ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 1 Цель и задачи системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1» Цель: Создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: − разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей введение инклюзивного обучения в педагогическую практику школы; − создание системы ранней диагностики и выявления детей-инвалидов и детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка; − формирование программы подготовки, переподготовки и развития педагогических кадров для работы с детьмиинвалидами, с ОВЗ в контексте инклюзивного образования; − создание безбарьерной образовательной среды. Формы инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ 1. Обучение, коррекция, воспитание: – включение ребенка с ОВЗ в процесс обучения с последующим получением коррекционной помощи в специальном (коррекционном) учреждении, центре города; 2. Обучение – включение в процесс обучения в классе; 2 – обучение по индивидуальному образовательному маршруту, по выбранной форме обучения; – обучение в домашних условиях. 3. Воспитание и социализация – включение в социокультурное пространство школы-гимназии, внеурочную деятельность, дополнительное образование; – психолого-педагогическое сопровождение участниками образовательного процесса. Комплексные мероприятия по реализации образовательных задач 1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования: – разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность МБОУ «Школа-гимназия №1», обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в различных формах; – разработка механизмов финансового и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ в МБОУ «Школа-гимназия №1»; – разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих работу детей-инвалидов, детей с ОВЗ в рамках ресурсного центра, обеспечивающего методическое сопровождение и коррекционную помощь участникам образовательного процесса. 2. Создание безбарьерной образовательной среды: – формирование программ создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха; – обеспечение школы-гимназии специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей-инвалидов с ОВЗ; 3 –приведение здания МБОУ «Школа-гимназия №1» в соответствие строительным нормам и правилам СНиП 35-012001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; – формирование психологической среды, позволяющей ребенку-инвалиду, ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в различных организационно-педагогических условиях. 3. Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ: – разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка-инвалида, с ОВЗ; – создание рабочих групп по различным направлениям деятельности инклюзивного образования. 4. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенкаинвалида, с ОВЗ: - апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических и логопедических технологий; планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического и логопедического сопровождения; – формирование служб внутреннего психолого-медико-педагогического сопровождения в лице специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (педагога-логопеда, педагога-психолога, медицинского работника); – привлечение родителей, имеющих детей-инвалидов, с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей, к формированию программ специального обучения родителей и педагогов; 5. Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии: – создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального, для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения (возможно в рамках работы ресурсного центра). 6. Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья: 4 – создание позитивного отношения к инвалидам, лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка-инвалида, с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества; 7. Кадровое обеспечение: – участие педагогов в курсах профессиональной переподготовки по специальности «Специальная педагогика»; – обучение педагогов на курсах повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения. 8. Обеспечение качества образования детей с ОВЗ: – разработка и реализация системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ в условиях школыгимназии. 9. Научное сопровождение инклюзивного образования – проведение психологических, педагогических исследований по вопросам инклюзивного образования, – изучение деятельности пилотных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в МБОУ «Школа-гимназия №1». Ожидаемые результаты реализации настоящей системы: Реализация настоящей системы позволит: – сформировать систему инклюзивного образования, позволяющую обеспечить права детей-инвалидов, с ОВЗ на равный доступ к качественному образованию независимо от состояния здоровья; – обеспечить создание безбарьерной образовательной среды для всех участников образовательного процесса; 5 – создать вариативные условия для реализации права на образование всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей; – повысить эффективность функционирования системы инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Риски 1. Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения образовательного учреждения соответствующей материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием, а также приведения в соответствие здания школы строительным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; 2. Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами. 3. Включение ребенка в инклюзивное образование невозможно без согласования со специалистами ПМПК, родитель не всегда может реально оценить возможность получения инклюзивного образования. 4. Возможно неполное освоение учебных программ. Необходимость индивидуальных учебных планов для «включенных» детей. 5. Отсутствие гибкой системы оценивания достижений и системы итоговой аттестации учащихся, заложенной в стандартах. 6. Отсутствие опыта работы в инклюзивном пространстве среднего и старшего звена школы-гимназии. 7. Слабость контактов с системой профессионального образования. Финансовое обеспечение: 6 Финансирование инклюзивного обучения осуществляется за счет государственного бюджета и средств общественных, благотворительных организаций. Дорожная карта введения инклюзивного образования в МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия № 1» 2016-2017 учебный год. №пп Направление мероприятий Сроки 1. Нормативное правовое обеспечение реализации инклюзивного образования 1.1. Разработка Плана мероприятий по реализации инклюзивного образования октябрь Ответственные Зам. директора по УВР 2. Организационное обеспечение реализации инклюзивного образования 2.1. Участие в мониторинге готовности Ноябрь-декабрь 2.2. 2.3. Формирование рабочей группы по внедрению инклюзивного образования Участие в межведомственных мероприятиях 2.4. Создание банка данных детей с ОВЗ, получающих образовательную услугу в условиях инклюзивного образования Заполнение банка данных о педагогах, планирующих осуществление сентябрь По плану работы сентябрь 2.5. октябрь Зам. директора по УВР Директор Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора 7 2.6. образовательного процесса детей – инвалидов в условиях инклюзивного образования Проведение мероприятий Недели инклюзивного образования по УВР март 2.7. Проведение мероприятий, посвященных Международному Дню инвалидов Декабрь Организация работы волонтеров по сопровождению инклюзивного Сентябрь образования 3. Методическое сопровождение процессов ведения и развития инклюзивного образования 3.2. Приобретение оборудования для создания универсальной среды В течение года 2.8. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. Члены рабочей группы Члены рабочей группы Члены рабочей группы По мере поступления Педагогпсихолог, педагог-логопед, зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Члены рабочей группы сентябрь Директор сентябрь Члены рабочей группы Учителя, работающие по индивидуальным Разработка раздела «Коррекционная работа в основной образовательной программе» Изучение методических рекомендаций муниципального и регионального уровня по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования Назначение ответственного координатора по развитию и внедрению инклюзивного образования в школе Изучение методических рекомендаций по работе с родителями детей с ОВЗ сентябрь Участие в методических консультациях для педагогов, организаторов инклюзивного процесса По графику 8 3.8. Сбор материалов для обобщения опыта В течение года Разработка плана мероприятий по внедрению ФГОС НОО с ОВЗ в школегимназии 3.10. Разработка и проведение психодиагностики обучающихся январь 3.11. Подготовка и направление рабочих программ на экспертизу апрель 4. Кадровое обеспечение введения инклюзивного образования 4.1. Участие в обучающих семинарах по вопросам инклюзивного образования По графику 3.9. декабрь Участие педагогов в курсах для работников, осуществляющих По графику образовательный процесс с детьми с ОВЗ 4.3. Участие в практикоориентированных семинарах для педагогов и По графику специалистов системы сопровождения 4.4. Участие в стажировочных мероприятиях организации инклюзивного По графику образования 4.5. Изучение инновационных образовательных технологий инклюзивного В течение года образования 4.6. Организация августовских педагогических чтений по вопросам Август 2017 инклюзивного образования 5. Финансово-экономическое обеспечение введения инклюзивного образования 5.1. Приобретение оборудования для детей с ОВЗ (слабовидящих, аутистов, Август - январь детей с интеллектуальной недостаточностью) 4.2. программам Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Педагогпсихолог Зам. директора по УВР Члены рабочей группы Члены рабочей группы Члены рабочей группы Члены рабочей группы Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по АХЧ, зам директора по 9 5.2. Приобретение оборудования для организации доступной и универсальной среды Август - январь 5.3. Приобретение учебных пособий для детей с ОВЗ август 6. Информационное обеспечение введения инклюзивного образования 6.1. Создание и наполнение раздела «Инклюзивное образование» на сайте школы-гимназии 6.2. Проведение дискуссий, «круглых столов» с педагогами и родителями детей с особенностями развития по вопросам социальной адаптации и обучения детей с ОВЗ В течение года Октябрь, март 7. Материально-техническое обеспечение условий реализации инклюзивного образования 7.1. Дополнение универсальной образовательной среды По плану школы 7.2. Совершенствование внутренней инфраструктуры для беспрепятственного Во время летних доступа в школу маломобильных групп обучающихся ремонтных работ 7.3. Внесение данных в мониторинг наличия оборудования и приспособлений, По мере объектов спорта, оснащения учебных кабинетов необходимым ИКТ надобности оборудованием УВР Зам. директора по АХЧ, зам директора по УВР Зам. директора по АХЧ, зам директора по УВР Члены рабочей группы Зам. директора по УВР Директор школы Зам. директора по АХЧ Зам. директора по АХЧ 10 11