СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1
имени Героя Советского Союза
Е.И. Дёминой»
протокол от 28.08.2024г. № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ г. Керчи РК «Школагимназия №1 имени Героя Советского
Союза Е.И. Дёминой»
_________________ Л.И. Тютюнник
Приказ от 30.08.2024г. №250
Положение об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий в образовательном процессе
МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза
Е.И. Дёминой»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в МБОУ г.Керчи РК
«Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» общеобразовательных
программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (далее Положение).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии: ст. 16, ст. 28 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 19.34
Приложения к рекомендациям субъектам Российской Федерации по подготовке к
реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утвержденных
письмом Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе "Об
образовании в Российской Федерации", Порядком применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденных
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816,
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Приказом
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказом
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
Федеральными государственными образовательными стандарами среднего общего
образованияи, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413, Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования», Постановленияем Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», Санитарно-эпидемиологическими правилами СП3.1./2.4. 3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(утверждеными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16, Постановлением Правительства Российской Федерации от
11.10.2023г.
№1678
«Об
утверждении
правил
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ», Уставом и
локальными нормативными актами МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И. Дёминой».
1.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
применяются в целях:
- предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы
независимо от местонахождения и времени;
- повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения
и электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- увеличения контингента обучающихся по образовательным программам,
реализуемым с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
1.4. В настоящем Положении используются термины:
Электронное обучение (далее - ЭО) – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации, обеспечивающих ее обработку информационных
технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) – образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
1.5. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации
образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий является место нахождения гимназии независимо от места
нахождения обучающихся.
1.6. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
- образовательные онлайн-платформы;
- цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
- видеоконференции, вебинары;
- видеоконференцсвязь, электронная почта;
- облачные сервисы;
- электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные
пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.
1.7. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение
в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с
применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной
деятельности:
- уроки;
- лекции;
- семинары;
- практические занятия;
- лабораторные работы;
- контрольные работы;
- самостоятельная работа;
- консультации с преподавателями;
- научно-исследовательская работа;
- текущий контроль;
- промежуточная аттестация.
1.8. Сопровождение организационных форм учебной деятельности может
осуществляться в следующих режимах:
- тестирование онлайн;
- изучение материала онлайн;
- консультации онлайн;
- предоставление методических материалов;
- сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации).
1.9. Дистанционное обучение осуществляется посредством обязательного
взаимодействия всех участников образовательного процесса в следующих форматах:
- режимах онлайн и оффлайн с использованием существующих общедоступных
платформ (сервисов);
- в режиме офлайн с размещением учебных материалов на облачных ресурсах;
- консультирование в режимах онлайн и офлайн;
- обучение в режиме онлайн;
- самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на
бумажных носителях).
Количество занятий для проведения в режиме онлайн каждый педагог определяет
самостоятельно.
1.10. При применении электронного обучения организуется как отложенное во
времени, так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогом
посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов,
информационных
технологий,
технических
средств
и
информационнотелекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет
задания в порядке, определенном педагогом в том числе для осуществления контроля
усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных предметов и курсов,
предусмотренных образовательной программой.
1.11. Настоящее положение определяет также порядок и условия проведения
промежуточной аттестации в отдельных случаях, оговариваемых настоящим положением.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения
программ общего образования непосредственно по местожительству или месту их
временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с
учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при
закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной
самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения способствует решению следующих задач:
- создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;
- повышение качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
- открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного
процесса в любое удобное для обучающегося время;
- создание единой образовательной среды образовательной организации;
- повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной
работы обучающихся;
- повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся
возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства
или месту временного пребывания;
- принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов
всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной
среды;
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового
поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях
учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения
учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых
средств обучения;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам
использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории
обучающегося;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
- обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
- обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и
промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
- обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах,
конкурсах.
3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются:
обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники
образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Организация дистанционного обучения согласуется с родителями (законными
представителями) обучающихся и подтверждается в форме письменного заявления.
3.3. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные
программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской
Федерации.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для
обучающихся по основным направлениям учебной деятельности.
3.5. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют
педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку.
3.6. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с
использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным
образовательным ресурсам.
3.7. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и
ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать
собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО, ООО
и СОО.
3.8. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной
техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами
телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в
сети Интернет, электронной почтой и т. п.).
3.9. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с
использованием цифровых образовательных ресурсов.
4. Компетенция образовательной организации при применении электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ
4.1. Образовательная организация вправе применять электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в
предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ ( с изменениями) формах получения
образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий,
лабораторных и практических занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся.
4.2. Образовательная организация доводит до участников образовательных
отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
обеспечивающую возможность их правильного выбора. Регламент организации обучения
ребенка с использованием дистанционных образовательных технологий в приложении № 1.
4.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная
организация:
- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно- хозяйственных
работников;
- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных
консультаций,
оказываемых
дистанционно
с
использованием
информационных и телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных
занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий;
- ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и
внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в
соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О
персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 125-ФЗ «Об архивном деле в
Российской Федерации»;
- самостоятельно и (или) совместно с операторами используемых информационных
систем определяет порядок оказания технической помощи обучающимся и педагогическим
работникам;
- обеспечивает реализацию образовательных программ обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития и в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- обеспечивает соблюдение установленных санитарно-эпидемиологических правил и
санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев, когда реализация
образовательных программ предусмотрена с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
4.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий гимназия вправе не
предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия
педагогического работника с обучающимся в аудитории.
4.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий МБОУ
г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой»
самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационно-
образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- создает условия для получения доступа к электронной информационнообразовательной среде, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся:
а) доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов и курсов, к
изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам,
содержащим электронные учебно-методические материалы, указанным в рабочих
программах, в том числе к онлайн-курсам;
б) доступ к государственным информационным системам, предусматривающим
обработку персональных данных обучающихся, создаваемым, модернизируемым и
эксплуатируемым для реализации основных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
в) фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации,
текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации;
г) возможность проведения всех видов занятий, оценки результатов обучения по
образовательным программам, реализация которых предусмотрена с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
д) формирование цифрового индивидуального электронного портфолио обучающегося, в
том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок в отношении этих работ;
е) взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе
отложенное во времени и опосредованное (на расстоянии) в режиме реального времени
посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей.
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения
мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
4.6. Для реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий используются государственные информационные системы,
создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных
образовательных программ.
4.7. При принятии решения о реализации образовательных программ с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в следующем учебном
году информация доводится до сведения участников образовательных отношений не позднее
1 мая текущего учебного года путем ее размещения в открытом доступе на официальном
сайте гимназии в сети «Интернет».
4.8. При наличии заявления родителя (законного представителя) обучающегося,
обучающегося, достигшего возраста 18 лет об отказе в применении электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за
исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
обучение по таким образовательным программам такого обучающего осуществляется без
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Порядок
обучения такого обучающегося определяется локальными нормативными актами гимназии.
4.9. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ведется учет и
осуществляется хранение результатов образовательного процесса и внутренний
документооборот на бумажном носителе и (или) в электронной форме в соответствии с
требованиями Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и Федерального
закона "Об архивном деле в Российской Федерации", а также обеспечивается обработку
персональных данных обучающихся и иных участников образовательных отношений в
соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных.
5. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных
образовательных технологий
5.1. МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И.
Дёминой» обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и
ДОТ, в том числе к образовательной онлайн-платформе, используемой образовательной
организацией в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного
плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет
учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при
непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно.
5.2. Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и осуществления
контроля результатов обучения образовательная организация обеспечивает идентификацию
личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи
персонального пароля при необходимости.
5.3. При оценке результатов обучения образовательная организация обеспечивает
контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий.
5.4. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в образовательной
организации осуществляется по двум моделям:
- модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися;
- модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися.
5.5. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное
обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция
объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения,
базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и
современными учебными средствами.
5.6. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся:
- обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на
заключительных этапах;
- обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
- обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь,
участие в соревнованиях, конкурсах);
- обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
5.7. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется
индивидуальным учебным планом обучающегося. Организация обучения по
индивидуальному учебному плану определяется соответствующим положением.
5.8. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут
документацию: заполняют электронные журналы успеваемости, выставляют в электронный
журнал отметки.
5.9. При заполнении электронного журнала в период организации образовательного
процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий учитель в графе «Что пройдено на уроке» записывает тему урока согласно
календарно-тематическому планированию рабочей программы с указанием формы обучения.
Например: Первый и второй признаки равенства треугольников (дистанционное обучение).
5.10 Продолжительность урока для обучающихся I − XI классов 30 минут.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора
непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна
превышать:
- для обучающихся в I–IV классах – 15 мин;
- для обучающихся в V–VII классах – 20 мин;
- для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин;
- для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин, на
втором – 20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием персональных электронновычислительных машин (ПЭВМ) в течение учебного дня для обучающихся I–IV классов
составляет один урок, для обучающихся в V–VIII классах – два урока, для обучающихся в
IX–XI классах – три урока.
5.11. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять
комплекс профилактических мероприятий в соответствии с Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Во время перемен обучающимся следует проводить сквозное проветривание с
обязательным выходом из помещения.
6. Заключительное положение
6.1. Настоящее Положение вводится в действие со дня утверждения приказом по
образовательной организации.
6.2. Положение доводится до сведения всех заинтересованных лиц через
информационные системы общего пользования.
6.3. Принятие и прекращение действия Положения, внесение изменений и дополнений
в Положение осуществляется в общем порядке, предусмотренном Уставом образовательной
организации.
Приложение 1
Регламент организации обучения ребенка с использованием дистанционных
образовательных технологий
1. Действия обучающегося при организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий
1.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей поддержку
дистанционного обучения.
1.2. Заходить каждый день в свой личный кабинет на цифровой платформе,
осуществляющей поддержку дистанционного обучения в соответствии со своим
расписанием, которое отображается в электронном дневнике.
1.3. Проверять ежедневно электронную почту (свою или родителя (законного
представителя)), на которую учитель высылает обучающие материалы, которые включают
видеоматериалы и сценарии уроков, тесты, собственные материалы учителя и материалы
сторонних ресурсов, с которыми обучающийся работает самостоятельно.
1.4. Выполнять задания по указаниям учителя и в срок, который учитель установил.
1.5. Выполненные задания и другие работы направлять учителю на проверку
посредством цифровой платформы, осуществляющей поддержку дистанционного обучения,
электронной почты или через другие средства сообщения, которые определил учитель.
1.6. Проверять комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ на
следующий рабочий день после того, как отправил работу на проверку.
2. Действия учителя при дистанционном обучении
2.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей поддержку
дистанционного обучения.
2.2. В соответствии с расписанием выкладывать обучающие материалы и домашние
задания с использованием дистанционных образовательных ресурсов, дублировать их на
электронную почту родителей или ребенка (при наличии).
2.3. Проверять выполненные работы в день их получения, своевременно выставлять
отметки в журнал.
2.4. Осуществлять обратную связь с обучающимися, давать текстовые или
аудиорецензии, проводить онлайн-консультации согласно утвержденному расписанию.
2.5. Планировать занятия с учетом системы дистанционного обучения и в
соответствии с нормами СанПиН.