ИУП 5.1 ООО 9 классы ФГОС

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического
совета
Протокол от 28.08.2023г. №1

СОГЛАСОВАНО
на заседании Совета МБОУ
г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя
Советского Союза
Е.И. Дёминой»
Протокол от 28.08.2023г. №1

УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ г.Керчи Республики
Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И. Дёминой»
от 31.08.2023г. № 271
Директор _________ Л.И. Тютюнник

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ»
ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМ И РЕЧИ
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССА
(ВАРИАНТ 5.1.)
НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 -Х КЛАССОВ

1

Пояснительная записка
к индивидуальному учебному плану адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Нормативная база
Индивидуальный учебный план реализации адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся тяжелыми нарушениями речи
варианту 5.1. разработан в соответствии с:
Федеральные документы
 пункт 6 частью 3 ст.28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
 Федеральной основной образовательной программой основного общего образования, утверждённой приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
 федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254 (с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23
декабря 2020 г. N 766);
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2012 года № МД583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией
занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
 письмо Министерства просвещения российской федерации и Департамента государственной
политики и управления в сфере общего образования от 03.03.2023 г. № 03-327 о направлении
информации «Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ»;
Региональные документы:
 Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым»;
 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 10.06.2022
2452/01-14 о распределении часов внеурочной деятельности в Плане внеурочной деятельности общеобразовательных организаций на 2022/2023 учебный год;
 письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023г.
№1988/01-15 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций на
2023/2024 учебный год»;
 письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 05.07.2023г.
№3632/01-14 «Об оформление структуры учебного плана на 2023/2024 учебный год»
 письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических
рекомендаций»;
 письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023г.
№3980/01-14.
2

Документы образовательного учреждения
 Устав МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой»;
 Адаптированная основная образовательная программа ООО (с изменениями) МБОУ г. Керчи
Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой»;
 Основная образовательная программа ООО (с изменениями) МБОУ г. Керчи Республики
Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой»;
2. Индивидуальный учебный план ФГОС ООО 9 класс, вариант 5.1.
Индивидуальный учебный план для учащихся 9-х классов с тяжёлыми нарушениями речи
(вариант 5.1), обучающихся инклюзивно в общеобразовательном классе, обеспечивает введение в
действие и реализацию требований федерального государственного стандарта основного общего
образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной недельной
нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на освоение содержания образования по отдельным учебным предметам.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников
с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения
АООП ООО составляет 5 лет (5-9 классы). Обязательные предметные области учебного плана и
учебные предметы соответствуют ФГОС ООО.
Индивидуальный учебный план разработан для 5-дневной учебной недели, обеспечивает
выполнение федерального и развитие регионального компонента содержания общего образования,
возможность формирования компонента образовательного учреждения, при этом обеспечивается
соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СП 2.4.3648-20),
является составной частью Образовательной программы основного общего образования (с изменениями) МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза
Е.И. Дёминой».
В основу индивидуального учебного плана положен вариант федерального учебного плана
№ 4 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от
18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования». Вариант №4 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели с изучением родного языка.
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательной
программы основного общего образования. Продолжительность учебного года на уровне основного
общего образования составляет 34 недели.
В МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой»
установлен режим пятидневной учебной недели. Образовательная недельная нагрузка равномерно
распределена в течение учебной недели и соответствует требованиям санитарных норм СанПиН
1.2.3685-21. Объем максимально допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 9 классе –
не более семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки – 33 часа.
В 9-х классах продолжительность учебного года 34 (33) учебных недели.
Язык обучения русский (п.1.27 Устава МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа-гимназия
№1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой»).
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам четвертей и года в соответствии с
локальными актами учреждения. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
2.1 Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
3

Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
1. «Русский язык и литература».
2. «Родной язык и родная литература».
3. «Иностранные языки».
4. «Математика и информатика».
5. «Общественно-научные предметы».
6. «Естественно-научные предметы».
7. «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
8. «Искусство».
9. «Технология».
10. «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Обучение в МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И.
Дёминой» ведется на русском языке.
В соответствии с ФГОС основного общего образования предметная область «Родной язык и
родная литература» является обязательной (п.1.24, письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14).
Выбор языка обучения и родных языков для изучения предметной области учебного плана
осуществлён с учетом мнения обучающихся, родителей (законных представителей) в соответствии с
требованиями локальных нормативных актов гимназии (п.1.26, письма Министерства образования,
науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14).
Предметная область реализуется через преподавание предметов «Родной язык (русский)» и
«Родная литература (русская)»: в 9 классе отводится 0,5 часа на «Родной язык (русский)» и 0,5 часа
на «Родная литература (русская)».
В соответствии с ФГОС основного общего образования второго поколения учебный план
предусматривает обязательное преподавание и изучение предмета «Второй иностранный язык» в
рамках обязательной предметной области «Иностранные языки» во всех 8-9х классах.
В 2023/2024 учебном году для обучающихся 9-х классов в учебный курс «Алгебра» включено вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой̆ к изучению в предшествующие годы обучения. Для этого добавлено 34 часа на изучение предмета «Алгебра» в 9-х классах.
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественнонаучные предметы» в соответствии с ФОП ООО включает в себя учебные курсы «История России»
и «Всеобщая история. В 9-м классе в соответствии с ФОП ООО и Методическими рекомендациями,
которые Минпросвещения направило письмом от 03.03.2023 № 03-327, в учебный предмет «История», помимо учебных курсов «История России» и «Всеобщая история», включен модуль «Введение
в новейшую историю России». Для этого добавлено 0,5 часа на изучение предмета «История».
В качестве основного иностранного языка в МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени
Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» изучается английский язык, в качестве второго иностранного языка – французский язык и немецкий язык.
В соответствии с п. 21 Порядка, утв. приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115,
п.1 Приказа Минпросвещения России от 17.08.2022 №568 осуществлено деление классов на группы:
1) в 9 классах на 2 группы при изучении английского языка, второго иностранного языка,
информатики и технологии с целью создания необходимых условий для освоения каждым обучающимся образовательной программы;
2) в 9 классах с углублённым изучением английского языка на 3 группы с наполняемостью 810 человек с целью:
- повышения эффективности учебных занятий, индивидуализации учебного процесса;
- пропедевтической подготовки обучающихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ;
- решения задач личностно-профессионального определения обучающихся, выбора и получения
4

лингвистического образования в дальнейшем.
В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МБОУ
г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» реализует третий
час физической активности за счет часов спортивных секций и спортивных клубов в рамках дополнительного образования детей.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предусматривается таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 9х классах – не более 3,5 часов.
2.2. Часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется:
1. На увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов,
модулей из перечня, предлагаемого по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: 9-б классе - 1 час на элективный курс по математике «Я сдам ОГЭ!»
2. На курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся. Содержание, формы организации и объем всей
внеурочной деятельности уровня образования отражен в учебном плане внеурочной деятельности.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
В учебный недельный план для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на текущий учебный год кроме предметных областей входит и коррекционно-развивающая область. Содержание
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с задержкой психического развития.
Коррекционно-развивающие курсы включены в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков речевого/ коммуникативного развития и социальной адаптации обучающихся. Они
обеспечивают реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленного диапазоном различий внутри данной нозологической группы. Кроме коррекционно-развивающих курсов в учебный план для учащихся с ТНР
входят курсы внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется, решением педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации в 2023/2024 учебном году реализуется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как кружки, художественные
студии, спортивные клубы и секции, общественно полезные практики, детские объединения. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в Гимназии. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей).
Выбор направлений внеурочной деятельности, формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования определяются с учетом
интересов обучающихся с ТНР и возможностей Гимназии, осуществляющей образовательную деятельность (подробнее в разделе «План внеурочной деятельности»).
Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления нарушений в коммуникативном и речевом развитии
обучающихся с ТНР и формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО обучающихся с ТНР. Распределение часов, преду5

смотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка
- до 5 ч, из них 2 ч отводится на коррекционно-развивающие курсы, 3 ч - на другие направления
внеурочной деятельности.
3. Формы промежуточной аттестации.
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с положением о
текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой».
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету в 9х классах – по
четвертям. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций.
Форма проведения промежуточной аттестации – годовая отметка без учета тематических
проверочных работ/ указана в таблице.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
рабочими программами учебных предметов, учебных и календарным учебным графиком основного
общего образования.
Формы промежуточной аттестаПредметы, курсы, модули
Классы
ции
Обязательная часть
Русский язык

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

Литература

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

Родной язык (русский)

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

Родная литература (русская)

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

Иностранный язык (английский)
Второй иностранный язык (английский/французский)
Алгебра
Геометрия
Информатика
История
Обществознание
География

6

Физика
Биология
Химия
Технология
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

9-е

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Элективный курс «Я сдам ОГЭ»

9-б

Годовая отметка без учета тематических проверочных работ

7

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС второго поколения)
с русским языком обучения для 9 классов
по АООП, вариант 5.1
(5-дневная учебная неделя) вариант 4
на 2023/2024 учебный год
(недельная сетка часов)
Количество часов в
Предметные
Учебные предметы
неделю по классам
области
9-б
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной (русский)
язык и родная
(русская) литература
Иностранные
языки

Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

Основы духовнонравственной
культуры народов России
Естественнонаучные предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности

Русский язык
Литература
Родной язык (русский)
Родная литература (русская)
Иностранный язык
(английский)
Второй иностранный язык (французский / немецкий)
История
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
Основы духовно-нравственной культуры народов России

3
3
0,5
0,5

3
0,5
2,5
1
2
4
2
1
-

Физика
Биология
Химия
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

2
2
2
2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

ИТОГО

32

Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5дневной учебной неделе

1

Элективный курс «Я сдам ОГЭ»

1

Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
Коррекционная работа
Всего финансируется

33
3
2

38
8

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС второго поколения)
с русским языком обучения для 9 классов
по АООП, вариант 5.1
(5-дневная учебная неделя) вариант 4
на 2023/2024 учебный год
(годовая сетка часов)
Количество часов в
Предметные
Учебные предметы
год по классам
области
9-б
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной (русский)
язык и родная
(русская) литература
Иностранные
языки

Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

Основы духовнонравственной
культуры народов России
Естественнонаучные предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности

Русский язык
Литература
Родной язык (русский)
Родная литература (русская)

102
68
17
17

Иностранный язык
(английский)
Второй иностранный язык (французский / немецкий)

102

История
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
Основы духовно-нравственной культуры народов России

85
34
68
136
68
34

Физика
Биология
Химия
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

68
68
68
68

Основы безопасности жизнедеятельности

34

ИТОГО
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5дневной учебной неделе
Элективный курс «Я сдам ОГЭ»
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
Коррекционная работа
Всего финансируется

175

-

1088
34
34
1122
102
68

1292
9

Выбор направлений внеурочной деятельности, формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования определяются с учетом
интересов обучающихся с ТНР, возможностей Гимназии и осуществлён следующим образом:
- внеурочное занятие «Разговоры о важном»
Цель: Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Форма организации: Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного
мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
- внеурочное занятие «Россия – мои горизонты»
Цель: Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты» - формирование готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся 8–9-х классов.
Формы организации: беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и
деловые игры, консультации педагога и психолога.
- «Мир, в котором мы живём»
Цель: формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации и самоутверждения в мире; создание условий для получения учащихся знаний о правилах
поведения в обществе, социальных ролях человека, опыта участия в проектной социальноориентированной деятельности.
Форма организации: теоретические, практические занятия, индивидуальная и групповая работа,
экскурсии, творческие мастерские, акции.
Направления внеурочКурсы внеурочной деятельФорма организации
ной деятельности
ности
внеурочной деятельно9-б
сти
Внеурочная деятельность, «Разговоры о важном»
Разговор, беседа
1
направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий

Внеурочная деятельность
по развитию личности, её
способностей, самореализации обучающихся через
реализацию социальных
практик (в том числе волонтёрство)
Внеурочная деятельность,
направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве
общеобразовательной
школы
Направление коррекционной работы

«Россия – мои горизонты»

беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии
на производство

1

«Мир, в котором мы живём»

экскурсии, творческие
мастерские, акции

1

Занятие с педагогомпсихологом

1
10

Логопедическое занятие
Итого на реализацию
курсов внеурочной деятельности и коррекционной работы

1
5

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».