АРП НОО ЗПР Математика 7.2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ
№1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ»

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
начального обучения

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ г. Керчи РК
«Школа-гимназия №1 имени
________________________
Героя Советского Союза ↵Е.И.
________________________
Водопьянова С.Д. Дёминой»↵
от «31»08.2023 г.
Павловская Н.А.
________________________
Протокол № 4 от «31»08.2023 г.
Тютюнник Л.И.
Приказ № 271 от «31»08.2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (вариант 7.2)
(ID 2136138)
учебного предмета «Математика»
для обучающихся 1– 4 классов

Керчь 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область
«Математика

и

информатика»)

включает

пояснительную

записку,

содержание учебного предмета «Математика» для 1 (1 дополнительного) —
4 классов начальной школы, распределённое по годам обучения,
планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на
уровне начального общего образования и тематическое планирование
изучения курса.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению
младшими школьниками; характеристику особенностей его изучения
обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания с учетом особых образовательных потребностей детей с
ЗПР, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной
школы.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных

учебных

действий

(УУД)

—

познавательных,

коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать
средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных
особенностей

и

особых

образовательных

потребностей

младших

школьников с ЗПР. В первом, первом дополнительном и втором классах
предлагается

пропедевтический

уровень

формирования

УУД.

В

познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный
раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил
совместной

деятельности

строится
2

на

интеграции

регулятивных

(определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения

и

доброжелательности

при

налаживании

отношений)

и

коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать
взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в
специальном разделе — «Совместная деятельность». В зависимости от
степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших
школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие
сроки,

в

связи

с

чем

допустимым

является

оказание

помощи

организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении
учебной работы обучающимися.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание
по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также
раскрываются методы и формы организации обучения, характеристика видов
деятельности, приводятся специфические приемы обучения, которые
необходимо использовать при изучении той или иной программной темы
(раздела). Представлены также способы организации дифференцированного
обучения.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в
развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий на математическом материале,
первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение
следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения
величин и способов их измерения; использование арифметических способов
3

для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные
и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности
младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных
на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических
действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника —
формирование

способности

к

интеллектуальной

деятельности,

пространственного воображения, математической речи; умение строить
рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и
неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров,
оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению
математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной
деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях;
прочных навыков использования математических знаний в повседневной
жизни.
Особенности познавательной деятельности и интеллектуального
развития детей с ЗПР определяют специфику изучения предмета. Как
правило обучающиеся с ЗПР не проявляют достаточной познавательной
активности и стойкого интереса к учебным заданиям, они не могут
обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью
выполнения задания, у них нет стремления к улучшению результата.
Трудности пространственной ориентировки замедляют формирование
знаний и представлений о нумерации чисел, числовой последовательности,
4

затрудняют использование математических знаков «<» (меньше) и «>»
(больше),

освоение

разрядов

многозначных

чисел,

геометрического

материала (чертежно-графических навыков и использования чертежноизмерительных средств).
Недостаточность
логических

операция

развития
анализа,

словесно-логического
синтеза,

классификации,

мышления,
сравнения,

обобщения, абстрагирования приводят к значительным трудностям в
решении арифметических задач. Обучающиеся с ЗПР не всегда точно
понимают смысл вопроса задачи, выбирают неверно действие для решения,
могут «играть» с числами, не соотносят искомые и известные данные, не
видят

математических

зависимостей.

Инертность,

замедленность

и

малоподвижность мыслительных процессов затрудняют формирование
вычислительных навыков, использования правила порядка арифметических
действий, алгоритма приема письменных вычислений. С трудом осваиваются
и применяются учениками с ЗПР знания табличного умножения и деления,
правила деления и умножения на ноль, внетабличное деление.
В программу учебного предмета «Математика» введены специальные
разделы, направленные на коррекцию и сглаживание обозначенных
трудностей, предусмотрены специальные подходы и виды деятельности,
способствующие устранению или уменьшению затруднений.
В первую очередь предусмотрена адаптация объема и сложности
материала к познавательным возможностям учеников. Для этого произведен
отбор содержания учебного материала и адаптация видов деятельности
обучающихся с ЗПР, а также предусматривается возможность предъявления
дозированной помощи и/или использование руководящего контроля
педагога. Трудные для усвоения темы детализируются, а учебный материал
предъявляется небольшими дозами. Для лучшего закрепления материала и
автоматизации навыков широко используются различные смысловые и
визуальные опоры, увеличивается объем заданий на закрепление. Большое
5

внимание уделяется практической работе и предметно-практическому
оперированию, отработке алгоритмов работы с правилом, письменных
приемов вычислений и т.д.
В

первом

классе

предусмотрен

пропедевтический

период,

позволяющий сформировать дефицитарные математические представления,
общие учебные умения и способы деятельности для освоения программного
материала. В программу включены темы, способствующие выявлению и
восполнение математических представлений у детей с ЗПР о множестве и
действиях со множествами предметов, о размере и форме предметов, их
количестве и соотнесении количества. Введены часы на корректировку и
формирование пространственных и временных представлений. При этом все
обучение в этот период носит наглядно-действенны характер, все темы
усваиваются в процессе работы с реальными предметами, на основе
самостоятельного оперирования или наблюдая за действиями педагога.
В

дальнейшем

изучение

курса

математики

сопровождается

использованием заданий и упражнений, направленных на коррекцию и
развитие мыслительных операций и логических действий, активизацию
познавательных процессов. Отбор содержания учебного материала основан
на принципе соблюдения обязательного минимума объема и сложности.
Использование на уроках различных видов помощи способствует более
прочному закреплению материала и постепенному переходу к продуктивной
самостоятельной деятельности.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых
результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со
становлением личности обучающегося с ЗПР:
− понимание математических отношений выступает средством познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и
явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий,
6

протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение
формы, размера и т.д.);
− математические представления о числах, величинах, геометрических
фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и
человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры,
объекты природы);
− владение

математическим

языком,

элементами

алгоритмического

мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические
цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Планируемые результаты содержат допустимые виды помощи
обучающимся с ЗПР, которые предъявляются при необходимости.
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности
предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить,
определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их
расположения во времени и в пространстве. Осознанию обучающимся
многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что
облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу
с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица,
диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются
обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и
пространственные
использование

характеристики,
графических

оценки,

форм

расчёты

представления

и

прикидка,

информации).

Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать
рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений,
приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение,
называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических
7

величин

(длина,

периметр,

площадь)

становятся

показателями

сформированной функциональной грамотности младшего школьника и
предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
В федеральном учебном плане на изучение математики в каждом
классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 672 часов. Из них:
в 1 классе — 132 часа, в 1 дополнительном классе — 132 часа, во 2 классе —
136 часов, 3 классе — 136 часов, 4 классе — 136 часов.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Основное

содержание

обучения

в

федеральной

программе

представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия»,
«Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические
фигуры», «Математическая информация».

1 КЛАСС
Числа и величины
Оценка

сформированности

элементарных

математических

представлений.
Выполнение действий со множеством объектов (объединение,
сравнение, уравнивание множества путем добавления и убавления
предметов); установление взаимооднозначных соответствий.
Числа от 1 до 10: различение, чтение, запись, сравнение. Единица счёта.
Счёт предметов, запись результата цифрами. Состав числа от 2 до 10. Число
и цифра 0 при измерении, вычислении. Увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц. Разряды чисел: единицы, десяток. Равенство, неравенство
(на ознакомительном уровне).
Нумерация чисел в пределах 20: знакомство с чтением и записью чисел.
Однозначные и двузначные числа (на ознакомительном уровне).
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Названия компонентов
действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как
действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
9

Составление

математических

рассказов.

Текстовая

задача:

структурные элементы, составление текстовой задачи по предметнопрактическому

действию,

по

иллюстрации,

по

образцу.

Чтение,

представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели.
Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче.
Решение задач в одно действие. Знакомство с алгоритмом оформления
задачи: условие, решение и ответ задачи.
Пространственные, временные отношения и геометрические
фигуры
Расположение предметов и объектов по отношению к себе:
ближе/дальше,

выше/ниже,

справа/слева.

Понятие

спереди/сзади

(перед/за/между); над/под в практической деятельности. Правое и левое в
окружающем пространстве. Пространственное расположение предметов и
объектов относительно друг друга, на плоскости: слева/справа, сверху/снизу,
между; установление пространственных отношений. Знакомство с тетрадью
в клетку. Ориентировка на странице тетради (верх, низ, слева, справа,
середина).

Установление

сначала/потом.

временных

Понятия

отношений:

вчера/сегодня/завтра;

раньше/позже,
Установлении

последовательности событий. Части суток, их последовательность.
Геометрические

фигуры:

распознавание

и

изображение

геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), луч, отрезок, ломаная.
Распознавание

и

сравнение

фигур:

многоугольник,

треугольник,

прямоугольник, квадрат, круг, овал. Построение отрезка с помощью линейки
на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация

10

Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы
объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному
признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов:

её обнаружение,

продолжение ряда, «9 клеточка».
Чтение

рисунка,

схемы

с

одним-двумя

числовыми

данными

(значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением
длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем
мире;
обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
понимать назначение и необходимость использования величин в
жизни;
наблюдать действие измерительных приборов;
сравнивать два объекта, два числа;
выделять признаки объекта, геометрической фигуры;
распределять объекты на группы по заданному основанию;
устанавливать закономерность в логических рядах;
копировать изученные фигуры;
приводить примеры чисел, геометрических фигур;
вести

порядковый

и

количественный

счет

(соблюдать

последовательность).
Работа с информацией:
понимать, что математические явления могут быть представлены с
помощью разных средств: текст, числовая запись, рисунок, схема;
11

читать схему, извлекать информацию, представленную схематической
форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
выполнять учебные задания в соответствии с требованиями педагога;
удерживать внимание на время выполнения задания;
характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру;
комментировать ход сравнения двух объектов (с опорой на образец);
описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое
отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в
пространстве.
различать и использовать математические знаки;
строить предложения относительно заданного набора объектов (с
помощью педагога).
Универсальные регулятивные учебные действия:
принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
различать способы и результат действия;
действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с
помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности.
Совместная деятельность:
участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять
правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением
партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Числа и величины
Повторение знаний о записи и сравнении чисел от 1 до 10. Счёт
предметов, запись результата цифрами. Состав чисел от 2 до 10. Увеличение
(уменьшение) числа на несколько единиц.
12

Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и
двузначные числа. Разряды чисел: единицы, десяток. Равенство, неравенство.
Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Состав числа от 11 до
20. Образование чисел второго десятка.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр;
установление соотношения между ними. Единицы массы (килограмм),
вместимости (литр).
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов
действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как
действие, обратное сложению. Приемы устных вычислений без перехода
через разряд. Алгоритм приема выполнения действия сложения и вычитания
с переходом через десяток.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой
задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в
текстовой задаче. Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы
или другой модели. Решение задач в одно, два действия. План решения
задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических
действий. Запись решения и ответа задачи.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов в пространстве.
Геометрические

фигуры:

распознавание

и

изображение

геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), луч, отрезок, ломаная,
многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Угол. Прямой угол.

13

Построение отрезка, квадрата, треугольника, прямоугольника с помощью
линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы
объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному
признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов:

её обнаружение,

продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные
относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение
данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение
рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных
величин).
Многозвеньевые инструкции, связанные с вычислением, измерением
длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем
мире;
обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
понимать назначение и необходимость использования величин в
жизни;
наблюдать действие измерительных приборов;
сравнивать два объекта, два числа;
выделять признаки объекта геометрической фигуры;
распределять объекты на группы по заданному основанию;
14

устанавливать закономерность в логических рядах;
копировать изученные фигуры;
приводить примеры чисел, геометрических фигур;
вести

порядковый

и

количественный

счет

(соблюдать

последовательность).
Работа с информацией:
понимать, что математические явления могут быть представлены с
помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
читать таблицу, схему, извлекать информацию, представленную в
табличной и схематической форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
выполнять учебные задания в соответствии с требованиями педагога;
характеризовать

(описывать)

число,

геометрическую

фигуру,

последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
комментировать ход сравнения двух объектов (с опорой на образец);
описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое
отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в
пространстве;
различать и использовать математические знаки;
строить предложения относительно заданного набора объектов (с
помощью педагога);
давать словесный отчет о выполняемых действиях.
Универсальные регулятивные учебные действия:
принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
различать способы и результат действия;
продолжать учебную работу и удерживать внимание на задании в
объективно-сложных учебных ситуациях;
действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;

15

проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с
помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма
выполнения действия (по алгоритму).
Совместная деятельность:
участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять
правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением
партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.

2 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, разряды чисел. Сравнение.
Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц/десятков; разностное сравнение чисел. Представление двузначных
чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Величины: сравнение по массе (единица массы — килограмм);
измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр,
миллиметр), времени (единицы времени — час, минута). Соотношение
между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения
практических задач.
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с
переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах
100. Алгоритмы приемов письменных вычислений двузначных чисел
(сложение и вычитание). Переместительное, сочетательное свойства
сложения, их применение для вычислений. Взаимосвязь компонентов и
результата действия сложения, действия вычитания. Проверка результата
16

вычисления (правильность ответа, алгоритм проверки вычислений, обратное
действие).
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных
ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления.
Знакомство с таблицей умножения. Табличное умножение в пределах
50. Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении
задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и
результата действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его
нахождение. Буквенные выражения. Уравнение. Решение уравнения методом
подбора.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок
выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия
сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более
трех

действий);

нахождение

его

значения.

Рациональные

приемы

вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой
модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану
арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Отработка
алгоритма решения задач в два действия разных типов. Решение текстовых
задач на применение смысла арифметического действия (сложение,
вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/
уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация
ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность,
следование плану, соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
17

Повторение. Распознавание и изображение геометрических фигур:
точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Геометрические
формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, пирамида.
Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Изображение на
клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с
заданной

длиной

стороны.

Длина

ломаной.

Измерение

периметра

данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата
измерения в сантиметрах. Вычисление периметра многоугольника путем
сложения длин сторон.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора
математических

объектов:

чисел,

величин,

геометрических

фигур.

Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному
признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов
повседневной жизни.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие
количественные,

пространственные

отношения,

зависимости

между

числами/величинами. Конструирование утверждений с использованием слов
«каждый», «все».
Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос
информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения;
график дежурств, наблюдения в природе и пр.).
Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений)
готовыми числовыми данными.
Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений,
измерений и построения геометрических фигур.
Правила работы с электронными средствами обучения (электронной
формой учебника, компьютерными тренажёрами).
18

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше)
в окружающем мире;
использовать элементарные знаково-символические средств для
организации своих познавательных процессов (использование знаковосимволических

средств

при

образовании

чисел

в

пределах

100,

использование схемы для решения задачи из числа предложенных,
составление схемы к задаче, составление задачи по схеме, различение
понятий «число» и «цифра», овладение математическими знаками и
символами и т.д.);
характеризовать

назначение

и

использовать

простейшие

измерительные приборы (сантиметровая лента, весы);
сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур)
по самостоятельно выбранному основанию;
распределять

(классифицировать)

объекты

(числа,

величины,

геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы;
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
осмысленно читать тексты математических задач (прочтение текста
задачи

несколько

раз,

уточнение

лексического

значения

слов,

перефразирование текста задачи и выделение несущественных слов (при
необходимости), выделение всех множеств и отношений, выделение величин
и зависимостей между ними, уточнение числовых данных, определение
«связи» условия и вопроса (от условия к вопросу, от вопроса к условию);
с помощью учителя вести поиск различных решений задачи
(расчётной, с геометрическим содержанием);
воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении,
содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок);
19

устанавливать соответствие между математическим выражением и его
текстовым описанием;
подбирать примеры по образцу, подтверждающие суждение, вывод,
ответ;
устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его
(установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей
с наглядной опорой, выявление правила расположения элементов в ряду,
проверка выявленного правила).
Работа с информацией:
извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой,
графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы;
составлять схему для решения задачи или подобрать схему из
предложенных;
записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме
(знание единиц измерения и понимание к каким величинам они
применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть
выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в
зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа,
выраженные в разных мерах и т.д.);
дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми
данными.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его;
использовать

адекватно

речевые

средства

для

решения

коммуникативных и познавательных задач;
принимать участие в коллективном

поиске

средств решения

поставленных задач, договариваться о распределении функций;
уметь работать в паре, в подгруппе;
20

комментировать ход вычислений;
объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения;
составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым
решением) по образцу;
использовать математические знаки и терминологию для описания
сюжетной ситуации; конструирования утверждений, выводов относительно
данных объектов, отношения;
называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие
заданным свойством;
записывать, читать число, числовое выражение; приводить примеры,
иллюстрирующие смысл арифметического действия;
конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все».
Универсальные регулятивные учебные действия:
выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических
заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно;
следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел,
величин, геометрических фигур;
организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной
работы с математическим материалом;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма
выполнения действия, обратного действия;
находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности.
21

Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах,
группах, составленных учителем или самостоятельно;
участвовать в парной и групповой работе с математическим
материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои
действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию
(устное выступление) решения или ответа;
решать совместно математические задачи поискового и творческого
характера (определять с помощью измерительных инструментов длину,
определять время и продолжительность с помощью часов; выполнять
прикидку и оценку результата действий, измерений);
совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей
работы.

3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в
виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение,
составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное
сравнение чисел.
Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и
граммом; отношение «тяжелее/легче на/в».
Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения
«дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в
практической ситуации.
Время (единица времени — секунда); установление отношения
«быстрее/медленнее

на/в».

Соотношение

«начало,

продолжительность события» в практической ситуации.
22

окончание,

Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между
величинами в пределах тысячи.
Площадь (единицы площади — квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр).
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное
и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000.
Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком.
Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100.
Алгоритмы письменных приемов вычисления (сложения, вычитания,
умножения и деления) в пределах 1000.
Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата,
обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора).
Деление с остатком.
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при
вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Алгоритм записи уравнения.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового
выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с
вычислениями в пределах 1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи
Работа

с

текстовой

задачей:

анализ

данных

и

отношений,

представление на модели, планирование хода решения задачи, решение
23

арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических
действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше,
на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на
сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с
помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного
результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в
практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на
нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части,
составление фигуры из частей). Виды треугольников.
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.
Вычисление периметра прямоугольника (квадрата) разными способами.
Измерение площади, запись результата измерения в квадратных
сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными
сторонами,

запись

равенства.

Изображение

на

клетчатой

бумаге

прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур
с помощью наложения.
Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.
Верные

(истинные)

и

неверные

(ложные)

утверждения:

конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …,
то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации,
представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях

24

окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов,
поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными.
Формализованное

описание

последовательности

действий

(инструкция, план, схема, алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения
учебных и практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых
заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной
доске, компьютере, других устройствах).
Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические
фигуры);
выбирать приём вычисления, выполнения действия;
конструировать геометрические фигуры;
классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры,
текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку;
прикидывать размеры фигуры, её элементов;
использовать элементарные знаково-символические средства для
организации своих познавательных процессов (использование знаковосимволических

средств

при

образовании

чисел

в

пределах

1000,

использование схемы для решения задачи из числа предложенных,
составление схемы к задаче, составление задачи по схеме, различение
понятий число» и «цифра», овладение математическими знаками и
символами и т.д.);
понимать

смысл

зависимостей

описанных в задаче;

25

и

математических

отношений,

осмысленно

читать

тексты

математических

задач

(уточнять

лексическое значение слов, определять структуру задачи, находить опорные
слова, выделять и объяснять числовые данные, находить известные и
искомые данные);
различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
выбирать

метод

решения

(моделирование

ситуации,

перебор

вариантов, использование алгоритма);
соотносить

начало,

окончание,

продолжительность

события

в

практической ситуации;
составлять

ряд

чисел

(величин,

геометрических

фигур)

по

самостоятельно выбранному правилу;
моделировать предложенную практическую ситуацию;
устанавливать

последовательность

событий,

действий

сюжета

текстовой задачи.
Работа с информацией:
читать информацию, представленную в разных формах;
извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в
таблице, на диаграмме;
уметь производить анализ и преобразование информации в виде таблиц
(анализировать

имеющиеся

данные

об

объектах,

заносить

их

в

соответствующую строку и столбец таблицы, определять количество
столбцов и строк таблицы, исходя из данных, оформлять таблицу);
записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме
(знание единиц измерения и понимание к каким величинам они
применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть
выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в
зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа,
выраженные в разных мерах и т.д.);

26

заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными
чертеж;
устанавливать соответствие между различными записями решения
задачи;
использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для
установления и проверки значения математического термина (понятия).
Универсальные коммуникативные учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его;
использовать

адекватно

речевые

средства

для

решения

коммуникативных и познавательных задач;
принимать участие в коллективном поиске

средств решения

поставленных задач, договариваться о распределении функций;
уметь работать в паре, в подгруппе;
использовать математическую терминологию для описания отношений
и зависимостей;
строить речевые высказывания для решения задач; составлять
текстовую задачу;
объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … »,
«больше/меньше в … », «равно»;
использовать математическую символику для составления числовых
выражений;
выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины
к другим в соответствии с практической ситуацией;
участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения
вычисления.
Универсальные регулятивные учебные действия:
выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;

27

выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических
заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно;
проверять ход и результат выполнения действия;
выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки
правильности вычисления; проверять полноту и правильность заполнения
таблиц сложения, умножения.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах,
группах, составленные учителем или самостоятельно;
при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания
(находить разные решения; определять с помощью цифровых и аналоговых
приборов, измерительных инструментов длину, массу, время);
договариваться о распределении обязанностей в совместном труде,
выполнять роли руководителя, подчинённого, сдержанно принимать
замечания к своей работе;
с помощью учителя выполнять совместно прикидку и оценку
результата выполнения общей работы.

4 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение,
упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число
разрядных единиц, в заданное число раз.
28

Величины: сравнение объектов по массе, длине; площади, вместимости
– случаи без преобразования.
Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами
массы.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между
ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр),
площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр),
скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение
между единицами в пределах 100 000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах
миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на
однозначное/двузначное число в пределах 100 000; деление с остатком.
Умножение/деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений.
Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в
пределах 100 000. Проверка результата вычислений.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического
действия: запись, нахождение неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2–3 действия:
анализ, представление на схеме; планирование и запись решения; проверка
решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы:
движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность,
29

время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и
решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало,
продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода,
изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле.
Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление
решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового
выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность,

круг:

распознавание

и

изображение;

построение

окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических
фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Пространственные
геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида;
различение, называние.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты),
составление фигур из прямоугольников/квадратов.
Периметр,

площадь

фигуры,

составленной

из

двух-трёх

прямоугольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности;
составление и проверка логических рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира,
представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор
математических

данных

о

заданном

объекте

(числе,

величине,

геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети
Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой
диаграмме.
30

Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их
использование под руководством педагога и самостоятельно. Правила
безопасной работы с электронными источниками информации (электронная
форма

учебника,

электронные

словари,

образовательные

сайты,

ориентированные на детей младшего школьного возраста).
Алгоритмы решения учебных и практических задач.
Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
ориентироваться

в

изученной

математической

терминологии,

использовать её в высказываниях и рассуждениях;
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические
фигуры), записывать признак сравнения;
осмысленно

читать

тексты

математических

задач

(уточнять

лексическое значение слов, определять структуру задачи, находить опорные
слова, выделять и объяснять числовые данные, находить известные и
искомые данные);
выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия,
приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации);
составлять схему математической задачи, проверять её соответствие
условиям задачи;
обнаруживать

модели

изученных

геометрических

фигур

в

окружающем мире;
конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным
свойством (отрезок заданной длины, ломаная опреде лённой длины, квадрат
с заданным периметром);
классифицировать объекты по 1–2 выбранным признакам;

31

определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу
предмета

(электронные

и

гиревые весы),

температуру (градусник)

вместимость (с помощью измерительных сосудов).
Работа с информацией:
представлять информацию в разных формах;
извлекать и интерпретировать информацию, представленную в
таблице, на диаграмме;
производить анализ и преобразование информации в виде таблиц
(анализировать

имеющиеся

данные

об

объектах,

заносить

их

в

соответствующую строку и столбец таблицы, определять количество
столбцов и строк таблицы, исходя из данных, оформлять таблицу);
записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме
(знание единиц измерения и понимание к каким величинам они
применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть
выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в
зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа,
выраженные в разных мерах и т.д.);
устанавливать соответствие между различными записями решения
задачи;
использовать справочную литературу для поиска информации, в том
числе Интернет (в условиях контролируемого выхода).
Универсальные коммуникативные учебные действия:
использовать математическую терминологию для записи решения
предметной или практической задачи;
приводить

примеры

и

контрпримеры

для

подтверждения/

опровержения вывода (при необходимости с помощью учителя);
конструировать, читать числовое выражение;
описывать практическую ситуацию с использованием изученной
терминологии;
32

характеризовать математические объекты, явления и события с
помощью изученных величин;
составлять алгоритм последовательных учебных действий (не более 5).
Универсальные регулятивные учебные действия:
контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма
арифметического

действия,

решения

текстовой

задачи,

построения

геометрической фигуры, измерения;
с помощью учителя выполнять прикидку и оценку результата
измерений;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических
заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе
решения, распределять работу между членами группы;
договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной
работы с величинами (составление расписания, подсчёт денег, оценка
стоимости и веса покупки, рост и вес человека, приближённая оценка
расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение температуры
воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при
конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного
результата).

33

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Обучающийся с ЗПР младшего школьного возраста достигает
планируемых

результатов

обучения

в

соответствии

со

своими

возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние
индивидуальные
деятельности,

особенности
особенности

познавательной
формирования

деятельности,
учебной

темп

деятельности

(способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу,
самоконтроль и т. д.).
Планируемые результаты освоения программы по математике,
представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь,
предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные
результаты в области становления личностных качеств и метапредметных
действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
Тем самым подчеркивается, что становление личностных новообразований и
универсальных

учебных

действий

осуществляется

средствами

математического содержания курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у
обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные
результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к
жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития
способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать
или опровергать их;

34

применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
осваивать

навыки

организации

безопасного

поведения

в

информационной среде;
применять

математику

для

решения

практических

задач

в

повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам,
детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
работать

в

ситуациях,

расширяющих

опыт

применения

математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к
интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении
поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности применения математики для рационального и эффективного
решения учебных и жизненных проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути
устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и
умения;
пользоваться разнообразными информационными средствами для
решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем,
задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
35

устанавливать

связи

и

зависимости

между

математическими

объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его
(установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей
на доступном материале, выявление правила расположения элементов в ряду,
проверка выявленного правила);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для
успешного решения учебных и житейских задач;
использовать элементарные знаково-символические средств для
организации своих познавательных процессов (использование знаковосимволических средств при образовании чисел, овладение математическими
знаками и символами и т.д.);
осмысленно

читать

тексты

математических

задач

(уточнять

лексическое значение слов, определять структуру задачи, находить опорные
слова, выделять и объяснять числовые данные, находить известные и
искомые данные);
представлять

текстовую

задачу,

её

решение

в

виде

схемы,

арифметической записи.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных
разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию:
различать,

характеризовать,

использовать

для

решения

учебных

и

практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов).
Работа с информацией:
36

находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями учебной задачи;
записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме
(знание единиц измерения и понимание к каким величинам они
применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть
выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в
зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа,
выраженные в разных мерах и т.д.);
принимать

правила,

безопасно

использовать

предлагаемые

электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его;
использовать

адекватно

речевые

средства

для

решения

средств

решения

коммуникативных и познавательных задач;
принимать участие в коллективном поиске

поставленных задач, договариваться о распределении функций;
уметь работать в паре, в подгруппе;
с помощью педагога строить логическое рассуждение;
после совместного анализа использовать текст задания для объяснения
способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;

37

объяснять

полученный

ответ

с

использованием

изученной

терминологии (при необходимости с опорой на визуализацию и речевые
шаблоны);
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать
вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –
описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при
решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные; составлять по аналогии;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным после совместного анализа.
Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических
заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно;
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
оценивать их;
38

выбирать и при необходимости корректировать способы действий.
Самооценка:
предусматривать способы предупреждения ошибок (задать вопрос
педагогу, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том
числе электронным);
оценивать

рациональность

своих

действий,

(с

опорой

на

алгоритм/опорные схемы) давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах,
группах, составленные учителем или самостоятельно;
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,
предвидеть

возможность

возникновения

ошибок

и

трудностей,

предусматривать пути их предупреждения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
выполнять действия со множеством объектов (объединять, сравнивать,
уравнивать множества путем добавления и убавления предметов);
устанавливать взаимооднозначные соответствия;
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 10;
знать состав числа от 2 – 10;
читать и записывать числа от 11 – 20;
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер
объекта;
находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
39

выполнять арифметические действия сложения и вычитания в
пределах 10 (устно и письменно) (при необходимости с использованием
наглядной опоры);
называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые,
сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность) (с опорой на
терминологические таблицы);
решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание:
выделять условие и вопрос (с опорой на алгоритм и/или схему);
сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение
длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину
отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см) (возможно с использованием
алгоритма);
различать число и цифру;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая),
отрезок, круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
устанавливать

между

объектами

соотношения:

слева/справа,

дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
устанавливать и соотносить между собой временные отношения:
вчера/сегодня/завтра, раньше/позже, сначала/потом, утро/вечер, день/ночь;
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
различать пространственные термины;
группировать

объекты

по

заданному

признаку;

находить

называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);
распределять объекты на две группы по заданному основанию.

40

и

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
К концу обучения в первом дополнительном классе обучающийся
научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 11 до 20;
знать последовательность чисел от 0 до 20;
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер
объекта в пределах 20;
находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
выполнять арифметические действия сложения и вычитания и в
пределах 20 (устно и письменно) с переходом через десяток (при
необходимости с использованием наглядной опоры);
называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые,
сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность) (с опорой на
терминологические таблицы);
решать текстовые задачи в одно и два действия на сложение и
вычитание: выделять условие и вопрос (с опорой на алгоритм и/или схему);
знать и использовать единицу длины — дециметр; устанавливать
соотношения между единицами длины: сантиметром и дециметром;
измерять длину отрезка в сантиметрах и дециметрах, чертить отрезок
заданной длины (в см);
оперировать простыми учебными понятиями: круг, овал треугольник,
прямоугольник (квадрат), отрезок, луч, круг, многоугольник (пяти,
шестиугольник и др.);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения
относительно заданного набора объектов/предметов;
группировать объекты по заданному признаку; находить и называть
закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу,
извлекать данное/данные из таблицы;
41

сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);
распределять объекты на две группы по заданному основанию.

2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
читать, записывать, упорядочивать числа в пределах 100;
сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с
помощью знаков (>, <, =);
называть натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном
порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в
пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20)
(при необходимости с использованием опорных таблиц);
устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения
числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия
сложения и вычитания в пределах 100 (при необходимости с использованием
опорных таблиц);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в
пределах 100 — устно и письменно (при необходимости с использованием
алгоритма); умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы
умножения;
называть и различать компоненты действий умножения (множители,
произведение); деления (делимое, делитель, частное) (с опорой на
терминологические таблицы);
применять переместительное и сочетательное свойство сложения,
переместительное свойство умножения;
находить неизвестный компонент сложения, вычитания;
знать и применять алгоритм записи уравнения;
42

использовать при выполнении практических заданий единицы величин
длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), объема (литр),
времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни
единицы данных величин в другие (при необходимости с использованием
опорных таблиц);
определять

с

помощью

измерительных

инструментов

длину;

определять время с помощью часов (при направляющей помощи учителя);
выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины
длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение
«больше/меньше на»;
решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу
(краткая запись, рисунок, таблица или другая модель); планировать ход
решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде
арифметического действия/действий, записывать ответ;
формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки
решения данной (при направляющей помощи учителя);
различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную,
многоугольник; выделять среди четырехугольников прямоугольники,
квадраты;
на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить
прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для
выполнения построений линейку, угольник;
выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;
находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев; находить
периметр прямоугольника (квадрата);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со
словами «все», «каждый»; проводить одно-двухшаговые логические
рассуждения и делать выводы (при направляющей помощи учителя);

43

находить общий признак группы математических объектов (чисел,
величин, геометрических фигур);
находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических
фигур) (при направляющей помощи учителя);
представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи
числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на
рисунке (изображении геометрических фигур) (при направляющей помощи
учителя);
сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
составлять (дополнять) текстовую задачу;
проверять правильность вычислений.

3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в
заданное число раз (в пределах 1000);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в
пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление
на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно) с опорой на
алгоритм;
выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с
остатком;
выполнять деление с остатком с опорой на правило;
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении
значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего
44

арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления (при
необходимости с использованием смысловой опоры);
использовать математическую терминологию при чтении и записи
числовых

выражений

(при

необходимости

с

использованием

терминологических таблиц);
решать

уравнения

на

нахождение

неизвестного

слагаемого,

уменьшаемого и вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при
сложении, вычитании (с опорой на алгоритм);
использовать при вычислениях переместительное и сочетательное
свойства сложения;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач
единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы
(грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка,
рубль); преобразовывать одни единицы данной величины в другие (при
необходимости с использованием таблиц величин);
определять

с

помощью

цифровых

и

аналоговых

приборов,

измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и
оценку результата измерений; определять продолжительность события (с
направляющей помощью учителя);
сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости,
устанавливая между ними соотношение «больше/меньше, на/в» (при
необходимости с использованием таблиц величин);
называть, находить после совместного анализа долю величины
(половина, четверть);
сравнивать величины, выраженные долями;
знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях
(покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение

45

между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин,
умножение и деление величины на однозначное число;
решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи,
планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать
решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать
его реалистичность, проверять вычисления);
конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить
прямоугольник, многоугольник на заданные части;
сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых
значений);
находить

периметр

прямоугольника

(квадрата),

площадь

прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со
словами:

«все»,

«некоторые»,

«и»,

«каждый»,

«если…,

то…»;

формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения
(одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
классифицировать объекты по одному-двум признакам;
извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с
данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например,
расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например,
ярлык, этикетка);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по
образцу;
составлять план выполнения учебного задания и следовать ему;
выполнять действия по алгоритму;
сравнивать математические объекты (находить общее, различное,
уникальное);
выбирать верное решение математической задачи.

46

4 КЛАСС
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в
заданное число раз (при необходимости с использованием таблицы
разрядных единиц);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с
многозначными числами письменно (в пределах 100 — устно); умножение и
деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно
(в пределах 100 — устно); деление с остатком — письменно с опорой на
алгоритм (в пределах 1000);
вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок),
содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с
многозначными числами;
использовать при вычислениях изученные свойства арифметических
действий (при необходимости с опорой на таблицу свойств арифметических
действий);
выполнять прикидку результата вычислений после совместного
анализа; осуществлять проверку полученного результата по критериям:
соответствие правилу/алгоритму;
находить долю величины, величину по ее доле (при необходимости с
направляющей помощью учителя);
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать единицы величин при решении задач (длина, масса,
время, вместимость, стоимость, площадь, скорость) (при необходимости с
использованием таблиц величин);
использовать при решении задач единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер,
тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век),
47

вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр,
квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час,
метр в секунду) (при необходимости с использованием таблиц величин);
использовать при решении текстовых задач и в практических
ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем,
между

производительностью,

временем

и

объёмом

работы

(при

необходимости с опорой на визуальную поддержку/формулы);
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу
предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении); определять
с помощью измерительных сосудов вместимость с направляющей помощью
педагога;
решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование
заданных величин (при необходимости с использованием таблицы величин),
выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и
письменные вычисления, оценивать полученный результат по критерию:
соответствие условию;
решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на
покупки, движение и т.п.), находить недостающую информацию (например,
из таблиц, схем), использовать подходящие способы проверки, используя
образец;
различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг;
изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного
радиуса с направляющей помощью учителя;
различать изображения простейших пространственных фигур: шара,
куба, цилиндра, конуса, пирамиды;
выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей
составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и
площадь фигур, составленных из двух- трех прямоугольников (квадратов);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения;
48

формулировать утверждение (вывод) после совместного анализа,
строить логические рассуждения (одно-/двухшаговые) с использованием
шаблонов изученных связок;
классифицировать

объекты

по

заданным/самостоятельно

установленным одному-двум признакам;
извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач
информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах,
таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира
(например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни
(например, счет, меню, объявление);
заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму
при направляющей помощи учителя;
использовать

формализованные

описания

последовательности

действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях;
упорядочивать шаги алгоритма;
выбирать рациональное решение после совместного анализа;
составлять схему текстовой задачи, используя заученные шаблоны;
числовое выражение;
конструировать ход решения математической задачи;
находить все верные решения задачи из предложенных после
совместного анализа.

49

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Числа и величины
1.1

Числа от 1 до 9

13

1.2

Числа от 0 до 10

3

1.3

Числа от 11 до 20

4

1.4

Длина. Измерение длины

7

Итого по разделу
Раздел 2. Арифметические действия

27

2.1

Сложение и вычитание в пределах 10

11

2.2

Сложение и вычитание в пределах 20

29

Итого по разделу
Раздел 3. Текстовые задачи

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

40

50

3.1

Текстовые задачи

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

16

Итого по разделу
16
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1

Пространственные отношения

3

4.2

Геометрические фигуры

17

Итого по разделу
Раздел 5. Математическая информация

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

20

5.1

Характеристика объекта, группы
объектов

8

5.2

Таблицы

7

Итого по разделу

15

Резервное время

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

0

0

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
51

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Числа и величины
1.1

Числа от 1 до 9

13

1.2

Числа от 0 до 10

3

1.3

Числа от 11 до 20

4

1.4

Длина. Измерение длины

7

Итого по разделу
Раздел 2. Арифметические действия

27

2.1

Сложение и вычитание в пределах 10

11

2.2

Сложение и вычитание в пределах 20

29

Итого по разделу
Раздел 3. Текстовые задачи
3.1

Текстовые задачи

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

40
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

16

Итого по разделу
16
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1

Пространственные отношения

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

3

52

4.2

Геометрические фигуры

Итого по разделу
Раздел 5. Математическая информация

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

17
20

5.1

Характеристика объекта, группы
объектов

8

5.2

Таблицы

7

Итого по разделу

15

Резервное время

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

0

53

0

54

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Числа и величины
1.1

Числа

9

1.2

Величины

10

Итого по разделу
Раздел 2. Арифметические действия

1

19

2.1

Сложение и вычитание

19

1

2.2

Умножение и деление

25

1

2.3

Арифметические действия с числами в
пределах 100

12

1

Итого по разделу
Раздел 3. Текстовые задачи

56

Текстовые задачи

11

3.1

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

Итого по разделу
11
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры

55

1

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

4.1

Геометрические фигуры

10

1

4.2

Геометрические величины

9

1

Итого по разделу
Раздел 5. Математическая информация
5.1

Математическая информация

Итого по разделу

19
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

14
14

Резервное время

9

Итоговый контроль (контрольные и проверочные
работы)

8

1

136

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

56

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Числа и величины
1.1

Числа

10

1.2

Величины

8

Итого по разделу
Раздел 2. Арифметические действия

1

18

2.1

Вычисления

40

1

2.2

Числовые выражения

7

1

Итого по разделу
Раздел 3. Текстовые задачи

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

47

3.1

Работа с текстовой задачей

12

1

3.2

Решение задач

11

1

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

Итого по разделу
23
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1

Геометрические фигуры

9

1

4.2

Геометрические величины

13

1

Итого по разделу
Раздел 5. Математическая информация

22
57

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

5.1

Математическая информация

Итого по разделу

15

Резервное время

4

Итоговый контроль (контрольные и проверочные
работы)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

14

1

8

1

136

8

58

1

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Числа и величины
1.1

Числа

11

1

1.2

Величины

12

1

Итого по разделу
Раздел 2. Арифметические действия

23

2.1

Вычисления

25

1

2.2

Числовые выражения

12

1

Итого по разделу
Раздел 3. Текстовые задачи
3.1

Решение текстовых задач

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

37

20

1

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

1

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

Итого по разделу
20
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1

Геометрические фигуры

12

59

4.2

Геометрические величины

8

Итого по разделу
Раздел 5. Математическая информация

20

Математическая информация

15

5.1

Итого по разделу

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

15

Резервное время

13

Итоговый контроль (контрольные и проверочные
работы)

8

1

136

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

1

60

2

2

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика (в 2 частях), 2 класс/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова
Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Математика (в 2 частях), 2 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Учебник
Математика (в 2 частях), 2 класс /Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С.
В., рабочая тетрадь.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://www.yaklass.ru/p/matematika/1-klass/chisla-ot-1-do-5-14971/chislo-1tcifra-1-6828978
https://teacher.aclass.ru/class/25814/subject/1/week/1/show
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/subject/

61

63


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».