МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И.ДЁМИНОЙ» . Рассмотрено Протокол заседания кафедры Воспитательной работы от 30.08. 2022 г. № 3 зав.кафедрой__________ Германова Ю. В. Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ Н.В. Семченко «_»_августа_____ 2022 года Утверждаю Директор МБОУ«Школагимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Приказ № от .08.2022г. __________ Л.И. Тютюнник « » августа 2022 года ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38 Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Хочу изучать немецкий язык» Уровень образования основное общее образование ( ФГОС) Класс :7 Количество часов: 1 часов в неделю, 34 часов в год Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по немецкому языку с учетом авторской программы Аверина авторов М.М. Аверина, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко по немецкому языку для 7 кл. общеобразовательных учреждений − М.: Просвещение: Cornelsen, 2016 г. Рабочая программа ориентирована на учебник «Горизонты» (Horizonte) для 7 класса/ Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л., Збранкова М. − М.: Просвещение: Cornelsen, 2017 г. 2022-2023 учебный год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Общая характеристика программы Программа курса внеурочной деятельности «Хочу изучать немецкий язык» по направлению общекультурное предназначена для учащихся 7 классов МОБУ «школагимназия № 1 имени Героя Советского Союза Е. И. Дёминой» Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и с учетом авторской рабочей программы «Предметная линия учебников «Горизонты»» авторов М.М. Аверина, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко (Издательство «Просвещение», 2016 г.) Программа курса внеурочной деятельности является предметной. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов 33. На реализацию курса отводится 1 час в неделю. В каждом классе занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – развитие познавательного интереса к изучению немецкого языка посредством расширения языковых и страноведческих знаний по предмету. Задачи программы: • • Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: o речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); o языковая компетенция — овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке; o социокультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения; o учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; Развитие личности учащегося посредством потенциала изучаемого иностранного языка: o реализации воспитательного формирование у учащихся потребности изучения и овладения иностранными языками как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном мире; 2 o воспитание стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; o развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка; 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета второй иностранный (немецкий язык) Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: • формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи; • формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки; • приобретение таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретенных иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков; • существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора; • достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), позволяющего учащимся общаться как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующих немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и письменной форме; • самосовершенствование в образовательной области «Иностранный язык» ; • осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка; • более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран; • осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 3 • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное языковое и духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религиям, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Предметные результаты: А. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении: • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах; • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, давать краткую характеристику персонажей; аудировании: • воспринимать на слух и понимать речь учителя, одноклассников; • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию; чтении: • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; письменной речи: 4 • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; • кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция (владение языковыми средствами): • применение правил написания слов, изученных в начальной школе; • адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик клише речевого этикета); • знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); • понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • знание основных различий систем иностранного и русского языков. Социокультурная компетенция: • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; • знакомство с образцами художественной литературы; • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; • понимание роли владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. 5 Б. В познавательной сфере: • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; • владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); • умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; • готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; • умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычными толковым словарями, мультимедийными средствами); • владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В. В ценностно-ориентационной сфере: • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; • представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; • приобщение к ценностям мировой культуры через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные); Г. В эстетической сфере: • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; • стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка. Д. В трудовой сфере: • умение рационально планировать свой учебный труд; • умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере: • стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Содержание учебного предмета второй иностранный (немецкий язык) Раздел 1 «Как прошло лето.» Знакомство с лексикой по теме «Погода. Увлечения». Притяжательные местоимения в именительном и дательном падежах. Артикли в 6 дательном падеже. Прошедшее разговорное время Perfekt — Partizip II. Лингвострановедение: Германия. Раздел 2 «Планы на будущее.» Знакомство с лексикой по теме «Профессии». Придаточные предложения с союзами dass и weil. Модальные глаголы в Präteritum. Раздел 3 «Дружба.» Знакомство с лексикой по теме «Друзья». Личные местоимения в дательном падеже. Сравнительная степень прилагательных и наречий. Союзы als/wie. Знакомство с выдающимися немцами и их вклад в картину мира. Раздел 4 «Маленькая перемена.» Повторение по темам 1-3 раздела. Раздел 5 «Картины и звуки.» Знакомство с лексикой по теме «СМИ». Модальные глаголы durfen и sollen. Условные придаточные и придаточные предложения времени с союзом wenn. Придаточные предложения в начале сложного предложения. Знакомство с историей города Калининград и виртуальная прогулка по Дрездену. Раздел 6 «Взаимоотношения.» Знакомство с лексикой по теме «Чувства». Возвратные глаголы; склонение местоимений welch-, jed-, dies-. Знакомство с популярными мультиками в Германии и интересами маленьких немцев. Раздел 7 «Это мне нравится.» Знакомство с лексикой по теме «Мода. Одежда». Прилагательные перед существительными в качестве определения в именительном и винительном падежах после определѐнного и неопределѐнного артиклей, притяжательных местоимений и отрицания kein. Раздел 8 «Подробнее о себе.» Знакомство с лексикой по теме «Внешность». Порядковые числительные. Окончания прилагательных в дательном падеже. Раздел 9 «Большая перемена.» Повторение по темам разделов 5-8. Тематическое планирование по второму иностранному (немецкому) языку 7 класс № Название раздела п/п Количество часов 1 Как прошло лето.4 часа. 2 Планы на будущее. 4 часа. 3 Дружба. 5 часов. 4 Маленькая перемена. 2 часа. 5 Картины и звуки. 4 часа. 6 Взаимоотношения. 5 часов. 7 Это мне нравится. 4 часа. 8 Подробнее о себе. 3 часа. 9 Большая перемена. 1 час. 7 Содержание Формы организации внеурочной деятельности Раздел 1. Как прошло лето (4часа) Тема 1. Каникулы. Введение новой Игра лексики. Тема 2. Рассказываем о лете. Тема 3. Климат и погода. Коллективное творческое дело, дискуссия Тематическая дискуссия Тема 4. Что мы знаем о Германии? Виртуальная экскурсия, викторина Коллаж, газета о немецком языке и Германии. Раздел 2. Планы на будущее (4 часа) Тема 5. Еда. Мои планы. Введение новой Игра лексики. Тема 6. Мои мечты. Коллективное творческое дело Тема 7. Профессии. Рассказ учителя – презентация. Выставка рисунков интересных профессий Тема 8. Эта важная грамматика Тестирование. Раздел 3. Дружба (5 часов) Тема 9. Дружба. Введение новой лексики. Игра Тема 10. Поговорим о дружбе. Тема 11. Мой лучший друг. Коллективное творческое дело Разговор о себе и друге, о хобби. Тема 12. Моя семья. Качества характера. Генеалогическое древо моей семьи. Сообщение учащихся. Выставка работ. Тема 13. Выдающиеся немцы Беседа о вкладе известных немецких личностей в культуру, науку и другие области Маленькая перемена (2 часа) Тема 14 Маленькая перемена Викторина. Рефлексия. Тема 15 Грамматический тренажёр Игротека Картины и звуки (4 часа) Тема 16 Картины и звуки. Введение новой Тематическая беседа лексики. Тема 17 Телевидение и радио. Урок-интервью Тема 18 В прошлом город Германии – мой Просмотр фильма о Кенигсберге Калининград. (Калининграде), Достопримечательности. Улицы города. Беседа об истории города. Тема 19 Что интересного в Дрездене? Рассказ учителя. Фильм о Дрездене. Эрудит-марафон. Викторина по двум городам –Калининграду и Дрездену. 8 Взаимоотношения (5 часов) Тема 20 Взаимоотношения. Введение лексики Лекция, дискуссия Тема 21 Как вы себя чувствуете? Инсценировка Тема 22 Дети в Германии Мультимарафон Тема 23 Школа, семья, друзья. Проектная деятельность Тема 24 Образование в Германии Познавательная беседа Это мне нравится (4 часа) Тема 25 Это мне нравится. Введение лексики. Коллективное творческое дело, дискуссия Тема 26 В мире грамматики Грамматический конкурс-викторина Тема 27 Я люблю животных Конкурс рисунков и рассказ о своем питомце или любимом животном Тема 28 Рассказываем о том, что нравится. Круглый стол Подробнее о себе (3 часа) Тема 29 Мой путь в школу. Школьная жизнь Проектная деятельность Тема 30 Важные этапы школьной жизни. Тематическая дискуссия Тема 31 Составляем автобиографию. Выступление с рассказом о себе Большая перемена (3 часа) Тема 32 Я это могу Игротека Тема 33 Викторина Игротека Тема 34 Играем и повторяем. Игротека 9 Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности «Хочу изучать немецкий язык» на 2022 – 2023 учебный год. 7класс Тема урока Кол-во часов Название раздела Дата план фактически № п/п Как прошло лето Каникулы. Введение новой лексики. 1 2 Рассказываем о лете. 1 3 Климат и погода. 1 4 Что мы знаем о Германии? 1 1 Как это было на каникулах. Планы на будущее 5 Мои планы. Введение новой лексики. 1 6 Мои мечты. 1 7 Профессии. 1 8 Эта важная грамматика 1 Дружба. 9 Дружба. Введение новой лексики. 1 10 Поговорим о дружбе. 1 11 Мой лучший друг. 1 12 Моя семья. Качества характера. 1 13 Выдающиеся немцы 1 Маленькая перемена 14 Маленькая перемена 1 15 Грамматический тренажёр 1 Картины и звуки. 16 Картины и звуки. Введение новой лексики. 1 17 Телевидение и радио. 1 18 В прошлом город Германии – мой Калининград. 1 10 19 Что интересного в Дрездене? 1 Взаимоотношения. 20 Взаимоотношения. Введение лексики 1 21 Как вы себя чувствуете? 1 22 Дети в Германии 1 23 Школа, семья, друзья. 1 24 Образование в Германии 1 Это мне нравится. 25 Это мне нравится. Введение лексики. 1 26 В мире грамматики 1 27 Я люблю животных 1 28 Рассказываем о том, что нравится. 1 Подробнее о себе. 29 Мой путь в школу. Школьная жизнь. 1 30 Важные этапы школьной жизни. 1 31 Составляем автобиографию. 1 Большая перемена. 32 Играем и повторяем. 1 33 Викторина 1 34 Играем и повторяем 1 11