Семинар -тренинг для педагогов «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь»

18.01.2023

Методическая разработка для педагогов

Семинар  -тренинг  «Издевательства  над  детьми  (травля)  со  стороны  сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь»

.

Цель:   Познакомить педагогов с понятием «буллинг», рассмотреть  методы и  приемы  по преодолению насилия в школе и оказанию помощи детям. 

 

Упражнение “Аплодисменты”. 

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит  в себе  заряд   положительной      энергии,   поэтому    предлагаю     начать   занятие   с  упражнения  “Аплодисменты”.  Для  этого  необходимо  поднять  руки  перед  собой.  Начинаем  приветствие  друг  друга  с  тихих  аплодисментов.  Одним  пальцем  правой  руки  постучите  по  ладони  левой  руки.  Прислушайтесь  к  этим  тихим  звукам.  Теперь  двумя  пальцами,  тремя  –  аплодисменты  стали  ярче,   четырьмя,   а   теперь   поприветствуйте   друг   друга   целой   ладонью. 

Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это  порой так необходимо в нашей жизни. 

Основная часть: 

  Все  знают,  что  в  любой  школе,  в  любом  классе  есть  дети,  которые       любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги     и   вещи.   Есть  дети,   которые   чаще    других   становятся   жертвами     хулиганов,   задир,   обидчиков.   И   унижение,   издевательства,   травля,      насилие в разных формах это повседневная, обыденная реальность для      большинства школьников. Одни участвуют в этом процессе в качестве    агрессора   или   жертвы.   Другие   —   большинство,   как   очевидцы   и     свидетели. Что же это за  явление такое, в котором учащегося называли     раньше  «белой  вороной»,  «козлом  отпущения»,  жертвой  «  школьной     дедовщины» а теперь жертвами буллинга? 

(Слайд №1)  

 

Буллинг  –  длительная, умышленная  физическая или психическая травля со  стороны  одного  по  отношению  к  другому,  не  способному  защитить  себя  в  данной ситуации. 

Буллинг   (или    травля)   распространяется   по   всему   миру,   как   вирус,   в  последние годы особенно быстро.  

В нашей стране эта проблема была психологически точно поставлена в  замечательном фильме Ролана Быкова «Чучело».  

Виды буллинга

 

ü Прямая, косвенная, кубербуллинг.

ü Вербальный буллинг

ü Невербальный буллинг

ü Запугивание          

ü Изоляция

ü Вымогательство

ü Повреждение и иные действия с имуществом оскорбление, унижение, пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет.

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания. Слайд  №4  Травля  детей  сверстниками  («буллинг»)  –  одна  из  наиболее распространенных      проблем    в  школах    и   детских   коллективах,    которая 

существенно   увеличивает   риск   суицида   среди   подростков,   приводит   к  усилению  агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости,  

эмоциональным и невротическим проблемам. 

(слайд №5)  Школьное насилие  бывает психологического характера (угрозы,  насмешки,  клички,  критика,  высмеивание,  оскорбление,  унижение,  ложь  и  невыполнение     обещаний);  

 физического    характера    (избиение,   нанесение  удара,  шлепки,  подзатыльники,  порча  и  отнятие  вещей);  пренебрежение  интересами и нуждами ребёнка. 

(слайд  №6)  формы  школьного  буллинга:  1)  ученик  –агрессор  и  ученик  – жертва;  2)  взрослый  –агрессор  и  ученик  –  жертва;  3)  ученик  –агрессор  и  взрослый – жертва. 

Основные мотивы буллинга

 

(слайд №3) Роли  в процессе школьной травли:

 

        Лидирующий нападающий (ребенок-агрессор) 

        Дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру) 

        Ребенок-жертва 

•   Свидетели,  подкрепляющие  травлю:  дети,  которые  занимают  сторону    нападающих,                  смеются,          выражают           поддержку  нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят 

        Свидетели-аутсайдеры:  дети,  которые  избегают  ситуаций  травли,  не     занимая ничью сторону 

•   Защитники:   дети,   которые   занимают   очевидную   позицию   против    травли,  либо  активно  противодействуя  нападающим  и  предпринимая    что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая      жертву. 

4.  Практическая работа: 

2 силуэта человека (жертва и агрессор). 

Задание:  

1)слайд №8, 9, 10, 11 - кто становится жертв 

- определить показатели жертвы; 

- последствия школьного насилия. 

2) слайд №12, 13  - кто становится буллером; 

-  определить типичные черты агрессора; 

Должно насторожить, если  дети:

ü притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

ü боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;

ü  меняется поведение и характер ребенка;

ü явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

ü частые просьбы дать денег, воровство;

ü снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

ü постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

ü молчаливость, нежелание идти на разговор;

ü суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Последствия для жертвы буллинга:

ü низкая успеваемость

ü нежелание ходить в школу,

ü невротические и даже психические

ü расстройства.

ü Подозрительность, неверие в добрые

ü намерения других людей

ü у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте.

ü Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

ü Последствия для буллера и наблюдателей

ü Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий.

ü Агрессоров же развращает безнаказанность, они

ü усваивают, что подобными методами можно

ü управлять окружающими.

ü Даже психика сторонних наблюдателей   подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.

Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.

Как это выглядит:

ü кого-то зажимают в углу помещения

ü  школьные принадлежности ребенка часто

ü бывают разбросаны по классу или спрятаны;

ü на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо;

ü школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

ü во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников;

ü на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;Хочу такой сайт

ü ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;

ü признаки насилия на теле или лице у школьника

ü один из учеников находиться в изоляции;

ü младшие школьники боятся зайти в туалет;

ü дети после уроков не расходятся, а кого-то

ü ждут около школы.

мы узнали о жертве…

 

ü Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой» 

ü и перестать скрывать буллинг.

ü Провести доверительную беседу с ребенком, которого

ü обидели, попытаться понять его, поддержать,

ü помочь устранить негативные эмоции (чувство страха,

ü обиды, вины).

Разговор с классом. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.

Проинформировать педагогический коллектив о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

Санкции. Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

Мы узнали об агрессоре…

ü критиковать, корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности.

ü санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор.

Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения.

Алгоритм действий в ситуации буллинга

Необходимо прояснить следующие аспекты:

ü реальность самого буллинга;

ü его длительность;

ü его характер (физический, психологический, смешанный);

ü основные проявления буллинга;

ü участники (инициаторы и исполнители буллинга), их участие в буллинге;

ü свидетели и их отношение к происходящему;

ü поведение жертвы (пострадавшего);

ü  динамику всего происходящего;

ü прочие важные для диагностики обстоятельства.

ü Первичная профилактика травли:

ü Буллинг надо обсуждать

ü Формировать поддерживающую среду

ü Против каждой сила найдется большая сила

ü Тренировать неравнодушие

ü Тренинги уверенного поведения

ü Повышать самооценку

ü Реагировать с юмором(словесное айкидо)

ü Четкие правила в классе: что не запрещено, то разрешено

ü Учиться конструктивной критике, не переходя на личности

Первичная профилактика буллинга:

ü Внутриклассные правила

ü Классные часы

ü Родительские собрания

ü Просмотр фильмов

ü Постановки

ü Сочинения

ü Комбинирование форм работы

ü Привлечение психолога

 

ü  Жертвы     - должны научиться стоять за себя и не молчать 

 

ü   Агрессоры   -  должны отвечать за свои действия и научиться другой    модели поведения  

 

ü Свидетели  - должны научиться не поощрять насилие и не замалчивать     его 

 

ü Учителя и родители  - должны  помогать  и предупреждать насилие  

ü

 

 В каких школах нет места буллингу:

1.     Твердая позиция неприятия любых видов издевательств

2.     четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других

3.     конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих»

4.     взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению  друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно

5.       отношение ко всем принимающее, заботливое, 

6.     взращивается терпимость по отношению к различиям  

7.     между людьми.

 

 5.   Притча  

Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды 

она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою     злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея  решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как  только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее   камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для    Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи,     сказал: «Дорогая, я просил. Чтобы ты перестала причинять людям    страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не    отпугивала их». 

Мораль: нет ничего странного в том, чтобы шипеть на нехорошего    человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и  знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не   пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не   причиняя зло в ответ. 

7.  Упражнение “Я заслуживаю..”. 

Завершая  наши  занятия,  я  хочу  предложить  вам  последнее  упражнение,  вернее, игру – “Я заслуживаю...”.  

-  Счастье редко дается  человеку  “большим  куском”. В  течение  дня бывают  такие    кусочки,   но     мы     их   не   замечаем.   Учиться        замечать   их      просто  необходимо.   Это   помогает   видеть   хорошее   не   только   в   себе,   но   и   в  окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас  подумайте       и  продолжите        фразу    “Я    заслуживаю...”,       вспомните      все   то  хорошее,   что   у   вас   произошло   сегодня,   и   проговорите   это   про   себя. 

Например:  “Я  заслуживаю  вовремя  пришедшего  автобуса”,  “Я  заслуживаю  того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п. 

Дома  каждый  вечер  перед  сном  вспоминайте  не  менее  двадцати  хороших  событий  дня,  начиная  фразой:  “Я  заслуживаю...”  Поверьте  –  это  изменит  ваше отношение к себе и окружающим. 

Слайд №26  Рефлексия  

- Оправдались ли Ваши ожидания? 

- Узнали ли Вы  что-нибудь новое?

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.05.2023

Дата обновления: 05.05.2023

Дата публикации: 18.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».