Рабочая программа элективного курса методы решения физических задач

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И.ДЁМИНОЙ ГИМНАЗИЯ № 1
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры естественноматематических наук

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ "Школагимназия №1" имени Героя
Советского Союза
Е.И.Дёминой

зав. кафедрой __________ И.В. Бондаренко __________ Н.В. Семченко
протокол от 28.08.2023 г. №1

__________ Тютюнник Л.И.
Приказ от 31.08.2023 №271

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Элективный курс. Методы решения физических задач»
для обучающихся 10-11 классов

Составитель: учитель физики Петрашкевич Сергей Вячеславович

Уровень образования: среднее общее образование
Количество часов 68, из них:
в 10 классе – 34 часа, 2 часа в неделю
в 11 классе – 34 часа, 2 часа в неделю

Керчь 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения
физических задач» составлена на основе:
 «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное
обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.
 авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А.
Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов,
Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», «Вентана-Граф», 2010 г.
Курс рассчитан на 2 года обучения
Цели элективного курса:
1. развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих способностей в процессе решения физических задач и
самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование

представителей

о

постановке,

классификаций,

приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы,
свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного
приобретения

и

оценки

новой

информации

содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.

физического

2. Общая характеристика курса
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой
научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его
роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством
формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе
решения обучающиеся овладевают методами исследования различных
явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и
взглядами,

с

открытиями

отечественных

ученых,

с

достижениями

отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее
совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для
этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены
основные разделы школьного курса физики, в начале изучения, которых с
учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При
подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные,
качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является
знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными
способами

решения.

Большое

значение

дается

алгоритму,

который

формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект
решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется
последовательности

действий,

анализу

физического

явления,

проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале
раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной
физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов
курса физики 11 класса.

3

При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический
материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели
повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
При

решении

задач

по

механике,

молекулярной

физике,

электродинамике главное внимание обращается на формирование умений
решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика»,
«Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия
в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе
открытых баз ЕГЭ по физике части «В» и части «С». Работы рассчитаны на
два часа, содержат от 5 до 10 задач, два варианта. После изучения небольших
тем («Законы сохранения. Гидростатика», «Основы термодинамики»,
«Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме
тестовой работы на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала


соответствие содержания задач уровню классической физики,

выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной
физики, с возможностью построения в процессе решения физических и
математических моделей изучаемых объектов с различной степенью
детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов
физических

теорий,

фундаментальных

физических

законов,

методологических принципов физики, а также методов экспериментальной,
теоретической и вычислительной физики;


соответствие

содержания

и

форм

предъявления

задач

требованиям государственных программ по физике;


возможность

обучения

анализу

условий

экспериментально

наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;


возможность формирования посредством содержания задач и

методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к
изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого
4

может быть решена задача;


жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Предлагаемый
исследовательский

курс
подход

ориентирован
в

обучении,

на

в

коммуникативный

котором

прослеживаются

следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное
творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной
ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме →
анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование
физической части проблемы (задачи)
моделей

(физических,

выдвижение гипотез

математических)

разработка

прогнозирование

результатов

развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений

проверка и

корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений
→ предложения по использованию полученных результатов для постановки
и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным
темам

курса

физики,

а

также

по

темам

других

предметов

естественнонаучного цикла, оценка значения.
Методы и организационные формы обучения
Для

реализации

целей

и

задач

данного

прикладного

курса

предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по
решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На
занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы:
постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому
национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д.
Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
Доминантной

же

формой

учения

должна

стать

исследовательская

деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в
классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны
носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и
должны

быть

достаточно

разнообразными.

Прежде

всего,

это
5

исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих
таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач.
В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать
учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование
частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях
информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том
случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать
продуктивные методы.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса
являются:


Физические приборы.



Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).



Дидактические материалы.



Учебники физики для старших классов средней школы.



Учебные пособия по физике, сборники задач.

Организация самостоятельной работы
Самостоятельная

работа

предполагает

создание

дидактического

комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования
конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических
законов,

методологических

принципов

физики,

а

также

методов

экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных
сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Ожидаемыми результатами занятий являются:


расширение знаний об основных алгоритмах решения задач,

различных методах приемах решения задач;


развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и
6

творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения
новых знаний, анализа и оценки новой информации;


сознательное самоопределение ученика относительно профиля

дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;


получение представлений о роли физики в познании мира,

физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
-

анализировать физическое явление;

-

проговаривать вслух решение;

-

анализировать полученный ответ;

-

классифицировать предложенную задачу;

-

составлять простейших задачи;

-

последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи

средней трудности;
-

выбирать рациональный способ решения задачи;

-

решать комбинированные задачи;

-

владеть различными методами решения задач: аналитическим,

графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки

7

3. Содержание курса
10 -11 классы
Физическая задача.
Классификация задач (2 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая
теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу
задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению
задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (4 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения
физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления;
формулировка идеи. решения (план решения). Выполнение плана решения
задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для
расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической
задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы
решения:

алгоритмы,

аналогии,

геометрические

приемы.

Метод

размерностей, графические решения и т. д.
Кинематика, динамика (10 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на
основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости,
трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки,
системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические
характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
8

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных
задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с
техническим

и

краеведческим

содержанием,

военно-техническим

содержанием.
Законы сохранения (10 ч)
Классификация

задач

по

механике:

решение

задач

средствами

кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на
определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения
механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные
объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с
примерами решения задач по механике республиканских и международных
олимпиад.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение
молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения
идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул,
характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева —
Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание
явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения,
капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на
определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила
упругости.

9

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении
качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи
бытового содержания.
Основы термодинамики (2 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на
тепловые двигатели.
11 класс
Электрическое и магнитное поля (9 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и
приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми
линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач
на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия:
магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием
электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах (9 ч)
Задачи

на

различные

приемы

расчета

сопротивления

сложных

электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей
постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой
цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного
соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.
Постановка

и

решение

фронтальных

экспериментальных

задач

на

определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или
иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
10

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах,
вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика
конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные
задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Электромагнитные колебания и волны (12 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции:
закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн:
скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном
ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и
коллективное

решение

экспериментальных

задач

с

использованием

осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов
для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных
приборов.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач
(2 часа)

11

Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач»
(«Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное
обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»:
10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в
средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
4. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать
задачи», М., Дрофа, 2007 г.
5. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М.,
просвещение, 1983 г.
6. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике
для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
7. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых
тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.
8. Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных
тестов», СПб, Тригон, 2009 г.
9. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому
государственному
1. Литература для обучающихся
1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория.
Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.
2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10
класс», М., Дрофа, 2007 г.
3. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный
репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.
4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М.,
Просвещение, 1983 г.
5. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.:
Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.
6. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы»,
М., Просвещение, 2002 г.
7. Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с
решениями», М., Наука, 1985 г.
8. Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М.,
Высшая школа, 2003 г.
9. . Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».