МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО Протокол заседания кафедры Воспитательной работы от 30.08.2022 года № 3 зав. кафедрой ___________ Ю. В. Германова УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа-гимназия № 1 имени Героя Советского Союза Е. И. Дёминой» Приказ от 30.08.2022 г. № 230 ____________Л. И. Тютюнник 30 августа 2022 года СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Семченко Н. В. 30.08.2022 года ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу внеурочной деятельности «Черчение» Уровень образования среднее общее образование Класс Количество часов 10-11 1 час в неделю, 34 часа в год Программа разработана на базе Примерной программы основного общего образования как обобщающий курс по черчению и графике. УМК курса содержит: «Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский – М.: ДРОФА Астрель, 2019»; «Создание чертежей в КОМПАС-3D LT: учебное пособие / А. В. Флёров – СПб.: НИУ ИТМО, 2015»; электронное программное обеспечение: некоммерческая версия системы графического моделирования КОМПАС-3D LT V12. 2022-2023 учебный год 1. Содержание учебного предмета Рабочая Программа предусматривает изучение формы предметов, правил чтения графических изображений, методов и правил графического изображения информации об изделиях; выполнение графической документации на бумаге и в специализированных компьютерных программах. Раздел 1. Правила оформления и техника выполнения чертежей. Значение черчения в практической деятельности людей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах и Единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Линии: сплошная толстая основная, сплошная тонкая, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Формат листа, рамка и основная надпись. Основные сведения о нанесении размеров: выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса, расположение размерных чисел. Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Практические задания. Знакомство с отдельными типами графической документации; подготовка чертёжных инструментов, организация рабочего места; выполнение углового штампа; выполнение надписей чертёжным шрифтом; нанесение размеров; выполнение эскиза «плоской» детали. Раздел 2. Способы построения изображений на чертежах. Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Косоугольные и прямоугольные проекции. Построение проекции предмета. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Практические задания. Сравнение изображений (нахождение чертежей предметов по их наглядным изображениям); указание направлений проецирования для получения проекций предмета; нахождение правильно выполненных видов детали по наглядному изображению; выполнение чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей (моделирование) деталей и предметов по чертежу. Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков. Анализ графического состава изображений. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Построение третьего вида детали. Чтение чертежей. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения. Чертежи развёрток. Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предметов. Выполнение эскиза и чертежа детали с натуры. Практические задания. Нахождение на чертеже предмета проекций точек, прямых и плоских фигур; построение чертежей, аксонометрических проекций и технических рисунков основных геометрических тел; нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ геометрической формы предмета по чертежу; выполнение технических рисунков и эскизов деталей; выполнение чертежа детали по её описанию; анализ содержания информации, представленной на графических изображениях. Деление отрезков и окружности на равные части; построение сопряжений; выполнение чертежей деталей с геометрическими построениями; построение орнаментов и др. Раздел 4. Сечения и разрезы. Сечения. Назначение сечений. Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на чертеже. Графические обозначения материалов в сечениях. Разрезы. Назначение разрезов как средства получения ин формации о внутренней форме и устройстве детали и изделия. Название и обозначение разрезов. Местные разрезы. Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза. Практические задания. Выполнение эскизов и чертежей деталей с использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей деталей с применением разрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы; нанесение на чертежах проекций точек, расположенных на поверхности предмета; дочерчивание изображений деталей, содержащих раз резы; выполнение чертежей деталей с использованием местных разрезов; построение отсутствующих видов детали с применением необходимых разрезов. Раздел 5. Сборочные чертежи. Графическое отображение и чтение технической информации о соединении деталей и сборочных единицах. Виды соединений де талей. Изображение болтовых, шпилечных, винтовых и др. соединений. Изображение и обозначение резьбы на чертежах. Углубление сведений о сборочных чертежах, назначении и содержании чертежей сборочных единиц. Чтение сборочных чертежей. Практические задания. Изучение чертежей различных соединений деталей; выполнение эскиза одного из резьбовых соединений деталей; чтение чертежей, содержащих изображения сборочных единиц; выполнение чертежей деталей по заданному сборочному чертежу (деталирование). Чтение чертежей деталей, имеющих резьбу на наружной и внутренней поверхностях; выполнение эскизов простейших деталей с изображением резьбы, обозначение резьбы Раздел 6. Основы компьютерной графики. Автоматизация процесса черчения, САПР. Понятие о программах 3D-моделирования. Изучение основных функций и интерфейса программы КОМПАС-3D LT V12. Выполнение основных операций плоской графики в программе КОМПАС-3D: построение различных геометрических тел, построение и удаление составных объектов, выставление размеров, масштабирование, работа со слоями, вращение, отзеркаливание. Построение чертежа по заданным параметрам. Основные операции при построении 3D-модели простого геометрического тела произвольной формы. Практические задания. Работа в системе КОМПАС-3D. Создание и сохранение документа. Создание чертежа, нанесение на него размеров. Построение различных изображений деталей. Построение заданных деталей модели, редактирование деталей. Построение простых 3D-моделей. 2. Тематическое планирование № Разделы, темы п/п 1 Правила оформления и техника выполнения чертежей. 2 3 4 5 Кол-во часов 3 Способы построения изображений на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков. Сечения и разрезы. Сборочные чертежи. 6 11 4 4 6 Основы компьютерной графики. 6 Итого 7 34 Перечень графических работ № Тема п/п 1 Линии и основная надпись чертежа. 2 Построение прямоугольной проекции детали. Кол-во часов 1 1 Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений. Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры (в рабочей тетради). Выполнение чертежа, содержащего сечение и разрез. Выполнение сборочного чертежа резьбового соединения. Построение чертежа геометрических фигур в программе КОМПАС-3D. Построение чертежа объекта с заданными параметрами в программе КОМПАС-3D. 9 Итого 3 4 5 6 7 8 1 1 1 1 1 1 8 3. Планируемые результаты освоения предмета В результате изучение курса внеурочной деятельности «Черчение» учащиеся должны: знать / понимать: - правила оформления и выполнения чертежей и технических рисунков; - способы выполнения геометрических построений (деление окружности на части, сопряжения); - общие сведения о способах проецирования; - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости; - порядок чтения чертежей; - способы построения несложных аксонометрических изображений; - последовательность построения чертежа; - основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов; - условные изображения и обозначения резьбы; - основные правила нанесения размеров на чертеже - последовательность выполнения чертежа с помощью чертёжных инструментов и средств инженерной компьютерной графики; - назначение и основные функции профильных компьютерных программ графического моделирования; - место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий. уметь: - рационально использовать чертёжные инструменты; - анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; - анализировать графический состав изображений; - читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов; - выбирать необходимое число видов на чертежах; - осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; - применять полученные знания при выполнении графических и практических работ как на бумажных носителях, так и в виртуальной среде; - применять графические знания при решении задач с творческим содержанием различного характера. использовать приобретённые знания и умения для: - самостоятельной творческой деятельности: в техническом творчестве; - в декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предметов и интерьера); - выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; - чтения и выполнения различными способами чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий как в качестве увлечения, так и в основной профессиональной деятельности.