МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО на заседания кафедры художественно-спортивного цикла Протокол №3 от 30.08.2023 г. зав. каф.______Горюнова Т.Н. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» _____ Водопьянова С. Д. 31.08.2023г. Пр.№271 от 31.08.2023г. ________ Тютюнник Л. И. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ВАРИАНТ 6.1.) (3854945) учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 2 классов Керчь 2023 Пояснительная записка Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Согласно своему назначению является ориентиром для составления рабочих программ по адаптивной физической культуре педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с НОДА. Она дает представление о целях, общей стратегии коррекционно-образовательного процесса обучающихся с НОДА средствами учебного предмета «Адаптивная физическая культура» (АФК); устанавливает предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование по разделам и темам курса, определяет количественные и качественные характеристики содержания; даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам и рекомендуемую последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психофизических особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также требований к результатам обучения адаптивной физической культуре на уровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности / учебных действий обучающегося с НОДА по освоению учебного содержания. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в абилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социализации и интеграции в современное общество, снижении нагрузки на медицинские и социальные органы, государственная политика с национальными целями увеличения продолжительности жизни граждан России и научная теория адаптивной физической культуры, представляющая закономерности двигательной деятельности человека с ОВЗ, коррекции первичных и вторичных отклонений с помощью физических упражнений. Так же в программе нашли своё отражение положения о приоритетности задач по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования; современные научные представления о категории обучающихся с НОДА, научные и методологические подходы к их обучению, воспитанию и реабилитации (абилитации). АФК рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. При этом в сочетании с другими формами урочных, внеурочных спортивных и оздоровительных мероприятий создаются условия всестороннего развития личности обучающегося с НОДА, формированию осознанного отношения к своим силам, развитию основных физических качеств, коррекцию и компенсацию нарушенных функций организма и его спортивного самоопределения. Программа обеспечивает сформированность общих представлений об адаптивной физической культуре и спорте, физической активности, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, компенсации и коррекции нарушенных двигательных функций, основных физических упражнениях (коррекционных, гимнастических, игровых, и спортивных). Программа ориентирована на обеспечение обучающимися нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для лиц с ограничениями в состоянии здоровья и другие предметные результаты ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС 1) Знания об адаптивной физической культуре: характеризовать понятие «Здоровый образ жизни», называть его структурные компоненты; излагать и находить информацию о ГТО, его нормативов в соответствии со своими психофизическими способностями; отмечать динамику развития личных физических качеств: гибкости, силы, ловкости; динамику коррекции и компенсации некоторых двигательных функций (увеличение амплитуды в суставах, повышение силы мышц в отдельных мышечных группах); понимать и раскрывать правила поведения на воде; технику безопасности при занятиях физическими упражнениями в зале и на стадионе. описывать технику выполнения освоенных гимнастических упражнений по видам разминки; описывать технику основных общеразвивающих гимнастических упражнений как жизненно важных навыков человека; формулировать правила проведения водных процедур, воздушных и солнечных ванн; гигиенические правила при выполнении физических упражнений; знать механизмы компенсации нарушенных двигательных функций. знать доступные для выполнения физические упражнения в соответствии со своими психофизическими особенностями; 2) Способы физкультурной деятельности выбирать и уметь составлять комплексы упражнений основной гимнастики для выполнения определённых задач, содержащих укрепление определённых групп мышц, увеличение подвижности суставов; уметь использовать технику контроля за соблюдением осанки и правильной постановки стопы при ходьбе (в соответствии с особенностями первичного дефекта и основного заболевании); характеризовать основные показатели физических качеств и способностей человека (гибкость, сила, ловкость, выносливость, быстрота, вестибулярная устойчивость) с учетом своего психофизического состояния. принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности; оценивать правила безопасности в процессе игры; знать основные строевые команды, выполнять построение в шеренгу, в колонну, передвижение в одной колонне. составлять письменно и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток, регулярных упражнений гимнастики; измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений при выполнении упражнений; если это невозможно из-за двигательных ограничений определять и констатировать ощущения учащения частоты сердечных сокращений, а также измерять частоту дыхательных движений (в доступных для обучающихся пределах); участвовать в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах; устанавливать ролевое участие членов команды; выполнять перестроения. 3) Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность: осваивать физические упражнения на развитие гибкости, силы, ловкости и быстроты. осваивать и демонстрировать технику доступных видов перемещения в соответствии с психофизическими особенностями занимающихся перемещения гимнастическим шагом; осваивать и демонстрировать технику выполнения подводящих, гимнастических упражнений без и с гимнастическими предметами; демонстрировать равновесие в доступных исходных положениях в зависимости от особенностей психофизического состояния обучающегося с НОДА; Спортивно-оздоровительная деятельность: осваивать технику плавания (при наличии материально-технического обеспечения). осваивать технику передвижения по лыжне доступным способом в зависимости от психофизического состояния обучающегося с НОДА; Коррекционно-развивающая деятельность: осваивать простое манипулирование основными видами необходимых технических средств для выполнения двигательных действий; подбирать и демонстрировать простые доступные корригирующие упражнения в пораженных частях тела, увеличивающие амплитуду движений в суставах; осваивать различные виды дыхательных упражнений: с акцентом на вдох, на выдох, верхнее, среднее, нижнее, полное дыхание, диафрагмальное дыхание. подбирать и демонстрировать упражнения глазодвигательной и артикуляционной гимнастики. Осваивать простые упражнения нейрогенной гимнастики подбирать и демонстрировать упражнения пауз двигательной разгрузки. Осваивать умения по соблюдению ортопедического режима. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: • становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека; • формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий; • проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах; • уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности; • стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни; • проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: • характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества и определять их отличительные признаки; • понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья; • выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение; • обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки; • вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и физических качеств, проводить процедуры их измерения. Коммуникативные универсальные учебные действия: • объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры её положительного влияния на организм обучающихся (в пределах изученного); • исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых решениях; • делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований, планированию режима дня, способам измерения показателей физического развития и физической подготовленности. Регулятивные универсальные учебные действия: • соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учётом их учебного содержания, находить в них различия (легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки); • выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в соответствии с указаниями и замечаниями учителя; • • взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим обучающимся; контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении ошибок. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Включают опыт, освоенный обучающимися с НОДА в процессе изучения предмета с учетом их психофизических особенностей и отражают: ˗ формирование первоначальных представлений о значении адаптивной физической культуры для укрепления здоровья человека с НОДА (физического и психологического), о позитивном влиянии адаптивной физической культуры на развитие человека с НОДА (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации; формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом. ˗ овладение умениями, необходимыми для здорового образа жизни (режим дня, утренняя зарядка, паузы двигательной разгрузки, ортопедический режим, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); ˗ формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием; ˗ взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований. ˗ формирование умений применения физических упражнений направленных развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); коррекции недостатков двигательного и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; личностное развитие обучающихся. Предметные и практические предметные результаты представлены в содержании учебного предмета «Адаптивная физическая культура» по годам обучения и отражают сформированность у обучающихся определённых умений. Практические предметные результаты для обучающегося с НОДА на каждом году обучения определяются индивидуально, исходя из особенностей двигательной сферы с учетом медицинских рекомендаций и рекомендаций школьного психолого-медико-педагогического консилиума. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Знания о физической культуре Итого по разделу www.edu.ru 1 www.school.edu.ru https://uchi.ru 1 Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 Физическое развитие и его измерение Итого по разделу www.edu.ru 1 www.school.edu.ru https://uchi.ru 1 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Оздоровительная физическая культура 1.1 Занятия по укреплению здоровья 1.2 Индивидуальные комплексы утренней зарядки Итого по разделу www.edu.ru 1 www.school.edu.ru https://uchi.ru www.edu.ru 1 www.school.edu.ru https://uchi.ru 2 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура www.edu.ru 2.1 Легкая атлетика 2.3 Гимнастика с элементами корригирующей 14 2.4 Подвижные и спортивные игры 8 8 www.school.edu.ru https://uchi.ru www.edu.ru www.school.edu.ru https://uchi.ru www.edu.ru Итого по разделу 30 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 www.school.edu.ru https://uchi.ru УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Физическая культура, 1-4 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Физическая культура, 1-4 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Физическая культура, 1-4 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Физическая культура, 1-4 класс/Гурьев С.В.; под редакцией Виленского М.Я., ООО «Русское слово-учебник»; Физическая культура. 1-4 класс/Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и другие; под редакцией Виленского М.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ www.edu.ru www.school.edu.ru https://uchi.ru