Рабочая программа Экология

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛАГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ»
РАССМОТРЕНО
На заседании кафедры
Воспитательной работы
______________Германова Ю. В.
Протокол №3 от "30" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

___________ Семченко Н. В.
от 30" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Экология»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи
Республики Крым
«Школа-гимназия№1 имени Героя
Советского Союза
Е. И. Дёминой»
___________
Тютюнник
Л. И.
РеКеспубликиКрым
«Школагимназия
Приказ № 230 от "30" 08. 2022 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023

Уровень образования: основное общее образование ФГОС
Класс: 5
Количество часов: 34, 1 час в неделю

Программа разработана на основе авторской программы В. А. Самковой: Экология. Интегрированный курс для учащихся 5–9 классов
основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М.: Академкнига/Учебник, 2013. — 45 с.
Предметная линия УМК для 5—9 классов основной школы, разработанная в соответствии с образовательной моделью «Экология в
системе культуры».— М.: Академкнига/Учебник, 2013
2022-2023
учебный год
2

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс Введение в экологию: Живая планета (34 часа; 1 ч в неделю)
Введение
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы.
Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Тема 1. История взаимоотношений человека и природы
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних
собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов.
Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и
косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые).
«Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Тема 2. Основные понятия экологии
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления
современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических
знаний в жизни современных людей. Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические
связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли
— самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль
растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Человек в биосфере.
Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной
деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на
Земле. Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения
живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды.
Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса,
степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям
окружающей среды. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе. Антропогенные факторы — факторы, связанные с
деятельностью человека.
Тема 3. Сообщества и экосистемы
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы.
Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем
3

луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в
сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. Группы организмов в природном сообществе. Производители
(продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты
сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные
производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения,
паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Тема 4. Искусственные экосистемы
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его
деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные,
крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды,
загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Тема 5. Край, где ты живёшь (региональный компонент)
Республика Крым: особенности географического положения, территория и границы. Природа Республики Крым и Керченского
полуострова в прошлом. Изменение природы Республики Крым человеком, его причины. Полезные ископаемые и другие ресурсы
Республики Крым. Использование полезных ископаемых и других ресурсов в хозяйственной деятельности человека.
Резерв 1 час
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
Наименование разделов и тем
программы

№
п.
п.
1. Введение

2.
3.

История взаимоотношений человека и
природы
Основы экологии

Количество часов
Авторская
программа

Рабочая
программа

1

1

4

3

10

8

Формы
проведения
занятий
Рассказ с
демонстрацией
видеофрагментов
Беседа
Круглый стол
Беседа
Круглый стол

Использование ЭОР, ЦОР

https://infourok.ru/videouroki/297

https://resh.edu.ru/subject/lesson/561/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/562/
https://ok.ru/video/1462788231615
https://media.prosv.ru/content/item/11052/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/464/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/462/
4

4.

Сообщества и экосистемы

-

6

5.

Искусственные экосистемы

3

3

6.

Край, где ты живешь

16

12

Резерв
Итого

34

Рассказ с
демонстрацией
видеофрагментов
Беседа
Круглый стол
Рассказ с
демонстрацией
видеофрагментов
Практическая
работа
Беседа
Круглый стол
Рассказ с
демонстрацией
видеофрагментов
Беседа
Круглый стол
Рассказ с
демонстрацией
видеофрагментов
Экскурсия
Защита проектов

https://resh.edu.ru/subject/lesson/540/

https://foxford.ru/courses/2988/lessons/64337
https://foxford.ru/courses/2988/lessons/64339

https://media.prosv.ru/content/item/11052/

https://interneturok.ru/lesson/biology/9klass/uchenie-ob-evolyutsii/chelovek-kakzhitel-biosfery-i-ego-vliyanie-na-prirodu-zemli
https://media.prosv.ru/content/item/11052/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=28571988
98267402001&from=tabbar&parentreqid=16630822693712934194683001700238335-vla1-4519-vla-l7-balancer8080-BAL-9527&text=инфоурок+Красная+книга

1
34

III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса учащиеся должны овладеть предметными, метапредметными и личностными учебными действиями.
Предметные результаты
- уметь грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема,
объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое
взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
5

- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр,
гигрометр, анемометр, люксметр;
дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
- объяснятьэкологические взаимодействия в экосистемах своей местности;изменения, происходящие в экосистемах в результате
саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- понимать необходимость сохранения естественных экосистем своей местности, зависимость здоровья человека от качества окружающей
среды.
- анализироватьданные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозироватьдальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планироватьмероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного
уровня;
- оформлять результатыисследований в виде творческих отчетов, научных сообщений,
рефератов, проектов.
Метапредметные результаты
- овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему,
- ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие
эксперименты, делать выводы и заключения,
- структурировать материал, объяснять, доказывать.
- Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими
словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
Личностные результаты
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».