МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛАГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО На заседании кафедры Воспитательной работы ______________Германова Ю. В. Протокол №3 от "30" августа 2022 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Семченко Н. В. от 30" августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Экология» УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия№1 имени Героя Советского Союза Е. И. Дёминой» ___________ Тютюнник Л. И. РеКеспубликиКрым «Школагимназия Приказ № 230 от "30" 08. 2022 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 Уровень образования: основное общее образование ФГОС Класс: 5 Количество часов: 34, 1 час в неделю Программа разработана на основе авторской программы В. А. Самковой: Экология. Интегрированный курс для учащихся 5–9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М.: Академкнига/Учебник, 2013. — 45 с. Предметная линия УМК для 5—9 классов основной школы, разработанная в соответствии с образовательной моделью «Экология в системе культуры».— М.: Академкнига/Учебник, 2013 2022-2023 учебный год 2 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс Введение в экологию: Живая планета (34 часа; 1 ч в неделю) Введение Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Тема 1. История взаимоотношений человека и природы Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу. Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде. Тема 2. Основные понятия экологии Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей. Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле. Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Тема 3. Сообщества и экосистемы Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем 3 луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений. Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети. Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга). Тема 4. Искусственные экосистемы Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей. Тема 5. Край, где ты живёшь (региональный компонент) Республика Крым: особенности географического положения, территория и границы. Природа Республики Крым и Керченского полуострова в прошлом. Изменение природы Республики Крым человеком, его причины. Полезные ископаемые и другие ресурсы Республики Крым. Использование полезных ископаемых и других ресурсов в хозяйственной деятельности человека. Резерв 1 час II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (34 ч; 1 ч в неделю) Наименование разделов и тем программы № п. п. 1. Введение 2. 3. История взаимоотношений человека и природы Основы экологии Количество часов Авторская программа Рабочая программа 1 1 4 3 10 8 Формы проведения занятий Рассказ с демонстрацией видеофрагментов Беседа Круглый стол Беседа Круглый стол Использование ЭОР, ЦОР https://infourok.ru/videouroki/297 https://resh.edu.ru/subject/lesson/561/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/562/ https://ok.ru/video/1462788231615 https://media.prosv.ru/content/item/11052/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/464/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/462/ 4 4. Сообщества и экосистемы - 6 5. Искусственные экосистемы 3 3 6. Край, где ты живешь 16 12 Резерв Итого 34 Рассказ с демонстрацией видеофрагментов Беседа Круглый стол Рассказ с демонстрацией видеофрагментов Практическая работа Беседа Круглый стол Рассказ с демонстрацией видеофрагментов Беседа Круглый стол Рассказ с демонстрацией видеофрагментов Экскурсия Защита проектов https://resh.edu.ru/subject/lesson/540/ https://foxford.ru/courses/2988/lessons/64337 https://foxford.ru/courses/2988/lessons/64339 https://media.prosv.ru/content/item/11052/ https://interneturok.ru/lesson/biology/9klass/uchenie-ob-evolyutsii/chelovek-kakzhitel-biosfery-i-ego-vliyanie-na-prirodu-zemli https://media.prosv.ru/content/item/11052/ https://yandex.ru/video/preview/?filmId=28571988 98267402001&from=tabbar&parentreqid=16630822693712934194683001700238335-vla1-4519-vla-l7-balancer8080-BAL-9527&text=инфоурок+Красная+книга 1 34 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения данного курса учащиеся должны овладеть предметными, метапредметными и личностными учебными действиями. Предметные результаты - уметь грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования; - владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг; - определять типы наземных и водных экосистем своей местности; 5 - уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп. - объяснятьэкологические взаимодействия в экосистемах своей местности;изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора; - понимать необходимость сохранения естественных экосистем своей местности, зависимость здоровья человека от качества окружающей среды. - анализироватьданные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности; - сравнивать результаты своих исследований с литературными данными; - прогнозироватьдальнейшие изменения экосистем своей местности; - планироватьмероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня; - оформлять результатыисследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов. Метапредметные результаты - овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, - ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, - структурировать материал, объяснять, доказывать. - Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. Личностные результаты — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. 6