МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ »
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры начального Заместитель директора по УВР
обучения
_____ Водопьянова С. Д.
Протокол №4 от 31.08.2023г.
31.08.2023г.
Зав.каф._____ Н.А.Павловская
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г.Керчи РК
«Школа-гимназия №1 имени
Героя Советского Союза Е.И.
Дёминой»
Пр.№271 от 31.08.2023г.
________ Тютюнник Л. И.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ВАРИАНТ 7.2)
(ID 1365613)
учебного предмета «Технология»
для обучающихся 1 – 4 классов
г.Керчь 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по технологии на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с
ОВЗ.
Содержание
обучения
раскрывается
через
модули,
которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных,
коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть
достигнуто
средствами
учебного
предмета
«Технология»
с
учётом
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР начальных классов. В
первом,
первом
дополнительном
и
втором
классах
предлагается
пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление
универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В
познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный
раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил
совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД
(определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения
и
доброжелательности
при
налаживании
отношений)
и
коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать
взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная
деятельность». В зависимости от степени выраженности нарушений
регуляторных процессов младших школьников с ЗПР регулятивные УУД
могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым
является оказание помощи организационного плана и руководящий контроль
педагога при выполнении учебной работы обучающимися.
2
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты
за
период
обучения,
а
также
предметные
достижения
обучающегося с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание
по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также
раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или
иной темы, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР.
Изучение предмета «Технология» представляет значительные трудности
для обучающихся с ЗПР в силу их психофизических особенностей:
− незрелость
эмоционально-волевой
сферы
приводит
к
сложностям
инициации волевых усилий при начале работы над изделием;
− отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения
затрудняет процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном
действии;
− недостаточное развитие восприятия является основой возникновения
трудностей при выделении существенных (главных) признаках объектов,
построении целостного образа, сложностям узнавания известных предметов
в незнакомом ракурсе;
− импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного
этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят
к низкому качеству получаемого изделия, недовольству полученным
результатом;
− нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация,
повышенная отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной
двигательной и речевой активностью, влечет за собой сложности понимания
технологии работы с тем или иным материалом;
3
− медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и
упражнений для их закрепления.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных
понятий
и
терминов;
основные
сведения
в
программе
даются
дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы
обучающиеся с ЗПР смогли опознать их, опираясь на существенные признаки,
по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд
сведений познается обучающимися с ЗПР в результате практической
деятельности.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра
межпредметных связей, что также способствует лучшему усвоению
образовательной программы обучающимися с ЗПР.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений,
построение
простых
форм
с
учетом
основ
геометрии,
работа
с
геометрическими фигурами, числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной
выразительности, правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий
мир
—
природные формы
и
конструкции
как
универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера;
природа как источник сырья, этнокультурные традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности
и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа,
реализуемого в изделии.
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе —
предметно-практическая
деятельность
как
необходимая
составляющая
целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного
развития обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста.
4
Основной
целью
предмета
является
успешная
социализация
обучающихся с ЗПР, формирование у них функциональной грамотности на
базе знакомства и
освоения
культурологических
и конструкторско-
технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания
в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений, представленных в содержании учебного предмета.
Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение
системы приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих
и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
− формирование общих представлений о культуре и организации
трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
− становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
− формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения
работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж,
эскиз, схема);
− формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений.
Воспитательные задачи:
− воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в
материальном мире;
− развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
− воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности,
5
мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
− становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного
мира с миром природы;
− воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.
Коррекционно-развивающее
значение
учебного
предмета
«Технология»
Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуальнотипологическими различиями, которые проявляются устойчивостью учебных
затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), мотивационноповеденческими
особенностями,
степенью
проявления
дисфункций
(нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной
концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется
обеспечение индивидуального подхода к обучающимся. На уроках технологии
для всех обучающихся с ЗПР необходимо:
при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать
значение каждой детали;
выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое
можно изготовить за одно занятие;
осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики
утомления и пресыщения;
трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом,
предметно-инструкционным
или
графическим
планом
требуют
предварительного обучения указанным действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля
результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как
внешнего
регулятора
деятельности
и
помощника
в
формировании
необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки,
6
недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук,
зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует
действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя,
но и от других специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Психокоррекционная направленность учебного предмета «Технология»
заключается в расширении и уточнении представлений обучающихся с ЗПР об
окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за
счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с
ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования,
постоянно
появлению
включаемые
и
процесс
выполнения
совершенствованию
работы,
рефлексивных
способствуют
умений,
которые
рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований
младшего школьного возраста. Коррекция отдельных сторон психической
деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и
внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма,
величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций
осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких
тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их
свойства, симметрия и др.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный
предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является
обязательным
для
изучения.
Содержание
предмета
«Технология»
структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план
1–4 классов программы начального общего образования в объёме одного
учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах
обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета
«Технология», — 168 ч (один час в неделю в каждом классе).
7
1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс
— 34 ч, 4 класс — 34 ч.
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Содержание программы начинается с характеристики основных
структурных единиц курса «Технология», которые соответствуют ФГОС НОО
и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их
содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от
класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного
учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных
курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и
единой последовательности. На уроках технологии этот порядок и конкретное
наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными
и учитывать индивидуальные особенности и особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР.
Основные модули курса «Технология»:
1.
Технологии, профессии и производства.
2.
Технологии ручной обработки материалов:
−
технологии работы с бумагой и картоном;
−
технологии работы с пластичными материалами;
−
технологии работы с природным материалом;
−
технологии работы с текстильными материалами;
−
технологии работы с другими доступными материалами1.
3.
Конструирование и моделирование:
−
работа с «Конструктором»2*;
−
конструирование
и
моделирование
из
бумаги,
картона,
пластичных материалов, природных и текстильных материалов;
−
4.
робототехника*.
Информационно-коммуникативные технологии*.
Например, пластик, поролон, фольга, солома и др.
Звёздочками отмечены модули, реализуемые с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации».
1
2
9
1 КЛАСС
Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 ч)3
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров.
Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их
происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его
организация в зависимости от вида работы. Безопасное использование и
хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 ч)
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов.
Основные технологические операции ручной обработки материалов:
разметка деталей, выделение деталей,
Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки,
графическую инструкцию, простейшую схему. Способы соединения деталей в
изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы
и правила аккуратной работы с клеем.
Подбор
соответствующих
инструментов
и
способов
обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и
приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их
правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на
глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможноих небольшое варьирование в рабочих
программах педагогов.
3
10
складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги
ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц.
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи,
шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами:
соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки,
соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле) и свойствах. Швейные
инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка
нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)
Простые конструкции из разных материалов (пластические массы,
бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о
конструкции изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных
материалов. Конструирование по модели (на плоскости).
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные УУД:
−
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в
пределах изученного);
−
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
−
анализировать с помощью учителя устройство простых изделий по
образцу, рисунку.
Работа с информацией:
−
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя
или в учебнике), использовать её в работе;
11
−
учиться
понимать
простейшую
знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить под руководством учителя работу в
соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
−
участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы,
уважительно относится к одноклассникам;
−
строить простые высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем) на доступном уровне.
Регулятивные УУД:
−
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу;
−
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой
на графическую инструкцию учебника;
−
организовывать под руководством учителя свою деятельность:
производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём
порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании
работы.
Совместная деятельность:
−
проявлять положительное отношение к включению в совместную
работу, к простым видам сотрудничества;
−
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах
работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное
сотрудничество.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 ч)4
4
Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможноих небольшое варьирование в авторских
12
Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из
различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия
создания
изделия.
Общее
понятие
об
изучаемых
материалах,
их
происхождении, разнообразии. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по
окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение
инструментов.
Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 ч)
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при
изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов:
разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка
изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы
разметки
деталей:
по
шаблону,
по
линейке
(как
направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на
рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных
графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы,
последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной
разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей
из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина,
клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с
клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация
и др.).
Подбор
соответствующих
инструментов
и
способов
обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и
курсах предмета.
13
приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их
правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на
глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги
ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц.
Картон.
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи,
шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор
материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение
деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с
помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание
и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)
Объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы,
бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о детали
и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы
соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ
конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку.
Взаимосвязь
выполняемого
действия
и
результата.
Элементарное
прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого
результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/
замысла.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч)
14
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях.
Информация. Виды информации.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные УУД:
− ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в
пределах изученного);
− воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
− анализировать под руководством учителя устройство простых
изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные
составляющие конструкции с опорой на образец.
Работа с информацией:
− воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя
или в учебнике), использовать её в работе;
− понимать и анализировать с помощью учителя простейшую знаковосимволическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в
соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
− участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы,
выполнять
правила
этики
общения:
уважительное
отношение
к
одноклассникам, внимание к мнению другого;
− строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем) на доступном для обучающегося с ЗПР уровне.
Регулятивные УУД:
15
− принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу;
− действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой
на графическую инструкцию учебника;
− понимать критерии оценки качества работы;
− организовывать свою деятельность под руководством учителя:
производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём
порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании
работы.
Совместная деятельность:
− проявлять положительное отношение к включению в совместную
работу, к простым видам сотрудничества;
− принимать участие в парных, групповых, коллективных видах
работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное
сотрудничество.
2 КЛАСС
Модуль «Технологии, профессии и производства» (8 ч)
Рукотворный мир — результат труда человека. Элементарные
представления об основных принципах создания мира вещей: прочность
конструкции,
удобство
использования,
эстетическая
выразительность.
Изготовление изделий с учётом данных принципов. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка
с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов
технологического процесса.
16
Мастера и их профессии; правила мастера. Культурные традиции.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые
проекты.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (14 ч)
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в
жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и
технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Основные технологические операции ручной обработки материалов в
процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки),
формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных
видов бумаги и др.), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение
деталей изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты — линейка (угольник, циркуль).
Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы
колющими (циркуль) инструментами.
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа
(контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Сгибание и складывание
тонкого картона и плотных видов бумаги — биговка. Подвижное соединение
деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток
(швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление),
его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты
(перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты (крестик,
17
стебельчатая, ёлочка)5. Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей,
сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока,
пряжа, бусины и др.).
Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах
создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему
чертежу
или
эскизу.
Подвижное
соединение
деталей
конструкции.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях*.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
− ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в
пределах изученного);
− выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной
или письменной;
− выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с
учётом указанных критериев с опорой на образец, под руководством учителя;
− воспроизводить
порядок
действий
при
практической задачи с опорой на план, образец.
5
Выбор строчек и порядка их освоения по классам определяется учителем.
18
решении
учебной/
Работа с информацией:
− получать под руководством учителя информацию из учебника и
других дидактических материалов, использовать её в работе;
− понимать и анализировать под руководством учителя знаковосимволическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу
в соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
− выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
высказывать своё мнение; отвечать на вопросы; проявлять уважительное
отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
− делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте,
рассказе учителя; о выполненной работе, созданном изделии на доступном для
обучающегося с ЗПР уровне.
Регулятивные УУД:
− понимать и принимать учебную задачу;
− организовывать свою деятельность;
− понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
− прогнозировать
необходимые
действия
для
получения
практического результата, планировать работу с опорой на план, схему;
− выполнять элементарные действия контроля и оценки о опорой на
план;
− воспринимать советы, оценку учителя и одноклассников, стараться
учитывать их в работе.
Совместная деятельность:
− выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
19
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
− выполнять правила совместной работы: договариваться, выполнять
ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Модуль «Технологии, профессии и производства» (8 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и
создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как
движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных
условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника,
предметы
быта
и
декоративно-прикладного
искусства.
Современные
производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных
используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению.
Мир
современной
техники.
Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества;
распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и
подчинённый).
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (10 ч)
Некоторые
(доступные
в
обработке)
виды
искусственных
и
синтетических материалов Разнообразие технологий и способов обработки
материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий
при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги
и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов по их декоративно-художественным
20
и технологическим свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож,
шило и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и
безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ
устройства
и
назначения
изделия;
выстраивание
последовательности
практических действий и технологических операций; подбор материалов и
инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных
изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный,
толстый, тонкий, цветной и др.). Чтение и построение простого чертежа/эскиза
развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз.
Выполнение измерений, расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология
обработки
текстильных
материалов.
Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование
вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или петельной
строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с
двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких
деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Модуль «Конструирование и моделирование» (12 ч)
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы
21
подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их
использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Использование измерений и
построений для решения практических задач.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (4 ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные
технологии.
Источники
информации,
используемые
человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения
здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет6, видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
− ориентироваться
в
терминах,
используемых
в
технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
− осуществлять анализ с опорой на план предложенных образцов с
выделением существенных и несущественных признаков;
− выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице, при
необходимости обращаясь к помощи учителя;
− классифицировать
изделия
по
существенному
признаку
Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материальнотехническими возможностями образовательной организации.
6
22
(используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки) с опорой
на образец;
− читать и воспроизводить под руководством учителя простой
чертёж/эскиз развёртки изделия;
− восстанавливать
нарушенную
последовательность
выполнения
изделия.
Работа с информацией:
− анализировать по предложенному плану и использовать знаковосимволические средства представления информации для создания моделей и
макетов изучаемых объектов;
− осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы под руководством
учителя;
− использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет
под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
− строить
простое
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической формой коммуникации;
− описывать с опорой на план предметы рукотворного мира;
− формулировать собственное мнение, аргументировать на доступном
уровне выбор вариантов и способов выполнения задания.
Регулятивные УУД:
− принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств
для её решения под руководством учителя;
− действовать по плану;
23
− выполнять элементарные действия контроля и оценки; выявлять с
опорой на образец ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать
их причины;
− проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
− договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий
результат работы;
− выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
− осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Модуль «Технологии, профессии и производства» (12 ч)
Профессии
и
технологии
современного
мира.
Использование
достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и
использование синтетических материалов с определёнными заданными
свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное
сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и
др.).
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и
др.).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы её защиты.
Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям.
Изготовление изделий с учётом традиционных правил и современных
технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и др.).
24
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (6 ч)
Синтетические материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными/изменёнными
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология
обработки
текстильных
материалов.
Обобщённое
представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени. Раскрой деталей по несложным готовым лекалам
(выкройкам). Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и др.), её
назначение (соединение и отделка деталей) и/или строчки петлеобразного и
крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных
строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств.
Комбинированное использование разных материалов.
Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)
25
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и др.).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные
узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование
робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование,
тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация
робота.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (6 ч)
Работа с доступной информацией в Интернете7 и на цифровых
носителях информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми
цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса
компьютера в оформлении изделий и др. Создание презентаций в программе
PowerPoint или другой.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
− ориентироваться
в
терминах,
используемых
в
технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
− анализировать с опорой на план конструкции предложенных
образцов изделий;
− конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материально-техническими
возможностями образовательной организации.
7
26
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям, при
необходимости обращаясь к помощи учителя;
− выстраивать с опорой на образец последовательность практических
действий и технологических операций; подбирать материал и инструменты;
выполнять экономную разметку; сборку, отделку изделия;
− решать простые задачи на преобразование конструкции;
− выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной;
− соотносить с помощью учителя результат работы с заданным
алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить необходимые дополнения
и изменения;
− классифицировать с опорой на образец изделия по существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ
сборки);
− выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов/изделий с учётом указанных критериев;
− анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять с опорой на образец основные и второстепенные составляющие
конструкции.
Работа с информацией:
− находить необходимую для выполнения работы информацию,
пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей под руководством учителя;
− использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной
или
материализованной
форме,
выполнять
действия
моделирования, работать с моделями;
− осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ под руководством учителя;
27
− использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий
и др.;
− использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет
под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
− соблюдать
правила
участия
в
диалоге:
задавать
вопросы,
аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому
мнению (на доступном для обучающихся с ЗПР уровне);
− создавать тексты-рассуждения с опорой на план: раскрывать
последовательность операций при работе с разными материалами;
− осознавать
культурно-исторический
смысл
и
назначение
праздников, их роль в жизни каждого человека; ориентироваться в традициях
организации и оформления праздников.
Регулятивные УУД:
− понимать и принимать учебную задачу, определять цели учебнопознавательной деятельности под руководством учителя;
− планировать практическую работу в соответствии с поставленной
целью и выполнять её в соответствии с планом;
− выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки; процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
− проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
− организовывать под руководством учителя совместную работу в
группе:
распределять
роли,
выполнять
28
функции
руководителя
или
подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
− проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их
работы; в доброжелательной форме оценивать их достижения;
− в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать
свои предложения и пожелания; выслушивать и принимать к сведению мнение
одноклассников, их советы и пожелания; с уважением относиться к разной
оценке своих достижений
29
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Технология» в начальной школе у
обучающегося
с
ЗПР
будут
сформированы
следующие
личностные
новообразования:
− первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
− проявление положительного отношения и интереса к различным
видам творческой преобразующей деятельности; мотивация к творческому
труду, работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
− проявление устойчивых волевых качества и способность к
саморегуляции:
организованность,
аккуратность,
трудолюбие,
умение
справляться с доступными проблемами;
− готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом
этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
Метапредметные результаты
К концу обучения в начальной школе у обучающегося с ЗПР
формируются следующие универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
− ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии
(в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих
устных и письменных высказываниях на доступном уровне;
− осуществлять
анализ
объектов
и
изделий
с
выделением
существенных и несущественных признаков с опорой на план;
− сравнивать с опорой на план группы объектов/изделий, выделять в
30
них общее и различия;
− использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
− использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии
с
технической,
технологической
или
декоративно-
художественной задачей;
− понимать необходимость поиска новых технологий на основе
изучения объектов и законов природы, доступного исторического и
современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
− осуществлять под руководством учителя поиск необходимой для
выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках,
анализировать её по предложенному плану;
− анализировать и использовать знаково-символические средства
представления
информации
для
решения
задач
в
умственной
и
материализованной форме;
− использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет
с контролируемым выходом);
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
− вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать
собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном
уровне; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
− создавать по плану тексты-описания на основе наблюдений
(рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов
России;
− строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об объекте,
31
его строении, свойствах и способах создания;
− объяснять с опорой на план, схему последовательность совершаемых
действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
− организовывать
свою
работу
(подготовка
рабочего
места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
− выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
− планировать работу, соотносить свои действия с поставленной
целью с опорой на план;
− устанавливать
простые
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать
под
руководством учителя действия для получения необходимых результатов;
− выполнять действия контроля и оценки;
− проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
− организовывать под руководством учителя совместную работу в
группе: принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли,
выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять
продуктивное сотрудничество;
− проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости
помощь;
− понимать
особенности
проектной
деятельности,
выдвигать
несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
Предметные результаты
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся с ЗПР научится:
32
− организовывать
свой
труд
под
руководством
учителя:
подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в
процессе труда;
− знать правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем;
− знать
названия
и
назначение
основных
инструментов
и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла,
шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе;
− знать наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга,
пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки
(сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять под
руководством учителя доступные технологические приёмы ручной обработки
материалов при изготовлении изделий;
− ориентироваться в наименованиях основных технологических
операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
− выполнять сборку изделий с помощью клея, ниток и др. по образцу;
− оформлять изделия строчкой прямого стежка;
− иметь представление о смысле понятий «изделие», «деталь изделия»,
«образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
− выполнять задания с опорой на готовый план;
− рассматривать простые по конструкции образцы (по вопросам
учителя);
− иметь представление о изученных видах материалов (природные,
пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойствах
(цвет, фактура, форма, гибкость и др.);
− называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать
ими;
33
− выполнять последовательность изготовления несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
− с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на
инструкционную карту, образец, шаблон;
− иметь
представление
о
простейших
видах
технической
документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из
различных материалов по образцу, рисунку.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
К концу обучения в первом дополнительном классе обучающийся с
ЗПР научится:
− организовывать свой труд под руководством учителя: своевременно
подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в
процессе труда;
− применять правила безопасной работы ножницами, иглой и
аккуратной работы с клеем;
− действовать под руководством учителя по предложенному образцу в
соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной
стороне материала; экономия материала при разметке);
− определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла,
шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе;
− определять наименования отдельных материалов (бумага, картон,
фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их
обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять
под руководством учителя доступные технологические приёмы ручной
обработки материалов при изготовлении изделий;
− ориентироваться в наименованиях основных технологических
операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
34
− выполнять под руководством учителя разметку деталей сгибанием,
по шаблону, на глаз; выделение деталей способами обрывания, вырезания и
др.; сборку изделий с помощью клея, ниток и др.;
− оформлять изделия строчкой прямого стежка;
− понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
− выполнять задания с опорой на готовый план;
− обслуживать себя во время работы под руководством учителя:
соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и
правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
− рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия:
выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять
взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления;
− распознавать
изученные
виды
материалов
(природные,
пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства
(цвет, фактура, форма, гибкость и др.);
− называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать
ими;
− различать материалы и инструменты по их назначению;
− знать и выполнять последовательность изготовления несложных
изделий с опорой на план, схему: разметка, резание, сборка, отделка;
− выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
выполнять разметку деталей по шаблону, по линейке (как направляющему
инструменту без откладывания размеров); резать ножницами по линиям
разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием,
вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с
35
помощью клея, пластических масс и др.; выполнять отделку раскрашиванием,
аппликацией, строчкой прямого стежка с опорой на образец;
− использовать под руководством учителя для сушки плоских изделий
пресс;
− с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на
инструкционную карту, образец, шаблон;
− иметь представление о разборных и неразборных конструкциях
несложных изделий;
− понимать простейшие виды технической документации (рисунок,
схема), конструировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку;
− осуществлять
элементарное
сотрудничество,
участвовать
в
коллективных работах под руководством учителя;
− выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся с ЗПР научится:
− ориентироваться в понятиях «инструкционная» («технологическая»)
карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки»;
− выполнять задания по плану;
− по заданному образцу готовить рабочее место в соответствии с
видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее
место;
− анализировать задание/образец по предложенным вопросам, памятке
или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на
инструкционную (технологическую) карту;
− отбирать материалы и инструменты для работы с опорой на
технологическую карту; исследовать под руководством учителя свойства
36
новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки,
проволока и др.);
− ориентироваться под руководством учителя в простейших чертежах
(эскизах), линиях чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и
размерная, линия сгиба, линия симметрии);
− выполнять под руководством учителя биговку;
− выполнять разметку деталей кроя на ткани по простейшему лекалу
(выкройке) правильной геометрической формы;
− оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными
строчками;
− понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета);
соотносить с помощью учителя объёмную конструкцию с изображениями её
развёртки;
− определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей
и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами с
опорой на образец, схему;
− конструировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
− выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
− понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в
продукте, демонстрировать готовый продукт;
− знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся с ЗПР научится:
− ориентироваться
в
смысле
понятий
«чертёж
«канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»;
37
развёртки»,
− иметь представление о характерных особенностях изученных видов
декоративно-прикладного искусства, профессиях мастеров прикладного
искусства, распространённых в крае ремёслах (в рамках изученного);
− знать
свойства
наиболее
распространённых
изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др.);
− ориентироваться в чертеже развёртки и выполнять разметку
развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
− узнавать линии чертежа (осевая и центровая);
− безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
− выполнять рицовку;
− выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными
ручными строчками с опорой на образец;
− конструировать
изделия
из
разных
материалов
и
наборов
«Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
− выбирать способ соединения и соединительный материал в
зависимости от требований конструкции и с опорой на схему, образец;
− иметь представление о видах информационных технологий и
соответствующих способах передачи информации (из реального окружения
учащихся);
− понимать
назначение
основных
устройств
персонального
компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
− выполнять основные правила безопасной работы на компьютере под
руководством учителя;
− участвовать в выполнении проектных заданий в соответствии с
содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся с ЗПР научится:
38
− формировать
общее
представление
о
мире
профессий,
их
социальном значении; о творчестве и творческих профессиях, о мировых
достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее
значимых окружающих производствах;
− на основе технологической карты организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
− самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую)
карту;
− понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
− выполнять под руководством учителя более сложные виды работ и
приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и
вышивание, тиснение по фольге и пр.); оформлять изделия и соединять детали
освоенными ручными строчками с опорой на образец;
− понимать и создавать с опорой на образец простейшие виды
технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок,
схему) и выполнять по ней работу;
− создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор
шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) под руководством
учителя;
− работать под руководством учителя в программах Word, Power Point;
− осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности; предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться; участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.
39
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование
разделов и тем
программы
Природное и
техническое окружение
человека
Природные материалы.
Свойства. Технологии
обработки
Способы соединения
природных материалов
Композиция в
художественнодекоративных изделиях
Пластические массы.
Свойства. Технология
обработки
Получение различных
форм деталей изделия
из пластилина
Изделие. Основа и
детали изделия.
Понятие «технология»
Бумага. Ее основные
свойства. Виды бумаги
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
2
0
2
https://www.youtube.com/watch?v=-rmlwalB0tU
5
0
5
https://www.youtube.com/watch?v=LA3RaER9Lt0
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/13133912805434480541
2
0
2
https://yandex.ru/video/preview/13894255657166697895
1
0
1
http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
2
0
2
https://yandex.ru/video/preview/11241710424492458529
https://yandex.ru/video/preview/17161953327008008543
1
0
1
http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/6135451519803087231
40
Картон. Его основные
свойства. Виды картона
Сгибание и
10
складывание бумаги
Ножницы – режущий
инструмент. Резание
11
бумаги и тонкого
картона ножницами.
Понятие «конструкция»
Шаблон –
приспособление.
12
Разметка бумажных
деталей по шаблону
Общее представление о
13
тканях и нитках
Швейные иглы и
14
приспособления
Варианты строчки
15
прямого стежка
(перевивы). Вышивка
16
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
9
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/2321176291161183845
3
0
3
https://yandex.ru/video/preview/5404839618412525986
3
https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-potehnologii-klass-po-teme-semya-rezhuschihinstrumentovpriruchaem-nozhnici-fgos-912558.html
3
0
5
0
5
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2015/12/06/urok-tehnologii-v-1klasse-tema-uroka-razmetka-detaley-po
https://urok.1sept.ru/articles/607018
1
0
1
https://www.youtube.com/watch?v=2HSaB9wgn1g
1
0
1
https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-shveinyeinstrumenty-i-prisposobleni.html
3
1
2
https://yandex.ru/video/preview/6578307458594881799
https://yandex.ru/video/preview/10217408749765587212
1
0
1
33
1
32
41
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование
разделов и тем
программы
Природное и
техническое окружение
человека
Природные материалы.
Свойства. Технологии
обработки
Способы соединения
природных материалов
Композиция в
художественнодекоративных изделиях
Пластические массы.
Свойства. Технология
обработки
Получение различных
форм деталей изделия
из пластилина
Изделие. Основа и
детали изделия.
Понятие «технология»
Бумага. Ее основные
свойства. Виды бумаги
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
2
0
2
https://www.youtube.com/watch?v=-rmlwalB0tU
5
0
5
https://www.youtube.com/watch?v=LA3RaER9Lt0
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/13133912805434480541
2
0
2
https://yandex.ru/video/preview/13894255657166697895
1
0
1
http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
2
0
2
https://yandex.ru/video/preview/11241710424492458529
https://yandex.ru/video/preview/17161953327008008543
1
0
1
http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/6135451519803087231
42
Картон. Его основные
9
свойства. Виды
картона
Сгибание и
10
складывание бумаги
Ножницы – режущий
инструмент. Резание
бумаги и тонкого
11
картона ножницами.
Понятие
«конструкция»
Шаблон –
приспособление.
12
Разметка бумажных
деталей по шаблону
Общее представление
13
о тканях и нитках
Швейные иглы и
14
приспособления
Варианты строчки
15
прямого стежка
(перевивы). Вышивка
16
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/2321176291161183845
3
0
3
https://yandex.ru/video/preview/5404839618412525986
3
0
3
https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-potehnologii-klass-po-teme-semya-rezhuschihinstrumentovpriruchaem-nozhnici-fgos-912558.html
5
0
5
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2015/12/06/urok-tehnologii-v-1klasse-tema-uroka-razmetka-detaley-po
https://urok.1sept.ru/articles/607018
1
0
1
https://www.youtube.com/watch?v=2HSaB9wgn1g
1
0
1
https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-shveinyeinstrumenty-i-prisposobleni.html
3
1
2
https://yandex.ru/video/preview/6578307458594881799
https://yandex.ru/video/preview/10217408749765587212
1
0
1
33
1
32
43
2 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем
программы
Повторение и обобщение
пройденного в первом классе
Средства художественной
выразительности (композиция,
цвет, форма, размер, тон,
светотень, симметрия) в работах
мастеров
Биговка. Сгибание тонкого
картона и плотных видов бумаги
Технология и технологические
операции ручной обработки
материалов (общее
представление)
Элементы графической грамоты
6
Разметка прямоугольных деталей
от двух прямых углов по линейке
7
Угольник – чертежный
(контрольно-измерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по
угольнику
Количество часов
Контроль
Все
ные
го
работы
Практиче
ские
работы
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/15012151423151011826
4
0
4
https://yandex.ru/video/preview/2133069313160075246https:/
/yandex.ru/video/preview/15012151423151011826
4
0
4
https://yandex.ru/video/preview/18023474927956768709
https://yandex.ru/video/preview/8677893764797217703
https://vk.com/wall-206998919_184
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/13726729904076069050
https://uchitelya.com/tehnologiya/84005-tehnologicheskayakarta-tehnologicheskie-operacii.html
2
0
2
https://pedportal.net/nachalnye-klassy/
3
https://infourok.ru/razmetka-pryamougolnika-ot-dvuhpryamih-uglov-urok-tehnologii-vo-klasse-2695329.html
https://yandex.ru/video/preview/8149895862950674777
1
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2016/12/18/prezentatsiya-po-tehnologii2-klass-luttseva-zueva-mozhno
3
1
0
0
44
8
9
10
Циркуль – чертежный
(контрольно-измерительный)
инструмент. Разметка круглых
деталей циркулем
Подвижное и неподвижное
соединение деталей. Соединение
деталей изделия «щелевым
замком»
Машины на службе у человека
Натуральные ткани. Основные
свойства натуральных тканей
Виды ниток. Их назначение,
12
использование
Технология изготовления
швейных изделий. Лекало.
13
Строчка косого стежка и ее
варианты
14
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
11
2
0
2
https://yandex.ru/video/preview/6128358867672670128
https://uchitelya.com/tehnologiya/169799-konspekt-urokatehnologii-kak-razmetit-detal-krugloy-formy-2-klass.html
5
0
5
https://yandex.ru/video/preview/119639699886652012
https://yandex.ru/video/preview/10368127051759363853
http://windows.edu/ru http://school- collektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
2
0
2
https://yandex.ru/video/preview/12886536135742113977
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-tehnologii-na-temukak-mashina-pomogaet-cheloveku-2-klass-5500205.html
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/15919269945512452891
https://yandex.ru/video/preview/17113635254578552647
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/2957029580633460439
6
1
5
https://yandex.ru/video/preview/9902880657276209810
1
0
1
34
1
33
45
3 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем
программы
Повторение и обобщение
пройденного во втором классе
Информационнокоммуникативные технологии
Способы получения объемных
рельефных форм и
изображений (технология
обработки пластических масс,
креповой бумаги
Способы получения объемных
рельефных форм и
изображений Фольга.
Технология обработки фольги
Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение
свойства, сферы использования
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практически
е работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
0
1
https://multiurok.ru/files/urok-1-vspomnim-iobsudim.html
3
0
3
https://yandex.ru/video/preview/14420333329771
152343
4
0
4
https://yandex.ru/video/preview/56599760544143
89039
1
0
1
https://yandex.ru/video/preview/16064553302557
319137
1
0
1
https://dzen.ru/video/watch/63085dc838df557329
28ec82?f=d2d
6
Объемные формы деталей и
изделий. Развертка. Чертеж
развертки
6
0
6
https://yandex.ru/video/preview/66852295972650
89556
https://dzen.ru/video/watch/63085dc838df557329
28ec82?f=d2d
7
Технологии обработки
текстильных материалов
4
0
4
https://yandex.ru/video/preview/37075295098326
13872
8
Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды
3
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/161048prezentaciya-uchimsya-prishivat-pugovicy-3klass.htmlhttps://yandex.ru/video/preview/133246
3
0
46
55343781564122
https://yandex.ru/video/preview/76791773376722
52517
Современные производства и
профессии
Подвижное и неподвижное
соединение деталей из деталей
10
наборов типа «Конструктор».
Конструирование изделий из
разных материалов
11
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
9
4
0
4
https://yandex.ru/video/preview/30014424725315
22976
6
1
5
https://yandex.ru/video/preview/15001609685405
682383
1
0
1
34
1
33
47
4 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование
разделов и тем
программы
Повторение и
обобщение изученного
в третьем классе
Информационнокоммуникативные
технологии
Конструирование
робототехнических
моделей
Конструирование
сложных изделий из
бумаги и картона
Конструирование
объемных изделий из
разверток
Интерьеры разных
времен. Декор
интерьера
Синтетические
материалы
История одежды и
текстильных
материалов
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
0
1
https://multiurok.ru/files/urok-1-vspomnim-iobsudim.html
3
0
3
https://multiurok.ru/files/urok-tekhnologii-v-4-klasseinformatsiia-internet.html
5
0
5
https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-porobototekhnike-dlia-4-klassa.html
5
0
5
https://yandex.ru/video/preview/13578846622015432596
https://yandex.ru/video/preview/16528307217960089853
https://yandex.ru/video/preview/5317191780786068814
3
0
3
https://yandex.ru/video/preview/11549147410513347943
3
0
3
https://yandex.ru/video/preview/6567168827431634103
https://yandex.ru/video/preview/16903694894616417249
5
0
5
https://yandex.ru/video/preview/5253265489427416391
5
https://shareslide.ru/tehnologiya/prezentatsiya-k-urokuistoriya-odezhdy-i
https://yandex.ru/video/preview/16352048846248688221
https://yandex.ru/video/preview/16352048846248688221
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola
5
0
48
Подвижные способы
соединения деталей
9
усложненных
конструкций
10
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
1
2
1
0
1
34
1
33
49
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2019/05/19/konspekt-uroka-potehnologii-podvizhnoe-soedinenie
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология (в 2 частях), 1 класс/ Узорова О.В., Нефёдова Е.А., Общество с ограниченной ответственностью
«ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология, 1 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология, 1 класс/ Лутцева Е.А., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология (в 2 частях), 3 класс/ Малышева Н.А., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология (в 2 частях), 4 класс/ Часть 1: Малышева Н.А.; Часть 2: Масленикова О.Н., Общество с ограниченной
ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Я ученик https://ja-uchenik.ru/detjam/
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru
Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru
50
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru
Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru
Единое содержание общего образования (внеурочная деятельность) https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
Копилка уроков https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi
Начальная школа https://n-shkola.ru
Началочка https://nachalo4ka.ru
Международное сообщество педагогов «Я – учитель» https://ya-uchitel.ru
Обучающие сетевые олимпиады http://www.oso.rcsz.ru
Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru
Учительский сайт «Первое сентября» https://1-sept.ru
Учителю начальной школы https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/primary-school
51