МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 1
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. И. ДЁМИНОЙ»
РАССМОТРЕНО
Заседанием кафедры
художественно-спортивного
цикла
Зав. кафедрой
____________Горюнова Т. Н.
Протокол № 3 от 30.08.2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Семченко Н. В.
30.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи
«Школа-гимназия № 1 им. Героя
Советского Союза Е. И. Дёминой»
Приказ № 230 от 30.08.2022 г.
________________Тютюнник Л. И.
30.08.2022 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
технологии (технический труд)
Уровень образования
основное общее образование (ФГОС)
Класс
Количество часов
6-7
2 часа в неделю, 68 часов в год для 6-х классов;
1 час в неделю, 34 часа в год для 6-го профильного класса
1 час в неделю, 34 часа в год для 7-х классов
Программа разработана на основе авторской программы Е. С. Глозмана и Е. Н. Кудаковой к линии УМК Е. С. Глозмана, О. А. Кожиной, Ю. Л. Хотунцева, Е. Н. Кудаковой «Технология 5-9
классы – М: ДРОФА, 2019 год»
2022-2023
учебный год
1. Содержание учебного предмета
6 класс
Раздел 1. Основы проектной и графической грамоты.
Основные составляющие учебного задания и учебного проекта. Основы графической грамоты. Сборочные чертежи.
Раздел 2. Современные и перспективные технологии.
Актуальные и перспективные технологии обработки материалов. Технологии сельского
хозяйства.
Раздел 3. Техника и техническое творчество.
Технологические машины. Основы начального технического моделирования.
Раздел 4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов.
Подготовка к работе ручных столярных инструментов. Токарный станок для обработки древесины. Работа на токарном станке для обработки древесины. Технологии точения древесины цилиндрической формы. Конструирование и изготовление изделий из древесины с криволинейными формами. Шиповые столярные соединения. Изготовление изделий с шиповыми соединениями.
Раздел 5. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов.
Металлы и способы их обработки. Измерительный инструмент – штангенциркуль. Основные способы обработки металлов. Рубка металла и резание металлов. Опиливание металла. Виды
соединения деталей из металла и искусственных материалов. Заклёпочные соединения. Пайка
металлов.
Раздел 6. Технологии получения и преобразования текстильных материалов.
Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шёлковых тканей.
Раздел 7. Технологии обработки пищевых продуктов.
Основы рационального питания. Минеральные вещества. Технологии производства круп,
бобовых и их кулинарной обработки. Технологии производства макаронных изделий и их кулинарной обработки. Технологии производства молока и его кулинарной обработки. Технология
производства кисломолочных продуктов. Технология производства плодоовощных консервов.
Особенности приготовления пищи в походных условиях.
Раздел 8. Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы.
Раздел 9. Технологии ведения дома.
Интерьер комнаты школьника. Технология «Умный дом».
Раздел 10. Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники.
Виды проводов и электроарматуры. Устройство квартирной электропроводки. Функциональное разнообразие роботов. Программирование роботов.
Раздел 11. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности.
Выполнение творческого проекта на основе полученных знаний, умений и навыков.
7 класс
Раздел 1. Основы дизайна и графической грамоты.
Основы дизайна. Основы графической грамоты. Деление окружности на равные части.
Раздел 2. Современные и перспективные технологии.
Информационные технологии. Строительные и транспортные технологии.
Раздел 3. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов.
Основы резания древесины и заточки режущих инструментов. Приёмы точения на токарном станке по обработке древесины. Технология вытачивания изделий на токарном станке по
обработке древесины. Естественная и искусственная сушка древесины. Соединение заготовок из
древесины. Конструирование изделий из древесины. Сборка и отделка деталей из древесины и
искусственных древесных материалов.
Раздел 4. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов.
Устройство и назначение токарно-винторезного станка. Управление токарно-винторезным станком. Применение режущих инструментов при работе на токарно-винторезном станке.
Основные технологические операции, выполняемые на токарно-винторезном станке. Сверление
отверстий в деталях на токарно-винторезном станке. Обтачивание наружных цилиндрических
поверхностей деталей на токарно-винторезном станке. Общие сведения о видах стали. Общие
сведения о термической обработке стали. Основы нарезания наружной и внутренней резьбы.
Применение ручного электрифицированного инструмента для обработки конструкционных материалов.
Раздел 5. Технологии получения и преобразования текстильных материалов.
Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон и тканей из
них.
Раздел 6. Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Скобчатая резьба. Приёмы разметки и техника резьбы.
Раздел 7. Технологии ведения дома.
Технологии ремонта жилых помещений.
Раздел 8. Энергетические технологии. Основы электротехники и робототехники.
Бытовые электрические приборы и правила их эксплуатации. Электротехнические устройства с элементами автоматики. Электрические цепи со светодиодами. Датчики света и темноты.
Раздел 9. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности.
Разработка и выполнение творческих проектов.
2. Тематическое планирование
6 класс, 34 часа
№
п/п
Разделы, темы
1
Основы проектной и графической грамоты.
2
Современные и перспективные технологии.
Техника и техническое творчество.
Технологии получения и преобразования древесины и дре4
весных материалов.
Технологии получения и преобразования металлов и искус5
ственных материалов.
Технология получения и преобразования текстильных мате6
риалов.
7 Технология обработки пищевых продуктов
Технологии художественно-прикладной обработки материа8
лов.
9 Технология ведения дома.
Элементы тепловой энергетики, электротехники и робото10
техники.
Технология творческой, проектной и исследовательской де11
ятельности.
12
Всего
3
13
14
Резерв
Итого по программе
Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
4
4
4
–
4
2
14
6
12
8
2
2
10
–
4
2
4
–
6
4
6
4+2
70
32
–
70
2
34
6 класс, 68 часов
№
п/п
Разделы
1
Основы проектной и графической грамоты.
2
3
12
13
Современные и перспективные технологии.
Техника и техническое творчество.
Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов.
Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов.
Технология получения и преобразования текстильных материалов.
Технология обработки пищевых продуктов.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Технология ведения дома.
Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники.
Технология творческой, проектной и исследовательской деятельности.
Всего
Резерв
14
Итого по программе
4
5
6
7
8
9
10
11
Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
4
6
4
4
2
4
14
14
12
16
2
2
10
4
4
2
4
2
6
6+2
6
6+2
70
–
64
4
70
68
7 класс, 34 часа
№
п/п
1
Разделы
Основы дизайна и графической грамоты
Современные и перспективные технологии
Технологии получения и преобразования
3
древесины и древесных материалов
Технологии получения и преобразования
4
металлов и искусственных материалов
Технология получения и преобразования
5
текстильных материалов
Технологии художественно-прикладной
6
обработки материалов
7 Технология обработки пищевых продуктов
8 Технология ведения дома
Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики,
9
автоматика и робототехника
Технология творческой, проектной и
10
исследовательской деятельности
11
Всего
2
12
13
Резерв
Итого по программе
Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
4
4
4
2
16
6
16
8
2
2
10
2
4
4
–
2
6
2
6
4+2
70
32
–
70
2
34
Практические работы проводятся на каждом уроке, занимая от 50 до 70 % учебного времени. Тематика проектной деятельности учащихся – изготовление предметов декоративно-прикладного творчества различной направленности, техники и сложности исполнения.
3. Планируемые результаты освоения предмета
Программа курса предполагает достижение выпускниками 9 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учащимися программы:
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области
предметной технологической деятельности;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
– самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
– развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение
желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
– осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
– становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости
общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом
общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
– проявление технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности;
– самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий к рациональному ведению домашнего хозяйства;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы:
– самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для
себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
– алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим
условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений
возникшей технической или организационной проблемы;
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
– виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;
подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации, включая энциклопедические издания, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
– организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и
принципам;
– формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы:
в познавательной сфере:
– осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры
труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания
объектов труда;
– практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений,
процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
– уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов,
назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
– развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в
современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
– овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации, владение методами чтения технической,
технологической и инструктивной информации;
– формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам
естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических
процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
– владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
– планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом
характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с
учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
– овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
– выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и
правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
– выбор средств и видов представления технической и технологической информации в
соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
– контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям
и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
– документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости
продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
– оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
– согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
– формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в
учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
– выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
– стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении
работ;
в эстетической сфере:
– овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
– рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
– умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
– рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
– участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление
внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
– практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать
и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами
и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
– установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
– сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для
оппонентов образом;
– адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
– развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами
и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности
движений при выполнении различных технологических операций;
– соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом
технологических требований;
– сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.