Экология 5-9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И.ДЁМИНОЙ»
.
Рассмотрено
Протокол заседания кафедры
воспитательной работы
от 30.08.2021 года прот.№3
зав. кафедрой
Павлова Ж.В.
_________________

Согласовано
Заместитель директора по
УВР
Школьная Е.Н.
______________
«30» августа_2021 года

Утверждаю
Директор МБОУ
«Школа-гимназия №1
имени Героя Советского
Союза Е.И. Дёминой»
Приказ № 248 от
30.08.2021
____________
Л.И.Тютюнник
«30» августа 2021года
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Экология»
Уровень образования: основное общее образование ФГОС
Класс: 5-9
Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год

Программа разработана на основе авторской программы В. А. Самковой: Экология.
Интегрированный курс для учащихся 5–9 классов основной школы: Концепция.
Программа. Тематическое планирование. — М.: Академкнига/Учебник, 2013. — 45 с.
Предметная линия УМК для 5—9 классов основной школы, разработанная в соответствии
с образовательной моделью «Экология в системе культуры».— М.: Академкнига/Учебник,
2013

2021-2022
учебный год
2

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс Введение в экологию: Живая планета (34 часа; 1 ч в неделю)
Введение
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы.
Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с
окружающей средой.
Тема 1. История взаимоотношений человека и природы
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство.
Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на
природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование.
Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества.
Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной
деятельности человека на природу. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые).
«Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Тема 2. Основные понятия экологии
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с
окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая
экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология).
Значение экологических знаний в жизни современных людей. Понятие «экосистема»,
общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи,
простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми
компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема.
Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле.
Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И.
Вернадский и его учение о биосфере. Человек в биосфере. Положительное и
отрицательное воздействие хозяйственной
деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на
Земле. Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения
живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды.
Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса,
степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие,
приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды. Среда обитания.
Понятие об экологическом факторе. Антропогенные факторы — факторы, связанные с
деятельностью человека.
Тема 3. Сообщества и экосистемы
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы.
Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем
луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в
сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. Группы
организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы,
обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие
компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и
преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители
(редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более
простых соединений. Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов.
3

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их
роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля
и луга).
Тема 4. Искусственные экосистемы
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты
экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент
городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние,
крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду
в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской
среды на здоровье людей.
Тема 5. Край, где ты живёшь (региональный компонент)
Республика Крым: особенности географического положения, территория и границы.
Природа Республики Крым и Керченского полуострова в прошлом. Изменение природы
Республики Крым человеком, его причины. Полезные ископаемые и другие ресурсы
Республики Крым. Использование полезных ископаемых и других ресурсов в
хозяйственной деятельности человека.
Резерв 1 час
6 класс Природа. Человек. Культура (34 ч; 1 ч в неделю)
Введение
Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди
Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь,
способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда».
Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и
«информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.
Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные
потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе.
Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции
потребностей человека.
Тема 1. Наши древние корни
Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени.
Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов.
Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Религиозные и научные
представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов
на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель).
Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения
человека и ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки,
сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания
и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического
вида: S-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный
большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство). Основные этапы
эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий,
человек разумный). Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное
равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным
климатическим условиям при расселении человека по земному шару.
Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня
в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем.
Появление пирогенных ландшафтов.
Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры
4

Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним –
отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание,
общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения
разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности
создавать и использовать разнообразные орудия труда.
Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность
обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия.
Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека,
позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Сколько существует языков на
планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения.
Возникновение письменности. От пиктографического письма к буквенному.
Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности
восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства
объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и
оценить с помощью органов чувств. Человек познающий. Религия, философия, наука и
искусство – способы познания человеком природы и самого себя.
Тема 3. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных
народов
Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в
представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и
покровительницы.
Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения.
Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо
центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.
Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения
(дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие
божества славян. Божества плодородия – берегини. Род - древнейшее верховное божество,
бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика.
Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в
религиях различных народов России.
Тема 4. Научные методы в экологии
Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное
предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических
исследованиях.
Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в
окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера-2» - модель
биосферы Земли. Математическое моделирование.
Тема 5. Человек изменяет природу
Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического
разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды,
изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь
проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.
Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их
рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете.
Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных
экосистем.
Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши
дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки,
5

заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области
охраныприроды. Международные экологические проекты.
Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве
Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре
древнего человека (синкретический культурный комплекс). «Человек рисующий»: от
наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное
искусство, музыка, танец, художественное слово и др.
Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в
природе. Природа – источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и
искусство – два способа познания человеком окружающего мира.
Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа
подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство…
Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства.
Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о
природе гербы городов России.
Тема 7. Экология, человек, культура – Республика Крым
Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Керчи и
Республики Крым. Народы древнего Крыма.
Растительный и животный мир Республики Крым. Охраняемые территории и памятники
природы Керчи и Республики Крым.
Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе
каждый из нас.
Обобщение – 1 час
7 класс Среды жизни на планете (34 ч; 1 ч в неделю)
Введение
Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы.
Условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере:
достаточное содержание кислорода, воды, благоприятная температура, необходимый
минимум минеральных или органических веществ, соленость (для водных организмов).
Границы жизни.
Тема 1. Экологические факторы и закономерности их действия
Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический
фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания,
взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования.
Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические
(свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые (механический и
химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф;
химические (газовый состав, солевой состав воды); физические (плотность, давление,
уровень шума и др.).
Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других
организмов.
Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие,
обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма и влияние
результатов его социокультурной деятельности.
Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических
факторов.
Экскурсияв парк, на водоем или иную, близкую к природной, городскую экосистему с
целью выявления и изучения различных экологических факторов.
6

Тема 2. Вода — древнейшая среда жизни
Зарождение жизни в мировом океане. Экосистема океана — наиболее древняя
экосистема планеты.
Своеобразие физико-химических свойств воды, делающее ее благоприятной для
жизни организмов. Физические свойства воды: прозрачность, плотность, температура,
давление, освещенность.
Химические свойства воды: соленость, минеральный состав, кислотность,
насыщенность кислородом и углекислым газом. Вода — универсальный растворитель
многих минеральных и органических соединений.
Скорость течения воды как экологический фактор.
Особенности условий жизни в водной среде. Приспособленность живых
организмов к различным условиям водной среды обитания. Многообразие водных
экосистем: реки, озера, моря и океаны. Экосистемы подземных водоемов.
Изменение условий жизни в водной среде в результате деятельности человека.
Влияние физического и химического загрязнения среды на обитателей водных экосистем.
Ответственное отношение к воде. Природоохранное законодательство о защите и
рациональном использовании водных ресурсов.
Практическая работа:
Органолептические свойства воды: определение цвета, запаха и вкуса воды различных
проб воды (например, дистиллированной, минеральной, водопроводной воды и т.п.).
Тема 3. Наземно-воздушная среда жизни
Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов.
Сравнительная характеристика физических и химических свойств водной и воздушной
среды (плотность, теплоемкость, атмосферное давление, газовый состав, прозрачность,
освещенность).
Климатические факторы.
Живые организмы осваивают воздушную среду: бактерии, споры и семена грибов и
растений; крылатые беспозвоночные; птицы и млекопитающие. Приспособленность к
полету. Почему невозможно существование живых организмов, постоянно живущих в
воздухе.
Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн".
Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе
загрязняющих веществ.
Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы;
"парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли.
Природоохранное законодательство об охране атмосферы.
Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие.
Переходные экосистемы — болота. Сравнительная характеристика наземных экосистем
своей местности.
Практическая работа:
Биоиндикационные методы определения загрязнения атмосферы: лихеноиндикация,
индикация с помощью эпифитных мхов и хвойных растений.
Наблюдения:
1. Наблюдения за полетом различных животных: птиц и насекомых, рукокрылых
млекопитающих.
2. Изучение распространения семян растений, переносимых ветром.
Тема 4. Почва как среда жизни
Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы
по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный, живой. Механическая структура
почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие.

7

Почва как среда обитания живых организмов. Разнообразие почвенных
микроорганизмов и водной фауны почвы. Почвенные беспозвоночные (простейшие,
черви, клещи, насекомые и т.д.). Позвоночные животные — обитатели почвы.
Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат
функционирования экосистемы.
Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное
законодательство об ответственности человека за состояние почв.
Практическая работа:
Изучение структуры почвы по образцам и определение механического состава почвы.
Демонстрации:
1. Почвенные карты мира, России, своей местности.
2. Почвенные микроорганизмы под микроскопом.
Тема 5. Организм как среда обитания
Использование одних живых организмов другими в качестве среды обитания
(эволюционный аспект).
Растения, животные и человек как среда обитания других организмов:
микроорганизмов, беспозвоночных, позвоночных. Благоприятные особенности живого
организма как среды обитания: присутствие для его обитателей обилия легкоусвояемой
пищи, постоянство температурного и солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания,
защищенность от врагов. Неблагоприятные экологические условия данной среды
обитания: нехватка кислорода и света, ограниченность жизненного пространства,
необходимость преодоления защитных реакций организма-хозяина; сложность
распространения от одной особи-хозяина к другой. Ограниченность данной среды
обитания во времени жизнью хозяина.
Типы взаимоотношений живых организмов, при которых один из видов является
средой обитания для другого вида: наружный и внутренний паразитизм; случайный и
обязательный паразитизм: полупаразитизм.
Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни: особенности
внутреннего и внешнего строения, высокая плодовитость, сложные циклы развития.
Болезнетворные микроорганизмы. Как сохранить свое здоровье: санитарногигиенические нормы и правила.
Практические работы:
1. Изучение поврежденных растений по гербарному материалу.
2. Изучение под микроскопом препаратов, демонстрирующих особенности
строения различных организмов-паразитов.
Демонстрации:
1. Микропрепараты и влажные препараты паразитов животных и человека.
2. Видеофильмы, "Заболевания человека, вызываемые паразитическими
организмами".
Тема 6. Среда жизни человечества
Появление человека — один из важнейших этапов в развитии биосферы.
Неразрывная связь человека с природой, его неотделимость от общих законов, присущих
всему живому на планете.
Взаимодействие общества и природы: изъятие обществом из природы веществ и
энергии; уничтожение и преобразование огромного количества видов живых организмов;
переработка веществ; сброс отходов в окружающую природную среду; кардинальное
преобразование природных комплексов и др.
Экологическая культура — один из важнейших компонентов общей культуры
каждого современного человека.
"Экологические заповеди", составленные американским экологом Т. Миллером:
что должен знать каждый, чтобы понять и сохранить природу.
Практические работы:
8

1. Тест "Я и Природа"
2. Выполнение иллюстраций к "Экологическим заповедям" и оформление
8 класс Экологические системы и человек (34 часа, 1 час в неделю)
Введение
Биосфера— глобальная экосистема. Биосфера и человек: противоречия, проблемы и
перспективы взаимодействия. Проект «Биосфера-2»: история создания, цели, задачи.
Полученные результаты: открытия, сделанные в ходе реализации проекта; проблемы
технического, психологического, социального и иного характера. Неоднозначность
оценки проекта.
Тема 1. Системное строение природы
Понятие «система» в науке. Система как множество закономерно связанных друг с другом
и взаимодействующих элементов. Целостность — основное свойство систем, не сводимое
к простому набору элементов. Элементы системы, их взаимодействие. Интегративное
(системное) свойство. Связи между элементами в системе. Системные и несистемные
связи. Значение связей в системах. Направленные потоки вещества, энергии или
информации, благодаря которым возникает системное свойство. Классификация—
распределение каких-либо тел или явлений на группы (классы) на основе присущих им
общих признаков. три основные функции классификации: систематизирующая,
объяснительная, прогностическая. Основание классификации — существенный, главный
признак. Задачи, которые решает теория систем. Выделение различных классов систем в
зависимости от состава, структуры и других особенностей: природные и искусственные,
материальные и абстрактные; развивающиеся и неразвивающиеся системы; статичные и
динамичные; закрытые и открытые; централизованные и нецентрализованные. При
описании системы необходимо указывать, к каким классам она может быть отнесена по
тем или иным признакам. Системное устройство мира. Представления древних о Порядке
и хаосе как о двух связанных понятиях, отражающих системность мира. Иерархия
природных систем. Системы имеют разный уровень сложности, различные размеры
(ранги). Понятие «ранг». Иерархия — расположение систем в порядке от высшего ранга к
низшему. Надсистемы и подсистемы. Понятие устойчивости системы. Устойчивое,
неустойчивое и безразличное состояние систем, зависящее от способности реагировать на
внешнее воздействие. Положительные и отрицательные обратные связи, их роль для
устойчивости системы.теория систем — наука, формулирующая закономерности и
принципы, общие для различных систем из самых разных областей познания. Системный
подход. Один из создателей теории систем— русский ученый А.А.Богданов.
Моделирование как научный метод изучения систем. Математическое моделирование
глобальных процессов. Живые (биологические) системы с точки зрения теории систем.
Основные свойства живых систем: саморегуляция, самовосстановление и
самовоспроизводство. Уровни организации живого.
Тема 2. Экологические системы: общие особенности организации
Экосистема— центральное понятие экологии. Принципиальное отличие экосистем от
живых систем более низкого уровня организации. Характеристика экосистемы с позиции
системного подхода. Компоненты экосистемы. Соотношение понятий «биоценоз»,
«биотоп», «экосистема». Системное свойство экосистемы— круговорот веществ.
Экосистемное строение биосферы. Жизнь зародилась как экосистема. Методы изучения
экосистем. Классификация экосистем по различным основаниям: по размеру, по средам
жизни, по происхождению (природные и искусственные). Наземные и водные, природные
и антропогенные экосистемы. Микро-, мезо- и макроэкосистемы. Биосфера— экосистема
высшего, глобального уровня. Понятие «биом».Зональность экосистем. Проявление
географической зональности в особенностях состава, структуры и распределения
9

экосистем на уровне биомов. Вертикальная зональность в распространении экосистем,
наблюдаемая при подъеме в горы, как «зеркальное» отражение географической
зональности. Возможно ли полное совпадение между экосистемами широтных поясов и
высотных зон? Структура экосистемы как совокупность связей и отношений между ее
элементами. Описание структуры экосистемы с позиций: видового разнообразия;
пространственно-временного размещения компонентов биоценоза на территории,
занимаемой биотопом; многообразия экологических связей между видами и популяциями,
в первую очередь пищевых (трофических).трофическая структура экосистемы.
Классификация типов питания организмов по источнику углерода и энергии. Автотрофы,
гетеротрофы, миксотрофы, симбиотрофы. Функциональные группы организмов по типу
питания: продуценты, консументы и редуценты. Энергия в экосистеме. Почему
невозможен круговорот энергии? Пищевые цепи и сети, трофические уровни.
Экологические пирамиды: пирамиды численности, биомассы и энергии.трофический
уровень экологической пирамиды. Продуктивность экосистемы. Первичная продукция
различных экосистем. Круговороты веществ на Земле: геологический (большой) и
биологический (малый). Биогеохимический круговорот (цикл). Круговороты веществ в
экосистеме: круговорот углерода, круговорот кислорода, биотический круговорот.
Взаимосвязь круговоротов. Круговорот и устойчивость экосистем. Динамика экосистем.
Суточная, сезонная и многолетняя динамика. Экологические сукцессии: первичные
(сукцессии развития) и вторичные (восстановительные).
Тема 3. Биологическое разнообразие и устойчивости экосистем
Биологическое разнообразие — все многообразие живых организмов, обитающих на
планете; многообразие экосистем суши, водных экосистем и составляющих их
экологических комплексов; разнообразие внутри видов, между видами и
экосистемами.разнообразие жизни как предмет изучения. Уровни биологического
разнообразия. Внутривидовое (генетическое), видовое и экосистемное разнообразие.
Биологическое разнообразие, созданное человеком. Каким образом человек увеличивает
разнообразие не
-которых видов живых организмов: искусственный отбор, скрещивание. Сорта
культурных растений. Породы домашних животных. Проблема сохранения
биологического разнообразия. Причины поддержания биологического разнообразия.
Международная программа «Биологическое разнообразие». Научная программа
«Диверситас». Международный день биологического разнообразия. Конвенция о
биологическом разнообразии России. Дискуссия «Нужно ли сохранять все виды в
природе?»
Тема 4. Разнообразие экосистем нашего края
Экосистемы суши. Лес — основной тип наземных экосистем. Классификация лесов.
Охрана и возобновление лесов.Водные экосистемы. Классификация, общие принципы
организации и функционирования. Пресноводные экосистемы: водоемы, водотоки.
Экосистемы морей и океанов. Экосистемы болот.
Заключение (1 ч)
9 класс Город, в котором мы живем (34 ч, 1 ч в неделю)
Введение
Человек в городе. Понятие “городская среда”. Аспекты рассмотрения городской
среды: природный, технический, социальный и культурно-исторический. Экологический
подход к изучению городской среды.
Я - горожанин.
Сравнительная характеристика городской и сельской среды.
Положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Перспективы развития
современных городов, учитывающие исторически сложившуюся большую
приспособленность человека к жизни в сельской местности.
10

Тема 1. Человек и город: взаимообусловленность существования и развития
Влияние природных условий на расселение и занятия людей. Первые поселения.
Возникновение городов. Экологические связи города с прилегающими территориями.
Роль городов в истории развития человечества. Изменения в биосфере, связанные с
ростом городов на планете.
Нарастание экологической нестабильности в связи с ростом городов.
Необходимость разумного регулирования потребностей людей в условиях городской
жизни.
Деловая игра:"В поисках трех аргументов".
Тема 2. Город как система
Город - сложная многоуровневая открытая система. Социальные, технические и
природные элементы города. Фундаментальные особенности города как системы:
урбанистическая концентрация, многофункциональность, динамизм, саморазвитие,
историческая многослойность, противоречивость и проблемность.
Подсистемы города: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения.
Экосистемный подход к изучению городской среды.
Теоретические и эмпирические методы изучения состояния и динамики развития
различных элементов и подсистем города. Экологическая экспертиза, экологический
мониторинг, моделирование.
Социологические методы: опросы, анкетирование, интервьюирование.
Практические работы:
1. Изучение восприятия человеком отдельных элементов городского ландшафта,
городской среды в целом.
2. Изучение самоощущения человека в различных пространствах города.
Выявление районов города, вызывающих топофильные и топофобные образы.
3. "Красота и индивидуальность нашего города": оценка качеств, определяющих
индивидуальность города.
4. "Мой город сегодня и полвека назад": интервью дают старожилы.
5. Определение рейтинга экологических проблем города.
Тема 3. Городские экосистемы: контроль за состоянием и условия сохранения
экологического равновесия
Изучение разнообразия городских экосистем, их структуры. Характеристика
факторов, влияющих на устойчивость городских экосистем: многообразие видов живых
организмов, окружающий ландшафт, типы городской застройки, прилегающие природные
экосистемы и др.
Экологическая экспертиза. Планирование этапов экспертизы: исследовательского,
аналитического и проектного. Особенности экспертизы различных экосистем города:
водоема, реки, парка, городского пустыря, жилого района и т.д.
Экологический мониторинг городской среды. Подсистемы мониторинга. Служба
городского экологического мониторинга. Экологическая полиция.
Условия сохранения экологического равновесия между урбанизированными и
природными компонентами экосистем города.
Практические работы:
1. Составление карты разнообразия экосистем города и их состояния.
2. Выявление и паспортизация памятников природы на территории города
(родников, геологических обнажений, отдельных деревьев, уникальных природных
комплексов и др.).
3. Разработка проектов озеленения территории школы, жилого дома, зимнего сада.
4. Самооценка отношения к природе и самоконтроль личного участия в изучении,
сохранении и улучшении состояния городской среды
11

5. Участие в работе по улучшению состояния различных экосистем города.
Деловая игра: "Экологический баланс".
Дискуссия "Бездомные животные в городе".
Тема 4. Проблема водоснабжения города
Система снабжения города питьевой водой: исторический экскурс. Современная
система водоснабжения. Путь движения воды от источника к вашему дому (школе).
Системы водоочистки.
Основные направления совершенствования водоснабжения города. Культура
водопотребления: экономное и рациональное использование воды в быту.
Практические работы:
1. Изучение качества воды в районе водозабора.
2. Моделирование различных этапов водоочистки: отстаивание, фильтрование,
хлорирование, дистилляция.
3. Социологический опрос "Экономно ли мы расходуем воду?"
4. Расчет среднесуточного потребления воды вашей семьей (школой). Разработка
рекомендаций по экономному использованию воды.
Экскурсия на водозабор или водоочистные сооружения.
Тема 5. Город и бытовые отходы
Общая классификация отходов. Способы избавления от отходов: частичная
утилизация, захоронение на полигонах, свалки, мусоросжигательные заводы и др.
Зависимость количества и соотношения различных компонентов бытовых отходов
от экономических условий и уровня экологического сознания населения.
Основные направления решения проблемы бытовых отходов: раздельный сбор
компонентов бытового мусора, рециклинг (повторное использование), компостирование.
Практические работы:
1. Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов,
производимых одной семьей за неделю.
2. Социологический опрос: "Как сделать наш город чистым?"
3. Оформление (фото)выставки "Мусор от А до Я": наиболее распространенные
виды мусора на наших улицах и во дворах; ущерб окружающей среде и здоровью
человека; время разложения; конечные продукты разложения; возможные виды
переработки.
4. Конкурс проектов "Не будем расточительны - не будем нуждаться!"
Деловая игра:"Биржа отходов".
Экскурсия:посещение специально оборудованного места складирования твердых
отходов (полигона), мусоросжигательного завода, завода по переработке и утилизации
какого-либо из видов бытовых отходов.
Тема 6. Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений
Автомобильный транспорт - экологическая проблема № 1. Различные аспекты этой
проблемы. Загрязнение окружающей среды (воды, воздуха, почвы) оксидами углерода и
азота, свинцом, кадмием, сажей, продуктами, образующимися при истирании деталей
автомобиля и др. Автомобили и фотохимический смог.
Проблемы, связанные с большим количеством сырья и энергии, необходимых при
производстве и эксплуатации автомобилей. Проблемы, связанные с дорожным
строительством и ростом сети автомобильных дорог. Транспортные аварии.
Экологическая грамотность водителя как одно из важнейших направлений решения
комплекса проблем, связанных с автомобильным транспортом в городе.
Лабораторные работы:
1. Определение содержания свинца в растениях.
12

2. Определение содержания хлоридов в городских почвах.
Практические работы:
1. "Автомобиль в городе": анкетирование владельцев легковых автомобилей.
2. Транспорт будущего. Разработка проектов новых средств передвижения.
Дискуссия: "Автомобиль - "за" и "против".
Тема 7. Производство и потребление электроэнергии в городе
Традиционные источники энергии: запасы и потребление.
Влияние, которое
оказывают на городскую среду электростанции, работающие на различных видах топлива.
Основные потребители электроэнергии в городе: промышленные предприятия,
бытовой сектор, транспорт.
Перспективы энергетики: анализ основных тенденций решения энергетической
проблемы.
Практические работы:
1. Анкета для всей семьи: "Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?"
2. Изучение мнения жителей города: "Угрожает ли нам энергетический голод?"
3. Разработка проектов нетрадиционных методов получения электроэнергии.
Дискуссия: "Атомная энергия - неизбежный результат технического прогресса?
(Экономические и социальные аспекты атомной энергетики.)"
Тема 8. Здоровье горожанина
Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе.
Высокая плотность городского населения: влияние на эпидемиологическую
обстановку, частоту возникновения стрессовых ситуаций и т.д.
Влияние физического и химического загрязнения окружающей среды на здоровье
горожан.
Образ жизни человека и его здоровье: причинно-следственные связи. Рациональное
питание. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и наркотиков.
Установление корреляции между действием различных факторов и изменением
состояния здоровья городского населения.
Практические работы:
1. Тест на индивидуальное восприятие различного уровня шума.
2. Социологический опрос жителей города о проблеме шумового загрязнения.
3. Нанесение на план города (района) выявленных источников химического и
физического загрязнения.
4. Тест "Стресс". Определение индивидуальной устойчивости к стрессам.
5. "Проверьте свой образ жизни": таблица самоконтроля.
6. Практикум "Ваше питание". Составление "приходно-расходной" модели
организма человека.
7. Курение как фактор риска (социологический опрос).
8. Анализ статистических данных об отрицательном воздействии алкоголя,
табачного дыма на человека. Решение задач.
Психологический тренинг "Антистресс".
Тема 9. Жилье человека в городе
Городская квартира как экосистема. Особенности действия на человека
абиотических и биотических факторов среды в жилом помещении.
Домашние животные: проблемы содержания и поиск решений.
Комнатные растения - обязательный элемент домашнего интерьера.
Основные приемы фитодизайна.
Практические работы:
13

1. Анализ нормативных документов по экологической безопасности жилых
помещений. Решение задач с использованием справочного материала.
2. "Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам?"
3. Тест "Дом, в котором я хочу жить".
4. "Я строю дом": разработка проекта дома, основанного на принципах
экологической целесообразности.
5. Оформление экологического паспорта школы по результатам предварительного
обследования здания.
Тема 10. Город будущего — будущее города
Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город. Основная
характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной
средой. Экологизация городской среды на основе системного подхода: одновременное
восстановление природной среды, качества жизни, экологического равновесия и
устойчивого развития.
Направления экологизации городов: экологизация существующих городов путем
создания новых экологичных кварталов и микрорайонов; строительство новых
экологичных городов - экосити (экополисов).
Экореконструкция и экореставрация городских ландшафтов.
Практические работы:
1. Проведение социологического опроса жителей о перспективах изменения
экологической ситуации в городе.
2. "Тенденции". Описание динамики изменения экологических характеристик
вашего города на основе анализа параметров, характеризующих его нынешнее
экологическое состояние.
3. "Город будущего". Разработка проекта города будущего с учетом заданных
параметров (численность населения, характер энергообеспечения, система общественного
транспорта и т.п.).

14

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
№
Тема
п. п.
1.

Введение

История взаимоотношений человека
и природы
3.
Основы экологии
4.
Сообщества и экосистемы
5.
Искусственные экосистемы
6.
Край, где ты живешь
Резерв
Итого
6 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
2.

№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Тема

Введение
Наши древние корни
Природа и человек: у истоков
культуры
Представления о взаимосвязи
человека и природы в религиях
различных народов
Научные методы в экологии
Человек изменяет природу
Отношение человека к природе в
искусстве
Экология, человек, культура –
региональный компонент
Обобщение
Всего:

7 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
№ Тема

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Введение
Экологические факторы и
закономерности их действия
Вода – древнейшая среда жизни
Наземно-воздушная среда жизни
Почва как среда жизни
Организм как среда обитания
Среда жизни человека

Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
1
1
4

3

10
3
16

8
6
3
12
1
34

34
К-во часов
Авторская
программа
2
4
4

Рабочая
программа
2
4
4

4

4

4
3
4

4
3
4

8

8

1
34

1
34

Количество часов
(авторская
программа)
1
4
6
6
4
2
4

Количество
часов
(рабочая
программа)
1
4
5
6
4
4
4
15

7.

Среды жизни – региональный
компонент
Заключение
Всего:

6

5

1
34

1
34

8 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
№
Тема
1.
Введение
2.
Системное строение природы
3.
Экологические системы: общие особенности организации
4.
Биологическое разнообразие и устойчивость экосистем
5.
Разнообразие экосистем нашего края
6.
Резерв
ВСЕГО

Всего часов
1
9
10
6
6
2
34

9 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема
К-во часов
Введение
1
Человек и город: взаимообусловленность существования
2
Город как антропоэкосистема
2
Городские экосистемы: условия сохранения экологического
2
равновесия.
Городской экологический мониторинг
Проблема водоснабжения города
2
Город и бытовые отходы. Проблема раздельного сбора мусора
2
Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений
2
Производство и потребление электроэнергии в городе
2
Жилье человека в городе
4
Здоровье горожанина
4
Экология города – региональный компонент
10
Заключение. Город будущего – будущее города
1
Всего:
34

16

III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса учащиеся должны овладеть предметными,
метапредметными и личностными учебными действиями.
Предметные результаты
- уметь грамотно использовать основные научные категории, необходимые для
выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет
исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии:
экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое
равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и
компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр;
дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей
материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
- объяснятьэкологические взаимодействия в экосистемах своей местности;изменения,
происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием
антропогенного фактора;
- понимать необходимость сохранения естественных экосистем своей местности,
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
- анализироватьданные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозироватьдальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планироватьмероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного
уровня;
- оформлять результатыисследований в виде творческих отчетов, научных сообщений,
рефератов, проектов.
Метапредметные результаты
- овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение
видеть проблему,
- ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения,
- структурировать материал, объяснять, доказывать.
- Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником,
научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками),
анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
Личностные результаты
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».