Рабочая программа Математические представления 8.4

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ »

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
начального обучения

Заместитель директора по УВР

Протокол №4 от 31.08.2023г.

31.08.2023г.

Директор МБОУ г.Керчи РК
«Школа-гимназия №1 имени
Героя Советского Союза Е.И.
Дёминой»

_____ Водопьянова С. Д.

Зав.каф._____ Н.А.Павловская

Пр.№271 от 31.08.2023г.
________ Тютюнник Л. И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
(вариант 8.4)

1 дополнительный класс

г.Керчь 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы для детей с РАС в соответствии с ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в
повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС
нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.
Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству
обедающих и др.
Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями, без
специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно
осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в
обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические
представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса,
на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять
необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения,
навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике,
необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных,
количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические
представления обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое
значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в
неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет
принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,

хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о
дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об
изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,
мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной
мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3)использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием
программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия)
к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.

Планируемые результаты изучения курса:
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 34 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого
модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая
пирамида.)
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два
предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки —
большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида».
Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по
подражанию:
Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на
их величину.
- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны,
ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький —
имитирует захват маленького предмета).

- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори-материалами: «Розовая
башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов
(раскладывает в ряд, строит домик).
- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и
кубиками» и т. п.
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала,
которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций,
сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка
пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну
емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый
«Дар Фребеля»), катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые,
тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если
неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные
плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало,
нет — пусто).
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
-Переносит с одного места на другое разных предметов.
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по
образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции):
принеси мишку, посади его на стул и т. п.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых
учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- «Количественные представления»
- «Представления о форме»
- «Представления о величине»

- «Пространственные представления»
- «Временные представления»
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;- Умение
различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и
прослеживать последовательность событий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№

Наименование разделов ,тем программ
Формирование временных представлений
«Деньвечер-ночь»
«Части суток»
«День-вечер-ночь»

Кол-во часов
2

5
6

«Режим дня»

3

8
9

«Ночной режим»

2

10
11

Закрепление по теме:
«Покажи, что ты делал днем, вечером»
«Покажи, что ты делал ночью»
«Формирование количественных
представлений»
«Знакомство с понятием «один» и «много»
«Знакомство с цифрой 1»
«Один-много»
«Цифра 1»
«Много»
«Выполнение различных действий: один —
много
хлопков».
«Мои игрушки»

2

«В гостях у лесовичка в лесу»
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»
«Формирование представлений о величине»
«Большой - маленький»
«Длинный- короткий»
«Большие и маленькие игрушки»
«Игровые упражнения на сопоставление
двух

2

1
2
3
4

12
13

14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25

2

2

2
2

2

2

2

26
27

28
29

30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

объектов по величине длинный - короткий,
используя приемы наложения и
приложения».
«Я большая, а ты маленький»
«Штриховка предметов различной величины
длинная
лента, короткая лента».
«Подбери одежду для большой куклы, для
маленькой
куклы»
«Подбери ленты для кукол»
Постройка башни»
«Длинный мост, короткий мостик»
«Выделение «короткий - длинный»
предметов в
различных игровых ситуациях, в
конструктивной деятельности».
«Формирование представлений о форме»
«Круг»
«Квадрат»
«Маленькие и большие квадраты»

2

2

3

2

2

«Предметы похожие на круг, квадрат»

2

«Раскрашивание круга, квадрата»

2

«Обведение круга, квадрата по контуру»

2

«Штриховка круга, квадрата»

2

«Формирование пространственных
представлений»
«Вверху – середина - внизу»
«Разложи игрушки по полкам»

2

«Разложи игрушки по полкам»

2

«Ориентация на листе бумаги»
«Вверх - середина»
«Середина –низ»
«Ориентация в классе»
«Середина класса»

3

«Формирование пространственных
представлений»
«Поровну - больше»
«Разложи игрушки»

2

«Пространственные понятия: поровну больше, к,от.»
«Игровые упражнения на перемещение в

2

2

3

2

2

64
65
66

пространстве, на изменение положений
частей тела».
«Игровые упражнения на перемещение в
пространстве»

2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема

Кол
-во
часо
в

Планируемые результаты

Личностные

Коррекционные
задачи

Группа
Группа
1 четверть (16 часов)
Принимает
Сформированы
участие
знания о частях
В
Суток, их
коллективных отличительных
делах и играх
особенностях
(на основе
деятельности детей
,взрослых,
объективных
условий при
роды).Умеет
имитировать
действия

Базовые
учебные
действия
Группа

1
2

Формирование
временных
представлений
«День , вечер,
ночь»

2

Фиксирует
взгляд на
лице педагога
с
использовани
ем
голоса

3
4

«Части суток»
День, вечер,
ночь.

2

Выражает
интерес и
желание к
познанию
окружающего
мира

Определяет
части суток
По признакам:
деятельность
человека

Понимает
инструкцию
По
пиктограмма
м

5
6
7

«Режим дня»

3

Имеет
представления
о правилах
режима дня

Выполняет
Действия по
опорным картинкам
(читает книгу,
пинает мяч, рисует,
прыгает, бегает)

Наблюдает за
окружающим
и предметами

8
9

«Ночной
режим»

2

Соблюдает
правила

Умеет выбирать
соответствующую

Наблюдает за

режима в
ночное время
(ночью дети
должны спать,
а игрушки
отдохнуть у
себя на
полочке

картинку ,где
нарисована ночь
.Ночью спать
ложатся книжка и
тетрадь, куклы и
игрушки тоже будут
спать.

Окружающим
и
предметами.

10
11

Закрепление по
теме «Покажи
,что ты делал
днём,
вечером»
«Покажи ,что
ты делал
ночью»

2

Сформирован
навык
сотрудничеств
а,
взаимодействи
я
в игре и на
занятии

Находить картинки
по частям
суток(Маша гуляла
на улице. Каталась
на карусели.
Обедала.)
Когда это было? днём
Показывает
картинку, где Маша
гуляет и т.д.
Играет с бусами
разной величины.

Наблюдает за
Окружающим
и предметами

12
13

«Формирование
количественны
х
представлений»
«Один» и
«много»
«Знакомство
с цифрой 1»

2

Выражает
желания
работать в
паре

Умеет соотносить
количество (один
стул - сядет один
мальчик.
Много стульев сядут много
мальчиков

Понимает
Инструкцию
по
пиктограмма
м

14
15

«Одинмного»
«Цифра 1»

2

Проявляет
доверительны
й
Контакт
между детьми

Понимает
Инструкцию
пиктограмм

16
17

«Много»
«Выполнение
различных
действий:
один —
много
хлопков».

1

Проявляет
желания
работать
совместно
с
учителем,
принимает
помощь от
учителя

Соотносить
отдельные единицы
множества с
пальцами
,прикасается к
предмету пальцемПересчитывает
количество
(Один зайчик, один
мишка ,одна
белочка и т.д.
Соотносить
отдельные единицы
множества с
пальцами
прикасаться к
предмету пальцем много. Умеет
показывать жестом
(разводит руки

Наблюдает за
окружающим
и
предметами

широко в стороны много листьев)

2 четверть(16 часов)

18
19

«Мои
игрушки»
«Цифра 1»

2

Умеет
Сосредоточить
ся на слуховой
информации

Сформированы
понятия «правая» и
«левая »рука .Играет
со сборноразборным детским
материалом и
игрушками.
Участвует в играх с
пальчиками и на
соотнесение
количества: много,
один пальчик.

Подражает
действиям,
выполняемых
педагогом

20
21

«В гостях у
лесовичка в
лесу»
«Посчитаем
сколько шишек
и найдём цифру
1»

2

Проявляет
желание
помочь
герою
сказки

Умеет раскладывать
по коробкам шишки
с шишками, листья с
листьями(классифик
ация
предметов).Участву
ет в играх с
пальчиками на
соотнесение
количества: много
,один пальчик

Понимает
Инструкцию
по

22
23

«Формирование
представлений
о величине»
«Большоймаленький»
«Длинныйкороткий»

2

Проявляет
желания
работать
совместно
с
учителем,
принимает
помощь от
учителя

Умеет выделять
большие и
маленькие круги с
помощью метода
наложения ,умеет
выделять,
группировать
предметы по
величине длинный короткий

Последовател
ьно
выполняет
отдельные
операции,
действия по
образцу
педагога

24
25

«Большие и
маленькие
игрушки»

2

Проявляет
бережное
отношение

Умеет
показать
жестом

Принимать
цели и
произвольно

пиктограмма
м

«Игровые
упражнения
на
сопоставление
двух
объектов по
величине
длинный
короткий,
используя
приемы
наложения
и
приложения».
26
27

28
29

30
31
32

к наглядным большие и
пособиям
маленькие
предметы,
длинный короткий
Играет со
сборноразборным
детским
строительным
материалом

включаться
в
деятельность

«Я
большая, а
ты
маленький»
«Штриховка
предметов
различной
величины
длинная
лента,
короткая
лента».
«Подбери
одежду для
большой
куклы, для
маленькой
куклы»

2

Осознание
своей
принадлеж
ности к
определен
ному полу

Умеет
видеть
разницу в
росте,
сопровождает
свою речь с
жестами

Подражает
действиям,
выполняемых
педагогом

2

4

Умеет
соотносить
одежду с ростом
Одевает на
куклу
кофту,
штаны
Умеет
выбирать
из общих
кубиков большие
кубики,
оречевляя
речьюбольшие,
жестомразводит в
разные
стороны
руки,
ставить
кубик на
кубик,
сравнивает
большую с

Понимает
жестовую
инструкцию

«Постройка
башни»
«Выделение«бо
льших маленьких
«предметов в
различных
игровых
ситуациях,
в
конструктивно
й
деятельности».
«Длинный
мост,
короткий
мостик»

Испытывает
потребность в
новых
знаниях
(на
начальном
уровне)
Осознает
бережное
отношение
к
раздаточному
материалу
(не брать в
рот, не
грызть, не
рвать, не
ломать)

Переключает
взгляд с
одного
предмета на
другой

маленькой
башней
3 четверть(18часов)
33 «Формиро
34 вание
представле
ний о форме»
«Круг»
«Квадрат»

2

Определяет
свои внешние
данные
(цвет глаз,
волос,
рост и
т.д.)
Осознание
своей
принадлежнос
ти к
определен
ному полу
Испытывает
потребность в
новых знаниях
(на начальном
уровне)

35
36

«Маленькие и
большие
квадраты»

2

37
38

«Предметы
похожие на
круг, квадрат»

2

Проявляет
интерес
окружающим
предметам

39
40

«Раскрашивани
е круга,
квадрата»

2

41
42

«Обведение
квадрата по
контуру»

2

Проявляет
терпение,
доводить
начатое дело
до конца
Проявляет
интерес,
усидчивость
Проявляет
интерес,
усидчивость

43
44

«Штриховка
квадрата»

2

Проявляет
интерес к
занятию
Испытывает
потребность в
новых знаниях

Умеет работать с
деревянными
пазлами, вставляет в
отверстие формы из
круга, квадрата

Принимать
цели
и
произвольно
включатся в
деятельность

Умеет
дифференцировать,
раскладывать
маленькие квадраты
в маленькую
коробку, большие
квадраты в большую
коробку
Умеет соотносить и
дифференцировать
квадрат методом
наложения.
Называет большой
квадрат, маленький
квадрат

Подражает
действиям,
выполняемых
педагогом

Умеет правильно
держать карандаш,
расскрашивает не
выходя за контур.
Рассматривает
объемную фигуру
— куб.
Обводить форму
квадрата по
контуру.
Рассматривает
объемную фигуру
— куб
Выполняет
штриховку
геометрических
фигур в разных
направлениях,

Последовател
ьно
выполняет
отдельные
операции
действия по
образцу
педагога
Фиксирует
взгляд на
лице педагога
с
использовани
ем
утрированной
мимики
Выполняет
действие
способом
рука – в руке;
Выполняет
последовател
ьно
организованн
ые движения

(на начальном
уровне)
Пользуется
речевыми и
жестовыми
формами
взаимодействи
я для
установления
контактов

45
46

«Формирование
пространственн
ых
представлений»
«Вверхусерединавнизу»

2

47
48

«Разложи
игрушки по
полкам»

2

Проявляет
интерес к
математике
посредством
игр

49
50

«Разложи
одежду по
полкам»

2

Воспитывать
взаимоотноше
ния между
сверстниками
Испытывает
потребность в
новых знаниях
(на начальном
уровне)
Проявляет
дружеские
взаимоотноше
ния Умеет
устанавливать
и
поддерживать
контакты
Проявляет
доброе,
уважительное
отношение
друг к другу

разноцветными
карандашами.
Сформированы
понятия «вверху»
«внизу « и
сравнивает
предметы по
признакам сходство
различие
(маленький,
большой). Знает
геометрические
фигуры круг (круг,
квадрат)
Умеет раскладывать
маленькие игрушки
на верхнюю полку,
большие игрушки на
нижнюю полку
Участвует в игре по
постройке
предложенной
учителем
элементарному
сюжету (матрешка
пришла в домик,
села на стул, залезла под стол и т. п
Складывает вещи по
полкам. Показывает
верх-низ

Способен
удерживать
произвольное
внимание на
выполнении
посильного
задания 3-4
мин

Подражает
действиям,
выполняемые
педагогом

Переключает
взгляд с
одного
предмета на
другой

4 четверть (16 часов)
51
52
53

«Ориентация
на листе
бумаги»

3

54
55
56

«Ориентация в
классе»

3

Сформированы
навыка ориентации
на листе бумаги.
Выполняет
последовательно
организованные
движения

Понимает
жестовую
инструкцию

Умеет находить по
требованию учителя
тот или иной
предмет (с

Выполняет
действие
способом
рука - в- руке;

57
58

«Формирование
пространственн
ых
представлений»
«Поровну больше»

2

59
60

«Разложи
игрушки»

2

61
62

Пространствен
ные понятия:
поровнубольше ближе,
к, от.»

2

63
64

«Игровые
упражнения на
перемещение в
пространстве,
на изменение
положений
частей тела».

1

подсказкой учителя,
где он находится)
Пользуется
Умеет раскладывать
речевыми и
предметы от себя
жестовым и
далеко, близко.
формами
Воспроизводит
взаимодействи комбинации из
я для
двух- трех
установления
элементов
контактов
полифункционального мягкого
модульного
материала или
деревянного
(пластмассового)
строительного
набора.
Проявляет
Сформирован навык
взаимоотноше ориентировки в
ния между
пространстве
сверстниками (далеко близко)Игра
«Далеко - близко».
Умеет использовать
пространственные
понятия в
отношении
собственного тела
Выражает
Умеет
любознательно ориентироваться в
сть
пространстве,
использовать
изученные понятия
в речи. Дид. игра
«Накроем стол»
Выполняет
последовательно
организованные
движения
Проявляет
Умеет определять
коммуникатив расположение
ные навыки
других детей(далеко
и близко по
отношению от себя).
Выполняет
последовательно
организованные
движения

Способен
удерживать
произвольное
внимание на
выполнении
посильного
задания 3-4
мин

Фиксирует
взгляд на
лице педагога
с
использовани
ем
утрированной
мимики

Принимать
цели и
произвольно
включаться в
деятельность

Подражает
действиям,
выполняемые
педагогом

«Игровые
упражнения на
перемещение в
пространстве
предметов
поровнубольше»

65
66

1

Пользуется
речевыми и
жестовыми
формами
взаимодействи
я для
установления
контактов

Подбирает картинки
на определенные
пространственные
представления
поровну- больше
Перемещается в
классе с предметам
и по заданию (по
образцу и по
словесной
инструкции):
принеси мишку,
посади его на стул и
т. п.

Переключает
взгляд с
одного
предмета на
другой

Календарно-тематическое планирование
№

Наименование разделов ,тем
программ
Формирование временных
представлений «Деньвечер-ночь»
«Части суток»
«День-вечер-ночь»

Кол-во
часов
2

2

09.09
11.09

5
6

«Режим дня»

3

15.09
18.09
22.09

8
9

«Ночной режим»

2

25.09
29.09

10
11

Закрепление по теме:
«Покажи, что ты делал днем, вечером»
«Покажи, что ты делал ночью»
«Формирование количественных
представлений»
«Знакомство с понятием «один» и
«много»
«Знакомство с цифрой 1»
«Один-много»
«Цифра 1»
«Много»
«Выполнение различных действий:
один — много
хлопков».
«Мои игрушки»

2

02.10
06.10

2

09.10
13.10

2

16.10
20.10
23.10
27.10

2

07.11
10.11

«В гостях у лесовичка в лесу»

2

13.11
17.11

1
2
3
4

12
13

14
15
16
17

18
19
20
21

2

Дата
проведения Примечание
01.09
04.09

22
23

24
25

26
27

28
29

30
31
32

33
34

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

Посчитай сколько шишек, найди
цифру 1»
«Формирование представлений о
величине»
«Большой - маленький»
«Длинный- короткий»
«Большие и маленькие игрушки»
«Игровые упражнения на
сопоставление двух
объектов по величине длинный короткий, используя приемы
наложения и приложения».
«Я большая, а ты маленький»
«Штриховка предметов различной
величины длинная
лента, короткая лента».
«Подбери одежду для большой куклы,
для маленькой
куклы»
«Подбери ленты для кукол»
Постройка башни»
«Длинный мост, короткий мостик»
«Выделение «короткий - длинный»
предметов в
различных игровых ситуациях, в
конструктивной деятельности».
«Формирование представлений о
форме»
«Круг»
«Квадрат»
«Маленькие и большие квадраты»

2

20.11
24.11

2

27.11
01.12

2

04.12
08.12

2

11.12
15.12

3

18.12
22.12
25.12

2

28.12
09.01

2

12.01
15.01
19.01
22.01
26.01
29.01
02.02
05.02
09.02
12.02
16.02
26.02

«Предметы похожие на круг, квадрат»

2

«Раскрашивание круга, квадрата»

2

«Обведение круга, квадрата по
контуру»
«Штриховка круга, квадрата»

2
2

«Формирование пространственных
представлений»
«Вверху – середина - внизу»
«Разложи игрушки по полкам»

2

«Разложи игрушки по полкам»

2

«Ориентация на листе бумаги»
«Вверх - середина»
«Середина –низ»
«Ориентация в классе»
«Середина класса»

3

2

3

01.03
04.03
07.03
11.03
15.03
19.03
22.03
01.04
05.04

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

«Формирование пространственных
представлений»
«Поровну - больше»
«Разложи игрушки»

2

«Пространственные понятия: поровну
- больше, к,от.»
«Игровые упражнения на
перемещение в
пространстве, на изменение
положений частей тела».
«Игровые упражнения на
перемещение в
пространстве»

2

2

2

2

08.04
12.04
15.04
19.04
22.04
26.04
13.05
17.05
20.05

23.05
24.05

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы вкладыши;
-мозаики;
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных
представлений);
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой
материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных
математических представлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука – в - руке;
- подражает действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 34 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».