МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГОСОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО на заседании кафедры воспитательной работы Протокол № 3 от 31.08.2023г. Зав. каф.___ Германова Ю.В. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Водопьянов С.Д. 31.08.2023 года УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Приказ № 271 от 31.08.2023г. __________ Тютюник Л.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Занимательная математика» Уровень образования - начальное общее образование Класс: 1-4 класс Количество часов: 1 час в неделю Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с ООП НОО МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Керчь 2023 "Занимательная математика" Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе: ✓ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; ✓ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; ✓ методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296); ✓ Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. ✓ Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ. Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности. ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность. ЗАДАЧИ: ✓ расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; ✓ расширять математические знания в области чисел; ✓ содействовать умелому использованию символики; ✓ правильно применять математическую терминологию; ✓ развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; ✓ уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, ✓ развивать краткости речи. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: ✓ Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. ✓ Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. ✓ Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). ✓ Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. ✓ Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физикоматематического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. ✓ Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия. ✓ Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся: ✓ усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; ✓ помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; ✓ формировать творческое мышление; ✓ способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА. В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в 1 уровень повседневной жизни. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего 2 уровень общества и социальной реальности в целом. 3 уровень Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: ✓ развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; ✓ развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; ✓ воспитание чувства справедливости, ответственности; ✓ развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. ✓ Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). ✓ Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. ✓ Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. ✓ Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. ✓ Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. ✓ Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. ✓ Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии. ✓ Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. ✓ Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. ✓ Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: ✓ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ✓ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ✓ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: ✓ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ✓ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; ✓ выразительно читать и пересказывать текст; ✓ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; ✓ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). ✓ ✓ ✓ 1 КЛАСС Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 1 КЛАСС № Наименование раздела Содержание раздела Названия и последовательность чисел от 1 до 20. 1 Числа. Арифметические Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих действия. Величины. числа. 2 Мир занимательных задач. 3 Геометрическая мозаика. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № 1 Тема 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-12 13 14 15-16 17 18 19 20 21-22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Кол-во часов Математика — это интересно. Математика - царица наук. Танграм: древняя китайская головоломка Путешествие точки. Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. Танграм: древняя китайская головоломка Волшебная линейка Праздник числа 10 Конструирование многоугольников из деталей танграма Игра-соревнование «Весёлый счёт» Игры с кубиками Конструкторы Весёлая геометрия Математические игры «Спичечный» конструктор Задачи-смекалки Прятки с фигурами Математические игры Числовые головоломки Математическая карусель Уголки Игра в магазин. Монеты Конструирование фигур из деталей танграма Игры с кубиками Математическое путешествие Математические игры Секреты задач Математическая карусель Числовые головоломки Математические игры КВН 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 33 ч ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 1 2 Дата Тема Содержание занятия Математика — это интересно. Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). Танграм: древняя китайская Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без Цифровые ЭОР, ЦОР http://www.vneuroka.ru/mathem atics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и головоломка. заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. задачки, фокусы, ребусы. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 3 Путешествие точки. 4 "Спичечный" конструктор. 5 Танграм: древняя китайская головоломка. 6 Волшебная линейка 7 Праздник числа 10 8 Конструирован ие многоугольнико в из деталей танграма 9 Играсоревнование «Веселый счёт» 10 Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 1112 Конструкторы http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса 13 Весёлая геометрия Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственно- му замыслу. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени Построение «математических» https://rosuchebnik.ru 14 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. http://ru.wikipedia.org/w/index. энциклопедия http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы ttps://znanio.ruh http://ru.wikipedia.org/w/index. энциклопедия 1516 Математически е игры. «Спичечный» конструктор пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). http://ru.wikipedia.org/w/index. энциклопедия 17 Задачисмекалки. 18 Прятки с фигурами 19 Математические игры 20 Числовые головоломки 2122 Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». 23 Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. http://uchitel.edu54.ru/node/1604 7?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 24 Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20. http://www.vneuroka.ru/mathem atics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир 25 Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. https://znanio.ru 26 Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях http://uchitel.edu54.ru/node/1604 7?page=1 – игры, презентации в начальной школе. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени https://infourok.ru http://ru.wikipedia.org/w/index. энциклопедия http://www.vneuroka.ru/mathem atics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование метода от обратного. Взаимный контроль. Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с применением знаний в измененных условиях. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. 27 Математическое путешествие. 28 Математические игры 29 Секреты задач 30 Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. 31 Числовые головоломки. 32 Математические игры. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». 33 КВН Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. http://www.vneuroka.ru/mathem atics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://ru.wikipedia.org/w/index. энциклопедия http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. Итого: 33 ч Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - понимать как люди учились считать; - находить суммы ряда чисел; - из истории линейки, нуля, математических - решать задачи, связанные с нумерацией, на знаков; сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; - работать с пословицами, в которых - разгадывать числовые головоломки и математические встречаются числа; ребусы; - выполнять интересные приёмы устного - находить в окружающем мире предметы, дающие счёта. представление об изученных геометрических фигурах. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 2 КЛАСС № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. Содержание раздела Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 2 Мир занимательных задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. 3 Геометрическая мозаика. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12 13 14 15 16-17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема «Удивительная снежинка» Крестики-нолики Математические игры Прятки с фигурами Секреты задач «Спичечный» конструктор Геометрический калейдоскоп Числовые головоломки «Шаг в будущее» Геометрия вокруг нас Путешествие точки «Шаг в будущее» Тайны окружности Математическое путешествие «Новогодний серпантин» Математические игры «Часы нас будят по утрам…» Геометрический калейдоскоп Головоломки Секреты задач «Что скрывает сорока?» Интеллектуальная разминка Дважды два — четыре Кол-во часов 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Дважды два — четыре В царстве смекалки Интеллектуальная разминка Составь квадрат Мир занимательных задач Математические фокусы Математическая эстафета 26-27 28 29 30 31-32 33 34 2 1 1 1 2 1 1 Итого: 34 ч ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 КЛАСС № 1 Дата Тема «Удивительна я снежинка» Содержание занятия Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). 2 Крестикинолики 3 Математичес кие игры 4 Прятки с фигурами 5 Секреты задач 6-7 «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. 8 Геометрическ ий калейдоскоп 9 Числовые головоломки Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Цифровые ЭОР, ЦОР http://www.developkinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. http://www.vneuroka.ru/m athematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://ru.wikipedia.org/w/in dex. - энциклопедия http://uchitel.edu54.ru/nod e/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. http://www.vneuroka.ru/m athematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://puzzleru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени 10 «Шаг в будущее» Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». 11 Геометрия вокруг нас Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. 12 Путешествие точки 13 «Шаг в будущее» 14 Тайны окружности 1617 «Новогодний серпантин» 18 Математичес кие игры 19 «Часы нас будят по утрам…» Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 20 Геометрическ ий Задания на разрезание и составление фигур. 15 Математичес кое путешествие http://puzzleru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы http://uchitel.edu54.ru/nod e/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. http://www.vneuroka.ru/m athematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://puzzleru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://ru.wikipedia.org/w/in dex. - энциклопедия http://www.vneuroka.ru/m athematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://uchitel.edu54.ru/nod e/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. калейдоскоп 21 Головоломки 22 Секреты задач 23 «Что скрывает сорока?» 24 Интеллектуал ьная разминка 25 Дважды два — четыре 2627 Дважды два — четыре 28 В царстве смекалки 29 Интеллектуал ьная разминка 30 Составь квадрат Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» . Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://www.developkinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://www.developkinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pu pil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://puzzleru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы http://ru.wikipedia.org/w/in dex. - энциклопедия http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pu pil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Мир занимательны х задач 3132 33 Математичес кие фокусы Математичес кая эстафета 34 Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). http://uchitel.edu54.ru/nod e/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). http://www.developkinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени Итого: 34 ч Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов - использовать интересные приёмы устного счёта; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 3 КЛАСС № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. Содержание раздела Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. 2 Мир занимательных задач. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 3 Геометрическая мозаика. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № 1 Тема 2 3 4 5-6 7 8-9 10 11-12 13 14 15 16 17 18 19 20-21 22 23 24 25 26-27 28 29 30 31 32-33 34 Интеллектуальная разминка «Числовой» конструктор Геометрия вокруг нас Волшебные переливания В царстве смекалки «Шаг в будущее» «Спичечный» конструктор Числовые головоломки Интеллектуальная разминка Математические фокусы Математические игры Секреты чисел Математическая копилка Математическое путешествие Выбери маршрут Числовые головоломки В царстве смекалки Мир занимательных задач Геометрический калейдоскоп Интеллектуальная разминка Разверни листок От секунды до столетия Числовые головоломки Конкурс смекалки Это было в старину Математические фокусы Энциклопедия математических развлечений Математический лабиринт Итого: 34 ч Кол-во часов 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 КЛАСС № Дата Тема 1 Интеллектуальная разминка 2 «Числовой» конструктор 3 Геометрия вокруг нас 4 Содержание занятий Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Цифровые ЭОР, ЦОР http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы Волшебные переливания Задачи на переливание. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 5-6 В царстве смекалки http://uchitel.edu54.ru/node/1604 7?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 7 «Шаг в будущее» 8-9 «Спичечный» конструктор 10 Числовые головоломки Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы http://uchitel.edu54.ru/node/1604 7?page=1 – игры, презентации в начальной школе. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 1112 Интеллектуальная разминка 13 Математические фокусы 14 Математические игры 15 Секреты чисел 16 Математическая копилка 17 Математическое путешествие 18 Выбери маршрут Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 Единица длины километр. Составление карты путешествия: на http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://uchitel.edu54.ru/node/1604 7?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 19 Числовые головоломки 2021 В царстве смекалки 22 Мир занимательных задач 23 Геометрический калейдоскоп 24 Интеллектуальная разминка 25 Разверни листок 2627 От секунды до столетия 28 Числовые определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Решение и составление http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы http://school- головоломки ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). collection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 29 Конкурс смекалки Задачи в стихах. Задачишутки. Задачи-смекалки. 30 Это было в старину 31 Математические фокусы 3233 Энциклопедия математических развлечений 34 Математический лабиринт Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?s ubject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы http://uchitel.edu54.ru/node/1604 7?page=1 – игры, презентации в начальной школе. Итого: 34 ч Требования к результатам обучения учащихся 3 класса Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - различать имена и высказывания великих -преобразовывать неравенства в равенства, математиков; составленные из чисел, сложенных из палочек в виде - работать с числами – великанами; римских цифр; - пользоваться алгоритмами составления и - решать нестандартные, олимпиадные и старинные разгадывания математических ребусов; задачи; понимать «секреты» некоторых - использовать особые случаи быстрого умножения на математических фокусов. практике; - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 4 КЛАСС № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. 2 Мир занимательных задач. 3 Геометрическая мозаика. Содержание Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС - 34 часа № Тема Кол--во часов 1 Интеллектуальная разминка Числа-великаны Мир занимательных задач Кто что увидит? Римские цифры Числовые головоломки Секреты задач В царстве смекалки Математический марафон «Спичечный» конструктор Выбери маршрут Интеллектуальная разминка Математические фокусы Занимательное моделирование Математическая копилка Какие слова спрятаны в таблице? «Математика — наш друг!» Решай, отгадывай, считай В царстве смекалки Числовые головоломки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-11 12 13 14 15-17 18 19 20 21 22-23 24 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 1 1 1 1 2 1 25-26 27 28-29 30 31 32 33 34 Итого: 34 ч Мир занимательных задач Математические фокусы Интеллектуальная разминка Блиц-турнир по решению задач Математическая копилка Геометрические фигуры вокруг нас Математический лабиринт Математический праздник 2 1 2 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 1 4 КЛАСС Дата Тема Интеллектуаль ная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Цифровые ЭОР, ЦОР http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». Содержание занятий 2 Числа-великаны Как велик миллион? Что такое гугол? http://ru.wikipedia.org/w/index. энциклопедия 3 Мир занимательных задач http://www.vneuroka.ru/mathematics. php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 4 Кто что увидит? Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. 5 Римские цифры Занимательные задания с римскими цифрами. 6 Числовые головоломки 7 Секреты задач 8 В царстве смекалки 9 Математически й марафон Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) Решение задач международного конкурса «Кенгуру». http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». http://www.vneuroka.ru/mathematics. php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 1011 «Спичечный» конструктор 12 Выбери маршрут 13 Интеллектуальн ая разминка 14 Математически е фокусы 1517 18 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. Занимательное моделирование Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. Математическа я копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы http://www.vneuroka.ru/mathematics. php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы детские журналы), для составления задач. Поиск в таблице (9 слов, связанных математикой. 19 Какие слова спрятаны в таблице? 20 «Математика — наш друг!» Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 21 Решай, отгадывай, считай Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. 2223 В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 24 Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). 2526 Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. 27 Математически е фокусы 2829 Интеллектуальн Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. Работа в «центрах» деятельности: 9) с http://www.vneuroka.ru/mathematics. php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. http://www.vneuroka.ru/mathematics. php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы http://www.vneuroka.ru/mathematics. php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы http://www.vneuroka.ru/mathematics. php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://www.vneuroka.ru/mathematics. php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и ая разминка 30 Блиц-турнир по решению задач 31 Математическа я копилка 32 Геометрические фигуры вокруг нас 33 Математически й лабиринт 34 Математически й праздник конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач Поиск квадратов в прямоугольнике 2 5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». задачки, фокусы, ребусы. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». http://ru.wikipedia.org/w/index. энциклопедия http://www.vneuroka.ru/mathematics. php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы Итого: 34 ч Требования к результатам обучения учащихся 4 класса Обучающийся научится: - проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур - конструировать предметы из геометрических фигур. - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание. Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. - решать задачи на противоречия. - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах. - работать над проектами ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА № п/п 1. 2. 3. Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1.Используемая литература (книгопечатная продукция) 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000. 7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006. 11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001. 14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006. 15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975. 16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал. 2. Печатные пособия Демонстрационные таблицы по темам. 1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. 2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. 3. Игры и другие пособия 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 4 5. 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 7. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 8. Набор «Геометрические тела». 10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. 9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др. 4. Технические средства обучения ПК Мультимедийный проектор Интернет-ресурсы 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия 8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов