Рабочая программа Занимательная история

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ДЁМИНОЙ»
РАССМОТРЕНО
на заседания кафедры
воспитательной работы
протокол от 30.08. 2022 года №3
зав. кафедрой___ Ю.В. Германова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________Н.В. Семченко
30 августа 2022 года

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Школа-гимназия №1
имени Героя Советского Союза
Е.И. Дёминой»
____________Л.И. Тютюнник
Приказ от 30.08.2022г . № 230

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D775A4806C3B5BB9ECFF63221AF1EA38
Владелец: Тютюнник Лидия Ивановна
Действителен: с 01.04.2022 до 25.06.2023

по внеурочной деятельности «Занимательная история»
Уровень образования: основное общее образование (обновленный ФГОС ООО)
Класс: 5
Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год
Программа разработана в соответствии с Рабочей программой по «Истории» для 5 классов (обновленный ФГОС ООО)
Линия учебников: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс, М.: Просвещение, 2014

1.Содержание учебного курса.
Тема 1. Древнейшая история (5 часов.)
Введение. Что такое история? Археология. Особенности работы археологов. Первые люди на Земле. Теории происхождения человека. Пути
расселения древнего человека. Возникновение искусства. Пещера Альтамира. Пещера Ласко.
Тема 2. Древний Египет. (5 часов.)
Боги древних египтян. Строительство пирамид. Особенности расположения пирамид. Первые пирамиды Египта. Загадки фараона
Тутанхамона. « Проклятие» гробницы. Мифы древних египтян. Связь мифов с разливами Нила. Особенности живописи египтян.
Изображение фараонов и подчиненных на стенах гробниц.
Тема 3. Загадочный Восток. (3 часа.)
Двуречье.
Был ли Великий потоп на самом деле. Основные достижения и открытия финикийцев.
Кто первым обогнул Африку.
Атлантида. Где искать исчезнувший материк.
Тема 4. Индия и Китай в древности. (4 часа.)
Древнейшие книги. Веды. Ригведа. «Махабхарата» и «Рамаяна» краткое содержание. Открытия китайцев. Порох. Компас, шелк. Великая
китайская стена. Мифы и реальность. Легенды о гробнице Цинь-Шихуанди. Урок-аукцион «Что дал Древний Восток миру?»
Тема 5. Древняя Греция. 11 часов.
Боги Древней Греции. Двенадцать Подвигов Геракла. Троянская война мифы и реалии. Открытие Трои. Г. Шлиман. Поэмы Гомера. Илиада
и Одиссея. Спартанское воспитание. Первые Олимпийские игры. Знаменитые атлеты. Великий завоеватель Александр Македонский.
Турнир любознательных.
Тема 6. Семь чудес света (2 часа)
Египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды. Зевс Олимпийский. Фаросский маяк. Храм Артемиды Эфесской. Мавзолей в
Галикарнасе. Колосс Родосский.
Тема 7. Древний Рим. 6 часов.
«Вечный город» Рим. Легенды о происхождении Вечного города. Гладиаторы. Восстание Спартака. Римские легионы. Особенности
римской армии. Помпеи. Погребенные заживо. Везувий. Турнир любознательных.
2.Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты.


в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
2



в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
 в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на
моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
 в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного
сознания;
 в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры
как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
 в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том
числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
 в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития
человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
 в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание
глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
 в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной
среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
3

В сфере универсальных учебных познавательных действий:


владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять
характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации,
выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
 владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять
подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного
результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный
проект и др.);
 работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических
источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды
источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:


общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в
обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать
свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
 осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как
эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои
действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:


владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление
плана действий и определение способа решения);
 владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность
вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
4




выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей
действительности);
 регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
Предметные результаты.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
 называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
 определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:


находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху
первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий),
используя легенду карты;
 устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:


называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры
источников разных типов;
 различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
 извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках
изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):




характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
5

 давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:


раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в)
религиозных верований людей в древности;
 сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
 иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
 объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:



раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала),
оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
3.Тематическое планирование
Наименова
ние
разделов

Коли
честв
о
часов

Основные виды деятельности

Виды, формы Электронные
(цифровые)
контроля
образовательные ресурсы

1.
Древнейша
я история

5

Показывать на карте места расселения древнейших людей, Практическая
известные историкам;
работа с картой
Рассказывать о занятиях первобытных людей;

Мобильное
электронное
образование (МЭО)

Работа
с https://ui2.mobхронологиейedu.ru/ui/index.html#/login
Распознавать изображения орудий труда и охоты задачи на счет
первобытных людей;
Российская электронная школа
лет в истории
(РЭШ)
Объяснять, какое значение для древнейших людей имело Работа
с
6

овладение огнем, как его добывали и поддерживали;

иллюстрациями

Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных
людей, о чем ученые узнали из этих рисунков;Объяснять,
чему, каким силам поклонялись древнейшие люди;

Хронос. Всемирная история в
Интернете.
http://hrono.ru/index.php

Творческая мастерская, игра-путешествие.
2.Древний
Египет

5

https://resh.edu.ru/

https://histrf.ru/about

Практическая работа в группах, творческая работа с текстом с Работа
с
опорой на текст и иллюстрации, выполнение заданий иллюстрациями.
маршрутных листов путешествия: «Расшифруй иероглифы»,
Историческая
«Найди лишнее», «Установи соответствия», «Реши задачу».
реконструкция.

Мобильное
электронное
образование (МЭО)
https://ui2.mobedu.ru/ui/index.html#/login

Творческая
Российская электронная школа
мастерская,
(РЭШ)
играhttps://resh.edu.ru/
путешествие,
практикум, играсоревнование

3.Загадочн
ый Восток

3

Составление и решение задач на выявление особенностей
шумерских ступенчатых башен, Висячих садов Семирамиды,
сооружений и зданий Вавилона, групповая работа по
составление буклетов на темы: «Древнейшие города», «Вера в
переселение душ». Мифы Двуречья.

Составление
кроссвордов.
Историческая
реконструкция

Российская электронная школа
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
Виртуальные

экскурсии

https://artsandculture.google.com/

Хронос. Всемирная история в
Интернете.
http://hrono.ru/index.php

7

4.Индия и 4
Китай
в
древности

5.Древняя
Греция.

10

6.Семь
чудес света

2

7.Древний
Рим

5

Практическая работа в группах, творческая работа с текстом с Турнир знатоков https://histrf.ru/about
опорой на текст и иллюстрации, выполнение заданий истории, играмаршрутных листов путешествия «Вера в переселение душ», путешествие
«Культура Древней Индии», «Индийская мудрость, знания и
книги». Изобретения в Древней Индии и Китае.

Виртуальные

экскурсии

Практическая работа в группах, индивидуальные творческие
работы «Каким я увидел героя поэм “Иллада” или “Одиссея”
(по выбору)», групповые информационные проекты по темам:
«Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие
олимпийских видов спорта», «Древнегреческие атлеты»,
«Современные олимпийские виды спорта», работа в парах по
выполнению заданий маршрутных листов путешествия:
«Особенности храмовой архитектуры Древней Греции,
командное соревнование по выполнению заданий: решение
кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия».

Составление
кроссвордов.
Историческая
реконструкция

Практическая работа в группах, индивидуальные творческие
работы «Статуя Зевса в Олимпии» Фидий и его Афина»,
«Мавзолей Мавсола, «Храм Артемиды в Эфесе». Составление
и решение задач на установление особенностей семи чудес
света: пирамиды Хеопса, Висячие сады в Вавилоне, храма
богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолеи
Мавсола, Колосс Родосский. Фаросский, маяк.
Практическая работа в группах, парные информационные
проекты по темам «Особняки на городских холмах»,
«Многоэтажные дома в низинах между холмами»,
«Обустройство повседневности римлян», «Римская семья, ее
особенности», индивидуальные творческие работы «Один
день из жизни римлянина», работа в парах по изготовлению
буклетов с опорой на текст, иллюстрации по темам: «Боги
древнего Рима», «Мифы о древнеримских богах, «Римские

Турнир знатоков https://histrf.ru/about
истории, играРоссийская электронная школа
путешествие
(РЭШ)

8

https://artsandculture.google.com/

https://resh.edu.ru/
Творческая
мастерская,
играпутешествие,
практикум

Виртуальные

экскурсии

https://artsandculture.google.com/
https://histrf.ru/about

храмы», фронтальная работа по проведению сравнительного
анализа египетских, греческих и римских храмов, работа в
группах по представлению сюжетов на темы: «Источники
рабства в Риме», «Обязанности рабов», «На рынке рабов в
Риме», «Римские учёные о рабах» Фронтальная работа по
решению проблемных ситуаций по теме «Рабство в древнем
Риме». Работа в парах по выполнению заданий маршрутных
листов
путешествия:
«Город.
столица
империя»,
«Архитектурный облик Рима», «Колизей», «Пантеон»,
«Римский скульптурный портрет», «Хлеб и зрелища» для
бедноты», «Большой цирк в Риме», фронтальная работа по
определению особенностей римской цивилизации, командное
соревнование по выполнениюзаданий: решение кроссвордов,
«Найди лишнее», «Установи соответствия»

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».