МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО на заседании кафедры начального обучения СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени ________________________ Героя Советского Союза ↵Е.И. ________________________ Водопьянова С.Д. Дёминой»↵ от «31»08.2023 г. Павловская Н.А. ________________________ Протокол № 4 от «31»08.2023 г. Тютюнник Л.И. Приказ № 271 от «31»08.2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ВАРИАНТ 6.1.) (ID 3865392) учебного предмета «Математика» для обучающихся 2 классов Керчь 2023-2024 Пояснительная записка Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися младшего школьного возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В подготовительном, первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся с НОДА за каждый год обучения на уровне начального общего образования. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы (раздела) Представлены также способы организации дифференцированного обучения с учетом образовательных потребностей обучающихся с НОДА. На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающихся. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. При овладении математическими знаниями обучающиеся с НОДА испытывают ряд объективных трудностей, которые возникают из-за поражения двигательной сферы, познавательной деятельности и речи. Двигательные нарушения ограничивают способность к освоению предметно практической деятельности, которая лежит в основе овладения представлениями о количестве, а в дальнейшем сказывается на решении текстовых задач. Нарушение таких высших психических функций, как пространственная и временная ориентировка, приводит к трудностям формирования пространственных и временных представлений, счетных операций, изучения геометрического материала, работе с тетрадью, учебником, способах записи примеров в столбик и т.п. На уроках математики, обучающиеся с НОДА испытывают особенные трудности при выполнении рисунков, чертежей, так как им трудно одновременно держать карандаш и линейку, поэтому у них возникает потребность в помощи взрослого (учителя, тьютора). Для решения таких задач оптимально использовать современные цифровые ресурсы, позволяющие обучающимся с НОДА проводить измерительные и графические работы в виртуальном пространстве. Из-за двигательных нарушений, низкой работоспособности и особенностей центральной нервной системы обучающимся с НОДА необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым обучающимся, поэтому для контроля знаний лучше использовать задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а обучающиеся должны его закончить или выполнить тестовые задания. Перед контрольными работами необходимо проводить обобщающие уроки по теме, так как у обучающихся с НОДА отмечаются недостатки развития памяти, особенно кратковременной. Достаточно часто у обучающихся с НОДА нарушена устная речь, в некоторых случаях она отсутствует. Поэтому предлагать детям отвечать устно на вопросы, составлять задачи и т.п. упражнения не представляется возможным, таким обучающимся все задания предлагается выполнять в письменной форме. Если у обучающихся с НОДА отмечаются выраженные нарушения моторики рук, и они не овладевают письменной речью, то все задания, текущий и промежуточный контроль разрабатываются и предлагаются в электронном формате с увеличение времени для их выполнения. Для достижения результатов по формированию универсальных коммуникативных действий на уроках математики необходимо использовать средства альтернативной или дополнительной коммуникации. У обучающихся с НОДА, особенно при выраженных двигательных нарушениях, отмечаются проблемы в познании окружающей действительности, у них отмечается низкая осведомленность о предметах и явлениях окружающего мира, поэтому большое внимание необходимо уделять практической направленности обучения математике, использованию математических знаний в повседневной жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках математики задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности в обучении математике, свойственные всем обучающимся с НОДА: − необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; использование виртуальной математической лаборатории. − наглядно-действенный, предметно-практический характер обучения математике и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения; − специальное обучение «переносу» сформированных математических знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; − специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации на уроках математики; − коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций; − обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; − максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения при решении математических задач и выполнении проектных работ. − использовать алгоритмы действий при решении обучающими с НОДА определенных типов математических задач, в том числе в процессе выполнения самостоятельных работ. Таким образом, изучение математики на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих образовательных, коррекционно - развивающих целей, а также целей воспитания: 1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. 2. Формирование функциональной математической грамотности обучающегося младшего школьного возраста с НОДА, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). 3. Обеспечение математического развития обучающегося младшего школьного возраста с НОДА — формирование способности к интеллектуальной деятельности и ее коррекция, пространственной ориентировки и пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). 4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. На уровне начального общего образования математические знания и умения применяются обучающимися с НОДА при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося младшего школьного возраста с НОДА и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования. На изучение математики отводится во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Основное содержание обучения представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация» СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 2 КЛАСС Числа и величины Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение. Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел. Величины: сравнение по массе (единица массы — килограмм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, минута). Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач. Арифметические действия Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений. Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие). Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления. Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления. Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение. Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трёх действий); нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства. Текстовые задачи Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу). Пространственные отношения и геометрические фигуры Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах. Математическая информация Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все». Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.). Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными тренажёрами). Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: – наблюдать математические отношения (часть-целое, большеменьше) в окружающем мире; – характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные приборы (сантиметровая лента, весы) при наличии возможности с учетом развития двигательной сферы; – сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию; – распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы; – обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; – вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием); – воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок); – устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием; – подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ. Работа с информацией: – извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы; – устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач; – дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными. Универсальные коммуникативные учебные действия: – комментировать ход вычислений при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи; – объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи; – текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу; – использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации; конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения; – называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи; – записывать, читать число, числовое выражение при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи; приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия. – конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все» при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи. Универсальные регулятивные учебные действия: – следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин, геометрических фигур; – организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; – проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия; – находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности. Совместная деятельность: – принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно; – участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи; – решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с помощью измерительных инструментов длину при наличии возможности с учетом развития двигательной сферы, определять время и продолжительность с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений); – совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Обучающийся младшего школьного возраста с НОДА достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние темп деятельности, скорость психического созревания в условиях органического повреждения мозга, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.). Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчеркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется средствами математического содержания курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» на уровне начального общего образования у обучающегося с НОДА будут сформированы следующие личностные результаты: – осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; – применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; – осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; – применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; – работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; – оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; – оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения; – пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с НОДА формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: 1) Базовые логические действия: – устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); – применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; – приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач при наличии возможности с учетом развития двигательной сферы; – представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. 2) Базовые исследовательские действия: – проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; – понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; – применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов). 3) Работа с информацией: – находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; – читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); – представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; – принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия : – конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи; – использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ; – комментировать процесс вычисления, построения, решения при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи; – объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи; – в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи; – создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); – ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии; – самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Универсальные регулятивные учебные действия: 1) Самоорганизация: – планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; – выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. 2) Самоконтроль: – осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; – выбирать и при необходимости корректировать способы действий; – находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. 3) Самооценка: – предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); – оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: – участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; – осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в подготовительном классе обучающийся с НОДА научится: – читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 10; – пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; – находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число; – выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 10 (устно и письменно) без перехода через десяток; – называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); – решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); – сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче, /ниже, шире/уже; – выделять единицу длины — сантиметр; – измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см) при наличии возможности с учетом развития двигательной сферы; – различать число и цифру; – распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; – измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см) при наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы; – устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; – группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни; – распределять объекты на две группы по заданному основанию. Во 2 классе обучающийся научится: – читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100; – находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20); – устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100; – выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и письменно; – умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения; – называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное); – находить неизвестный компонент сложения, вычитания; – использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие; – определять с помощью измерительных инструментов длину при наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»; – решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель); планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ; – различать и называть при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник; выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты; – на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения построений линейку, угольник при наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы; – выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки при наличии возможности с учетом уровня развития двигательной сферы; – находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата); – распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы; – находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур); – находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур); – представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур); – сравнивать группы объектов (находить общее, различное); – обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; – подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ; – составлять (дополнять) текстовую задачу; проверять правильность вычислений. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа и величины 1.1 Числа 5 1.2 Величины 7 1 Итого по разделу Раздел 2. Арифметические действия 12 2.1 Сложение и вычитание 9 1 2.2 Умножение и деление 15 1 2.3 Арифметические действия с числами в пределах 100 8 1 Итого по разделу Раздел 3. Текстовые задачи 3.1 Текстовые задачи https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 32 9 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Итого по разделу 9 Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры 4.1 Геометрические фигуры 8 4.2 Геометрические величины Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 7 https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 1 16 68 7 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Математика (в 2 частях), 2 класс/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Математика (в 2 частях), 2 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Учебник Математика (в 2 частях), 2 класс /Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В., рабочая тетрадь. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://www.yaklass.ru/p/matematika/1-klass/chisla-ot-1-do-5-14971/chislo-1tcifra-1-6828978 https://teacher.aclass.ru/class/25814/subject/1/week/1/show https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/subject/