МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ » РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры начального Заместитель директора по УВР обучения _____ Водопьянова С. Д. Протокол №4 от 31.08.2023г. 31.08.2023г. Зав.каф._____ Н.А.Павловская УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Пр.№271 от 31.08.2023г. ________ Тютюнник Л. И. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ВАРИАНТ 7.2) (ID 1365613) учебного предмета «Технология» для обучающихся 1 – 4 классов г.Керчь 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Технология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР начальных классов. В первом, первом дополнительном и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». В зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении учебной работы обучающимися. 2 Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной темы, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Изучение предмета «Технология» представляет значительные трудности для обучающихся с ЗПР в силу их психофизических особенностей: − незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям инициации волевых усилий при начале работы над изделием; − отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения затрудняет процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном действии; − недостаточное развитие восприятия является основой возникновения трудностей при выделении существенных (главных) признаках объектов, построении целостного образа, сложностям узнавания известных предметов в незнакомом ракурсе; − импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят к низкому качеству получаемого изделия, недовольству полученным результатом; − нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной двигательной и речевой активностью, влечет за собой сложности понимания технологии работы с тем или иным материалом; 3 − медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и упражнений для их закрепления. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся с ЗПР смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается обучающимися с ЗПР в результате практической деятельности. В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей, что также способствует лучшему усвоению образовательной программы обучающимися с ЗПР. Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение простых форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, числами. Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности, правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции. Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста. 4 Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с ЗПР, формирование у них функциональной грамотности на базе знакомства и освоения культурологических и конструкторско- технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных. Образовательные задачи курса: − формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; − становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; − формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); − формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений. Воспитательные задачи: − воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; − развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; − воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, 5 мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; − становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; − воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. Коррекционно-развивающее значение учебного предмета «Технология» Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуальнотипологическими различиями, которые проявляются устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), мотивационноповеденческими особенностями, степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к обучающимся. На уроках технологии для всех обучающихся с ЗПР необходимо: при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали; выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие; осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения; трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметно-инструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям. Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, 6 недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других специалистов психолого-педагогического сопровождения. Психокоррекционная направленность учебного предмета «Технология» заключается в расширении и уточнении представлений обучающихся с ЗПР об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно появлению включаемые и процесс выполнения совершенствованию работы, рефлексивных способствуют умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьного возраста. Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др. Место учебного предмета «Технология» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Технология» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1–4 классов программы начального общего образования в объёме одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно. Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Технология», — 168 ч (один час в неделю в каждом классе). 7 1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч. 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Технология», которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках технологии этот порядок и конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными и учитывать индивидуальные особенности и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Основные модули курса «Технология»: 1. Технологии, профессии и производства. 2. Технологии ручной обработки материалов: − технологии работы с бумагой и картоном; − технологии работы с пластичными материалами; − технологии работы с природным материалом; − технологии работы с текстильными материалами; − технологии работы с другими доступными материалами1. 3. Конструирование и моделирование: − работа с «Конструктором»2*; − конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов; − 4. робототехника*. Информационно-коммуникативные технологии*. Например, пластик, поролон, фольга, солома и др. Звёздочками отмечены модули, реализуемые с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации». 1 2 9 1 КЛАСС Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 ч)3 Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Безопасное использование и хранение инструментов. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 ч) Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможноих небольшое варьирование в рабочих программах педагогов. 3 10 складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле) и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч) Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Конструирование по модели (на плоскости). Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч) Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные УУД: − ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); − воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); − анализировать с помощью учителя устройство простых изделий по образцу, рисунку. Работа с информацией: − воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе; 11 − учиться понимать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить под руководством учителя работу в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: − участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, уважительно относится к одноклассникам; − строить простые высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем) на доступном уровне. Регулятивные УУД: − принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; − действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника; − организовывать под руководством учителя свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы. Совместная деятельность: − проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; − принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 ч)4 4 Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможноих небольшое варьирование в авторских 12 Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 ч) Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Способы разметки деталей: по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и курсах предмета. 13 приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон. Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использование дополнительных отделочных материалов. Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч) Объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/ замысла. Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч) 14 Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные УУД: − ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); − воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); − анализировать под руководством учителя устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции с опорой на образец. Работа с информацией: − воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе; − понимать и анализировать с помощью учителя простейшую знаковосимволическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: − участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; − строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем) на доступном для обучающегося с ЗПР уровне. Регулятивные УУД: 15 − принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; − действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника; − понимать критерии оценки качества работы; − организовывать свою деятельность под руководством учителя: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы. Совместная деятельность: − проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; − принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. 2 КЛАСС Модуль «Технологии, профессии и производства» (8 ч) Рукотворный мир — результат труда человека. Элементарные представления об основных принципах создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Изготовление изделий с учётом данных принципов. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса. 16 Мастера и их профессии; правила мастера. Культурные традиции. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (14 ч) Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Основные технологические операции ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и др.), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты — линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами. Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги — биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты (крестик, 17 стебельчатая, ёлочка)5. Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и др.). Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч) Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (2 ч) Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях*. Поиск информации. Интернет как источник информации. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: − ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); − выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной; − выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев с опорой на образец, под руководством учителя; − воспроизводить порядок действий при практической задачи с опорой на план, образец. 5 Выбор строчек и порядка их освоения по классам определяется учителем. 18 решении учебной/ Работа с информацией: − получать под руководством учителя информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в работе; − понимать и анализировать под руководством учителя знаковосимволическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: − выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, высказывать своё мнение; отвечать на вопросы; проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; − делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя; о выполненной работе, созданном изделии на доступном для обучающегося с ЗПР уровне. Регулятивные УУД: − понимать и принимать учебную задачу; − организовывать свою деятельность; − понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; − прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу с опорой на план, схему; − выполнять элементарные действия контроля и оценки о опорой на план; − воспринимать советы, оценку учителя и одноклассников, стараться учитывать их в работе. Совместная деятельность: − выполнять элементарную совместную деятельность в процессе 19 изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь; − выполнять правила совместной работы: договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению. 3 КЛАСС Модуль «Технологии, профессии и производства» (8 ч) Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии. Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый). Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (10 ч) Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов по их декоративно-художественным 20 и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Модуль «Конструирование и моделирование» (12 ч) Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы 21 подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Использование измерений и построений для решения практических задач. Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (4 ч) Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет6, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: − ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); − осуществлять анализ с опорой на план предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков; − выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице, при необходимости обращаясь к помощи учителя; − классифицировать изделия по существенному признаку Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материальнотехническими возможностями образовательной организации. 6 22 (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки) с опорой на образец; − читать и воспроизводить под руководством учителя простой чертёж/эскиз развёртки изделия; − восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия. Работа с информацией: − анализировать по предложенному плану и использовать знаковосимволические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов; − осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы под руководством учителя; − использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. Коммуникативные УУД: − строить простое монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; − описывать с опорой на план предметы рукотворного мира; − формулировать собственное мнение, аргументировать на доступном уровне выбор вариантов и способов выполнения задания. Регулятивные УУД: − принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения под руководством учителя; − действовать по плану; 23 − выполнять элементарные действия контроля и оценки; выявлять с опорой на образец ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать их причины; − проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. Совместная деятельность: − договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы; − выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; − осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы. 4 КЛАСС Модуль «Технологии, профессии и производства» (12 ч) Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и др.). Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и др.). Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы её защиты. Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и др.). 24 Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (6 ч) Синтетические материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с дополнительными/изменёнными требованиями к изделию. Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник. Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Раскрой деталей по несложным готовым лекалам (выкройкам). Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и др.), её назначение (соединение и отделка деталей) и/или строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий. Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Комбинированное использование разных материалов. Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч) 25 Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию. Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация робота. Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (6 ч) Работа с доступной информацией в Интернете7 и на цифровых носителях информации. Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и др. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: − ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); − анализировать с опорой на план конструкции предложенных образцов изделий; − конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материально-техническими возможностями образовательной организации. 7 26 общепринятых условных обозначений и по заданным условиям, при необходимости обращаясь к помощи учителя; − выстраивать с опорой на образец последовательность практических действий и технологических операций; подбирать материал и инструменты; выполнять экономную разметку; сборку, отделку изделия; − решать простые задачи на преобразование конструкции; − выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной; − соотносить с помощью учителя результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения; − классифицировать с опорой на образец изделия по существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); − выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов/изделий с учётом указанных критериев; − анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять с опорой на образец основные и второстепенные составляющие конструкции. Работа с информацией: − находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей под руководством учителя; − использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; − осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ под руководством учителя; 27 − использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и др.; − использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. Коммуникативные УУД: − соблюдать правила участия в диалоге: задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению (на доступном для обучающихся с ЗПР уровне); − создавать тексты-рассуждения с опорой на план: раскрывать последовательность операций при работе с разными материалами; − осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого человека; ориентироваться в традициях организации и оформления праздников. Регулятивные УУД: − понимать и принимать учебную задачу, определять цели учебнопознавательной деятельности под руководством учителя; − планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполнять её в соответствии с планом; − выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки; процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; − проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. Совместная деятельность: − организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, выполнять 28 функции руководителя или подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь; − проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы; в доброжелательной форме оценивать их достижения; − в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения и пожелания; выслушивать и принимать к сведению мнение одноклассников, их советы и пожелания; с уважением относиться к разной оценке своих достижений 29 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты В результате изучения предмета «Технология» в начальной школе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные новообразования: − первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; − проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; − проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, умение справляться с доступными проблемами; − готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. Метапредметные результаты К концу обучения в начальной школе у обучающегося с ЗПР формируются следующие универсальные учебные действия. Познавательные УУД: − ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях на доступном уровне; − осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков с опорой на план; − сравнивать с опорой на план группы объектов/изделий, выделять в 30 них общее и различия; − использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; − использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно- художественной задачей; − понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. Работа с информацией: − осуществлять под руководством учителя поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её по предложенному плану; − анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; − использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом); − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные УУД: − вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном уровне; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; − создавать по плану тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России; − строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об объекте, 31 его строении, свойствах и способах создания; − объяснять с опорой на план, схему последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные УУД: − организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); − выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; − планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью с опорой на план; − устанавливать простые причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать под руководством учителя действия для получения необходимых результатов; − выполнять действия контроля и оценки; − проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: − организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество; − проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости помощь; − понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. Предметные результаты 1 КЛАСС К концу обучения в первом классе обучающийся с ЗПР научится: 32 − организовывать свой труд под руководством учителя: подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда; − знать правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; − знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе; − знать наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять под руководством учителя доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; − ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; − выполнять сборку изделий с помощью клея, ниток и др. по образцу; − оформлять изделия строчкой прямого стежка; − иметь представление о смысле понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; − выполнять задания с опорой на готовый план; − рассматривать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); − иметь представление о изученных видах материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойствах (цвет, фактура, форма, гибкость и др.); − называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими; 33 − выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; − с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; − иметь представление о простейших видах технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС К концу обучения в первом дополнительном классе обучающийся с ЗПР научится: − организовывать свой труд под руководством учителя: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда; − применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; − действовать под руководством учителя по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке); − определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе; − определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять под руководством учителя доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; − ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; 34 − выполнять под руководством учителя разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз; выделение деталей способами обрывания, вырезания и др.; сборку изделий с помощью клея, ниток и др.; − оформлять изделия строчкой прямого стежка; − понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; − выполнять задания с опорой на готовый план; − обслуживать себя во время работы под руководством учителя: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда; − рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления; − распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.); − называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими; − различать материалы и инструменты по их назначению; − знать и выполнять последовательность изготовления несложных изделий с опорой на план, схему: разметка, резание, сборка, отделка; − выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: выполнять разметку деталей по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с 35 помощью клея, пластических масс и др.; выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка с опорой на образец; − использовать под руководством учителя для сушки плоских изделий пресс; − с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; − иметь представление о разборных и неразборных конструкциях несложных изделий; − понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; − осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя; − выполнять несложные коллективные работы проектного характера. 2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся с ЗПР научится: − ориентироваться в понятиях «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки»; − выполнять задания по плану; − по заданному образцу готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; − анализировать задание/образец по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту; − отбирать материалы и инструменты для работы с опорой на технологическую карту; исследовать под руководством учителя свойства 36 новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и др.); − ориентироваться под руководством учителя в простейших чертежах (эскизах), линиях чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии); − выполнять под руководством учителя биговку; − выполнять разметку деталей кроя на ткани по простейшему лекалу (выкройке) правильной геометрической формы; − оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; − понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета); соотносить с помощью учителя объёмную конструкцию с изображениями её развёртки; − определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами с опорой на образец, схему; − конструировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; − выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; − понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; − знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания. 3 КЛАСС К концу обучения в третьем классе обучающийся с ЗПР научится: − ориентироваться в смысле понятий «чертёж «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»; 37 развёртки», − иметь представление о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессиях мастеров прикладного искусства, распространённых в крае ремёслах (в рамках изученного); − знать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др.); − ориентироваться в чертеже развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль); − узнавать линии чертежа (осевая и центровая); − безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; − выполнять рицовку; − выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками с опорой на образец; − конструировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям; − выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции и с опорой на схему, образец; − иметь представление о видах информационных технологий и соответствующих способах передачи информации (из реального окружения учащихся); − понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; − выполнять основные правила безопасной работы на компьютере под руководством учителя; − участвовать в выполнении проектных заданий в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений. 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся с ЗПР научится: 38 − формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении; о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах; − на основе технологической карты организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса; − самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту; − понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; − выполнять под руководством учителя более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге и пр.); оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками с опорой на образец; − понимать и создавать с опорой на образец простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу; − создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) под руководством учителя; − работать под руководством учителя в программах Word, Power Point; − осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности; предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться; участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе. 39 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем программы Природное и техническое окружение человека Природные материалы. Свойства. Технологии обработки Способы соединения природных материалов Композиция в художественнодекоративных изделиях Пластические массы. Свойства. Технология обработки Получение различных форм деталей изделия из пластилина Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология» Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 0 2 https://www.youtube.com/watch?v=-rmlwalB0tU 5 0 5 https://www.youtube.com/watch?v=LA3RaER9Lt0 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/13133912805434480541 2 0 2 https://yandex.ru/video/preview/13894255657166697895 1 0 1 http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 2 0 2 https://yandex.ru/video/preview/11241710424492458529 https://yandex.ru/video/preview/17161953327008008543 1 0 1 http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/6135451519803087231 40 Картон. Его основные свойства. Виды картона Сгибание и 10 складывание бумаги Ножницы – режущий инструмент. Резание 11 бумаги и тонкого картона ножницами. Понятие «конструкция» Шаблон – приспособление. 12 Разметка бумажных деталей по шаблону Общее представление о 13 тканях и нитках Швейные иглы и 14 приспособления Варианты строчки 15 прямого стежка (перевивы). Вышивка 16 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/2321176291161183845 3 0 3 https://yandex.ru/video/preview/5404839618412525986 3 https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-potehnologii-klass-po-teme-semya-rezhuschihinstrumentovpriruchaem-nozhnici-fgos-912558.html 3 0 5 0 5 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2015/12/06/urok-tehnologii-v-1klasse-tema-uroka-razmetka-detaley-po https://urok.1sept.ru/articles/607018 1 0 1 https://www.youtube.com/watch?v=2HSaB9wgn1g 1 0 1 https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-shveinyeinstrumenty-i-prisposobleni.html 3 1 2 https://yandex.ru/video/preview/6578307458594881799 https://yandex.ru/video/preview/10217408749765587212 1 0 1 33 1 32 41 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем программы Природное и техническое окружение человека Природные материалы. Свойства. Технологии обработки Способы соединения природных материалов Композиция в художественнодекоративных изделиях Пластические массы. Свойства. Технология обработки Получение различных форм деталей изделия из пластилина Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология» Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 0 2 https://www.youtube.com/watch?v=-rmlwalB0tU 5 0 5 https://www.youtube.com/watch?v=LA3RaER9Lt0 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/13133912805434480541 2 0 2 https://yandex.ru/video/preview/13894255657166697895 1 0 1 http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 2 0 2 https://yandex.ru/video/preview/11241710424492458529 https://yandex.ru/video/preview/17161953327008008543 1 0 1 http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/6135451519803087231 42 Картон. Его основные 9 свойства. Виды картона Сгибание и 10 складывание бумаги Ножницы – режущий инструмент. Резание бумаги и тонкого 11 картона ножницами. Понятие «конструкция» Шаблон – приспособление. 12 Разметка бумажных деталей по шаблону Общее представление 13 о тканях и нитках Швейные иглы и 14 приспособления Варианты строчки 15 прямого стежка (перевивы). Вышивка 16 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/2321176291161183845 3 0 3 https://yandex.ru/video/preview/5404839618412525986 3 0 3 https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-potehnologii-klass-po-teme-semya-rezhuschihinstrumentovpriruchaem-nozhnici-fgos-912558.html 5 0 5 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2015/12/06/urok-tehnologii-v-1klasse-tema-uroka-razmetka-detaley-po https://urok.1sept.ru/articles/607018 1 0 1 https://www.youtube.com/watch?v=2HSaB9wgn1g 1 0 1 https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-shveinyeinstrumenty-i-prisposobleni.html 3 1 2 https://yandex.ru/video/preview/6578307458594881799 https://yandex.ru/video/preview/10217408749765587212 1 0 1 33 1 32 43 2 КЛАСС № п/ п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем программы Повторение и обобщение пройденного в первом классе Средства художественной выразительности (композиция, цвет, форма, размер, тон, светотень, симметрия) в работах мастеров Биговка. Сгибание тонкого картона и плотных видов бумаги Технология и технологические операции ручной обработки материалов (общее представление) Элементы графической грамоты 6 Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов по линейке 7 Угольник – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка прямоугольных деталей по угольнику Количество часов Контроль Все ные го работы Практиче ские работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/15012151423151011826 4 0 4 https://yandex.ru/video/preview/2133069313160075246https:/ /yandex.ru/video/preview/15012151423151011826 4 0 4 https://yandex.ru/video/preview/18023474927956768709 https://yandex.ru/video/preview/8677893764797217703 https://vk.com/wall-206998919_184 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/13726729904076069050 https://uchitelya.com/tehnologiya/84005-tehnologicheskayakarta-tehnologicheskie-operacii.html 2 0 2 https://pedportal.net/nachalnye-klassy/ 3 https://infourok.ru/razmetka-pryamougolnika-ot-dvuhpryamih-uglov-urok-tehnologii-vo-klasse-2695329.html https://yandex.ru/video/preview/8149895862950674777 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2016/12/18/prezentatsiya-po-tehnologii2-klass-luttseva-zueva-mozhno 3 1 0 0 44 8 9 10 Циркуль – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка круглых деталей циркулем Подвижное и неподвижное соединение деталей. Соединение деталей изделия «щелевым замком» Машины на службе у человека Натуральные ткани. Основные свойства натуральных тканей Виды ниток. Их назначение, 12 использование Технология изготовления швейных изделий. Лекало. 13 Строчка косого стежка и ее варианты 14 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 11 2 0 2 https://yandex.ru/video/preview/6128358867672670128 https://uchitelya.com/tehnologiya/169799-konspekt-urokatehnologii-kak-razmetit-detal-krugloy-formy-2-klass.html 5 0 5 https://yandex.ru/video/preview/119639699886652012 https://yandex.ru/video/preview/10368127051759363853 http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 2 0 2 https://yandex.ru/video/preview/12886536135742113977 https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-tehnologii-na-temukak-mashina-pomogaet-cheloveku-2-klass-5500205.html 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/15919269945512452891 https://yandex.ru/video/preview/17113635254578552647 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/2957029580633460439 6 1 5 https://yandex.ru/video/preview/9902880657276209810 1 0 1 34 1 33 45 3 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем программы Повторение и обобщение пройденного во втором классе Информационнокоммуникативные технологии Способы получения объемных рельефных форм и изображений (технология обработки пластических масс, креповой бумаги Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования Количество часов Контрольные Всего работы Практически е работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 0 1 https://multiurok.ru/files/urok-1-vspomnim-iobsudim.html 3 0 3 https://yandex.ru/video/preview/14420333329771 152343 4 0 4 https://yandex.ru/video/preview/56599760544143 89039 1 0 1 https://yandex.ru/video/preview/16064553302557 319137 1 0 1 https://dzen.ru/video/watch/63085dc838df557329 28ec82?f=d2d 6 Объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки 6 0 6 https://yandex.ru/video/preview/66852295972650 89556 https://dzen.ru/video/watch/63085dc838df557329 28ec82?f=d2d 7 Технологии обработки текстильных материалов 4 0 4 https://yandex.ru/video/preview/37075295098326 13872 8 Пришивание пуговиц. Ремонт одежды 3 https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/161048prezentaciya-uchimsya-prishivat-pugovicy-3klass.htmlhttps://yandex.ru/video/preview/133246 3 0 46 55343781564122 https://yandex.ru/video/preview/76791773376722 52517 Современные производства и профессии Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей 10 наборов типа «Конструктор». Конструирование изделий из разных материалов 11 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 4 0 4 https://yandex.ru/video/preview/30014424725315 22976 6 1 5 https://yandex.ru/video/preview/15001609685405 682383 1 0 1 34 1 33 47 4 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем программы Повторение и обобщение изученного в третьем классе Информационнокоммуникативные технологии Конструирование робототехнических моделей Конструирование сложных изделий из бумаги и картона Конструирование объемных изделий из разверток Интерьеры разных времен. Декор интерьера Синтетические материалы История одежды и текстильных материалов Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 0 1 https://multiurok.ru/files/urok-1-vspomnim-iobsudim.html 3 0 3 https://multiurok.ru/files/urok-tekhnologii-v-4-klasseinformatsiia-internet.html 5 0 5 https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-porobototekhnike-dlia-4-klassa.html 5 0 5 https://yandex.ru/video/preview/13578846622015432596 https://yandex.ru/video/preview/16528307217960089853 https://yandex.ru/video/preview/5317191780786068814 3 0 3 https://yandex.ru/video/preview/11549147410513347943 3 0 3 https://yandex.ru/video/preview/6567168827431634103 https://yandex.ru/video/preview/16903694894616417249 5 0 5 https://yandex.ru/video/preview/5253265489427416391 5 https://shareslide.ru/tehnologiya/prezentatsiya-k-urokuistoriya-odezhdy-i https://yandex.ru/video/preview/16352048846248688221 https://yandex.ru/video/preview/16352048846248688221 https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola 5 0 48 Подвижные способы соединения деталей 9 усложненных конструкций 10 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 1 2 1 0 1 34 1 33 49 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2019/05/19/konspekt-uroka-potehnologii-podvizhnoe-soedinenie УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Технология (в 2 частях), 1 класс/ Узорова О.В., Нефёдова Е.А., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология, 1 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология, 1 класс/ Лутцева Е.А., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология (в 2 частях), 3 класс/ Малышева Н.А., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология (в 2 частях), 4 класс/ Часть 1: Малышева Н.А.; Часть 2: Масленикова О.Н., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Я ученик https://ja-uchenik.ru/detjam/ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru 50 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru Единое содержание общего образования (внеурочная деятельность) https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm Копилка уроков https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi Начальная школа https://n-shkola.ru Началочка https://nachalo4ka.ru Международное сообщество педагогов «Я – учитель» https://ya-uchitel.ru Обучающие сетевые олимпиады http://www.oso.rcsz.ru Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru Учительский сайт «Первое сентября» https://1-sept.ru Учителю начальной школы https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/primary-school 51