РП Функциональная грамотность 1-4 классы 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГОСОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры

Заместитель директора по УВР

воспитательной работы

____________Водопьянов С.Д.

Протокол № 3 от
31.08.2023г.

31.08.2023 года

Директор МБОУ г. Керчи
Республики Крым «Школа-гимназия
№1 имени Героя Советского Союза
Е.И. Дёминой»
Приказ № 271 от 31.08.2023г.

Зав. каф.___ Германова Ю.В.

__________ Тютюник Л.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Уровень образования - начальное общее образование
Класс: 1-4 класс
Количество часов: 1 час в неделю

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с ООП НОО МБОУ г.
Керчи РК «Школа-гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой»

2023г.г. Керчь

«Функциональная грамотность» (1-4 классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки
от 18.08.2017 № 09-1672;
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820;
• СанПиН 1.2.3685-21;
• основной образовательной программы НОО.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель курса: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации
4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
• предметные недели;
• библиотечные уроки;
• деловые беседы;
• участие в научно-исследовательских дискуссиях;
• практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.

№

1

2

3

Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
Содержание программы 1 класс (33 ч)
Наименование разделов и тем Колич Формы проведения Использование
ЭОР,
программы
ество
занятий
ЦОР
часов
Читательская грамотность
Библиотечные
https://infourok.ru/razvitieуроки;
В. Бианки. Лис и мышонок.
chitatelskoj-gramotnosti-v1
деловые беседы;
Русская народная сказка. Мороз и
1-klasse1
участие
в
научнозаяц.
исследовательских
В. Сутеев. Живые грибы.
1
https://nsportal.ru/nachalna
дискуссиях;
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
ya-shkola
практические
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
Грузинская сказка. Лев и заяц.
упражнения;
1
https://www.1urok.ru
Русская народная сказка. Как лиса
круглый стол
1
училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
Итого
8
Математическая грамотность
Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и
лисичку.
Про медведя, лису и мишкин мед.
Итого
Финансовая грамотность
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль
делили.
Как мужик золото менял.

1
1
1
1

Круглый стол;
деловые беседы;
участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения

https://vk.com
https://multiurok.ru
https://rosuchebnik.ru
https://infourok.ru
https://znanio.ru

1
1
1
1
8
https://infourok.ru
1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотечные
уроки;
деловые беседы;
участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения

https://www.preobra.ru
https://kssovushka.ru/soviar
/133-finansovayagramotnost-1-4-klass/
https://fincult.info/teaching/
uchebno-metodicheskiykomplekc-vvede
https://www.maam.ru/detsk
ijsad/urok-matematiki-pofinansovoi-gramo

Итого

4

Естественно-научная грамотность
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный
шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения
воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в
пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
Итого

Итого

8
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотечные
уроки;
деловые беседы;
участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения

https://infourok.ru
https://multiurok.ru
http://schoolsputnik.ru
https://урок.рф
https://kopilkaurokov.ru

9

33

Содержание программы 2 класс (34 ч)
№

1

Наименование разделов и Колитем программы
чество
часов
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья
1
память.
И. Соколов-Микитов. В
1
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
1
Николай Сладков. Веселая
1
игра.
1
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
Полевой хомяк.
1
Про бобров.
1
Позвоночные животные.
0,5
Итого

2

Математическая
грамотность
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.

Формы
проведения
занятий
Библиотечные
уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения;
круглый стол

Использование ЭОР, ЦОР

Библиотечные
уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения;
круглый стол

https://kopilkaurokov.ru/matematika

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
https://uchitelya.com/nachalnayashkola
https://kopilkaurokov.ru
www.prodlenka.or

8,5

1
1
1
1
1
1
1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika
https://vk.com
https://multiurok.ru/files/master-klassmatematicheskaia-gramotnost

Бобры строители.
Встреча друзей

1
0,5

Итого

3

4

https://урок.рф

8,5

Финансовая грамотность
Беличьи деньги.
Поврежденные
и
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность
денег
на
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.

1
1
1
1
0,5

Итого

8,5

1
1
1
1

Естественно-научная
грамотность
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности
яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Итого

1
1
0,5
8,5

Итого

34

1
1
1
1
1
1

Библиотечные
уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения;
круглый стол

https://infourok.ru
https://www.preobra.ru
https://kssovushka.ru/soviar/133finansovaya-gramotnost-1-4-klass/
https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvede
https://www.maam.ru/detskijsad/urokmatematiki-po-finansovoi-gramo

Библиотечные
уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения;
круглый стол

https://infourok.ru
https://multiurok.ru
http://schoolsputnik.ru
https://урок.рф
https://kopilkaurokov.ru

Содержание программы 3 класс (34 ч)
№ Наименование разделов и Коли- Формы
Использование ЭОР, ЦОР
тем программы
чество проведения
часов занятий
Библиотечные
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
1 Читательская
уроки;
грамотность
деловые беседы;
Про дождевого червяка.
https://uchitelya.com/nachalnaya1
участие
в
научноКальций.
shkola
1
исследовательских
Сколько весит облако?
1
дискуссиях;
Хлеб, всему голова.
1
https://kopilkaurokov.ru
практические
Про мел.
1
упражнения;
Про мыло.
1

История свечи.
Магнит.

1
1
Итого

2

3

Математическая
грамотность
Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
Итого
Финансовая грамотность
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?

Итого

4

Естественно-научная
грамотность
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.

круглый стол

www.prodlenka.or

Библиотечные
уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения;
круглый стол

https://kopilkaurokov.ru/matematika

8

1
1
1
1
1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika
https://vk.com
https://multiurok.ru/files/master-klassmatematicheskaia-gramotnost
https://урок.рф

1
1
1
8
1
1
1
1

1

1

Библиотечные
уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения;
круглый стол

https://infourok.ru
https://www.preobra.ru
https://kssovushka.ru/soviar/133finansovaya-gramotnost-1-4-klass/
https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvede
https://www.maam.ru/detskijsad/urokmatematiki-po-finansovoi-gramo

1

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2022/05/21/sbornikzadach-po-finansovoy-gramotnosti

8

1
1
1
1

Библиотечные
https://infourok.ru
уроки;
деловые беседы;
https://multiurok.ru
участие в научноисследовательских http://schoolsputnik.ru
дискуссиях;

Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

1
1

https://урок.рф
https://kopilkaurokov.ru

Итого
5

практические
упражнения;
круглый стол

Проверочные работы
Проверь себя
Итого

1
1
8

2

Защита проекта

34

Содержание программы 4 класс (34 ч)
№ Наименование разделов и Коли- Формы
Использование ЭОР, ЦОР
тем программы
чество проведения
часов занятий
Библиотечные
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
1 Читательская
уроки;
грамотность
1
Деловые беседы;
Про дождевого червяка.
https://uchitelya.com/nachalnaya1
Участие
в
научноКальций.
shkola
1
исследовательских
Сколько весит облако?
1
дискуссиях;
Хлеб, всему голова.
https://kopilkaurokov.ru
1
Практические
Про мел.
1
упражнения
Про мыло.
www.prodlenka.or
1
История свечи.
1
Магнит.
Итого
8

2

Математическая
грамотность
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся
путешествие

в

1
2
1
1
2
1

Библиотечные
уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения;
круглый стол

https://kopilkaurokov.ru/matematika
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika
https://vk.com
https://multiurok.ru/files/master-klassmatematicheskaia-gramotnost
https://урок.рф

Итого

3

Финансовая грамотность
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и

8
1
1
1

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические

https://infourok.ru
https://www.preobra.ru
https://kssovushka.ru/soviar/133finansovaya-gramotnost-1-4-klass/

социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?
Итого

4

5

Естественно-научная
грамотность
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит
Итого
Проверочные работы
Проверь себя
Итого

1

упражнения

1

https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvede
https://www.maam.ru/detskijsad/urokmatematiki-po-finansovoi-gramo

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2022/05/21/sbornikzadach-po-finansovoy-gramotnosti

1
1
8

1
1
1
1
1
1

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

https://multiurok.ru
http://schoolsputnik.ru
https://урок.рф
https://kopilkaurokov.ru

1
1
8
2

https://infourok.ru

Защита проекта

34

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.school.edu.ru
https://урок.рф
https://kopilkaurokov.ru
https://infourok.ru
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2022/05/21/sbornik-zadach-po-finansovoygramotnosti
https://rosuchebnik.ru
https://znanio.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».