МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» . Рассмотрено Протокол заседания кафедры начального обучения от «___»_______ 2022 №___ зав. кафедрой ____________Павловская Н.А. Согласовано Заместитель директора по УВР ___________Головская С.Д. «_____»____________2022г Утверждаю Директор МБОУ г. Керчи РК « Школа-гимназии№1» _______________Тютюнник Л.И. Приказ № 230 от 30.08.2022г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00EE1AA98F79E1BBB66402043C488C8247 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 25.05.2023 до 17.08.2024 Коррекционная программа психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ Класс 1-4 Уровень образования начальное общее образование Количество часов один час в неделю 34 часа (1 класс – 33часа) Программа разработана на основе методических рекомендаций : «Разработка адаптированных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие Симферополь, 2017 Автор-составитель: Комарова О.А., методист центра качества образования, преподаватель кафедры психологии и педагогики ГБОУ ДП РК КРИППО Программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». г. Керчь 2022г. 1. Содержание программы. Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностнодеятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придаётся всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. ЦЕЛЬ: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для учащихся с ОВЗ и успешное формирование и развитие у них учебных, социальных и познавательных навыков для полноценного развития личности. ЗАДАЧИ: 1. Развивать у детей когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной школе. 2. Формировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. 3. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. Принципы построения занятий: 2 1. От простого к сложному. 2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе. 3. Каждое занятие рассчитано на 30мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса. 4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются; 5. Наращивание темпа выполнения заданий; 6. Смена разных видов деятельности. Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формальнологического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении. Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. 1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. № занятия 1 Цель занятия Содержание Знакомство. Пояснение целей и задач занятий. Установление контакта. 2 Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной коорди- - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает» - Рисование. Графический диктант. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. 3 нации Развитие навыков саморегуляции. 3 4 5 6 7 8 9 10 - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. Тренировка внимания - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций - Выполнение упражнений и заданий в тетради. Развитие аналитических способ- Динамическая пауза («Животные - растения», ностей и способности рассуждать. «Право - лево») - Графический диктант. Штриховка. Тренировка слуховой памяти. - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «лево - право») - Графический диктант. Штриховка. Тренировка зрительной памяти. - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. Развитие логического мышления. - Психогимнастика. Обучение поиску закономерностей - Разминка (вопросы – ответы) Развитие аналитических способ- Выполнение упражнений и заданий в тетради. ностей и способности рассуждать - Динамическая пауза («Лево - право», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. Совершенствование воображения. - Психогимнастика. Развитие наглядно-образного - Разминка (вопросы – ответы) мышления. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. Развитие быстроты реакции. - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций. - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») - Графический диктант. Штриховка. Развитие концентрации внимания. - Психогимнастика. Развитие пространственного вос- Разминка (вопросы – ответы) приятия и сенсомоторной коорди- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. нации - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. Тренировка внимания - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций - Выполнение упражнений и заданий в тетради. Развитие аналитических способ- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», ностей и способности рассуждать. «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. 4 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 13 14 15 16 17 18 19 - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. Развитие логического мышления. - Психогимнастика. Обучение поиску закономерностей - Разминка (вопросы – ответы) Развитие аналитических способ- Выполнение упражнений и заданий в тетради. ностей и способности рассуждать - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. Совершенствование воображения. - Психогимнастика. Развитие наглядно-образного - Разминка (вопросы – ответы) мышления. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») - Графический диктант. Штриховка. Развитие концентрации внимания. - Психогимнастика. Развитие пространственного вос- Разминка (вопросы – ответы) приятия и сенсомоторной коорди- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. нации - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. Тренировка внимания - Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. - Разминка (вопросы – ответы) Совершенствование мыслитель- Выполнение упражнений и заданий в тетради. ных операций - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») - Графический диктант. Штриховка. Тренировка зрительной памяти. - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») - Графический диктант. Штриховка. Развитие логического мышления. - Психогимнастика. Обучение поиску закономерностей - Разминка (вопросы – ответы) Развитие аналитических способ- Выполнение упражнений и заданий в тетради. ностей и способности рассуждать - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», 5 20 21 22 23 24 25 26 27 «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. Совершенствование воображения. - Психогимнастика. Развитие наглядно-образного - Разминка (вопросы – ответы) мышления. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. Развитие быстроты реакции. - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций. - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») - Графический диктант. Штриховка. Развитие концентрации внимания. - Психогимнастика. Развитие пространственного вос- Разминка (вопросы – ответы) приятия и сенсомоторной коорди- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. нации - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. Тренировка внимания - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций - Выполнение упражнений и заданий в тетради. Развитие аналитических способ- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», ностей и способности рассуждать. «Саймон сказал…») - Графический диктант. Штриховка. Тренировка слуховой памяти. - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. Тренировка зрительной памяти. - Психогимнастика. Совершенствование мыслитель- Разминка (вопросы – ответы) ных операций. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. Развитие логического мышления. - Психогимнастика. Обучение поиску закономерностей - Разминка (вопросы – ответы) Развитие аналитических способ- Выполнение упражнений и заданий в тетради. ностей и способности рассуждать - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. Совершенствование воображения. - Психогимнастика. Развитие наглядно-образного - Разминка (вопросы – ответы) мышления. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. 6 28 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 29 Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации 30 Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 31 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 32-33 - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») - Графический диктант. Штриховка. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. Примечание. Количество занятий в 1-х классах по учебному плану составляет 33ч в связи с дополнительными каникулами. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-х классов Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. № занятия 1 Цель занятия Содержание Обсуждение планов на будущее. Постановка целей и задач на учебный год. 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных опера- - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает» - Рисование. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) 7 ций 3 Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 4 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 9 Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации 10 Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да – нет») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Футбол») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») 8 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 16 Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации 17 Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 18 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 19 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и спо- - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перекличка») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справ») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в 9 собности рассуждать 20 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. 21 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 22 Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации 23 Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 24 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 25 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 26 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 27 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») - Решение ребусов. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Футбол», «Да нет») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. 10 28 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 29 Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации 30 Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 31 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 32 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 33 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 34 Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Футбол», «Что будет, если...») - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 3-х классов В 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей — смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, 11 на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей. № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 Цель занятия Содержание Обсуждение планов на будущее. - Вводная беседа. Постановка целей и задач на учебный - Психотехнические игры и упражнения год. на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка») - Рисование. Развитие концентрации внимания. - Психогимнастика. Совершенствование мыслительных - Разминка (вопросы – ответы) операций - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») Тренировка внимания - Психогимнастика. Совершенствование мыслительных - Разминка (вопросы – ответы) операций - Выполнение упражнений и заданий в Развитие аналитических способностей и тетради. способности рассуждать. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен») Тренировка слуховой памяти. - Психогимнастика. Совершенствование мыслительных - Разминка (вопросы – ответы) операций - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») Тренировка зрительной памяти. - Психогимнастика. Совершенствование мыслительных - Разминка (вопросы – ответы) операций. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») Развитие логического мышления. - Психогимнастика. Развитие умения решать нестандартные - Разминка (вопросы – ответы) задачи. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») Совершенствование воображения. - Психогимнастика. Развитие наглядно-образного мышле- Разминка (вопросы – ответы) ния. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. Развитие быстроты реакции. - Психогимнастика. Совершенствование мыслительных - Разминка (вопросы – ответы) 12 операций. 9 Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. 10 Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 13 Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 16 Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор») - Решение ребусов. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное 13 17 18 Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 19 Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. 20 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. 21 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 22 Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. 23 Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 24 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 25 Тренировка зрительной памяти. движение», «Сосед справа») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») - Психогимнастика. 14 Совершенствование мыслительных операций. 26 27 28 29 30 - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») Развитие логического мышления. - Психогимнастика. Развитие умения решать нестандартные - Разминка (вопросы – ответы) задачи. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Да - нет») Совершенствование воображения. - Психогимнастика. Развитие наглядно-образного мышле- Разминка (вопросы – ответы) ния. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. Развитие быстроты реакции. - Психогимнастика. Совершенствование мыслительных - Разминка (вопросы – ответы) операций. - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») Развитие концентрации внимания. - Психогимнастика. Развитие пространственного восприятия - Разминка (вопросы – ответы) и сенсомоторной координации - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») Тренировка внимания - Психогимнастика. Совершенствование мыслительных - Разминка (вопросы – ответы) операций - Выполнение упражнений и заданий в Развитие аналитических способностей и тетради. способности рассуждать. - Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал») 31 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 32 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 33 Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. 15 34 Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. - Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор») - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логическипоисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивньие умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи психолога открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других — растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей. № Цель занятия Содержание занятия 1 Постановка целей и задач - Вводная беседа. на учебный год. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка») - Рисование. 2. Развитие концентрации - Психогимнастика. внимания. - Разминка (вопросы – ответы) Совершенствование мыс- Выполнение упражнений и заданий в тетради. лительных операций - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») 3. Тренировка внимания - Психогимнастика. 16 4. 5. Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций 6. Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи 7. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. 8. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 9. Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. 10. Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций 11. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 12. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь») 17 13. Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. 14. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. 15. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 16 Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. 17. Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 18. 19. 20. Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. 21 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 22. Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Скульптор», «Перечисли предметы на букву..») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Футбол») - Решение ребусов. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Хор») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Я знаю…») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Море волнуется», «Хор») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») 18 23. 24. Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 25. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 26. Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. 27. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. 28. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 29. Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. 30. Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций 31. 32. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыс- - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Мы собирались в поход») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. 19 лительных операций. 33. Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. 34 Поведение итогов. На момент поступления в школу Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. В игре способен вести переговоры. Пыта- - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Мы собирались в поход») - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Цепочка слов») Интеллектуальный марафон. 3.Планируемые результаты На момент На момент окончания 2 окончания 3 класса класса Личностные УУД Проявляет саПроявляет саПроявляет самостоятельмостоятельмостоятельность в разных ность в некото- ность в учебной видах детской рых видах деятельности, деятельности, учебной деяоценивает пооценивает деятельности. ступки детей и тельность и по- Оценивает дея- взрослых, аргуступки не толь- тельность лите- ментирует свой ко свои, но и ратурных перответ своих сверстсонажей пытаников. ется обосновывать свои мысли Относиться от- Относиться от- Относиться открыто ко внеш- крыто ко внеш- крыто ко внешнему миру, чув- нему миру, чув- нему миру, чувствует уверенствует свою ствует уверенность в своих уверенность не ность в своих силах во внетолько в игросилах в учебной урочной деявой деятельнодеятельности, тельности сти, умеет адап- умеет адаптитироваться к роваться к ноновым ситуаци- вым ситуациям ям в учебной деятельности Взаимодейству- Взаимодейству- Взаимодействует со сверстни- ет со взрослыми ет со сверстниками и взроси сверстниками ками и взрослыми через на основе люлыми даже не совместную иг- бой совместной имея совместровую или деятельности ной деятельноучебную деяумеет договасти, имея целью тельность. Спо- риваться о сов- достигнуть касобен договаместных дейкой-либо личНа момент окончания 1 класса У выпускников начальной школы Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения. Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения. 20 ется сдерживать риваться и учисвои эмоции тывать интересы других, сдерживает свои эмоции В рамках игры Обсуждает обсуждает воз- проблемы возникающие про- никающие в блемы, правила, учебной игроможет поддервой деятельжать разговор ность, может на интересуюподдержать щую его тему разговор на интересующую его тему Положительно относится к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности Принимает и сохраняет учебную задачу Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную Проявляет умения произвольности предметных действий Овладевает способами самооценки выполнения действий ствиях и плане совместной деятельности ной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку) Обсуждает про- Обсуждает блемы вознипроблемы , изкающие в инте- бегает конресующей его фликты, с интесфер, с интере- ресом обсуждасом обсуждает ет интересуюинтересующие щие его вопроего вопросы, сы, расспраширасспрашивает вает взрослых о взрослых том. Что для него важно Способен соДоброжелачувствовать и тельно реагирусопереживать, ет на замечания принимает способен исоценку своим правиться в отпоступкам от вет на предлосверстников жение взрослого Регулятивные УУД С помощью пе- Способен сам дагога ставит поставить заучебную задачу дачу в творческой деятельности связанной с учебной Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п. Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результа21 та предыдущего действия Коммуникативные УУД Активно взаиИмеет первона- Формируются Планирует Планирует учебмодействует со чальные навыки навыки совучебное соное сотрудничесверстниками и работы в групместной учебтрудничество ство со сверствзрослыми на пе: совместное ной деятельно- совместно с никами: участоснове общей обсуждение сти над проекучителем, при- вует в распредедеятельности правил, распре- том: выполненимает участие лении ролей, соделение ролей. ние роли, зав контроле чуставлении плана данной учитежой деятельно- деятельности, лем, помощь сти, осуществобсуждении ретоварищам по ляет рефлексию зультатов. репроекту флексии Проявляет люУмеет задавать Умеет задавать Умеет сотрудСпособен постабопытство ко вопросы, провопросы, чем ничать со вить задачи для всему новому и являет не толь- проявляет свою сверстниками и инициативного необычному ко любопытлюбознательвзрослыми в сотрудничества ство, но и люность, умеет поисках интепри поиске и бознательность слушать ресующей инсборе информаформации ции Способен дого- Умеет выслуЧастично влаЧувствуя приВладеет спосовариваться, шать и понять деет навыками ближения конбами разрешения учитывать инточку зрения преодоления фликта спосоконфликта, мотересы других в другого, отста- конфликта бен его избежет стать поигровой деяивать свою жать или быст- средником в разтельности ро нивелирорешении вать Результатом прохождения занятий по данной программе является повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС 3 поколения. 22