МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО Заседанием кафедры художественно-спортивного цикла Зав. кафедрой ____________Горюнова Т. Н. Протокол № 3 от 30.08.2022 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Семченко Н. В. 30.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи «Школа-гимназия № 1 им. Героя Советского Союза Е. И. Дёминой» Приказ № 230 от 30.08.2022 г. ________________Тютюнник Л. И. 30.08.2022 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По технологии (технический труд) Уровень образования основное общее образование (ФГОС) Класс Количество часов 6-7 2 часа в неделю, 68 часов в год для 6-х классов; 1 час в неделю, 34 часа в год для 6-го профильного класса 1 час в неделю, 34 часа в год для 7-х классов Программа разработана на основе авторской программы Е. С. Глозмана и Е. Н. Кудаковой к линии УМК Е. С. Глозмана, О. А. Кожиной, Ю. Л. Хотунцева, Е. Н. Кудаковой «Технология 5-9 классы – М: ДРОФА, 2019 год» 2022-2023 учебный год 1. Содержание учебного предмета 6 класс Раздел 1. Основы проектной и графической грамоты. Основные составляющие учебного задания и учебного проекта. Основы графической грамоты. Сборочные чертежи. Раздел 2. Современные и перспективные технологии. Актуальные и перспективные технологии обработки материалов. Технологии сельского хозяйства. Раздел 3. Техника и техническое творчество. Технологические машины. Основы начального технического моделирования. Раздел 4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Подготовка к работе ручных столярных инструментов. Токарный станок для обработки древесины. Работа на токарном станке для обработки древесины. Технологии точения древесины цилиндрической формы. Конструирование и изготовление изделий из древесины с криволинейными формами. Шиповые столярные соединения. Изготовление изделий с шиповыми соединениями. Раздел 5. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов. Металлы и способы их обработки. Измерительный инструмент – штангенциркуль. Основные способы обработки металлов. Рубка металла и резание металлов. Опиливание металла. Виды соединения деталей из металла и искусственных материалов. Заклёпочные соединения. Пайка металлов. Раздел 6. Технологии получения и преобразования текстильных материалов. Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шёлковых тканей. Раздел 7. Технологии обработки пищевых продуктов. Основы рационального питания. Минеральные вещества. Технологии производства круп, бобовых и их кулинарной обработки. Технологии производства макаронных изделий и их кулинарной обработки. Технологии производства молока и его кулинарной обработки. Технология производства кисломолочных продуктов. Технология производства плодоовощных консервов. Особенности приготовления пищи в походных условиях. Раздел 8. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы. Раздел 9. Технологии ведения дома. Интерьер комнаты школьника. Технология «Умный дом». Раздел 10. Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники. Виды проводов и электроарматуры. Устройство квартирной электропроводки. Функциональное разнообразие роботов. Программирование роботов. Раздел 11. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности. Выполнение творческого проекта на основе полученных знаний, умений и навыков. 7 класс Раздел 1. Основы дизайна и графической грамоты. Основы дизайна. Основы графической грамоты. Деление окружности на равные части. Раздел 2. Современные и перспективные технологии. Информационные технологии. Строительные и транспортные технологии. Раздел 3. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Основы резания древесины и заточки режущих инструментов. Приёмы точения на токарном станке по обработке древесины. Технология вытачивания изделий на токарном станке по обработке древесины. Естественная и искусственная сушка древесины. Соединение заготовок из древесины. Конструирование изделий из древесины. Сборка и отделка деталей из древесины и искусственных древесных материалов. Раздел 4. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов. Устройство и назначение токарно-винторезного станка. Управление токарно-винторезным станком. Применение режущих инструментов при работе на токарно-винторезном станке. Основные технологические операции, выполняемые на токарно-винторезном станке. Сверление отверстий в деталях на токарно-винторезном станке. Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей деталей на токарно-винторезном станке. Общие сведения о видах стали. Общие сведения о термической обработке стали. Основы нарезания наружной и внутренней резьбы. Применение ручного электрифицированного инструмента для обработки конструкционных материалов. Раздел 5. Технологии получения и преобразования текстильных материалов. Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон и тканей из них. Раздел 6. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Скобчатая резьба. Приёмы разметки и техника резьбы. Раздел 7. Технологии ведения дома. Технологии ремонта жилых помещений. Раздел 8. Энергетические технологии. Основы электротехники и робототехники. Бытовые электрические приборы и правила их эксплуатации. Электротехнические устройства с элементами автоматики. Электрические цепи со светодиодами. Датчики света и темноты. Раздел 9. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности. Разработка и выполнение творческих проектов. 2. Тематическое планирование 6 класс, 34 часа № п/п Разделы, темы 1 Основы проектной и графической грамоты. 2 Современные и перспективные технологии. Техника и техническое творчество. Технологии получения и преобразования древесины и дре4 весных материалов. Технологии получения и преобразования металлов и искус5 ственных материалов. Технология получения и преобразования текстильных мате6 риалов. 7 Технология обработки пищевых продуктов Технологии художественно-прикладной обработки материа8 лов. 9 Технология ведения дома. Элементы тепловой энергетики, электротехники и робото10 техники. Технология творческой, проектной и исследовательской де11 ятельности. 12 Всего 3 13 14 Резерв Итого по программе Количество часов Авторская Рабочая программа программа 4 4 4 – 4 2 14 6 12 8 2 2 10 – 4 2 4 – 6 4 6 4+2 70 32 – 70 2 34 6 класс, 68 часов № п/п Разделы 1 Основы проектной и графической грамоты. 2 3 12 13 Современные и перспективные технологии. Техника и техническое творчество. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов. Технология получения и преобразования текстильных материалов. Технология обработки пищевых продуктов. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Технология ведения дома. Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники. Технология творческой, проектной и исследовательской деятельности. Всего Резерв 14 Итого по программе 4 5 6 7 8 9 10 11 Количество часов Авторская Рабочая программа программа 4 6 4 4 2 4 14 14 12 16 2 2 10 4 4 2 4 2 6 6+2 6 6+2 70 – 64 4 70 68 7 класс, 34 часа № п/п 1 Разделы Основы дизайна и графической грамоты Современные и перспективные технологии Технологии получения и преобразования 3 древесины и древесных материалов Технологии получения и преобразования 4 металлов и искусственных материалов Технология получения и преобразования 5 текстильных материалов Технологии художественно-прикладной 6 обработки материалов 7 Технология обработки пищевых продуктов 8 Технология ведения дома Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, 9 автоматика и робототехника Технология творческой, проектной и 10 исследовательской деятельности 11 Всего 2 12 13 Резерв Итого по программе Количество часов Авторская Рабочая программа программа 4 4 4 2 16 6 16 8 2 2 10 2 4 4 – 2 6 2 6 4+2 70 32 – 70 2 34 Практические работы проводятся на каждом уроке, занимая от 50 до 70 % учебного времени. Тематика проектной деятельности учащихся – изготовление предметов декоративно-прикладного творчества различной направленности, техники и сложности исполнения. 3. Планируемые результаты освоения предмета Программа курса предполагает достижение выпускниками 9 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения учащимися программы: – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; – формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; – самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; – развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; – осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; – становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; – проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; – самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий к рациональному ведению домашнего хозяйства; – формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; – развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. Метапредметные результаты освоения учащимися программы: – самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; – алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; – определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; – комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; – выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; – виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; – формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедические издания, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; – организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; – оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; – соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; – оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; – формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения программы: в познавательной сфере: – осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; – практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований; – уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; – развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; – овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, владение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; – формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов; – владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере: – планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; – овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; – выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; – выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; – контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; – документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере: – оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; – согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; – формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; – выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; – стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере: – овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; – рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда; – умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; – рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; – участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; в коммуникативной сфере: – практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; – установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями; – сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере: – развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; – соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований; – сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.