3.1. Роль деятельности научного общества обучающихся – обучение научному творчеству, т.е. самому процессу получения новых знаний. Причем новые знания непосредственно передаются в ходе процесса познания. Это возможно лишь в ходе осуществления самостоятельной исследовательской деятельности, что в свою очередь предполагает включение обучающихся в реализацию программы и планов НОУ. Для успешного осуществления этого процесса необходимо непосредственное общение и взаимодействие учеников с учителем, руководителем в самой деятельности. Педагогический смысл обучения в научном обществе обучающихся заключается не только в сохранении традиций, искусства исследовательской деятельности, но и в их развитии. Успешная практика подготовки будущих ученых к осуществлению научноисследовательской деятельности в научных школах ставит вопрос о возможности экстраполяции этого опыта при формировании учебных исследовательских умений у старшеклассников. 3.2. Цель НОУ: выявления и воспитания одаренности во всех ее проявлениях. 3.3. Задачи НОУ: 3.3.1. Развивать научно-исследовательскую деятельность школьников как одного из важных направлений гуманизации образования; 3.3.2. Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний, обогащению интеллектуального потенциала общества; 3.3.3. Раскрывать интересы и склонности обучающихся к научно-поисковой деятельности, проводить углубленную подготовку к ней; 3.3.4. Создавать у школьников предпосылки для развития научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности; 3.3.5. Развивать интеллектуальную инициативу обучающихся в процессе исследовательских занятий; 3.3.6. Воспитывать у подростков установки на престижность занятий фундаментальными науками; 3.3.7. Диагностировать одаренность детей и подростков, организовывать их раннее допрофессиональное определение, содействовать профессиональной ориентации выпускников МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия № 1»; 3.3.8. Воспитывать активную гражданскую позицию, высокие нравственные качества и духовную культуру; 3.3.9. Привлекать высококвалифицированные кадры различных учреждений к работе с детьми, в том числе научных работников; 3.3.10. Готовить ребят к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении; 3.3.11. Способствовать расширению научного кругозора, опытнической деятельности в урочное и во внеурочное время под руководством учителя и научных работников. 3.3.12. Развивать у школьников познавательную активность и творческие способности; 3.3.13. Знакомить школьников с методами и приемами научного поиска; 3.3.14. Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу; 3.3.15. Способствовать овладению обучающимися искусством ведения дискуссии, публичного выступления перед аудиторией с докладами, сообщениями, проектами. 4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НОУ 4.1. Образовательная функция: углубление знаний в определенной области науки. 4.2. Развивающая функция: передача и развитие культурных норм и ценностей через формирование исследовательских умений. 4.3. Воспитательная функция: воспитание исследовательского стиля мышления через взаимодействие в исследовательском коллективе. 4.4. Научное общество обучающихся функционирует в единстве учебно-исследовательского и проектно-исследовательского аспектов. 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НОУ Работа НОУ осуществляется в нескольких направлениях: 5.1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: - отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подборка списка литературы, оказание помощи младшим при подготовке докладов, изготовлении наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.) - работа с обучающимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.). 5.2. Групповая работа включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где необходимо использовать информацию из разных предметных областей, знание компьютерных технологий. 5.3. Массовая работа включают в себя встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовку и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, участие в конференциях, экспедициях и т.п. 6. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 6.1.Научное общество обучающихся рассматривается нами как динамическая система, жизнедеятельность которой обеспечивается постоянным регулированием и координированием как процессов, происходящих в ней, так и взаимодействий и взаимоотношений ее подсистем. 6.2.Достижение целей НОУ предполагает необходимость руководства и подчинения, распределения функций и обязанностей между его членами, создания организационной структуры с четким определением вертикальных и горизонтальных связей, отраженных в нормативных документах НОУ. 6.3. Высшим органом НОУ являются общее собрание членов научного общества обучающихся, проводимое не реже двух раз в год. На общем собрании принимаются основные документы НОУ, подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных подразделений, объединений, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности. 6.4. Руководство работой НОУ между собраниями, подготовку и проведение собраний, экспедиций, конференций осуществляет Совет кураторов НОУ. Решения совета принимаются простым большинством от числа участвующих в заседании членов Совета. Совет НОУ учреждает и присуждает премии за научно – исследовательские достижения обучающимся и руководителям. 7. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ 7.1. Научно-поисковыми работами в НОУ считаются следующие: - освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны известные ранее; - связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученные в результате самостоятельной работы; - по конструированию аппаратов, моделей и приборов, вносящих принципиально новое в решение научно-практических задач; - содействующие совершенствованию школьных экспериментов. К работе должны прилагаться: - список используемой литературы; - рисунки, чертежи, фотоснимки, графики, карты; - рецензия научного руководителя. 7.2. Изучение литературы по исследовательской проблеме. Усвоение научной информации. • Библиографирование литературы по теме исследования. • Реферирование литературы по изучаемому вопросу. • Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников. • Использование технических средств для переработки информации. 7.3. Планирование и проведение исследования. • • • • • • • • Определение, формулирование целей, задач исследования. Формулирование гипотезы исследования. Выбор оптимального варианта структуры исследования. Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного варианта. Оценка практической эффективности исследования. Сравнение результатов исследования с результатами, подобных исследований. Проверка результатов, исправление ошибок. Подготовка материального оснащения эксперимента. 7.4 Оформление и защита результатов исследования. • • • • • Обоснование выводов. Составление отчета о проделанной работе. Использование символики, графических средств при оформлении отчета. Подготовка доклада, написание статьи. Защита перед аудиторией своих выводов. 7.5. научно-исследовательской работы учащихся: Формирование исследовательской культуры. Формирование исследовательских навыков. Формирование навыков доказательства эвристического и логического мышления 7.6. Основные направления сотрудничества в НОУ: ученик – учитель, ученик – ученики в диадах и в триадах, общегрупповое взаимодействие коллектива учащихся, общегрупповое взаимодействие всего коллектива НОУ (включая учителей), коллектив учащихся – руководитель НОУ, коллектив руководителей исследовательских работ (ИР) учащихся – руководитель НОУ, руководитель НОУ – ученик(-и), руководитель НОУ – руководитель ИР. 7.7 Критерии оценки учебного исследования № Показатели 1 Актуальность исследования, определяющая его важность для решения реальных проблем и характеризующая потенциальную ценность его результатов. 2 Практическая значимость исследования. 3 4 5 6 7 Степень новизны исследования (нет новизны; субъективная новизна (под которой подразумевается неизвестное в индивидуальном опыте исследователя научное знание, но известное, как правило, в общественном опыте); объективная новизна). Соответствие содержания сформулированной теме, цели, гипотезе и поставленным задачам исследования. Аргументированность и доказательность в изложении материала, подразумевающая использование современных методов исследования, наличие достаточного фактического материала, его логическую обработку. Степень раскрытия темы (тема не раскрыта, раскрыта частично, раскрыта полностью). Культура оформления материала, требующая анализа источников, грамотного проведения эксперимента, ясности изложения. 7.8. Критерии оценки публичной защиты работы Критерии оценки Качество структуры доклада Культура выступления Качество ответов на вопросы Характеристики композиция, логичность изложения, аргументированность, объем тезауруса четкость и доступность изложения, речевая культура, удержание внимания аудитории, чувство времени эрудиция докладчика, компетентность, использование специальной терминологии полнота ответов, убедительность, готовность к дискуссии, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать, доброжелательность, контактность Критерии оценки учебного исследования - актуальность исследования, определяющая его важность для решения реальных проблем и характеризующая потенциальную ценность его результатов; - практическая значимость исследования; - степень новизны исследования (нет новизны; субъективная новизна (под которой подразумевается неизвестное в индивидуальном опыте исследователя научное знание, но известное, как правило, в общественном опыте); объективная новизна); - соответствие содержания сформулированной теме, цели, гипотезе и поставленным задачам исследования; - аргументированность и доказательность в изложении материала, подразумевающая использование современных методов исследования, наличие достаточного фактического материала, его логическую обработку; - степень раскрытия темы (тема не раскрыта, раскрыта частично, раскрыта полностью); - культура оформления материала, требующая анализа источников, грамотного проведения эксперимента, ясности изложения. Критерии оценки публичной защиты работы - качество структуры доклада: композиция, логичность изложения, аргументированность, объем тезауруса; - культура выступления: четкость и доступность изложения, речевая культура, удержание внимания аудитории, чувство времени; - эрудиция докладчика, компетентность, использование специальной терминологии; - качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность, готовность к дискуссии, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать, доброжелательность, контактность. 8. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ 8.1. Выбор темы исследования. При выборе темы необходимо учитывать два критерия: субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя; объективный: а) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в научном и (или) практическом отношениях; б) тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение). 8.2. Формирование цели исследования. Обычно она легко вытекает из темы работы. 8.3. Знакомство с литературой по данной проблеме необходимо для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы. Сначала придется заняться поисками литературы, поскольку полноценное ее изучение – обязательное условие успешности выполняемого исследования. После нахождения необходимого литературного источника можно приступить к работе с ним: а) занести библиографические данные книги (статьи) в карточку, т.е. начать формирование собственной картотеки по теме; б) целенаправленно начать конспектирование (выписывание цитат), исходя из задач исследования. Что дает исследователю работа с литературой? ориентация в выбранной области научного исследования, в т.ч. есть необходимая информация о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, следовательно исследователь может четко оценить и сформулировать актуальность темы; возможность написать главу работы «Обзор литературы»; возможность сформулировать задачи исследования, конкретизировать цель и разработать его план; способность проанализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с данными других исследователей. 8.4. Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ после выполнения научной работы. 8.5. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные задачи. 8.6. Составление плана работы на весь период исследования. 8.7. Написание программы исследования , которая включает в себя следующие положения: основное содержание работы (ключевые вопросы, актуальность); цель, задачи исследования; описание методики выполнения работы; календарный план. 8.8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике. Например: в экологических исследованиях этот этап подразделяется на подъэтап полевых работ (или эксперимент в лаборатории) и камеральную обработку полученных материалов. 8.9. Анализ результатов работы - сопоставление их с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными и т.д. 8.10. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций. 9. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ 9.1. Членами НОУ могут быть обучающиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству. 9.2. Члены НОУ обязаны: самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки, техники и искусства; участвовать в пропаганде знаний; активно работать в творческих группах; отчитываться о своей работе в творческой группе; участвовать в конференциях, научных сессиях, экспедициях; быть примером высокой культуры. 9.3. Члены НОУ имеют право: быть избранными в ученический Совет членов НОУ; работать в одной или нескольких творческих группах; участвовать в работе учебно-методических сборов, профильных лагерей, школ одаренных и творческих экспедициях; получить характеристику о своей научно-исследовательской и общественной деятельности в секции, которая может рассматриваться в качестве рекомендации при поступлении в ВУЗ; выбирать темы исследования, получать методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов, предоставлять результаты работы вместо аналогичных учебных заданий для получения зачета или оценки по соответствующему предмету, 9.4. За активную работу в НОУ и достигнутые творческие успехи члены объединения могут быть представлены к награждению дипломом. 9.5. Лучшие достижения творческих групп и непосредственно членов НОУ могут быть рекомендованы для участия в региональных, российских конкурсах, конференциях. 10. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА 10.1.Научное общество обучающихся является некоммерческим объединением. Источниками финансирования и материально-технического обеспечения НОУ является МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1». Под базой подразумеваются кабинеты, информационно-библиотечный центр, лаборантские, отдельные приборы, реактивы, множительная техника, ресурсы Интернета, медео- библиотека 10.2.За активную деятельность и выполнение конкретных работ члены награждаются дипломами, грамотами, благодарственными письмами, призами. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 НОУ