
Движение крови по сосудам: причины и показатели (пульс, кровяное давление, скорость
движения). Регуляция движения крови по сосудам.
Функции крови млекопитающих: транспортная, защитная, терморегуляторная. Состав
крови млекопитающих: плазма, форменные элементы. Строение и функции эритроцитов,
тромбоцитов, лейкоцитов.
Защитные функции крови: свертывание крови, иммунитет. Виды иммунитета: клеточный
и гуморальный. Т-лимфоциты, В-лимфоциты. Клонально-селекционная теория иммунитета.
Иммунологическая память. Типы иммунитета: врожденный и приобретенный (естественный и
искусственный). Вакцинация, типы вакцин. Трансплантация тканей: виды трансплантантов,
проблемы трансплантации и пути их решения. Система интерферона.
II.

ТЕМАТИЧЕСКРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема

Количество часов

по
авторской

по
рабочей

1.

Введение.

1

1

2.
3.
4.
5.

Разнообразие жизни на Земле

16
6
4
6
2
35

16
6
5
4
2
34

Питание
Дыхание
Транспорт

Резерв
Итого:

III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Изучение курса «Универсальные свойства живых организмов» в основной школе даёт
возможность достичь следующих личностных результатов:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровье сберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и
мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать
строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым
объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
4

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного
общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для
формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
5

природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в
природе;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и
глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования,
защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».