РП внеурочная деятельность Экология 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. И. ДЁМИНОЙ»

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
воспитательной работы
Протокол от 30.08.2022г. №3
зав. каф.___Ю.В. Германова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Семченко Н. В.
30» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ г. Керчи
Республики Крым
«Школа-гимназия №1
имени Героя Советского
Союза Е.И. Дёминой»
Приказ № 230 от
30.08.2022г.
Л. И _____ Тютюнник.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Экология»

Уровень образования _Среднее общее образование
Класс 10-11
Количество часов: 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе, 1 час в неделю

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой для
общеобразовательных учреждений для УМК Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов
(Экология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Дрофа». 10-11 классы. – М.:
«Дрофа»., 2014.)

г. Керчь 2022г.

1.Содержание учебного курса
10 класс
Введение
Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности
человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.
I. Общая экология
Тема 1. Организм и среда
Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов.
Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения
организмов.
Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие
видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической
деятельности человека.
Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды.
Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.
Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие
формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов.
Масштабы этой деятельности.
Жизненные формы животных (на примере насекомых).
Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение
факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и
отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.
Тема 2. Сообщества и популяции
Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность
биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное
воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.
Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль
хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности
жертв.
Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых
связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.
Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании
видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика.
Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и
экологическая инженерия.
Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни.
Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.
Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом.
Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и
устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в
сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной структуры природных
популяций.
Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости
среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении численности.
Популяции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное
управление плотностью популяций.
Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль
внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и
запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания
регуляторных возможностей в природе.

2

Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе.
Основные средообразователи. Экологические ниши видов в биоценозах. Особенности
распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости
природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы
конструирования искусственных сообществ.
Экскурсия
Лесной биоценоз и экологические ниши видов.
Тема 3. Экосистемы
Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественноэнергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток
энергии в экосистемах. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов,
продуценты, консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока
энергии. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.
Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная
биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в
экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути
увеличения биологической продуктивности Земли.
Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их
продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота
веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и
биологического разнообразия.
В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли.
Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов.
Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ.
Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и продуктивности
биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого
общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.

3

11 класс
Введение
Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности
экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии,
использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.
Тема 1. Экологические связи человека.
Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества
орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения
и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие
промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций:
транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические
особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические
последствия возникновения и развития системы государств.
Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение
среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической
нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные
экологические кризисы.
Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение
природных взаимосвязей. Необходимость включения продуктов и отходов производства в
глобальные круговороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из
основных причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость разумного
регулирования потребностей людей.
Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ
функционирования биосферы (бесконечные циклы) и техносферы (прямоточные процессы).
Истощение запасов сырья и загрязнения среды отходами производства как следствие этих
противоречий.
Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Важнейшие пути ее
решения. Формирование циклических замкнутых технологий как основа совместимости
техносферы и биосферы. Глобальная роль человеческого разума.
Тема 2. Сообщества и популяции
Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества.
Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное
изменение человеческой деятельностью. Способность человечества существенно расширять
экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального качества для
демографии человека. Фактический рост численности человечества.
Демонстрация карты населения Земли, кривых роста человечества, таблиц по экологии и охране
природы.
Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности
демографических процессов, их различия и возможные последствия. Активная демографическая
политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.
Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия
сокращения численности населения России. Формы его предотвращения и их эффективность.
Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические
взаимосвязи: демография и благосостояние, образование, культура. Возможности и перспективы
управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения относительно
стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его
достижения.
Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и
неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной
среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны
4

природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный,
эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы.
Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного
природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.
Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники
загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной
среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения
состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране
атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная
технология.
Тема 3. Экосистемы
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на
орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и
загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное
расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных
вод в промышленности.
Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема
исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное
использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих
производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных
ископаемых.
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль
живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения
и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины
возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное
использование и охрана земель.
Экскурсия
Наблюдение за различными видами эрозии почв.
Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве.
Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов.
Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное
использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и
редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга
РСФСР, их значение в охране редких видов растений.

5

2. Тематическое планирование
10 класс
№п/п

1
2
3
4

Темы

Введение
Организм и среда
Сообщества и популяции
Экосистемы
Резерв
Всего:

Кол-во
часов
АП РП
1
1
7
9
16
13
10
9
2
34
34

Кол-во
Экскурсий

Кол-во
часов
АП РП
1
1
11
9
5
5
17
17
2
34
34

Кол-во
Экскурсий

1

1

11 класс
№п/п

1
2
3
4

Темы

Введение
Экологические связи человека
Экологическая демография
Экологические проблемы и их решения
Резерв
Всего:

1

1

6

3. Планируемые результаты освоения предмета
Изучение экологии в даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровье сберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и
мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать
строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым
объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметнымирезультатами освоения основной образовательной программы основного
общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

7

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:
сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
Предметными результатами освоения экологии в основной школе являются:
использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе
«человечество — природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными
людьми и сообществами;
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
понимать взаимосвязь экологического и экономического ущерба и оценивать последствия
физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случаев экологического
правонарушения;
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы их сокращения и
утилизации в конкретных ситуациях;
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных
программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной
территории;
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных
экологических проблем.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».