МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. И. ДЁМИНОЙ»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания кафедры
Воспитательной работы
от 30.08.2022 года № 3
зав. кафедрой
___________ Ю. В. Германова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Школа-гимназия № 1 имени
Героя Советского Союза
Е. И. Дёминой»
Приказ от 30.08.2022 г. № 230
____________Л. И. Тютюнник
30 августа 2022 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Семченко Н. В.
30.08.2022 года
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
курсу внеурочной деятельности «Черчение»
Уровень образования
среднее общее образование
Класс
Количество часов
10-11
1 час в неделю, 34 часа в год
Программа разработана на базе Примерной программы основного общего образования как
обобщающий курс по черчению и графике. УМК курса содержит: «Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский – М.:
ДРОФА Астрель, 2019»; «Создание чертежей в КОМПАС-3D LT: учебное пособие / А. В. Флёров –
СПб.: НИУ ИТМО, 2015»; электронное программное обеспечение: некоммерческая версия системы
графического моделирования КОМПАС-3D LT V12.
2022-2023
учебный год
1. Содержание учебного предмета
Рабочая Программа предусматривает изучение формы предметов, правил чтения графических изображений, методов и правил графического изображения информации об изделиях; выполнение графической документации на бумаге и в специализированных компьютерных программах.
Раздел 1. Правила оформления и техника выполнения чертежей.
Значение черчения в практической деятельности людей. Цели, содержание и задачи изучения
черчения в школе.
Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах и Единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Линии:
сплошная толстая основная, сплошная тонкая, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и
тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Формат листа, рамка и основная надпись.
Основные сведения о нанесении размеров: выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса, расположение размерных чисел.
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Практические задания. Знакомство с отдельными типами графической документации; подготовка чертёжных инструментов, организация рабочего места; выполнение углового штампа; выполнение надписей чертёжным шрифтом; нанесение размеров; выполнение эскиза «плоской» детали.
Раздел 2. Способы построения изображений на чертежах.
Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Косоугольные и прямоугольные
проекции. Построение проекции предмета.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах.
Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.
Практические задания. Сравнение изображений (нахождение чертежей предметов по их
наглядным изображениям); указание направлений проецирования для получения проекций предмета; нахождение правильно выполненных видов детали по наглядному изображению; выполнение
чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей (моделирование) деталей и предметов
по чертежу.
Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков.
Анализ графического состава изображений. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Построение третьего вида детали. Чтение чертежей.
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения. Чертежи развёрток.
Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предметов.
Выполнение эскиза и чертежа детали с натуры.
Практические задания. Нахождение на чертеже предмета проекций точек, прямых и плоских фигур; построение чертежей, аксонометрических проекций и технических рисунков основных
геометрических тел; нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ геометрической формы предмета по чертежу; выполнение технических рисунков и эскизов деталей;
выполнение чертежа детали по её описанию; анализ содержания информации, представленной на
графических изображениях.
Деление отрезков и окружности на равные части; построение сопряжений; выполнение чертежей деталей с геометрическими построениями; построение орнаментов и др.
Раздел 4. Сечения и разрезы.
Сечения. Назначение сечений. Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на
чертеже. Графические обозначения материалов в сечениях.
Разрезы. Назначение разрезов как средства получения ин формации о внутренней форме и
устройстве детали и изделия. Название и обозначение разрезов. Местные разрезы.
Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части разреза. Соединение
половины вида и половины разреза.
Практические задания. Выполнение эскизов и чертежей деталей с использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей деталей с применением разрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы; нанесение на чертежах проекций точек, расположенных на поверхности предмета; дочерчивание изображений деталей, содержащих раз резы; выполнение чертежей деталей с использованием местных разрезов; построение отсутствующих видов детали с применением необходимых
разрезов.
Раздел 5. Сборочные чертежи.
Графическое отображение и чтение технической информации о соединении деталей и сборочных единицах. Виды соединений де талей. Изображение болтовых, шпилечных, винтовых и др.
соединений.
Изображение и обозначение резьбы на чертежах. Углубление сведений о сборочных чертежах, назначении и содержании чертежей сборочных единиц. Чтение сборочных чертежей.
Практические задания. Изучение чертежей различных соединений деталей; выполнение
эскиза одного из резьбовых соединений деталей; чтение чертежей, содержащих изображения сборочных единиц; выполнение чертежей деталей по заданному сборочному чертежу (деталирование).
Чтение чертежей деталей, имеющих резьбу на наружной и внутренней поверхностях; выполнение эскизов простейших деталей с изображением резьбы, обозначение резьбы
Раздел 6. Основы компьютерной графики.
Автоматизация процесса черчения, САПР. Понятие о программах 3D-моделирования.
Изучение основных функций и интерфейса программы КОМПАС-3D LT V12.
Выполнение основных операций плоской графики в программе КОМПАС-3D: построение
различных геометрических тел, построение и удаление составных объектов, выставление размеров,
масштабирование, работа со слоями, вращение, отзеркаливание.
Построение чертежа по заданным параметрам.
Основные операции при построении 3D-модели простого геометрического тела произвольной формы.
Практические задания. Работа в системе КОМПАС-3D. Создание и сохранение документа.
Создание чертежа, нанесение на него размеров. Построение различных изображений деталей. Построение заданных деталей модели, редактирование деталей. Построение простых 3D-моделей.
2. Тематическое планирование
№
Разделы, темы
п/п
1 Правила оформления и техника выполнения чертежей.
2
3
4
5
Кол-во
часов
3
Способы построения изображений на чертежах.
Чтение и выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков.
Сечения и разрезы.
Сборочные чертежи.
6
11
4
4
6 Основы компьютерной графики.
6
Итого
7
34
Перечень графических работ
№
Тема
п/п
1 Линии и основная надпись чертежа.
2 Построение прямоугольной проекции детали.
Кол-во
часов
1
1
Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений.
Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры (в рабочей тетради).
Выполнение чертежа, содержащего сечение и разрез.
Выполнение сборочного чертежа резьбового соединения.
Построение чертежа геометрических фигур в программе КОМПАС-3D.
Построение чертежа объекта с заданными параметрами в программе КОМПАС-3D.
9
Итого
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
8
3. Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучение курса внеурочной деятельности «Черчение» учащиеся должны:
знать / понимать:
- правила оформления и выполнения чертежей и технических рисунков;
- способы выполнения геометрических построений (деление окружности на части, сопряжения);
- общие сведения о способах проецирования;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости;
- порядок чтения чертежей;
- способы построения несложных аксонометрических изображений;
- последовательность построения чертежа;
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы;
- основные правила нанесения размеров на чертеже
- последовательность выполнения чертежа с помощью чертёжных инструментов и средств
инженерной компьютерной графики;
- назначение и основные функции профильных компьютерных программ графического моделирования;
- место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий.
уметь:
- рационально использовать чертёжные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять полученные знания при выполнении графических и практических работ как на
бумажных носителях, так и в виртуальной среде;
- применять графические знания при решении задач с творческим содержанием различного
характера.
использовать приобретённые знания и умения для:
- самостоятельной творческой деятельности: в техническом творчестве;
- в декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предметов и интерьера);
- выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники;
- чтения и выполнения различными способами чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий как в качестве увлечения, так и в основной профессиональной деятельности.