МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Е.И. ДЁМИНОЙ"
РАССМОТРЕНО
Зав. кафедрой общественногуманитарного цикла
______________ Л.С. Рогоза
Протокол от 30.08 2022 г.№3
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Н.В. Семченко
"30" августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Школагимназия №1 имени Героя
Советского Союза Е.И.
Дёминой»
__________ Л.И. Тютюнник
Приказ от 30.08.2022 № 230
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4521852)
учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Германова Юлия Владимировна
учитель основ духовно-нравственной культуры народов России
Керчь 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»(далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии
с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший
результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как
ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих
ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной
страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного
коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли
в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты, способствующие взаимному обогащению культур;
—
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими
и эгоистическими;
—
раскрытию природы духовно-нравственных
объединяющих светскость и духовность;
ценностей
российского
общества,
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества
в целом;
—
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
—
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
КУРСА
«ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе.
Всего часов по учебному плану: 34. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности –
часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр
и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад
народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о героях – защитниках Отечества.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо
родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к
природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных
объектов. Заповедники на карте России, Среднего Урала.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и
милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии.
Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство).
Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного
календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое
время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский
календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры,
охрана исторических памятников России и Среднего Урала, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России и Среднего Урала.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Раздел 6. Повторительно-обобщающий урок «Религия и культура».
Контрольная работа «Религия и культура».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок
и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных
норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на
их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных
понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
«Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному
единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием
личности и социальным поведением.
Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава
населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать
их необходимость
Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины.
Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных
артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми
они связаны.
Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и
основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего
народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта
и отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями
своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями
её существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
—
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную
важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать,
что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать
взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь
рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов.
Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь
представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль
домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой
общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления
целостности семьи.
Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных
материалах и примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на
основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; —
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; —
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; — понимать и
уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание»,
«милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для
обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями
национального самоопределения отдельных этносов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока Кол
-во
час
ов
Дата
Виды
деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
Диалог, беседа,
Устный
презентация.
опрос;
Подобрать
пословицы и
поговорки на темы:
«Честность»,
«Доброта»,
«Справедливость»
Человек2
Чтение текста,
Устный
2.
творец
и
конструирование
опрос;
носитель
схем, диалог,
культуры.
беседа, работа в
парах. Подготовить
сообщение об одном
из героев былин,
сказаний, легенд,
эпоса народов России
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
1.
Величие
многонациона
льной
российской
культуры.
2
электронная библиотека
2
Жизнь
ратными
подвигами
полна.
В труде
красота
человека
2
Комментирование
Устный
чтение текста, беседа опрос;
http://www.legendami.ru библиотека мифов и легенд
народов мира.
-
2
Работа в парах,
чтение и анализ
текста. Объяснить
значение пословиц
Устный
опрос;
http://sokrnarmira.ru библиотека народной
мудрости: мифов, сказок,
притч, легенд, былин,
пословиц и поговорок.
6.
«Плод добрых
трудов
славен»
2
Диалог, беседа
Подобрать
пословицы и
поговорки народов
России о труде.
Устный
опрос;
http://sokrnarmira.ru библиотека народной
мудрости: мифов, сказок,
притч, легенд, былин,
пословиц и поговорок.
7.
Люди труда.
2
Устный
опрос;
http://russia.yaxy.ru - сайт
«Великая страна»
8.
Бережное
отношение
природе.
Комментированное
чтение,
беседа
Работа в группах,
комментированное
чтение
Устный
опрос;
http://ru.wikipedia.org/ обширная энциклопедия
4.
5.
к
2
Устный
опрос;
http://ru.wikipedia.org/ –
«Береги
землю
родимую, как
мать
любимую»
3.
Объяснение,
комментированное
чтение текста,
работа в парах
https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1
http://artclassic.edu.ru
- Коллекция: мировая
художественная культура
Семьяхранитель
духовных
ценностей.
Устный
опрос;
http://russia.yaxy.ru - сайт
«Великая страна» содержит
сведения по географии,
истории и культуре
народов России.
Беседа, анализ.
Вспомнить
произведения о
справедливости,
милосердии,
терпимости, зависти,
честности
Комментированное
чтение текста, беседа.
Подготовить
сообщениепрезентацию о царьколоколе
Диалог, просмотр
видеофильма
Устный
опрос;
http://artclassic.edu.ru
- Коллекция: мировая
художественная культура
Устный
опрос;
http://www.tvspas.ru
– православный медиапортал
Устный
опрос;
2
Игра-экскурсия,
работа с картой
Устный
опрос;
2
Работа с картой,
беседа, анализ
Устный
опрос;
www.islamica.ru
– сайт центра исламских
исследований
www.muslimheritage.com
– сайт об исламской
культуре
https://resh.edu.ru/specialcourse/1/50
https://resh.edu.ru/specialcourse/1/51
https://resh.edu.ru/specialcourse/1/52
http: // www.istorya.ruИстория стран и
цивилизаций
Комментированное
чтение, беседа
Сообщениепрезентация о
храмах, мечетях,
синагогах нашей
области
Диалог, анализ,
комментированное
чтение
Устный
опрос;
http://www.smirnova.net/
Устный
опрос;
http://www.huntfor.com/art
history/
Работа в группах,
диалог.
Проектная и
исследовательская
деятельность
https://resh.edu.ru/specialУстный
course/1/56
опрос;
Практическ
ая работа;
Диалог, работа в
парах, беседа.
Подобрать примеры
произведений своего
народа о
нравственных
качествах человека;
Раздел 3. Религия и культура (10 часов)
9.
2
10. Роль религии в
развитии
культуры.
2
11. Культурное
наследие
христианской
Руси.
2
12. Культура
ислама.
2
13. Иудаизм
культура.
и
14. Культурные
традиции
буддизма.
Раздел 4. Как сохранить
духовные ценности (4 часа)
2
15. Забота
государства о
сохранении
духовных
ценностей.
2
16. Хранить
память
предков
Раздел 5. Твой духовный мир (2
час)
17 Твой
духовный мир.
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
КолОсновные виды
во
деятельности
часо
в
Раздел 1. В мире культуры (2 часа)
Тема Дата
урока
Величие
многонациональн
ой
российской
культуры.
1 02.09.22
Человек-творец
и
носитель
культуры.
1
«Береги
землю
родимую,
как
мать любимую»
1
Жизнь ратными
подвигами полна.
1
5.
В труде - красота
человека
1 30.09.22
6.
«Плод
добрых
трудов славен»
1 07.10.22
1.
2.
3.
4.
Диалог, беседа,
презентация. Подобрать
пословицы и поговорки
на темы: «Честность»,
«Доброта»,
«Справедливость»
Чтение текста,
конструирование схем,
диалог,
беседа, работа в парах.
Подготовить сообщение
об одном из героев
былин, сказаний,
легенд, эпоса народов
России
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (7
часов)
09.09.22
16.09.22
23.09.22
Объяснение,
комментированное
чтение текста,
работа в парах
Комментирование
чтение текста, беседа
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Д/З
https://resh.edu. С.7-11
ru/specialЗадание
course/1/1
с.17 http://scoolcollection.edu.r
u - Единая
коллекция
Цифровых
образовательн
ых ресурсов
Российская
электронная
школа
(resh.edu.ru)
http://artclassic
.edu.ru
- Коллекция:
мировая
художественн
ая культура
http://scoolcollection.edu.r
u - Единая
коллекция
Цифровых
образовательн
ых ресурсов
Работа в парах, чтение и http://scoolанализ текста.
collection.edu.r
Объяснить значение
u - Единая
пословиц
коллекция
Цифровых
образовательн
ых ресурсов
Диалог, беседа.
http://scoolПодобрать пословицы и collection.edu.r
поговорки народов
u - Единая
С.12-17
Задание
с.23 -
С.19-24
Темы
проектов
с.35
С.25-35
Ответи
ть
на
вопросы
с.35
С.36-40
Задание
с.40 -
С.41-42
России о труде.
7.
Люди труда.
8.
Бережное
отношение
природе.
9.
Семья-хранитель
духовных
ценностей.
1 14.10.22
к
1 21.10.22
1 28.10.22
Раздел 3. Религия и культура (5 часов)
10. Роль религии
развитии
культуры.
в
1 11.11.22
11. Культурное
наследие
христианской
Руси.
1 18.11.22
12. Культура ислама.
1 25.11.22
13. Иудаизм
культура.
14. Культурные
традиции
буддизма.
и
1 09.12.22
1 16.12.22
коллекция
Цифровых
образовательн
ых ресурсов
Комментированное
http://scoolчтение,
collection.edu.r
беседа
u - Единая
коллекция
Цифровых
образовательн
ых ресурсов
Работа в группах,
http://scoolкомментированное
collection.edu.r
чтение
u - Единая
коллекция
Цифровых
образовательн
ых ресурсов
Диалог, работа в парах, http://scoolбеседа. Подобрать
collection.edu.r
примеры произведений u - Единая
своего народа о
коллекция
нравственных качествах Цифровых
человека;
образовательн
ых ресурсов
Беседа, анализ.
Вспомнить
произведения о
справедливости,
милосердии,
терпимости, зависти,
честности
Комментированное
чтение текста, беседа.
Подготовить
сообщениепрезентацию о царьколоколе
Диалог, просмотр
видеофильма
С.43-48
Готовит
ь проекты
с.48
С.49-55
Ответи
ть
на
вопрос
с.51, с.55
С.56-82
Задание
с.68 Задание
с.73, 81
http://artclassic.
С.84
edu.ru
Задание
- Коллекция: с.73 мировая
художественн
ая культура
http://www.tvs
pas.ru
–
православный
медиа-портал
С.85-98
Задание
с.98 -
www.islamica.r
С.99u
108
– сайт центра
исламских
исследований
www.muslimhe
ritage.com
– сайт об
исламской
культуре
Игра-экскурсия, работа http: //
С.109с картой
www.istorya.ru 119
- История
стран и
цивилизаций
Работа с картой, беседа, http: //
С.120анализ
www.istorya.ru 128
- История
стран и
цивилизаций
Раздел 4. Как сохранить духовные
ценности (2 часа)
1 19.12.22
15. Забота
государства
о
сохранении
духовных
ценностей.
16. Хранить
предков
память
1
Комментированное
чтение, беседа
Сообщение-презентация
о храмах, мечетях,
синагогах нашей
области
23.12.22
Диалог, анализ,
комментированное
чтение
http://artclassic.
edu.ru
- Коллекция:
мировая
художественн
ая культура
http://artclassic.
edu.ru
- Коллекция:
мировая
художественн
ая культура
Раздел 5. Твой духовный мир (1 час)
1 Твой духовный
7 мир.
1 28.12.22
Работа в группах,
диалог.
Проектная и
исследовательская
деятельность
С.129135
Задание
с.135 С.136141
Подгот
овить
ответы на
вопросы
с.141
https://resh.edu.
С.143ru/special154
course/1/1
http://scoolcollection.edu.r
u - Единая
коллекция
Цифровых
образовательн
ых ресурсов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/
Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.
3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред.
А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.
4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.
- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
5. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2015.
6. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2016.
7. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования.
– Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2018.
8. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.
9. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения
и воспитания. – М., 2005.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия
к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.);
под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2018.
11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.
12. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова //
Воспитание школьников. – 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
2. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
3. http://www.td.gov.ru – Сайт Рособразования
4. www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований
5. www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре
6. http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека
7. http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека
8. http://www.lib.ru – электронная библиотека
9. http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал
10. www.hrono.ru - Всемирная история в интернете
11. www.istorya.ru- История стран и цивилизаций
12. http://сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы
13. http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебники
Рабочая тетрадь к учебнику
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер
Электронные пособия
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Рабочая тетрадь