МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГОСОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры Заместитель директора по УВР воспитательной работы ____________Водопьянов С.Д. Протокол № 3 от 31.08.2023г. 31.08.2023 года Директор МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» Приказ № 271 от 31.08.2023г. Зав. каф.___ Германова Ю.В. __________ Тютюник Л.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Уровень образования - начальное общее образование Класс: 1-4 класс Количество часов: 1 час в неделю Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с ООП НОО МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой» 2023г.г. Керчь «Функциональная грамотность» (1-4 классы) Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820; • СанПиН 1.2.3685-21; • основной образовательной программы НОО. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель курса: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации занятий: • предметные недели; • библиотечные уроки; • деловые беседы; • участие в научно-исследовательских дискуссиях; • практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. № 1 2 3 Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Содержание программы 1 класс (33 ч) Наименование разделов и тем Колич Формы проведения Использование ЭОР, программы ество занятий ЦОР часов Читательская грамотность Библиотечные https://infourok.ru/razvitieуроки; В. Бианки. Лис и мышонок. chitatelskoj-gramotnosti-v1 деловые беседы; Русская народная сказка. Мороз и 1-klasse1 участие в научнозаяц. исследовательских В. Сутеев. Живые грибы. 1 https://nsportal.ru/nachalna дискуссиях; Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1 ya-shkola практические М. Пляцковский. Урок дружбы. 1 Грузинская сказка. Лев и заяц. упражнения; 1 https://www.1urok.ru Русская народная сказка. Как лиса круглый стол 1 училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. 1 Итого 8 Математическая грамотность Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. Итого Финансовая грамотность За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. 1 1 1 1 Круглый стол; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения https://vk.com https://multiurok.ru https://rosuchebnik.ru https://infourok.ru https://znanio.ru 1 1 1 1 8 https://infourok.ru 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения https://www.preobra.ru https://kssovushka.ru/soviar /133-finansovayagramotnost-1-4-klass/ https://fincult.info/teaching/ uchebno-metodicheskiykomplekc-vvede https://www.maam.ru/detsk ijsad/urok-matematiki-pofinansovoi-gramo Итого 4 Естественно-научная грамотность Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. Итого Итого 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения https://infourok.ru https://multiurok.ru http://schoolsputnik.ru https://урок.рф https://kopilkaurokov.ru 9 33 Содержание программы 2 класс (34 ч) № 1 Наименование разделов и Колитем программы чество часов Читательская грамотность Михаил Пришвин. Беличья 1 память. И. Соколов-Микитов. В 1 берлоге. Лев Толстой. Зайцы. 1 Николай Сладков. Веселая 1 игра. 1 Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. 1 Полевой хомяк. 1 Про бобров. 1 Позвоночные животные. 0,5 Итого 2 Математическая грамотность Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Формы проведения занятий Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения; круглый стол Использование ЭОР, ЦОР Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения; круглый стол https://kopilkaurokov.ru/matematika https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola https://uchitelya.com/nachalnayashkola https://kopilkaurokov.ru www.prodlenka.or 8,5 1 1 1 1 1 1 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika https://vk.com https://multiurok.ru/files/master-klassmatematicheskaia-gramotnost Бобры строители. Встреча друзей 1 0,5 Итого 3 4 https://урок.рф 8,5 Финансовая грамотность Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. 1 1 1 1 0,5 Итого 8,5 1 1 1 1 Естественно-научная грамотность Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. Итого 1 1 0,5 8,5 Итого 34 1 1 1 1 1 1 Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения; круглый стол https://infourok.ru https://www.preobra.ru https://kssovushka.ru/soviar/133finansovaya-gramotnost-1-4-klass/ https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvede https://www.maam.ru/detskijsad/urokmatematiki-po-finansovoi-gramo Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения; круглый стол https://infourok.ru https://multiurok.ru http://schoolsputnik.ru https://урок.рф https://kopilkaurokov.ru Содержание программы 3 класс (34 ч) № Наименование разделов и Коли- Формы Использование ЭОР, ЦОР тем программы чество проведения часов занятий Библиотечные https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 1 Читательская уроки; грамотность деловые беседы; Про дождевого червяка. https://uchitelya.com/nachalnaya1 участие в научноКальций. shkola 1 исследовательских Сколько весит облако? 1 дискуссиях; Хлеб, всему голова. 1 https://kopilkaurokov.ru практические Про мел. 1 упражнения; Про мыло. 1 История свечи. Магнит. 1 1 Итого 2 3 Математическая грамотность Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Итого Финансовая грамотность Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? Итого 4 Естественно-научная грамотность Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. круглый стол www.prodlenka.or Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения; круглый стол https://kopilkaurokov.ru/matematika 8 1 1 1 1 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika https://vk.com https://multiurok.ru/files/master-klassmatematicheskaia-gramotnost https://урок.рф 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения; круглый стол https://infourok.ru https://www.preobra.ru https://kssovushka.ru/soviar/133finansovaya-gramotnost-1-4-klass/ https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvede https://www.maam.ru/detskijsad/urokmatematiki-po-finansovoi-gramo 1 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2022/05/21/sbornikzadach-po-finansovoy-gramotnosti 8 1 1 1 1 Библиотечные https://infourok.ru уроки; деловые беседы; https://multiurok.ru участие в научноисследовательских http://schoolsputnik.ru дискуссиях; Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. 1 1 https://урок.рф https://kopilkaurokov.ru Итого 5 практические упражнения; круглый стол Проверочные работы Проверь себя Итого 1 1 8 2 Защита проекта 34 Содержание программы 4 класс (34 ч) № Наименование разделов и Коли- Формы Использование ЭОР, ЦОР тем программы чество проведения часов занятий Библиотечные https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 1 Читательская уроки; грамотность 1 Деловые беседы; Про дождевого червяка. https://uchitelya.com/nachalnaya1 Участие в научноКальций. shkola 1 исследовательских Сколько весит облако? 1 дискуссиях; Хлеб, всему голова. https://kopilkaurokov.ru 1 Практические Про мел. 1 упражнения Про мыло. www.prodlenka.or 1 История свечи. 1 Магнит. Итого 8 2 Математическая грамотность В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся путешествие в 1 2 1 1 2 1 Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения; круглый стол https://kopilkaurokov.ru/matematika https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika https://vk.com https://multiurok.ru/files/master-klassmatematicheskaia-gramotnost https://урок.рф Итого 3 Финансовая грамотность Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и 8 1 1 1 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические https://infourok.ru https://www.preobra.ru https://kssovushka.ru/soviar/133finansovaya-gramotnost-1-4-klass/ социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? Итого 4 5 Естественно-научная грамотность Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит Итого Проверочные работы Проверь себя Итого 1 упражнения 1 https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvede https://www.maam.ru/detskijsad/urokmatematiki-po-finansovoi-gramo 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2022/05/21/sbornikzadach-po-finansovoy-gramotnosti 1 1 8 1 1 1 1 1 1 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения https://multiurok.ru http://schoolsputnik.ru https://урок.рф https://kopilkaurokov.ru 1 1 8 2 https://infourok.ru Защита проекта 34 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.school.edu.ru https://урок.рф https://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2022/05/21/sbornik-zadach-po-finansovoygramotnosti https://rosuchebnik.ru https://znanio.ru