Информация от воспитателя средней группы Бушаковой О.В. о правильном подходе к рассказам о войне
04.04.2025
Рекомендации для
родителей
«Как рассказать детям 4-5
лет о войне»
Каждый год наша Родина погружается в атмосферу единства
и сплоченности. Праздник Победы – хороший повод рассказать детям о войне. Для
современных родителей годы с 1941 по 1945 – это время, которое у многих забрало
бабушек, дедушек, прабабушек или прадедушек. В один день закончилось детство у
тех, кому мы обязаны своим детством. Наши родители делились с нами
воспоминаниями, а мы должны передать эстафету памяти последующему поколению.
ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О
ВОЙНЕ? События
прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной
войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря
воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная
война останется на страницах учебников как исторический факт, и не более.
Детям интересно будет узнать о стране, о войне, о подвигах,
благодаря которым мы сейчас живем. Родители, бабушки, дедушки должны посвящать
детей в эту тему, воспитывать в них любовь к Родине, прививать знание истории и
военных событий с малых лет.
С ЧЕГО
НАЧАТЬ РАЗГОВОР? Беседа
на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить
можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить, что это за день, что он
значит для страны, рассказать о подготовке к параду, об украшении города к
празднику. Ребенок сам может натолкнуть родителя на разговор. У дошкольника к 5
годам возникает много вопросов обо всем на свете, поэтому когда-нибудь он
спросит, есть ли бабушки и дедушки у мамы и папы, где они живут, как они
выросли. Это подходящая ситуация для разговора о трудном детстве детей того
времени, о том, что многие мамы и папы никогда не видели своих бабушек и
дедушек. О войне должны знать дети любого пола. Война — это целый период из
жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это героизм и самоотверженность дедов,
отцов, сыновей и братьев, но вместе с тем – крепость духа, забота и стойкость
бабушек, матерей, дочерей, сестер. Такие разговоры дают возможность рассказать
об истинных образах героев.
ПОЧЕМУ НАЧАЛАСЬ ВОЙНА? У детей все просто: в «войнушке» все делятся
на хороших и плохих. В мире взрослых все гораздо сложнее. Ребенку нужно
объяснить, что войны начинаются из-за желания правителей государств захватить
чужие богат-ства, природные ресурсы. Говоря о войне 1941-1945гг., можно рассказать,
что фюрер Германии Адольф Гитлер захотел уничтожить целые народы только потому,
что посчитал свою нацию лучше. Он хотел установить фа-шистский режим во всем
мире и сделать остальных людей рабами, обслугой своего народа. Даже в своей
стране фашисты убивали людей, потому что у них была другая национальность.
Многие страны не смогли сопротивляться Германии и сдались. Наша страна была
гораздо больше, чем сейчас, и называлась Советским Союзом. В Союз входило много
маленьких стран, люди имели разные национальности, но относились друг к другу
так, будто они — одна большая семья. Гитлер предательски напал на Советский
Союз, когда этого никто не ожидал. Люди спали в своих кроватях, но в один
момент их жизнь изменилась, а для многих — оборвалась. Гитлер ожидал быструю
капитуляцию, но он не догадывался, что советские люди будут до конца сражаться
за свою свободу, а многие умрут за нее.
Рассказать о войне могут близкие родственники ребенка.
Если малыш посещает детский сад, то к празднику 9 Мая он познакомится с этой
темой там. В младших группах дети слушают стихи и рассказы на военную тему, а
детки постарше сами принимают участие в утренниках и концертах, надевают детскую
форму — копию военной формы тех лет, учат стихи, песни, поздравляют ветеранов
на параде. Родителям нужно поддерживать «волну», а не возлагать эту сложную
тему только на воспитателей. Детей можно приобщать к изучению Великой
Отечественной войны разными способами: посещать с ребенком вечный огонь, аллею
славы, памятники героям в своем городе; ходить на парад Победы 9 мая; просить
бабушек и дедушек, родившихся в военные или послевоенные годы, рассказать о
своих воспоминаниях из детства; показывать награды своих родственников в войне,
показать фронтовые письма, фотокарточки, если они сохранились; делать с детьми
поделки к празднику Победы для утренника в детском саду или для своих родных;
читать книги о войне. Детская литература подойдет для первого знакомства с
образами войны. Читать книги на эту тему можно уже с трех лет. Малыш еще мал,
он не поймет всех ужасов того времени, но это пока и не нужно. После пяти лет
дети уже более осознанно воспринимают вопросы смерти, примеряя их на себя. Главное
в такие моменты – успокоить ребенка здесь и сейчас: война уже прошла, ее уже
пережили, мы живем в мирное время. Вот некоторые произведения о военном
времени, которые подойдут для дошкольников:
«Брат мой в армию идет», В. Орлов;
«Галина мама», С. Георгиевская;
«Арбузный переулок», В. Драгунский;
«Андрейка», В. Осеева;
«Стальное
колечко», К. Паустовский;
«Шинель», Е. Благинина;
«Кукла», Г. Черкашин;
«Главное войско», «Памятник солдату»,
«Твои защитники», Л. Кассиль;
«Землянка», А. Митяев.
Можно вместе с ребенком посмотреть мультфильм «Баллада о
солдате».
ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ.
Знакомя малыша с событиями тех лет, можно также
рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют
боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному
ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным –
так же почетно, как быть учителем, вра-чом, пожарным, полицейским. К военным
специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста,
инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие
миссии. Женщины наравне с мужчинами шли на войну и проявляли храбрость, отвагу,
самоотверженность. Остальные работали на заводах, в госпиталях, детских садах,
школах. Женщины все так же оставались матерями и женами на войне, заботились о
своих и чужих детях, о раненых на войне солдатах, как о братьях.
ДЕТИ –
ГЕРОИ ВОЙНЫ.
Военные годы были тяжелым испытанием для всех. В один
миг детям того времени пришлось повзрослеть. Закончилось их детство: игры в
игрушки сменились тяжелым трудом и заботой о тех, кто слабее и беспомощнее.
Война – тема взрослая, но она унесла много детских жизней. Дети совер-шали
поистине героические поступки. Их объединяла искренняя ненависть к фашизму и
готовность пожертвовать жизнью, чтобы помочь Советской армии уничтожить
оккупантов. Многие не увидели Великую Победу.
ПОДВИГИ ГОРОДОВ-ГЕРОЕВ. Рассказывая
о детях – героях войны, нужно упомянуть о том, что героями были не только
отдельные люди, но и целые города. Тринадцать городов современной России,
Украины и Белоруссии носят почетные звания городов-героев. Население этих
городов проявило невиданный героизм и мужество в годы войны.
РОДИТЕЛЯМ
ДОШКОЛЬНИКОВ.
Откладывать разговоры на тему войны не обязательно до
возраста, когда ребенок сам может спросить. Дети видят и понимают больше, чем
нам ка-жется. Тем более не отказывайте ребенку в разговоре о войне, если он
спрашивает об этом сам. Говорить о войне с дошкольником надо простым, понятным
языком. Не надо перегружать рассказ датами, подробностями, которые ребенок
просто не сможет разложить в голове по полочкам. Детям проще воспринимать
информацию наглядно, когда можно посмотреть и потрогать. Поэтому говорите с ребенком,
когда показываете семейный фо-тоальбом, читаете книгу на военную тематику или
рассматриваете журнал о военной технике. Говорить о подвигах советских солдат
можно у вечного огня. Расскажите ребенку, что огонь символизирует вечную память
о павших воинах и горит в любое время суток, в любую погоду. Поговорите о том,
что надписи на мемориальных плитах – это не просто непонятные ребенку слова.
Это имена воинов, погибших за будущее своей страны, за будущее нас и наших
детей.
С именем каждого воина связана своя история – история
его жизни и смерти. Каждый из этих людей был чьим-то сыном, братом, отцом. Их
линия жизни оборвалась, а мы продолжаем жить – и благодарим их за это. Не
стесняйтесь говорить о войне откровенно. Наша общая история не должна пропасть
с годами, мы должны передавать эту память детям, а наши дети будут рассказывать
о войне нашим внукам. Никто не будет забыт, пока
мы с вами помним!
Используемая литература:
1.Шорыгина Т.А. «Беседы
о детях-героях Великой Отечественной войны», ТЦ «Сфера», Москва, 2011 год.
2.Шорыгина Т.А.
«Беседы о Великой Отечественной войне»,ТЦ «Сфера»,Москва, 2015 год.
3.Наглядно-дидактическое
пособие «День Победы», Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2015 год.
4.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.04.2025
Дата обновления: 07.04.2025
Дата публикации: 04.04.2025